Образовательное путешествие "Новый год в разных странах" Россия
методическая разработка на тему

Светлана Владимировна Ежова

Образовательное путешествие "Новый год в разных странах"  - внеклассное мероприятие для начальной школы. Каждый класс изучает материал по определеной стране, готовит выступление и представляет продукт своей работы. Таким образом, ребята узнают историю, традиции, особенности празднования Нового года в 4 странах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rossiya_obrputesh.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательное путешествие

«Новый год в разных странах мира»

Путешествие по России.

1 класс

Руководитель:

учитель начальных классов

Ежова Светлана Владимировна

2016 год

Здравствуйте, дорогие друзья! Любите ли вы праздник «Новый год»? А чем он Вас привлекает? (подарки, салют, праздничное застолье в кругу семьи) А знаете ли Вы, с чего начались все эти приятные традиции? Сегодня мы отправляемся в увлекательное путешествие, в котором  расскажем, как зарождались традиции празднования Нового года в России.

Приглашаем группу «Историки», они познакомят нас с традициями празднования Нового года на Руси.

Презентация «Традиции празднования Нового года на Руси». Выступление группы « историки».

Как все начиналось…

В древней Руси новый год начинался в марте. Его встречали как праздник весны, солнца, тепла, ожидания нового урожая.

C Х века, когда на Руси приняли христианство, новый год стали встречать по византийскому календарю - 1 сентября.

В 1699 году русский царь Петр 1 издал указ праздновать Новый год по европейскому обычаю - 1 января. Тем самым он изменил календарь в соответствии с западноевропейским календарем. Новый год стали праздновать 1 января, однако с отставанием на 14 дней от григорианского календаря.

Следующую поправку в календарь внесли большевики в 1917 году. Они не только подстроили его под европейский, но и Новый год отменили, как ненужный. Но скоро передумали и в 1930 году в Кремле устроили самую большую елку страны. С того времени в России празднуют два Новых года - по новому и старому стилю.

В 1699 году Петр I первым пустил ракету. Извиваясь в воздухе огненной змейкой, она возвестила народу наступление Нового года с 1 января.

Так пришел к нам Новый год, с елочными украшениями, огнями, кострами (которые по указу Петра устраивались по ночам с 1 по 7 января с помощью зажигания смоляных бочек), поскрипыванием снега на морозе, зимними детскими забавами - санками, лыжами, коньками, снежными бабами, Дедом Морозом, подарками...

Раньше в ту пору был другой праздник Святки. Веселые карнавалы, проделки ряженых, катание на санях, полночные гадания и хороводы вокруг елки - хорошо вписались в ритуал встречи Нового года.

Современный праздник сопровождается разнообразными эстрадными мероприятиями, застольем, народными гуляниями и ярким фейерверком. К Новому году все готовят подарки. Подарки принято оставлять под елкой или же передавать их через Деда Мороза.

Дед Мороз

Прототипом современного   Деда Мороза был вполне реальный человек. В 4 веке в турецком городе Мира жил архиепископ Николай. Это был очень  добрый человек, и за добрые дела Николая после его смерти объявили святым.

В средние века установился обычай: В Николин день, 19 декабря, дарить детям подарки, так, как это делал Святой. После введения нового календаря Святой стал приходить к детям на Рождество, а уж потом и на Новый год.

Предком  нашего родного  Деда Мороза, является восточнославянский дух холода Трескун, Мороз, Студенец.

Чаще Мороз предпочитал позабавиться, похрустывая снежком, постукивая в стены домов, заставляя дрожать от холода путников

Когда в России стали отмечать Новый год, в домах стал появляться старый дед с бородой и в валенках. Но тогда Дед Мороз не был веселым и добродушным. В одной руке у него был мешок, а в другой палка. Подарки он, конечно, дарил, но только умным и послушным детям, остальным хорошенько доставалось палкой. Но годы шли, и Дед Мороз добрел и старел, перестал раздавать тумаки, а просто запугивал непослушных детей страшными сказками.

Традиционный костюм Деда Мороза тоже появился не сразу. Сначала его изображали в плаще. Дед Мороз  умело прочищал дымоходы, через которые забрасывал детям подарки.

А вот в конце 19 века его одели в красную шубу, отороченную мехом. Каков же он сейчас? Немного суров на вид. Носит длинную шубу и высокую  шапку, с бородой, в руках у него   посох и мешок с подарками. Да и  «дедом» зовут не просто так, а потому, что у него есть внучка.

Снегурочка

Только у нашего Деда Мороза есть внучка Снегурочка и родилась она в России. Снегурочка - это литературный персонаж. Появилась она в 1873 году и сначала называлась не внучкой деда Мороза, а  дочкой . Произошло это благодаря пьесе Александра Островского «Снегурочка», которую он создал на основе народной сказки о девушке, вылепленной из снега и растаявшей от теплых солнечных лучей. Позже писатели и поэты превратили ее во внучку.

Образ Снегурочки - символ застывших вод. Это девушка (а не девочка), одетая только в белые одежды. Никакой иной цвет в традиционной символике не допускается. Её головной убор - восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом.

Родина Деда Мороза

Ах, красив Великий Устюг!

В нем родился Дед Мороз.

 Добрый Дедушка Мороз

 Славу городу принес.

ВЕЛИКИЙ УСТЮГ – Родина Деда Мороза

После презентации страны, группа «Историки» провела викторину для слушателей.

1.Какое дерево наряжают на Новый год в России?

  • Ель;
  • Кедр;
  • Сосна;
  • Пихта.

