Рабочая программа факультатива "Умелые пальчики" 3 класс
рабочая программа (3 класс) на тему

Устюгова Светлана Владимровна

Рабочая программа факультатива "Умелые пальчики" направлена на развитие мелкой моторики для детей с НОДА

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа факультатива «Умелые пальчики»

Пояснительная записка

Факультативный курс «Умелые пальчики» представлен в Учебном плане МБОУ«Общеобразовательная школа психолого-педагогической поддержки с осуществлением медицинской реабилитации детей  с нарушением опорно- двигательного аппарата №100» в части, формируемой участниками образовательных отношений.

Рабочая программа факультативного курса «Умелые пальчики»  предназначена для  развития мелкой моторики детей  3 класса, для  оказания своевременной помощи в формировании последовательной координации движений пальцев рук. Недельная нагрузка составляет 1 час в неделю (34 часа в год). Занятия проводятся с учащимися класса  по 30 минут.

Программа факультатива разработана на основании предметов обязательной части Учебного плана:  «Математика», «Русский язык (письмо), «Окружающий мир», «Технология».

На основании нормативных документов:        

  • Закон Российской Федерации от 29.12.2012г., № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014, №1598 «Об утверждении Федерального государственного образовательного  стандартов начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
  • Приказ Департамента образования и науки Кемеровской области от 24.06.2016г., №1129 «Методические рекомендации по составлению учебных планов и планов внеурочной деятельности для 1-11(12) классов образовательных организаций Кемеровской области в рамках реализации ФГОС начального, общего образования».

Актуальность программы. Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению.         У  детей с проявлениями детского церебрального паралича наблюдаются множественные нарушения, характеризующиеся сочетанием недостатков двигательного, речевого, интеллектуального и личностного развития. Выраженность этих нарушений существенно сказывается на восприятии  учебного материала  в целом, ограничивает объем информации, затрудняет интеллектуальную деятельность и влияет на продуктивное обучение детей  данной категории. С целью исключения  данных нарушений, продуктивной и качественной  коррекционной работы был разработан факультативный курс «Умелые пальчики». Созданы условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Цель программы: создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Задачи программы:

  1. Развивать  умение  производить точные движения кистью и пальцами рук.
  2. Развивать  способность координированной работы  рук со зрительным восприятием.
  3. Развивать  творческую  активность, пространственное  мышление, фантазию.
  4. Формировать  навыки  исполнительского мастерства.
  5. Формировать  умение  воплощать свои идеи в художественный образ.
  6. Воспитывать  уважительное отношение к своему и чужому труду.

Для проведения занятий используются следующие методы и формы:

  • беседа
  • дидактическая игра
  • ролевая игра
  • физические упражнения
  • коллективное творчество
  • индивидуальное творчество
  • индивидуальная корректировка действий.

В структуру каждого занятия включены упражнения, самомассаж  кистей и пальцев рук, которые способствуют поддержанию хорошего тонуса: упражнения  со специальными предметами, пальчиковая гимнастика. Использование игры на пространственное ориентирование дает пальцам полноценный отдых, развивает их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять  напряжение и развивают речь.

Метапредметные, предметные и личностные результаты  освоения программы

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ОВЗ (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014   № 1598 «Об утверждении Федерального государственного образовательного  стандартов начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»).

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи деятельности, поиска средств ее осуществления.
  • освоение  способов  решения  проблем  творческого  и  поискового  характера.
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои  действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
  • установление отличия  верно выполненногозаданияот неверно выполненного.

Познавательные УУД:

  • осуществление поиска нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
  • использование  знаков, символов, моделей, схем  для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
  • ориентация в своей системе знаний: отличие нового от уже известного.

