Конспект и презентация внеклассного занятия по шахматам "Рокировка"
план-конспект на тему

Вычегжанина Анна Васильевна

Тема урока

Рокировка

Цели урока

 

Образовательные: Ввести понятие об особом ходе - рокировке.

Отработать правила и условия рокировки.

Закрепить правила передвижения фигуры король на шахматной доске.

Воспитательные: воспитание чувства личной ответственности за самостоятельно принятое решение; вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах.

Развивающие: развивать умение предвидеть результаты своей деятельности.

 

Универсальные учебные действия:

Личностные: Прививать интерес и любовь к шахматной игре. Развивать логическое мышление, внимание, память и речь. Воспитывать смелость, уверенность, инициативность  в  усвоении новых приёмов игры в шахматы.

Познавательные:

Ввести понятие о шахматной рокировке. Познакомить учащихся с двумя видами шахматной рокировки: короткой и длинной и основными правилами рокировки. Учить  защите короля путем осуществления шахматной рокировки и производить шахматную рокировку со стороны ферзевого и королевского флангов.

Регулятивные:

Учить  ставить цели, находить пути их достижения, делать выводы.

Коммуникативные:

Учить культурному общению, приемам  сотрудничества в различных видах деятельности.

Ресурсы:

 

Учебник  Шахматы. Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны.  Часть 2.  И.Г.Сухин

Презентация к уроку.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rokirovka.doc206.5 КБ
PDF icon rokirovka.pdf1.42 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Травниковская средняя общеобразовательная школа»

Конспект занятия по теме: РОКИРОВКА

Разработал: учитель информатики и ИКТ

Вычегжанина А.В.

Травники

2018


Технологическая карта урока шахматы по ФГОС.

Класс: 2-й класс.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Технологическая карта урока

Тема урока

Рокировка

Цели урока

Образовательные: Ввести понятие об особом ходе - рокировке.

Отработать правила и условия рокировки.

Закрепить правила передвижения фигуры король на шахматной доске.

Воспитательные: воспитание чувства личной ответственности за самостоятельно принятое решение; вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах.

Развивающие: развивать умение предвидеть результаты своей деятельности.

Универсальные учебные действия:

Личностные: Прививать интерес и любовь к шахматной игре. Развивать логическое мышление, внимание, память и речь. Воспитывать смелость, уверенность, инициативность  в  усвоении новых приёмов игры в шахматы. 

Познавательные:

Ввести понятие о шахматной рокировке. Познакомить учащихся с двумя видами шахматной рокировки: короткой и длинной и основными правилами рокировки. Учить  защите короля путем осуществления шахматной рокировки и производить шахматную рокировку со стороны ферзевого и королевского флангов.        

Регулятивные:

Учить  ставить цели, находить пути их достижения, делать выводы.

Коммуникативные:

Учить культурному общению, приемам  сотрудничества в различных видах деятельности.

Ресурсы:

Учебник  Шахматы. Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны.  Часть 2.  И.Г.Сухин

Презентация к уроку.

Продолжительность

40 минут.

Оборудование:

Демонстрационная шахматная доска и магнитные шахматы, наборы шахмат у детей, карточки с шахматными задачами.


Ход занятия

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Планируемые результаты (УУД)

1. Мотивация к учебной деятельности

(1 мин.).

Цель этапа: 

Эмоциональный настрой к познавательной деятельности.

Хочу представиться друзья,

 король шахмат это я.

Король любит гладкий, расчищенный путь:

в любую он сторону может шагнуть,

однако легко ты заметишь, дружок,

что в силах он сделать не шаг, а шажок.

Всего одно поле — вот шага длина,

не очень проворен король-старина.

Зато начеку королевская рать —

должна короля она оберегать.

Ведь если б король беззащитный погиб,

фигуры войну продолжать не могли б.

Запомни: король всех главней, всех важней,

нет в шахматном войске важнее вождей!

Задача, конечно, не слишком простая:

Играя учить и учиться играя,

Но если с учёбой сложить развлеченье,

То праздником станет любое ученье.

Определяют свою готовность к уроку. Включаются  в  ритм урока.

Умение дать самооценку готовности к уроку

2.Актуализация знаний

 (5мин.).

Цель этапа

повторение пройденного материала, необходимого для изучения новой темы.

А вы что знаете про шахматных королей?

А что такое шах?

Мат?

Дидактическая игра «Мешочек»

Дидактическая игра «Расставь фигуры

Ученики отвечают:

-Королей всего два черный и белый.

-Король самая важная фигура.

-Без короля нет игры.

-Королю можно поставить шах и мат.

