Педагогический опыт учителя начальных классов, эрзянского языка Пархоменко Ю.И.
материал на тему

Пархоменко Юлия Ивановна

Данный опыт может быть использован учителями эрзянского языка на разных этапах обучения в урочной и внеурочной деятельности, педагогами дополнительного образования.


 

              

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_pedagogicheskiy_opyt.docx56.46 КБ

Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного

инновационного педагогического опыта учителя начальных классов, эрзянского языка

Пархоменко Юлии Ивановны

Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Дидактические игры как средство повышения интереса к родному (эрзянскому) языку».

            Данная проблема актуальна, так как многоязычное образование сегодня рассматривается как один из приоритетов развития образования. Перед учителями стоит задача повышения качества языковой подготовки учащихся. Сформировать у детей любовь к родной земле и родному краю можно, используя мощный воспитательный потенциал языков, истории и культуры народа. Это позволяет воспитывать настоящих патриотов нашей Родины.

             Условием становления опыта стало снижение интереса ко всему национальному: языку, культуре, народу. Изучение эрзянского языка в русскоязычной школе – это не что иное, как вхождение ребенка в мордовскую языковую среду, культуру, чуждых для него. Его это пугает, а значит и не интересует.  Что нужно сделать для того, чтобы у ребенка исчез страх изучать эрзянский язык, знакомиться с культурой мордовского народа? Как  лучше преподать русскоязычным детям эрзянский язык, как сделать урок более  интересным, занимательным и любимым для ребенка? В жизни детей главным  видом деятельности является игра. Что-то новое в своей жизни они познают, играя. Почему бы не применять игровую деятельность на уроках эрзянского языка?   Игра формирует и развивает умственные, эмоциональные, физические и творческие способности ребенка. Она помогает развивать память, мышление, воображение, внимание, помогает формированию фонематического восприятия слова, обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к эрзянскому языку.

 Ведущая педагогическая идея

Использование дидактических игр на уроках эрзянского языка способствует формированию познавательной активности у учащихся, овладению речевыми и коммуникативными навыками и поддерживает интерес школьников к эрзянскому языку. Дидактические игры по эрзянскому языку способствуют формированию орфографической зоркости учащихся.

Теоретическая база опыта основывается на положениях ученых-лингвистов, методистов-исследователей, учителей-практиков (Д. В. Цыганкин, М. В. Мосин, А. П. Феоктистов, О. В. Кочеваткина, С. Ю. Дмитриева и др.). Так, через все труды Д. В. Цыганкина проходит мысль о  том, что «родной язык так сросся с личностью каждого, что изучать его - значит развивать духовные способности учащегося».

Также теоретическая база основывается и на богатом материале мордовской художественной литературы. Родная литература – духовная культура народа. Считаю, что через литературу родного края учащиеся глубже  вникают в то, как  жил народ раньше, душу и традиции народа. Знание литературы родного языка воспитывает уважение к культуре и традициям мордовского народа. Поэтому на уроках эрзянского языка активно использую большой фольклорный материал: народные стихи, сказки, пословицы, песни, прибаутки, заклички, народные игры, хороводы, танцы, частушки, колядки и т. д. Весь этот материал – интересный, смешной, обыгрывается с детьми, поэтому легко запоминается. Каждая пословица, загадка, песня, небылица учат детей нравственным основам жизни. 

Приступая к работе, также познакомилась с работами Д.Б.Эльконина, Л.С. Выготского. Систематизируя знания о дидактических играх, определила их  цели в учебном процессе, а именно: обучающая – формировать мировоззрение, расширять кругозор; развивающая – развивать мышление, активность, память, способность выражать свои мысли, а также развивать познавательный интерес; воспитывающая – воспитание коллективизма, доброжелательного и уважительного отношения друг к другу; мотивационная – побуждать к применению полученных знаний и умений. Необходимость использования дидактических игр как средства обучения детей в младшем школьном возрасте определяется рядом причин. Игровая деятельность как ведущая не потеряла своего значения (об этом свидетельствует и тот факт, что дети приносят в школу игрушки). Соглашусь с Л.С. Выготским, который писал, что «в школьном возрасте игра не умирает, а проникает в отношения к действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и в труде». Отсюда следует, что опора на игровую деятельность, игровые формы и приёмы – это важный и наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу.