Нахождение  ответов  на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Коммуникативные УУД:

  • учет разных мнений, стремление к координации при выполнении коллективных работ;
  • формулирование собственного мнения и позиции;
  • соблюдение  корректности в высказываниях;
  • владение  монологической и диалогической формой речи для регуляции своего действия.
  • осуществление сотрудничества;
  • выполнение различных ролей в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты:

  • Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук учащихся до уровня соответствующего данному возрасту.
  • Овладение разными видами трудовой деятельности.
  • Умение создавать художественный образ своего изделия.
  • Овладение приемами работы с разными инструментами.
  • Умение соотносить форму, пропорцию и фактуру изделия.

Личностные результаты:

  • Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину.
  • Формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы.
  • Формирование уважительного отношения к иному мнению.
  • Развитие мотивов  внеурочной  деятельности и формирование личностного смысла деятельности.
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  • Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

Содержание курса.

Рабочая программа факультативного курса «Умелые пальчики» включает в себя следующие разделы:

  1. Диагностика
  2. Графические упражнения
  3. Аппликация
  4. Оригами
  5. Бумагопластика
  6. Лепка
  7. Конструирование

В разделе «Диагностика»  определяется уровень сформированности мелкой моторики у каждого ребенка с помощью специальных методик:  Н.И. Гуткиной "Домик"; «Рисование ножницами», «Пластилиновые узоры», «Рисование по замыслу», «Деревья из бумажных лент».

В разделе «Графические упражнения» используются специальные упражнения, такие как, рисование линий; узоров, букв; рисование по точкам, по контурам, по клеточкам; выполнения штриховок: с различным направлением движения руки, силуэтных штриховок, графический диктант. Данные упражнения   помогут улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, развить мускульную и тактильную память, зрительно-моторную координацию движений и зрительно-пространственные представления.Кроме этого ребенок научится правильно держать ручку и карандаш.

В разделе «Аппликация» все виды деятельности способствуют развитию координации движений кисти, логического мышления и пространственного воображения. Дают возможность учащимся научиться  пользоваться клеем и ножницами.

В разделе«Оригами»обучающиеся познакомятся со свойствами бумаги, постигнут начало плоскостной и пространственной геометрии. Научатся конструировать простые изделия из бумаги.

В разделе «Бумагопластика» учащиеся  получат возможность  овладеть различными приёмами и способами действий с бумагой. Научатся мять бумагу, рвать, резать, закручивать в жгуты, сгибать в разных направлениях. Освоив умения работать с чертежами, схемами, шаблонами обучающиеся сумеют выполнить самые разнообразные изделия: игрушки, сувениры, плоскостные и объёмные композиции.

В разделе «Лепка» обучающиеся познакомятся со свойствами соленого теста, пластилина, самозатвердевающего пластика. Научатся выполнять простые фигурки. Занимаясь лепкой ученики смогут развивать и совершенствовать точные движения пальцев рук, координировать ловкость движений.

В разделе «Конструирование»учащиеся научатся создаватьэлементарную модель, получат возможность для развития  творческих способностей, изобразительных и технических умений. Смогут самостоятельно определять замысел будущей модели, отбирать детали, выбирать способы скрепления деталей, определять сюжет, планировать деятельность, достигать результат и оценивать его, взаимодействовать с другими детьми в процессе коллективных творческих работ.

Учебный план

№ п/п

Содержание

К-во часов

Характеристика видов деятельности учащихся

1

Диагностика развития мелкой моторики

1

С помощью учителя:

выполнять  пальчиковые  упражнения;

работать ручкой, карандашом;

контролировать толщину проведённых  линий;

манипулировать предметами;

контролировать координацию движений пальцев рук;

выполнять шнуровку.

2

Графические упражнения.

7

Писать графические элементы по заданному  образцу: правильно располагать на рабочей строке элементы;

соблюдать интервал между графическими элементами;

чередовать элементы узоров, ориентируясь на образец;

осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

осваивать правила работы в группе;

воспроизводить и применять правила работы группе;

обводить предметы по контуру, штриховать, не выходя за контур;

работать с трафаретами;

рисовать по клеточкам, точкам;

выполнять  симметричное рисование

выполнять упражнения на слух (графический диктант)

3

 Аппликация.