- Шах это нападение на неприятельского короля

- Мат это шах, от которого нет защиты

 Дети поочередно достают из мешочка шахматную фигуру, называют ее и объясняют, как она ходит

Дети делятся на две команды «Белые» и «Черные». Каждый ученик в форме эстафеты ставит одну из фигур в начальную позицию на своем поле. Выигрывает та команда, чьи игроки быстро и правильно расставят фигуры на шахматной доске.

Ориентироваться в своей системе знаний

Находить и исправлять ошибки, оценивать.

Свободно излагать свои мысли в устной форме.

3.  Погружение в тему занятия.  Выяснение целей, ожиданий.

(3 мин.).

Цель этапа:  Умение определять и формулировать тему и цель деятельности.

Послушайте историю, которая произошла однажды в шахматном королевстве.

Итак, в одно прекрасное раннее утро Белый Король, проснувшись, сладко зевнул, потянулся и, нехотя поднявшись со своей мягкой пуховой постели, выглянул в окно. Неожиданно лицо его исказилось страхом, губы задрожали, а из глаз закапали слезы.
- Проспал! Все свое королевство проспал! - в отчаянии прошептал Король.
Даже если вы совсем недавно научились играть в шахматы, все равно вы легко поймете чувства бедного Короля. До мата остался один шаг. Под самыми окнами дворца уже ходит вооруженная до зубов вражеская Ладья, а в отдалении, готовые к штурму, ждут последнего сигнала Черный Ферзь и вторая Ладья. А в самом центре, нагло ухмыляясь и мысленно уже победивший, стоит Черный Король. Уж он-то не проспал свою удачу!

 -Можно ли помочь Белому Королю? Как?

  1. Позвать на помощь другую фигуру.
  2. Отступить.

Слайд 2

1.Отгадайте ребус

 - Какой шахматный термин зашифрован в ребусе?

-Правильно, это термин РОКИРОВКА.

-Кто знает, что обозначает этот термин?

-Какая же цель сегодня стоит перед нами?  

Слайд 3

А еще, Белому Королю можно посоветовать сделать рокировку.

    - Чему мы будем сегодня учиться на занятии?

-Сегодня будем учиться выполнять шахматную рокировку.

Разгадывают ребус

Рокировка

Предлагают значение термина

Узнать, что обозначает термин «Шахматная рокировка»

Умение предполагать, рассуждать.

Умение формулировать тему урока .

4. Открытие новых знаний.

(4мин.).

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

Эвристическая беседа «Шахматная рокировка»

Представьте себе шахматный город и бедного Белого Короля, которому угрожает опасность. Его Величество надо беречь от неприятностей. Для этого придумали специальную королевскую защиту – Шахматную Рокировку! Для чего делается рокировка? Слайд 4

В рокировке участвуют одна из ладей и король. Рокировка считается одним ходом. Вы знаете, что за один ход перемещается только одна шахматная фигура. Но один раз в партии делается исключение, когда могут передвинуться сразу две фигуры: ладья и король. Чтобы не запутаться, принято сначала переместить короля, а уж потом передвигать ладью.

Демонстрация приема шахматной рокировки.

Почувствовав опасность, Король подходит к своей Ладье и приказывает: «Спрячь меня!» Ладья послушно перепрыгивает через Короля и закрывает его. Главное, чтобы Королю с Ладьёй ничего не мешало: никто не стоял на пути и не угрожал клеткам, по которым они собираются пойти.

Какая бывает рокировка

Рокироваться король может с любой из ладей того же цвета, но при этом фигуры переместятся на разное количество полей. Рокировка бывает «в короткую сторону» и «в длинную сторону». В книгах это ещё называют рокировкой в сторону королевского фланга и рокировкой в сторону ферзевого фланга.

Слайд 5

 

Рокировка делается для защиты своего короля (для его безопасности)

Умение слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Извлекать информацию, представленную в разных видах.

5.Физминутка

(1мин.).

V. Развитие умений – применение ранее изученных знаний. Игровая практика

 (9мин.).

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

VI. Стадия осмысления.

(7мин.).

Цель этапа:

Привести новый материал, пройденный материал и игровую практику в единую систему для нахождения пути решения для поставленной задачи.

VII. Первичное закрепление темы.

(6 мин.).

Цель этапа: 

  Умение использовать полученные знания на практике

VIII.Самостоятельная работа

(6 мин.).

Цель этапа: 

  Умение самостоятельно применять полученные знания на практике

IХ.Рефлексия

(2 мин.).

Цель этапа: 

  Умение анализировать свою деятельность и делать выводы

Конь меня в дорогу ждёт,

Бьёт копытом у ворот.

На ветру играет гривой,

Пышной сказочной, красивой.

На коня верхом вскочу

И поеду поскачу.

Выполняют физминутку

 

6. Изучаем правила шахматной рокировки

(4мин.).