Технология опыта

В первый год обучения в основном идёт набор лексического запаса, т.е. дети только узнают новые слова, знакомясь с ними по рисункам, по пояснению учителя. Затем эти слова включаются в предложения, в тексты, диалоги. Первые темы учебника - «В школе» и «Наш класс» даны в связи с тем, что многие слова, обозначающие школьные принадлежности, заимствованы эрзянским из русского языка. Например, такие как ручка, пенал, портфель, карандаш, тетрадь, парта и др. И дети, знакомясь с небольшим количеством новых слов, уже могут строить простые предложения по образцу:

Те парта.                                          Это парта.                            
Те ручкась монь.                              Это моя ручка.

            Отвечать на простые вопросы учителя:
Тонь ули линейкат?                         У тебя есть линейка?
Монь ули линейкам.                         У меня есть линейка.
            По данной теме можно детям предложить поиграть в игру «Иля маняво» («Не ошибись»), отвечая на вопрос учителя:
Те карандаш?                                   Это карандаш?
Истя, те карандаш.                        Да, это карандаш.
            Или:

Те карандаш?                                   Это карандаш?
Арась, те ручка.                               Нет, это ручка.


            При изучении темы «Осень» предлагается детям такой вид работы. Им раздаются черно-белые карточки с изображением осени. Даю задание: на этой карточке записать слова, которые мы знаем по теме «Осень». Дети прямо на рисунке, на изображенных предметах записывают «лопа», «чувто», «мода», «менель», «сёксь». Я задаю детям вопрос: 

- Что еще можно дорисовать, чтобы изобразить полную картинку осени? 

Дети отвечают:

 - Можно нарисовать дождь. 

Рисуют дождь, пишут «пиземе», после чего я даю задание: раскрасить рисунок цветными карандашами в соответствующие цвета. После выполнения этого задания дети рассказывают, какого цвета осень:

 Модась раужо.                               Чёрная земля.
           Менелесь сэнь.                                 Синее небо.
          Лопась ожо.                                     Жёлтый лист.
          Лопась якстере.                               Красный лист.


           Данный вид работы используется и при изучении тем «Зима», «Весна» и «Лето».
           При изучении некоторых слов использую следующий вид работы: показываю детям изображение животного. Они рисуют его у себя в тетради, а рядом пишут название по-эрзянски. Теперь эрзянское слово ассоциируется у детей с образом созданного ими  животного.
             Следующий вид работы учит детей изменять слова или подбирать нужное по смыслу слово. Учащиеся самостоятельно строят словосочетание, фразу или небольшой текст:

  1. подставьте нужные слова в предложения:

... лемезэ Мурка.                                 … зовут Мурка.

… лемезэ Шарик.                                … зовут Шарик.

… лемезэ Варма.                                 … зовут Ветер.

… лемезэ Бурёнка.                              … зовут Бурёнка.

  1. выберите из скобок нужную букву так, чтобы предложение имело смысл:

М (и, а)ша вечки налксеме някасо.                                   М (и, а)ша любит играть с куклой.  

Сон ст(и, ы) тензэ эрьва кодамо                                     Она (шьёт, встаёт) ей разную

оршамопель. Някантень сон максь                                  одежду. Куклу она назвала Юл(а,я).

лем Юл(а, я).

        

            Для речевого развития младших школьников использую следующий вид работы.