5

С помощью учителя:

правильнодержать ножницы;

осуществлять сгибательные и разгибательные движения пальцами;

регулировать силу сжимания и разжимания колец ножниц;

удерживать бумагу в руке, одновременно медленно поворачивая ее по часовой стрелке;

организовывать рабочее место для работы с бумагой;

преобразовывать одну фигуру (квадрат)  в другую (круг);

запоминать правила техники безопасности работы с ножницами;

открывать новое знание и практическое умение через пробные упражнения (точечное склеивание концов полосок и самих полосок);

осмысливать своё эмоциональное состояние от работы, сделанной для себя и других;

осваивать умение работать в группе – изготавливать детали композиции и объединять их в единую композицию;

выкладывать изображение по образцу, по памяти;

оценивать результат своей деятельности (качество изделия: степень соответствия образцу, аккуратность, оригинальность оформления);

наблюдать и называть свойства разных образцов бумаги;

обобщать (называть) то новое, что освоено;

открывать новое знание и практическое умение через пробные упражнения (придание формы деталям путём складывания и сгибания);

осмысливать необходимость бережного отношения к окружающему природному и  материальному пространству;

изготавливать изделие с опорой на рисунки и план;

осуществлять контроль по шаблону;

открывать новые знания и умения – правила безопасного пользования ножницами и их хранения, приём резания ножницами;

исследовать и сравнивать приёмы резания ножницами по разным линиям;

сравнивать приёмы разметки деталей по шаблонам разных форм;

открывать новые знания и умения – приёмы разметки деталей по шаблонам;

сравнивать приёмы разметки деталей по шаблонам, складыванием; формы деталей с геометрическими формами;

открывать новые знания и умения через пробные упражнения (приёмы формообразования складыванием бумажной заготовки гармошкой);

осваивать умение работать по готовому плану.

4

Оригами.

5

С помощью учителя:

преобразовывать одну фигуру (квадрат)  в другую;

использовать разные приемы сгибания бумаги;

выполнять изделия с помощью техники «Оригами».

5

Бумагапластика

5

С помощью учителя:

подбирать необходимые виды бумаги и инструменты и приспособления (фигурные ножницы, фигурные дыроколы и т.д.);

использовать отдельные технологические операции (способы работы) – разметку, сборку;

экономно расходовать материалы;

участвовать в проектной деятельности (определять цели и задачи, составлять план, выбирать средства и способы деятельности, распределять обязанности в паре и группе, оценивать результаты, корректировать деятельность);

выполнять простые изделия  из бумаги по образцу с помощью поэтапного объяснения учителя.

6

Лепка.

5

С помощью учителя:

организовывать рабочее место для работы с пластилином; соленым тестом;

открывать новое знание и практическое умение через пробные упражнения (свойства пластилина);

раскатывать, сплющивать, скатывать, свертывать, защипывать, прищипывать, примазывать, сглаживать, вдавливать, накладывать, делить на части  пластилин, тесто;

 соединять детали;

анализировать образцы изделий, понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного;

отбирать пластилин по цвету, придавать деталям нужную форму;

изготавливать изделия с опорой на рисунки и подписи к ним;

оценивать результат своей деятельности (качество изделия);

осваивать умение переносить известные знания и умения (свойства пластилина) на схожие виды работ;

осваивать умение работать в группе – изготавливать детали композиции и объединять их в единую композицию;

придумывать и предлагать свои варианты деталей;

осваивать умение помогать друг другу в совместной работе.

7

Конструирование

6

С помощью учителя:

регулировать силу своих движений;

выполнять двигательные действия в процессе последовательного  изготовления поделки;

обклеивать готовые формы;

выполнять объемное конструирование из готовых форм;

выполнять объемное конструирование из деталей, самостоятельно вырезанных по шаблону;

украшать поделку.

