Методы и формы организации деятельности учащихся
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Ванкеева Соелма Сергеевна

Развитие исследовательских навыков - навыки самостоятельной исследовательской учебной деятельности Проектные методы обучения - выход за рамки предметного содержания.

Здоровьесберегающие технологии - усиление здоровьесберегающего аспекта предметного обучении учащихся при обучении.

ИКТ - использование ИКТ на уроках математики, русского языка, литературного чтения, окружающего мира.

Например: для развития интереса к урокам русского языка обучающимся предлагаю творческие задания, кроссворды, ребусы по теме

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение №1.

Проектные методы обучения - выход за рамки предметного содержания.

Здоровьесберегающие технологии - усиление здоровьесберегающего аспекта предметного обучении.

Развитие исследовательских навыков - навыки самостоятельной исследовательской учебной деятельности учащихся при обучении.

ИКТ - использование ИКТ на уроках математики, русского языка, литературного чтения, окружающего мира.

Например: для развития интереса к урокам русского языка обучающимся предлагаю творческие задания, кроссворды, ребусы по теме

Оптимизация процесса обучения.

Обучение в сотрудничестве - развитие взаимоответственности, способности обучаться в силу собственных возможностей при поддержке своих товарищей.

Технология уровневой дифференциации - отработка образовательных стандартов.

Предупреждение неуспеваемости - технология игрового обучения.

Например: Замени одну букву другой

Цель – учить различать звуки в близких по звучанию словах, производить замену звука в словах для получения нового слова.

Запишите столбиком слова: сом, сын, жук

Вместо одной буквы - любой (первой, второй, третьей) - поставьте другую так,

чтобы получилось новое слово.

Например, сом - сон - сын - сыр

               сом - сам - гам - газ и т.д.

«Передай кубик»

Цель: закрепить знание ряда чисел.

На первую парту каждого ряда ставится пластмассовый цветной кубик.

По сигналу учителя кубик передается каждому ученику по очереди, с названием чисел по порядку, пока не возвратится обратно на первую парту. Затем точно так же передают кубик с названием чисел по убыванию, называя каждое предыдущее число.

Ряд, закончивший передачу кубика первым, побеждает.

Игра повторяется 2-3 раза.

Проблемное обучение - всестороннее гармоническое развитие личности.

Например: на уроке математики при изучении темы: «Меры длины» я использую фрагменты из мультфильма «38 попугаев» где детям нужно решить, кто из героев правильно измерил длину удава

Фронтальная работа - данная форма применяется  при рефлексии, при определении той или иной общей для всего ученического коллектива учебной задачи, при коллективном планировании или моделировании процесса сложного исследования, в начале обучения универсальным учебным действиям, при выполнении роли связки между остальными формами учебной деятельности. 

 Групповая работа – она даёт возможность всем детям практически одновременно высказываться, говорить, принимать активное участие в решении учебных задач. Именно в таком маленьком коллективе каждый принимает активное участие в учебном процессе, чувствует безопасность, так как не заметен для публики, не так уязвим для критики, освобождается от страха, стремится к успеху,  чувствует ответственность. Групповая работа почти равномерно распределяет ответственность за свои действия каждого члена группы. Мною применяется  следующие ролевые функции членов группы:

а) «планировщик» - исследует условия задачи и планирует попытки решения;

б) «исполнитель» - осуществляет попытки решения, ведет запись вариантов решения учебной задачи;

в) «критик», «контролер» - выполняет аналитические действия: проверяет и оценивает все высказывания и решения, подвергает их сомнению, разворачивая аргументацию и основания своей оценки;

г) «командир», «ведущий» - распределяет роли до начала решения, координирует действия всех членов группы, вызывает рефлексивную активность участников группы, осуществляет презентацию результатов работы группы.

Парная работа - это работа в группе из двух человек. Строится она на основании тех же правил, что и работа в более численной группе. Данную форму  применяю для взаимоконтроля. Главной задачей которой является научить работать с друг другом, показать образец.

Виды деятельности в парах.

1.Диалоги.

2.Работа по решению малой учебной задачи.

3.Взаимопроверка и контроль устной и письменной работы.

4.Подготовка к слиянию в группу (при работе над ошибками).

5.Отработка способа, контроль за применением способа (самое главное).

Индивидуальная работа – это самостоятельное выполнение учебных задач, в том числе и исследовательских, творческих, что является результатом коллективно-распределительной деятельности, в ходе которой ученик научится выполнять все учебные операции: определять  учебную задачу, планировать и выполнять исследования, контроль и оценку.

Мною используются следующие средства:

 печатных - учебников и учебных пособий, книг для чтения, хрестоматий, рабочих тетрадей, атласов, раздаточного материала и т.д.;

электронных образовательных ресурсов - часто так называемых образовательных мультимедиа: мультимедийных учебников, мультимедийных универсальных энциклопедий и т.п.);

аудиовизуальных - слайдов, слайд-фильмов, образовательных видеофильмов на цифровых носителях;

наглядных плоскостных- плакатов, настенных карт, настенных иллюстраций, магнитных досок;

демонстрационных - гербариев, муляжей, макетов, стендов.