Раздаю детям картинки, на которых изображены одинаковые предметы. Предметы  отличаются друг от друга размером, цветом. Затем веду с детьми диалог:

Тонавтыцясь: Монь артовксонть лангсо чувто.
Тонавтницясь: Монь артовксонть лангсо истя жо чувто.
Тонавтыцясь: Монь чувтось сэрей.
Тонавтницясь: Монь чувтось вишине.
Тонавтыцясь: Монь чувтонть  прясо лопатне ожот.
Тонавтницясь: Монь чувтонть прясо лопатне пижеть.

Учитель: На моей картинке дерево.

Ученик: На моей картинке также         дерево.
            Учитель: У меня дерево высокое.
            Ученик: У меня дерево маленькое.

Учитель: На моем дереве листья желтые.
         Ученик: На моем дереве листья зеленые.

 

Данный вид работы учит детей сравнивать между собой изображенные предметы, находя в них общие признаки. Учащиеся учатся составлять словосочетания и предложения.

Выполняя следующий вид работы, дети также учатся составлять предложения. Например, определите предмет по описанию:

Тонавтыцясь: Кинь кедьсэ оска, сэнь тюссо,           Учитель: У кого мяч синего цвета с

якстере ды ожо кикс марто?                                      красной и жёлтой полосами?

Тонавтыцясь: Кинь кедьсэ оска ожо тюссо,           Учитель: У кого мяч жёлтого цвета  

пиже ды якстере кикс марто?                                   с зелёной и красной полосами?

Данная словесная игра также способствует говорению и накоплению словарного запаса.

При повторении раннее изученных слов предлагаю детям поиграть в игру «Лото». Раздаю им  карточки, на которых написаны 4 ранее изученных слова. Показываю  картинку с изображением предмета. Ученик, у которого на карточке написано название этого предмета, встает, называет этот предмет и получает картинку. Примерный набор карточек:


  1. килей, овто, мекш, модамарь;

  2. граць, катка, скал, сярдо;

  3. тумо, гулька, ривезь, нимиляв;

  4. куяр, пиже озяз, киска, сея;

  5. ур, тумо, озяз, кснав;

  6. овто, карво, пурька, локсей; 

  7. реве, ваз, лей, пиче;

  8. сараз, овтумарь, верьгиз, эйкакш;

  9. пурька, куко, скал, яксярго;

            сараз, лисьмапря, пизёлкс, модамарь.


  • берёза, медведь, пчела, картофель;

  • грач, кошка, корова, лось;

  • дуб, голубь, лиса, бабочка;

  • огурец, синица, собака, коза;

  • белка, дуб, воробейн, горох;

  • медведь, муха, морковь, лебедь;

  • овца, телёнок, река, сосна;

  • курица, шиповник, волк, ребёнок;

  • морковь, кукушка, корова, утка;

            курица, колодец, рябина, картофель.

Также использую ребусы, кроссворды, шарады, задания на раскрашивание, например: раскрась бабочку, учитывая при этом то, что каждый цвет обозначен цифрой.
            Учитывая, что игровые интересы в младшем школьном возрасте являются ведущими, на уроках отвожу время на небольшие инсценировки с использованием кукол.

На занятиях провожу физкультминутки, в ходе которых дети повторяют лексику по темам «Счёт» и «Части тела». Например,

Вейке, кавто, пря да лавтов,
(руки в стороны, вверх, затем касаются головы и плеч)
Колмо, ниле, судо, пиле,
(руки вперед, вверх, затем касаются носа, ушей)
Вете, кото, сельмень кавто,
(руки на поясе, глазки вправо – влево без поворота головы)
Сисем, кавксо, пильге лангсо,
(руки на поясе, дети топают ножками)
Вейксэ, кемень, сурон, кедень.
(дети хлопают в ладоши и поднимают вверх руки)


            Систематическая работа по закреплению ранее изученного лексического материала не должна быть однообразной. Предлагаю следующие приемы закрепления пройденного.
           Игра «Что пропало?». После изучения новых слов, например, названий животных, овощей или фруктов на наборном полотне помещаю ряд рисунков с изображением данных предметов. Дети запоминают предметы, руками прикрывают глаза, считают до 10. За это время убираю одну картинку, смешиваю их ряд. Дети открывают глаза и называют предмет, которого нет: «Арась умаресь», «Арась чурькась».