Памятка «Как делается рокировка»

Дорогой друг! Прежде чем делать рокировку, тебе нужно запомнить четыре основных правила.

Правило первое. Между королём и ладьёй не должно быть других фигур.

Правило второе. Для обеих фигур это ход должен быть первым в партии.

Правило  третье. До и после рокировки король не должен находиться под шахом.

Правило четвёртое. Король может перескакивать только необстреливаемые поля.

Слайд 6

Извлекать информацию, представленную в разных видах.

Свободно излагать свои мысли в устной форме.

Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения, делать выводы.

Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Работать в группе, участвовать в выработке решения.

Высказывать предположения на основе наблюдений.

Работать в парах, участвовать в выборе решения.

Анализировать сравнивать, обобщать, делать выводы, работать по способу действия.

Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

Анализировать, сравнивать, разыгранную партию, делать выводы.

Концентрировать свои мысли для новой шахматной ситуации.

Вырабатывать критерии оценки и определять степень

успешности работы.

7.Практическая работа

(4мин.).

1. Решение шахматной задачи.

   - Посмотрите внимательно на шахматную доску. Белому Королю угрожает опасность. В какую сторону ему лучше рокироваться?

Слайд 8

-Ребята у вас на столах шахматные доски с набором фигур, поставьте на них ладьи и короля и попробуйте сделать короткую рокировку, затем длинную.

3) практическая работа на доске:

-покажи длинную рокировку;

- покажи короткую рокировку.

Итак, мы познакомились с новым ходом  - который называется  как:

Рокировка

Искать пути решения задачи.

8.Проверь себя

(3мин.).

Ответь: да или нет. Согласны ли вы, что:

-рокировка-это одновременный ход короля и ладьи?_____

-ферзь, конь и слон могут рокироваться?___________

-при рокировки ладья перепрыгивает через короля?_______

-белые могут рокировать если их король походил?________

-белые могут рокировать, если обе ладьи уже походили?______

-можно рокировать, если король идёт под удар?____

-можно рокировать, между королём и ладьёй стоит слон?__________

Оформлять свои мысли в устной форме, работать в группе.

9. Играем в шахматы

(13мин.).

Повторение правил шахматной игры.

А теперь возьмите шахматы, расставьте фигуры и сыграйте партию со своим соседом. Если в начале игры Вашему королю угрожает опасность, вы можете применить шахматную рокировку.

За начальной подготовкой

Не забудь о рокировке.

Поставь по соседству скорей две ладьи

И короля в укрытие быстрее веди.

Играют шахматную партию

Прогнозировать,

корректировать свою деятельность.

Анализировать, сравнивать, строить, логические рассуждения, делать выводы.

Давайте вспомним основные правила шахматиста.

1. Шахматную партию начинают белые

2. Стороны делают ходы поочерёдно,

каждым ходом перемещая одну фигуру

3.Цель каждого игрока - атаковать короля партнера таким образом, чтобы партнер не имел никаких возможных ходов, которые позволяют избежать "взятия" короля на следующем ходу.

4. Если коснулся рукой фигуры - делай ход.

5. Партия выигрывается игроком, который поставил мат королю партнера

10. Итог урока. Рефлексия

(2мин.).

    Продолжите:

    Я узнал…  

    Я научился… 

- Удалось ли нам достичь поставленные цели?

    - Что помогло вам в достижение успеха?

Слайд 9


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация внеклассного занятия по математике 4 класс "Самый умный"

Презентация включает задания обобщающего характера по всем разделам программы "Школа России" по математике, а также  задания повышенной трудности  по теме "Системы мер" и "Системы счисления"...

Презентация внеклассных занятий с солёным тестом "Мукасолька".

В презентации рассказывается о целях и задачах работы с солёным тестом, о методах работы с тестом, показаны работы учеников....

Конспект коррекционно-развивающего внеклассного занятия "Эта хрупкая планета"

Конспект коррекционно-развивающего занятия в форме устного журнала. Цель:формирование экологической культуры личности и граммотного поведения в природе....

Презентация внеклассного занятия по теме "Вода - природное богатство""

Вода - природное богатство. Где мы встречаемся с водой? Загадки. Зачем нужна вода? Кому нужна вода?  Кто загрязняет воду? Как беречь воду? Памятка....

Презентация внеклассного занятия по ПДД "Академия правил дорожного движения"

Детям знать положеноПравила дорожные!Ты, дружок, доверься им,Будешь цел и невредим!...

Презентация внеклассного занятия "Русь моя великая!"

развивать познавательный интерес к истории нашей Родины....

конспект и презентация внеклассного занятия "Наше питание" (2-3 класс)

На зан\тии ребята познакомятся с режимом дня, основами правильного питания, узнают о некоторых витаминах и питательных веществах. Детям предлагается занимательный материал - кроссорд, группировка прод...