Использование тёмной сенсорной комнаты при работе с детьми дошкольного возраста.
статья на тему

Тёмная сенсорная комната.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sensornaya_komnata.docx17.19 КБ

Предварительный просмотр:

Использование тёмной  сенсорной комнаты при работе с детьми дошкольного возраста.

Педагог-психолог  Камчаткина М.В.

    Тёмная сенсорная комната – это пространственная среда, которая насыщена различного рода аудиальными, визуальными и тактильными стимуляторами. Адекватно дозированные занятия с детьми разног возраста, с разным уровнем интеллектуального и сенсомоторного развития активизируют их деятельность, стимулируют развитие и коррекцию базовых чувств: слуха, обоняния, осязания – и создают условия для саморегулирования процессов возбуждения и торможения.

   Сенсорная комната позволяет выполнить следующие процедуры психологического и психотерапевтического воздействия:

  • Релаксацию, снятие эмоционального и мышечного напряжения;
  • Стимулирование сенсорной чувствительности и двигательной активности детей;
  • Развитие, коррекцию, а в ряде случаев и восстановление у них зрительно-моторной координации и сенсорно-перцептивной чувствительности;
  •  Фиксирование внимания и управление им, поддержание интереса и познавательной активности;
  • Повышение психической активности за счёт  стимулирования положительных эмоциональных реакций;
  • Развитие воображения и творческих способностей детей;
  • Коррекцию психоэмоциональных состояний.

  При отборе содержания для психологических, психолого – педагогических и психотерапевтических занятий с разными категориями детей учитываются:

- характер ведущей деятельности;

- ведущие мотивы и потребности человека в различные возрастные периоды;

- структура и степень выраженности нарушений развития и поведения;

- особенности развития интеллекта и коммуникативных навыков;

- уровень развития саморегуляции и самооценки.

  Интерактивная среда тёмной сенсорной при работе с детьми дошкольного возраста  предназначена  для решения следующих задач:

- обучения на основе сенсорной стимуляции;

- социальной адаптации;

- снятие мышечного и психоэмоционального напряжения;

- активизации различных  функций центральной нервной системы за счёт создания обогащённой мультисенсорной среды;

- стимуляции ослабленных сенсорных функций;

- развитие двигательных функций;

- создания положительного эмоционального фона.

   При работе с детьми с  ОВЗ  тёмная сенсорная комната используется для:

- коррекции и развития познавательной деятельности;

- коррекции и развития игровой деятельности ;

- развития произвольного внимания, эмоций, речевого и невербального общения;

- расширения жизненного опыта детей, обогащения их чувственного мира;

- релаксации всех органов чувств ребёнка;

- развития сенсорных способностей;

- стимуляции эмоционального, речевого, социального развития;

- проведения досуга.

     Занятия в тёмной сенсорной комнате помогают поднять простые ощущения на уровень осознанного восприятия, стимулируя тем самым процессы саморегуляции центральной нервной системы. В интерактивной среде тёмной сенсорной комнаты осуществляется немедикаментозное воздействие, помогающее преодолеть нервное и психическое напряжение.

  Таким образом, суть занятий в тёмной сенсорной комнате с детьми заключается в том, чтобы усилить влияние психологических факторов на повышение эффективности сенсомоторной деятельности и гармонизацию личности на всех этапах образовательной деятельности.

В статье использованы материалы Л.Б. Баряевой, А.И. Титарь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщенный педагогический опыт по теме "Использование терапевтических сказок в коррекционной работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста"

Обобщен опыт работы по использованию терапевтических сказок в коррекционной работе с детьми младшего и младшего школьного возраста....

Содержание и методика работы с детьми дошкольного возраста по формированию нравственных представлений средствами сказок.

Приобщение ребенка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передается из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ре...

Мастер-класс по использованию программы компьютерного моделирования LEGO Digital Designer в организации образовательной деятельности по конструированию с детьми дошкольного возраста

Данный мастер-класс  проводится с целью повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного использования программы виртуального моделирования LEGO Digi...

«Монотипия. Применение монотипии в работе с детьми дошкольного возраста».

«Монотипия. Применение монотипии в работе с детьми дошкольного возраста». Монотипия-это графическая техника. В переводе с греческого языка монотипия – один отпечаток. Рисунок наноситься сначала ...

«Лэпбук» как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста

Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей...

Методическая разработка"Использование игровых технологий в работе с детьми дошкольного возраста".

Игровые технологии включены мной в образовательную деятельность как необходимый элемент формирования универсальных учебных действий .которые повышают уровень восприятия учебного материала.Обучающие иг...