Игра «Найди по признаку». На доске помещаю ряд сюжетных картинок или картинок с изображением предметов. Произношу предложение на эрзянском языке и предлагаю детям определить, какой из картинок соответствует высказывание.

Например:
Эйкакштнэ кирякстнить конькасо. (Дети катаются на коньках.)
Эйкакштнэ ардыть сокссо. (Дети катаются на лыжах.)
Эйкакштнэ ардыть нурдынесэ. (Дети катаются на санках.)
Эйкакштнэ налксить ловпокольнесэ. (Дети играют в снежки.)

Эйкакштнэ теить ловонь баба. (Дети лепят снежную бабу.)

               
           
Игра «Четвертое лишнее». Предлагаю детям определить и назвать лишний предмет из четырех предложенных (записанных на доске или на карточке), объяснить, почему лишний:

Туво, киска, псака, ривезь.                                            Свинья, собака, кошка, лиса.

Умарь, чурька, модамарь, куяр.                                   Яблоко, лук, картофель, огурец.

Овто, верьгиз, скал, ур.                                                Медведь, волк, корова, белка.

Озяз, письмар, кудо, варака.                                        Воробей, скворец, дом, ворона.


            Игра «Определи время года». Называю предложения, а дети должны определить, о каком времени года говорится в предложении и назвать время года по-эрзянски. Например:

Пры лов.                                                                Идет снег.
Моли пиземе.                                                        Идет дождь.

Эйкакштнэ мазылгавтыть куз.                        Дети наряжают ель.
Солы ловось.                                                        Тает снег.

Морыть нармунтне.                                          Поют птицы.


            Игра «Сосчитай». Предлагаю детям сосчитать или назвать количество изображенных на рисунке предметов (животных, предметов, овощей, фруктов и т.д.).

Игра «Ярса – а ярсан» («Съедобное - несъедобное»). Называю существительные, например: киска (собака), куяр (огурец), модамарь (картофель), ям (суп), чувто (дерево), кудо (дом) и др. Если предмет съедобный, дети говорят «Ярсан», если несъедобное – «А ярсан».

            Игра «Кие седе ламо?». Называю букву, на которую надо назвать как можно больше слов по-эрзянски. Каждая группа называет слово по очереди, получая за это 1 балл. Выигрывает группа, набравшая наибольшее количество баллов.
           Дидактические игры активизируют психические процессы, тем самым вызывая у учащихся живой интерес к изучению языка. В них дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Игры помогают сделать любой учебный материал увлекательным, создают у учеников радостное рабочее настроение, облегчают процесс усвоения знаний.

              В дидактических играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения.

 Дидактические игры могут использоваться на любом этапе урока.

Таким образом, знакомство с эрзянским языком, с культурой мордовского народа  происходит в занимательной, доступной младшим школьникам форме. 

Результативность опыта.

Плодотворная работа с детьми позволила мне достичь определенных результатов: у многих учащихся сформировалась положительная мотивация изучения эрзянского языка; более эффективно происходит развитие интеллектуальных умений и навыков учащихся, формируется умение творческого подхода к решению учебных задач, совершенствуется речевое развитие; развиваются творческие способности учащихся.
          Ежегодно участвуем в Межрегиональной предметной олимпиаде по эрзянскому языку и достигаем высоких результатов на муниципальном уровне. Так, например, в 2016 - 2017 учебном году ученики Лукьянова Елена и Пархоменко Анастасия стали призерами, а в 2017- 2018 учебном году Лукьянова Елена стала победителем данной олимпиады и
принимала участие в олимпиаде на республиканском уровне.


