Приёмы и формы организации групповой работы в начальной школе
статья на тему

Маркова Раиса Ивановна

Группа - это определенный коллектив людей, собравшихся для коммуникации между собой и преподавателем и преследующих одну и ту же цель. Способы организации группы зависят от типа предполагаемого собрания. Обычно различают три основных типа собраний, преследующих каждый свою цель:

- собрание - дискуссия, или групповое интервью. Это средство, с помощью которого узнается мнение данной группы на данный вопрос;

- собрание исследователей и изобретателей. Это метод, позволяющий группе дать полный простор своей фантазии в поисках решения данной проблемы;

- собрание - принятие решения. Это собрание, где группа принимает решение по данной проблеме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gruppovye_formy_raboty.docx27.45 КБ

Предварительный просмотр:

Приёмы  и  формы  организации  групповой  работы  в  начальной  школе

Технология групповой работы - это достаточно серьезный с методической точки зрения процесс, подчиняющийся своим определенным правилам

Группа - это определенный коллектив людей, собравшихся для коммуникации между собой и преподавателем и преследующих одну и ту же цель. Способы организации группы зависят от типа предполагаемого собрания. Обычно различают три основных типа собраний, преследующих каждый свою цель:

- собрание - дискуссия, или групповое интервью. Это средство, с помощью которого узнается мнение данной группы на данный вопрос;

- собрание исследователей и изобретателей. Это метод, позволяющий группе дать полный простор своей фантазии в поисках решения данной проблемы;

- собрание - принятие решения. Это собрание, где группа принимает решение по данной проблеме.

Методы работы внутри группы

Под групповой работой понимается совместная деятельность людей в группах по 3-9 человек по выполнению отдельных заданий, предложенных преподавателем. Члены группы сами устанавливают регламент общения, самостоятельно направляют свою деятельность, отдавая предпочтение наиболее компетентному и организованному лидеру представить результаты работы группы тем, от кого получено задание, или с кем по сценарию занятия группа вступает во взаимодействие.

Групповая работа преследует следующие цели:

1. Улучшение информированности членов группы, при этом развиваются горизонтальные коммуникации и взаимопонимание.

2. Разработку новых идей, решений, повышение активности членов группы и стимулирование их к нахождению новых вариантов.

3. Создание коллектива единомышленников, способных к сотрудничеству и взаимопомощи.

4. Осуществление многоаспектной экспертизы любой идеи - путем коллективного поиска аргументации ее защиты, критическому анализу, реальному осмыслению и прогнозированию потенциальных проблем.

Работа в группе позволяет индивидуально регулировать объем материала и режим работы, дает возможность формировать умение сообща выполнить работу, использовать прием взаимоконтроля. Возможность самостоятельно оценить свою работу без привычной пятибалльной системы позволяет соблюсти принцип «отметочной безопасности», развить интерес к предмету.

     В процессе ведения групповой работы выделяю следующие элементы:

 постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);

 раздача дидактического материала;

 планирование работы в группе;

 индивидуальное выполнение задания, обсуждение результатов;

 обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения);

 сообщение о результатах работы группы;

 общий вывод о работе групп и достижении поставленной задачи.

 Методы обучения в группе.

     В работе часто использую такие методы обучения в группе, как кооперативное обучение, групповая дискуссия, мозговой штурм.

   Кооперативное обучение - это метод взаимодействия учащихся в небольших группах, объединенных для решения общей задачи. Элементы кооперативного обучения: положительная взаимозависимость, личная ответственность за происходящее в группе, развитие навыков учебного сотрудничества. Как руководить группами кооперативного обучения? В 1-2 классе делю детей на пары или тройки. В 3-4 классе лучше делить класс на группы по четыре человека. Желательно поместить в одну группу разнополых детей с разной успеваемостью. Надо дать детям почувствовать личную ответственность за то, как группа работает, и распределить роли. Лучше всего дети работают вместе, если каждый играет  определенную роль при выполнении задания. Роли могут быть, например, следующие:

 чтец читает вслух;

 секретарь – записывает, если нужно, что-то от лица группы;

 докладчик - у доски рассказывает, что решила группа;

 хронометрист следит за временем.

   Групповая дискуссия - это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения участников в процессе общения. Использование этого метода позволяет дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон, уточнить личные точки зрения, выработать общее решение класса, повысить интерес учеников к проблеме.

    Мозговой штурм,  или свободное выражение мыслей, приводит к появлению множества идей. Во время мозгового штурма дети концентрируются на том, чтобы выплеснуть все свои идеи, какими бы странными и непривлекательными они ни казались на первый взгляд. (Позже мы сможем оценить, какие из идей наиболее приемлемы). Во время мозгового штурма я не обсуждаю, какая идея плохая, какая хорошая. Записываю все предложенные идеи, стараюсь, чтобы их было как можно больше. Оценку идей делаем позже, после мозгового штурма.

 Правила организации групповой работы

     Всегда необходимо установить правила работы группы и критерии оценки ее достижений, убедиться в том, что ученики понимают критерии оценки их совместной работы в начале каждого урока. Я устанавливаю для групп только реалистичные задачи, а в качестве критериев оценки работы использую выступления групп перед классом, сценки и другие виды активности, которые дети любят.     Желательно вместе с детьми установить подходящие для работы группы правила. Их должно быть минимальное количество, и они должны дополнять правила поведения на уроке.

убедись, что в разговоре участвует каждый;        говорить спокойно и ясно;        говорить только по делу;        не говорить  всем сразу; реагировать жестами и знаками; возражая или соглашаясь, смотреть на говорящего.обращаться друг к другу по имени.