Прогнозируемые результаты рабочей программы факультативного курса «Умелые пальчики»

К концу года учащиеся научатся:

с помощью учителя:

- самостоятельно  выполнять массаж и самомассаж рук;

- правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги (не слишком велико, не мало, не сдвинуто к одному из краев листа бумаги);

- лепить разными способами (путем вытягивания из целого куска, примазывания одной части к другой) и  превращать пластилин, солёное тесто в различные изделия;

- вырезать ножницами из бумаги детали разной формы

- собирать различные плоскостные изделия из мозаики.

- соединять детали с помощью клея, пластилина;

- складывать бумагу по прямой линии и разными способами;

- собирать из палочек различные плоскостные изделия;

- конструировать  объёмные простые поделки по образцу с помощью поэтапного объяснения учителя;

- выполнять изделия по технологической карте;

- выполнять работу по словесному плану (по графическому плану);

- самостоятельно планировать последовательность выполнения действий;

- контролировать свои действия в процессе выполнения работы и после ее завершения;

- уметь словесно охарактеризовать выполненную процедуру выполненного задания;

- проявлять любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем,

- приобретать  новые  знания  и  умения, достигать  результата,  стремиться  к совершенствованию своих способностей;

- применять эстетические ценности и чувства;

- проявлять этические  чувства: доброжелательность, эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;  

- использовать навыки  сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;  

- оценивать себя,  включая  осознание  своих возможностей  в деятельности,  способность  адекватно  судить  о  причинах  своего успеха/неуспеха;

- видеть  свои  достоинства  и  недостатки, уважать себя и верить в успех;

- соблюдать безопасность;

- проявлять интерес к творческому труду;

- стремиться к положительному  результату;

- бережно относиться к материальным и духовным ценностям.

Материально-техническое обеспечение

Техническое обеспечение

1.Экспозиционный экран.

          2.Классная магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

3.Персональный компьютер с принтером.

4.Мультимедийный проектор.

Литература и интернет-ресурсы

Литература для учителя

  1. Т.М. Геронимус “150 уроков труда в 1-4 классах: Методические рекомендации к планированию занятий”. 1997 г.
  2. М.А.Гусакова “Аппликация”, Просвещение, 1987 г.
  3. М.А.Гусакова “Подарки и игрушки своими руками”, ТЦ "Сфера", 1999 г.
  4. Н.С.Ворончихин “Сделай сам из бумаги”
  5. Н.В. Волкова, Е.Г. Жадько «100 замечательных поделок из всякой всячины», Росто-на-Дону, 2009 г.
  6. В.А. Хоменко «Солёное тесто: шаг за шагом», Харьков, 2007 г.
  7. Т.Б. Сержантова «366 моделей из оригами», Айрис-пресс, 2006 г.
  8. В.В. Выгонов «Трехмерное оригами», Издательский Дом МСП, 2004 г.

Ресурсное обеспечение программного материала

1.Мультимедийные (цифровые)образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы (по возможности).

3.iteach.ru – сетевые проекты для начальной школы.

4.It –n.ru – сеть творческих учителей.

5.openclass.ru

6.http://stranamasterov.ru

Календарно-тематическое планирование факультативного курса «Умелые пальчики»

п/п

Содержание

К-во

часов

Предметный результат

I четверть

9

1

Раздел 1. Диагностика развития мелкой моторики

1

Определят: уровень сформированности мелкой моторики

Раздел 2.Графические упражнения.

7

2

Обводим словарные  слова и предложение.

1

Научатся: использовать приемы соединений букв,  письма слов и предложений, грамотно писать словарные слова

3-4

Пишем текст по обводке.

2

Научатся: обводить буквы без отрыва, использовать правильное соединении букв в словах.

5

Рисуем по клеточкам.

1

Научатся: выполнять рисунки по клеточкам, с опорой на образец.

6

Работаем с трафаретом. Композиция на выбор «Транспорт», «звери в лесу ». «Динозавры».

1

Научатся: работать с трафаретами;

выполнять обводку по трафарету внутри и снаружи; составлять из трафаретных предметов композицию.