             Адресные рекомендации при использовании данного опыта

 Данный опыт может быть использован учителями эрзянского языка на разных этапах обучения в урочной и внеурочной деятельности, педагогами дополнительного образования.

Все материалы и опыт работы представлены на сайте https://nsportal.ru/parkhomenkoyulia

        

        

Приложение.

Технологическая карта урока

Тема: «Приметы зимы»

Класс: 2                        

Тип урока: комбинированный

Цель: создать  на уроке условия   для  формирования положительной  мотивации и интереса к эрзянскому языку. 

Задачи:

 1. Повторить и активизировать в речи слова и грамматические конструкции, рассмотренные по теме «Теле - Зима».

 2. Воспитание чувства прекрасного, умения видеть красоту природы.

 3. Формирование умения продолжить предложение, определив предмет по его действию.

 Оборудование к уроку: альбом «Федот Васильевич Сычков», предметные картинки по рассмотренным темам, акварельные краски или цветные карандаши, кисть, альбом или лист формата А4.

Планируемые результаты:

Предметные: знание новых слов программного материала; повторение ранее разученных слов; умение составлять предложения.

Метапредметные:

Познавательные: умение работать в группе; обобщать получаемые знания;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

оценивать результаты выполнения работы; выявление неточностей в приведённых заданиях

Регулятивные: Понимать учителя и отвечать на поставленные вопросы, планировать свою деятельность; сопоставлять выполненную работу  с образцом; вносить коррективы в действия

Коммуникативные: Уметь строить предложения и отвечать  на вопросы учителя на эрзянском языке.

Личностные: проявлять интерес к эрзянскому языку, проявлять бережное отношение к окружающей среде.

Содержание урока

Этапы урока. Формируемые УУД

Действия учителя

Действия ученика

1. Самоопределение к деятельности. 

Организационный момент. 

Цель:         

Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.

Регулятивные: 

нацеливание на успешную деятельность.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на занятие, проводит игру, мотивирует учащихся на работу

Ученики приветствуют учителя

2. Актуализация знаний. 

Цель: 

 Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала. 

Регулятивные: 

оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Коммуникативные: 

Формировать умение слушать и слышать собеседника 

Игра «Евтык видестэ валонть».

Показывает предметные картинки по изученным темам.

Называют слова по - эрзянски

3. Постановка учебной задачи. 

Цель: 

Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется  тема урока и его цель. 

Познавательные:  развивать логическое мышление.

Регулятивные: уметь формулировать цель и учебную задачу урока.

Личностные: 

выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое. 

Игра «Переводчик».

- На доске записаны слова. Переведите их на эрзянский язык.

эй-                   кенярдомс -        

лов-                 ашо-

теемс-            кородовкс-

весе-                вельтямс-    

         

- Ребята, скажите, какой темой объединены данные слова?

- По каким приметам мы узнаем, что наступила зима?

- Как вы думаете, какова тема нашего занятия сегодня?

        

Дети переводят слова.

Называют тему «Зима».

Дети называют приметы зимы.

- Приметы зимы.

4. Обобщение и систематизация знаний.

Регулятивные: 

умение действовать по плану и планировать свою деятельность. Оценивать результаты своей деятельности.

Коммуникативные: 

развитие умений работать в группах, делегировать полномочия, распределять роли. Проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, делать выводы, соблюдать правила общения, осуществлять взаимный контроль.

Познавательные: развивать операции мышления.

Личностные:

знакомить с обычаями, культурой мордовского народа.

а) Беседа по рисунку на стр.40 учебника. Составление предложений по рисунку.

Задаёт наводящие вопросы

По наводящим вопросам учителя дети составляют предложения. Примерные предложения: Сась телесь. Моданть вельтизе ашо лов. Веденть вельтизе эй. Эйкакштне кенярдыть. Сынь ардыть конькасо, сокссо, нурдынесэ.