2. Сани Деда Мороза везут…

  • Олени;
  • Кони;
  • Собаки;
  • Волки.

3. Какой царь ввел традицию праздновать в России Новый год 1 января?

 (Петр I).

4. Кем является Снегурочка деду Морозу?

  • Подругой;
  • Дочкой;
  • Внучкой;
  • Женой.

5. Кто из зверей не встречает Новый год

  • Медведь;
  • Заяц;
  • Лиса;
  • Волк.

6. Какое прозвище Деда Мороза?

  • Еловая шишка;
  • Красная шапка;
  • Красный нос;
  • Годовик.

7. Где оставляет подарки дед Мороз?

  • Под сосной;
  • В носке;
  • Под елкой;
  • Под кроватью.

Далее творческая группа исполняет песню «Российский Дед Мороз» привлекая гостей и участников праздника в большой дружный хоровод.

1. Идёт через лес по сугробам
С огромным мешком за спиной
По непроторённым дорогам
Волшебник с седой бородой.
Мы все с малых лет его знаем
Повсюду желанный он гость
Его мы с улыбкой встречаем
Уж так на Руси повелось.

ПРИПЕВ: Росийский Дед Мороз ( 3 раза )

2. Узорами окна раскрасит
Гирлянды на ёлке зажжёт
Он сказочным сделает праздник
Весёлую песню споёт.
Мы все с малых лет его знаем
Повсюду желанный он гость
Его мы с улыбкой встречаем
Уж так на Руси повелось.


ПРИПЕВ: Росийский Дед Мороз ( 3 раза )

3. Он строит дворцы ледяные
Он прячет в сугробы дома
Он любит просторы Росии
И с ним неразлучна зима.
Мы все с малых лет его знаем
Повсюду желанный он гость
Его мы с улыбкой встречаем 
Уж так на Руси повелось.

4. Сметелью дружим мы, со снежною зимой 
С пургой мы дружны и с горкой ледяной
Пусть кружит среди звёзд снежинок хоровод.
Пришел к нам Дед Мроз, а с ним и новый год!!!

Третья группа – это аниматоры. Они подготовили массу интересных игр и народных забав:

Снежный ком
Выкуп новогодних призов из мешка Деда Мороза можно обставить следующим образом.
По кругу и взрослые и дети передают специально подготовленный "снежный ком" - из ваты, или белой ткани.
"Ком" передают и Дед Мороз приговаривает:
Снежный ком мы все катаем,
До "пяти" мы все считаем -
Раз, два, три, четыре, пять -
Тебе песню исполнять.
Или:
А тебе стихи читать.
Или:
Тебе танец сплясать.
Или:
Тебе загадку загадать...
Выкупивший приз выходит из круга, а игра продолжается дальше.

 Елочки бывают
Украсили мы елочку разными игрушками, а в лесу елочки разные растут, и широкие, и низкие, высокие, тонкие.
Вот если я скажу "высокие" - поднимайте руки вверх.
"Низкие" - приседайте и руки опускайте.
"Широкие" - делайте круг шире.
"Тонкие" - делайте круг уже.
А теперь поиграем!

Игра - "Два Мороза"

На противоположных сторонах площадки отмечают линиями два "дома". Играющие располагаются в одном "доме". Выбираются два "мороза": Синий нос и Красный нос. По сигналу "морозы" говорят:

Мы два брата молодые,

Два Мороза удалые,

Я – Мороз Красный нос,

Я - Мороз Синий нос.

Кто из Вас решится

В путь дороженьку пуститься?

Все играющие хором отвечают:

Не боимся мы угроз,

И не страшен нам мороз.

После слова "мороз" все играющие перебегают в "дом" на противоположной стороне площадки, а "морозы" стараются их "заморозить", коснувшись кого-нибудь рукой.

Участники группы «аниматоры» рассмотрели все варианты и выбрали подвижную музыкальную игру «Повторяй за мной!».

Результаты работы всех групп были представлены на общем мероприятии учащихся начальной школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация образовательного процесса в школах разных стран

Предлагаются материалы по организации образовательного процесса в школах разных стран. Материал может быть интересен педагогам, родителям или детям при подготовке к различным внеклассным мероприятиям,...

Диагностико – мониторинговые исследования мотивации учащихся с разным уровнем развития в образовательном процессе.

Современная начальная школа нацелена на реализацию новой личностно ориентированной, развивающей модели образования, в которой ведущее место занимает развитие личности ученика, его способностей, желани...

Презентация урока по русскому языку ФГОС по образовательной системе "Школа 2100" с использованием РНС.Тема: "Развитие умения изменять имена существительные по падежам, ставить существительные в разные падежные формы"

Презентация построена на онове учебника Р. Н. Бунеева, Е.В.Бунеевой, ФГОС, в презентации чётко поставлены цели этапов, прописаны ответы для самопроверки, взаимопроверки, что помогает увеличить изучаем...

Описание специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья разных категорий

В настоящее время, в условиях проводимой государством модернизации различных сфер деятельности, особое значение для устойчивого развития общества приобретает качество человеческого капитала – его здор...

Мастер-класс «Формирование УУД в образовательном процессе в контексте усвоения разных учебных предметов»

Данный материал на тему «Формирование УУД в образовательном процессе в контексте усвоения разных учебных предметов» будет полезен педагогам, работающим в начальном звене. Материал отражает фрагменты у...

Формирование умения учиться как основа преемственности разных ступеней образовательной системы .

Сегодня наиболее перспективным путем признано формирование у школьников обще учебных умений, призванных помочь решить задачи быстрого и качественного обучения. Все эти компоненты присутствуют в концеп...