7

Симметричное рисование. «Клоун» , «Котенок», «Груша».

1

Научатся: выполнять симметричное рисование по готовой  половинке предмета.

8

Графические диктанты. «Белка», «Рыбка».

1

Научатся: выполнять графические диктанты.

Раздел 3.Аппликация

5

9

Аппликация из медиаторов « Совы».

1

Научатся: выполнять аппликацию из медиаторов  одинаковой формы, но разных по размеру;

размещать детали на листе, наклеивать их на лист бумаги.

II четверть

7

10

Шаблонная аппликация  на выбор «Автопарк», «Утенок под зонтиком»

1

Научатся: выполнять аппликацию по заранее заготовленным шаблонам

11

Отрывная аппликация  «Черепаха»

1

Научатся: приемам отрывной аппликации;

выполнят аппликацию по собственному проекту.

12

Мозайка из отрывных  кусочков бумаги «Сафари»

1

Научатся: выполнять композицию из отрывных кусочков бумаги.

13

Мозайка из резаной бумаги «Буренка»

1

Научатся: выполнять композицию из резаной бумаги.

Раздел 4. Оригами

5

14-15

Изготовление поделок в технике оригами. «Домашние животные».

2

Научатся: применять приемы складывания бумаги;

изготавливать  поделки в технике оригами «лошадь» из двух форм.

16

Изготовление поделок в технике оригами. Открытка «Снегурочка»

1

Научатся: применять приемы складывания бумаги;

изготавливать  открытку-конверт  в технике оригами «Снегурочка».

III четверть

10

17-18

Открытка в  технике оригами «Зайцы у елки».

2

Научатся: применять приемы складывания бумаги;

 изготавливать  открытку «Зайцы в лесу ».

Раздел 5. Бумагопластика

5

19

 Приемы бумагопластики. Фигурки из полосок бумаги. «Собачка»

1

Научатся: простейшим приёмам бумагопластики;

изготавливать фигурки из полосок

20

 Приемы бумагопластики.  «Жар-птица».

1

Научатся: простейшим приёмам бумагопластики;

 изготавливать объёмную птицу.

21

Складывание гармошкой. «Василиса».  

1

Научатся:способам складывания бумаги «Гармошкой;

изготавливать поделку «Василиса».

22-23

Композиция из конусов. « Пингвины на льдине»

2

Научатся: использовать разные приёмы бумагопластики; изготавливать бумажные конусы,

изготавливать объемную композицию «Пингвины на льдине»

Раздел 6. Лепка

5

24

Приемы лепки. Композиция из пластилиновых шариков «Лисенок».

1

Научатся: применять простейшие приемы лепки из пластилина; лепить пластилиновые шарики одинакового размера,

прикреплять эти шарики на картонную основу.

25-26

Лепка из соленого теста. Подвеска «Рыбки»

2

Научатся: применять простейшие приемы лепки из соленого теста; делать отверстия, прикреплять веревочки-лапки,  сушить  и раскрашивать изделие.

IV четверть

8

27

Лепка. «Заяц с букетом»

1

Научатся: применять простейшие приемы лепки;

лепить плоскостную композицию «Заяц с букетом».

28

Лепка из самозатвердевающего пластика. Брелок «Белый медвежонок»

1

Научатся: применять простейшие приемы лепки;

лепить ежика из пластика, прикреплять кольцо к брелку.

Раздел 7. Конструирование

6

29

Вертолет.

1

Научатся: конструировать вертолет  по образцу.

30-31

Робот из спичечных коробков

2

Научатся: обклеивать коробку гофрированным картоном, изготавливать поделку  из готовой коробки  по  образцу.

32-33

Замок из цилиндров.

2

Научатся: проектировать, соединять детали, изготавливать замок из картонных цилиндров.

34

Коллективная композиция из гафрокартона «Север»

1

Научатся: конструировать  из гафрокартона фигурки, оформлять  композицию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"

Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...

Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова

Рабочая программа  содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...