б)  Игра «Ярсан – а ярсан»

в)  Самостоятельная работа в тетради.

г) Рисование на тему «Телень кенярдомат»

( «Зимние забавы»).

Учитель называет существительные.

Беседует с детьми о зимних забавах. Демонстрирует картины Ф.В.Сычкова с изображением зимних пейзажей.

Если предмет съедобный, дети говорят: «Ярсан», если предмет несъедобный, говорят: «А ярсан».

Дети в рабочей тетради самостоятельно выполняют упр.4. Записывают слова: чипай, ожо, сёксь, вете, тейтерне, чувто, пиземе, умарь, пурька. Взаимопроверка.

Беседуют с учителем о зимних забавах. Рассматривают картины Сычкова.

Самостоятельно рисуют иллюстрацию на тему «Зимние забавы».

д)  Игра «Кие седе ламо?» (групповая работа).

е) Введение новых слов.

Учитель называет букву, на которую надо назвать как можно больше слов по-эрзянски.

Учитель записывает новые слова на доске:

якшамо-      

давол-

кирякстнемс-

Каждая группа называет слово по очереди, получая за это 1 балл. Выигрывает группа, набравшая наибольшее количество баллов.

Дети под руководством учителя проговаривают новые слова, записывают их в словарик.

5. Рефлексия учебной деятельности.

Итог урока.

Личностные: 

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать  свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи);

выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Регулятивные: 

осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку.

Организует беседу, связывая результаты урока с его задачами.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке.

Организует рефлексию.

Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке.

Организует самооценку учебной деятельности.

-Понравилось ли вам, дети, сегодня работать на уроке? Что больше всего запомнилось? В заключение урока мы вырежем с вами по шаблону красивые снежинки (ловтештинеть). Заготовки у вас у всех есть на столах. На снежинках напишите какое-то пожелание на эрзянском языке и подарите свою снежинку, кому хотите.

- На доске записаны слова:

уцяска - счастье                                                      шумбрачи – здоровье

 паро тонавтнема – хорошей учёбы

 

 - Урокось прядовсь. Сюкпря тенк. Вастомазонок.

Выполняют задание творческого характера, применяют умения, полученные на уроках технологии, составляют  пожелание, дарят  свои работы друг другу.

Делают самооценку своей деятельности на уроке.

 

 

 

 

 

 

 

Убирают свои рабочие места.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Инновационный педагогический опыт" учителя начальных классов Намчыл-оол Ольги Бичелдеевна

Представлен инновационный педагогический опыт на тему: "Реализация технологии деятельностного метода на уроках в начальной школе"...

Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов и эрзянского языка Кузьминой Любови Алексеевны

Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов и эрзянского языка Кузьминой Любови Алексеевны....

Педагогический опыт учителя начальных классов Глазыриной Юлии Ивановны.

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТЮМЕНИДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯМуниципальное АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УчреждениеСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 36 ГОРОДА ТЮМЕНИ  Педагогический опытучителя нача...

Портфолио учителя начальных классов, эрзянского языка Пархоменко Ю.И.

Портфолио находится по гиперссылке https://yadi.sk/i/fFsL9t9d79pfjQ...

Опыт педагогической деятельности учителя начальных классов

Метод проектов в обучении цели:üНаучить учащихся самостоятельному, критическому мышлениюüРазмышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводыüПринимать самосто...

Об итогах районного семинара для учителей начальных классов «Внедрение в педагогическую практику учителей начальных классов курса внеурочной деятельности «Педагогическая технология воспитания детей 7-11 лет в духе толерантного общения»

В ходе  семинара участники ознакомились с опытом работы экспериментальной площадки по внедрению в педагогическую практику учителей начальных классов курса внеурочной деятельности «Педагогич...

Педагогический опыт учителя начальных классов

Тема опыта: «Проектная деятельность как средство развития познавательной активностии творческого потенциала учащихся младших школьников»...