Статья. Театрализованная деятельность в процессе обучения учащихся начальных классов.
статья на тему

Крылова Татьяна Викторовна

Поиски средств для возникновения живого личностного знания, порождающие противоречивое "единство аффекта и интеллекта", благодаря чему происходит познавательное отношение в действии, "содеянном нами", познание индивидом себя и поиск пути к себе, а предметом образования становится познание и чувство. Этому способствует социальный запрос, ориентирующий образование не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._teatralizovannaya_deyatelnost.docx15.84 КБ

Предварительный просмотр:

 

Статья.

Театрализованная деятельность в процессе обучения учащихся начальных классов

Актуальность этой темы на современных этапах определяется ФГОС, где особое внимание уделяется анализу культурных практик, их роли и значении в обогащении культурного опыта, развития самостоятельности, позитивной социализации и индивидуализации ребёнка.

Культурная практика организует пространство саморазвития ребёнка, поддерживает и стимулирует детские интересы, создаёт события и ситуации, побуждающие к свободному выбору, творческой самостоятельности, осуществлению культурных форм активности в различных видах детской деятельности. Дети учатся проявлять инициативу, оценивать ситуацию, высказывать собственное мнение.

        Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки. С творческим развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.        

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, смелость, отзывчивость). Ребёнок не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу, любимые герои становятся образцами для подражания. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет взрослым через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.

Педагогический потенциал использования театрализации в школьном образовательном процессе состоит в: разыгрывании содержания обучения, когда предоставляется возможность пожить в вымышленных ситуациях, испытать себя в решении актуальных вопросов, усвоить модели поведения, что придает образовательному процессу интенсивность и действенный характер; соотношении познания и реальных чувств, эмоций, отношений; создании комфортных условий для обучения, благодаря чему обучающийся получает удовольствие от самого процесса обучения, от общения с другими, от пробы собственных сил, от самоутверждения.

Присущие театрализации функции: пропедевтическая, коррекционная, арттерапевтическая, эстетическая и эмоциональная, совместное проявление которых выполняет важнейшую функцию школы - функцию защиты.

 Театрализация обладает мощным социализирующим потенциалом.

При использовании театрализации в школьном образовательном процессе создаются условия для иного характера педагогической деятельности, для изменения традиционной позиции учителя как транслятора знаний на позицию организатора проблемных ситуаций в открытом педагогическом действии по принципу ролевого управления. При данном характере педагогической деятельности используется иной педагогический инструментарий, в том числе: совместное "открытие " нового знания; освоение новых способов поиска источников информации; опора на интеллект в контексте развития эмоциональной сферы обучающихся; формирование подлинной культуры чувств; отказ от оценки предыдущего опыта обучающегося и сравнения его с другими обучающимися; организация субъект-субъектного взаимодействия, реализация партнерских отношений, ведущим методом является диалог. Подобное обучение обеспечивает новый уровень рефлексии не только в деятельности обучающегося, но и в собственно педагогической деятельности.

Театрализация как средство активизации обучения в условиях школьного образовательного процесса является особой формой педагогического моделирования; структурным компонентом, связывающим общее и дополнительное образование в их межпредметной интеграции; системой комплексного использования всех выразительных средств театрального искусства с опорой на эмоции и чувства человека.

Культурная практика по театрализованной деятельности не должна сводиться только к подготовке выступлений. Ведь это не только знакомство с текстом, какого-либо литературного произведения, но и знакомство с жестами, мимикой, движением, атрибутами, костюмами.  

Конечно же, немаловажную роль в театрализации играет взрослый (учитель, воспитатель ГПД). Он становится первым и главным помощником. Педагог активно включается в процесс подготовки и проведения музыкально-театрализованных постановок, принимает участие в оформлении класса, подготовки   музыкального сопровождения, подготовке костюмов и атрибутов, отрабатывает с детьми роли, взаимодействует с педагогами и родителями.

Большое значение уделяется работе с родителями. Проводятся встречи, консультации, совместное обсуждение содержания деятельности,  подведение результатов культурной практики.  Родители детей - активные помощники в изготовлении декораций и костюмов, атрибутов к театральным постановкам. Участие родителей в театрализованных постановках, праздниках, развлечениях помогает повысить качество творческого развития детей. Учащиеся ждут каждой театрализованной постановки с нетерпением, занимаются с желанием и радостью, что, несомненно, способствует раскрытию их творческих проявлений.

Включение театрализации в обучение усиливает интерес школьников к учебной деятельности, создает возможности для реализации "пространства детства" - сочетание учебы и игры, для "преодоления себя" и конструктивного  межличностного взаимодействия, для формирования коллектива единомышленников, для корректировки поведения в связи с выбором роли, для экстраполяции приемов взаимодействия и общения из игровой, театрализованной деятельности в повседневную жизнь, расширяет эмоционально-образную сферу.

В обучении с использованием театрализации имеют место действенное "проживание" содержания обучения, рефлексивный анализ учебной деятельности, перенос приобретаемого опыта в реальные отношения, направленность на личность обучающегося, что в совокупности обеспечивает единство обучения, воспитания и личностного развития школьников.

Поиски средств для возникновения живого личностного знания, порождающие противоречивое "единство аффекта и интеллекта", благодаря чему происходит познавательное отношение в действии, "содеянном нами", познание индивидом себя и поиск пути к себе, а предметом образования становится познание и чувство. Этому способствует социальный запрос, ориентирующий образование не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Без хорошо продуманных форм и методов обучения трудно организовать усвоение материала. Вот некоторые из методов, используемые в начальных классах....

Рефлексивная деятельность в процессе обучения в начальной школе.

Определение рефлексии и актуальность применения в работе учителя.  Виды рефлексии, методика и варианты использования....

Рефлексивная деятельность в процессе обучения в начальной школе.

Одним из условий воспитывающей деятельности является рефлексия. Рефлексия (от латинского «отражение») – умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, услов...

Методика обучения учащихся начальных классов проектной деятельности.

Данная статья опубликована в сборнике по итогам Международной научно-практической конференции "Система Л.В. Занкова: опережая время"....

"Повышение мотивации к обучению учащихся начальных классов в урочной и внеурочной деятельности"

Одной из задач, которая должна решаться в школе, является созданием условий для формирования положительной учебной мотивации и дальнейшее её развитие у школьников....

Сообщение: Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей начальных классов в специальной коррекционной школе.

Вашему вниманию предлагатся статья на тему: "Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей начальных классов в условиях специальной коррекционной школы"....