Приложения №2.

Работу на данном этапе я осуществляю совместно с психологом. Диагностику провожу в начале, в середине и в конце года. В течение года информацию собираю и анализирую. Результатом этого этапа является карта одаренного ребенка.

Карта одаренного ребенка

ФИО ребенка.

Возраст ребенка (год, месяц)

Сведения о родителях. Состав семьи.

Статус семьи.

Результаты психологической диагностики

Результаты педагогической диагностики

Результаты социометрического исследования

Область одаренности

Признаки одаренности

Диагностика одаренности

Выводы и рекомендации.

     Для объективности углубленной диагностики я провожу  по данной методике опрос не только детей, но и их родителей. Обследование провожу коллективно. Обрабатываю результаты в течение короткого времени.

Инструкция для родителей

Для того чтобы дать вам правильный совет и конкретные рекомендации для развития способностей вашего ребенка, нам нужно знать его склонности. Вам предлагается 35 вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать возможности ребенка. Для большей объективности сравните его с другими детьми того же возраста.

На бланке ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке - «-»; если нравится - «+»; очень нравится - «++». Если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку незаполненной.

Лист вопросов

Каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли вам ...»

1) решать логические задачи и задачи на сообразительность;

2) читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы, повести;

3) петь, музицировать;

4) заниматься физкультурой;

5) играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры;

6) читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе;

7) делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу);

8) играть с техническим конструктором;

9) изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми, незнакомыми словами;

10) самостоятельно рисовать;

11) играть в спортивные, подвижные игры;

12) руководить играми детей;

13) ходить в лес, поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми;

14) ходить в магазин за продуктами;

15) читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.;

16) играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных);

17) самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы;

18) соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам;

19) разговаривать с новыми, незнакомыми людьми;

20) содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак и др.);

21) убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.;

22) конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.;

23) знакомиться с историей (посещать исторические музеи);

24) самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества;

25) читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи;

26) объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение);

27) ухаживать за домашними растениями;

28) помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т.п.);

29) считать самостоятельно, заниматься математикой в школе;

30) знакомиться с общественными явлениями и международными событиями;

31) участвовать в постановке спектаклей;

32) заниматься спортом в секциях и кружках;

33) помогать другим людям;

34) работать в саду, на огороде, выращивать растения;

35) помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.

Лист ответов: в клетках листа записываются ответы на все вопросы (плюсы и минусы).

Дата ___________ Фамилия, имя_________________

Обработка результатов

Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка по следующим направлениям:

научная;

творческая;

спортивная;

Данный способ использую в своем 3 «д» классе, т.к. обучаю первый год.

Приложение №3.

Начиная с 1 класса, ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты по «Алгоритму самооценки».

1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)

2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.)

3. Задание выполнено верно или не совсем верно? (Учимся находить и признавать ошибки.)

4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.)

       В начальной школе дети очень любят оценивать себя. Поэтому вместе с детьми разрабатываем критерии к разным видам деятельности.  Мои третьеклассники имеют лист самооценки (возможны разные варианты), который мы заполняем при работе  дома и  на уроке:

Критерии для самоанализа деятельности ученика на уроке и дома

Критерии оценки

На сколько баллов я оцениваю свою работу (от 1 до 5)

Оценка учителя

1. готовясь к уроку дома, я поработал на …

2. я выучил (повторил) необходимую лексику, грамматику на …

3. я выполнил письменное задание на …

4.  я работал со словарём на …

5.  я использовал дополнительный материал на …

6.  я подготовил устное задание на …

7.  моё участие в работе на уроке можно оценить на …

8. моя реальная отметка за урок

9. какую отметку в журнал я бы сам себе поставил …

Что я могу сделать, чтобы улучшить свой результат:

1. быть внимательнее на уроке

2. активнее работать на уроке

3. сразу просить объяснить то, что непонятно

4. получить консультацию учителя

5. воспользоваться помощью товарищей

6. увеличить количество времени на подготовку к уроку дома

7. другое

Лист самооценивания  работы на уроке литературного чтения

Что делаем на уроке

Отметка о выполнении:

 «!»  - всё верно,  

«+» - есть ошибки,

« –» - не справились.

Дополнение учителя

к оценке

Скороговорка

Игра «Составь  слова»

Работа с текстом.

Вставь пропущенные слова и вспомни авторов произведений.

6. Общий итог по уроку.

Следующий лист оценивания использую  на разных этапах урока по математике.  На листе указаны задания, которые взяты под контроль.

Лист оценивания работы обучающегося на уроке математики

Задание

Правильность выполнения

Оценка о  выполнении  

(!, +, –)

« Посчитай»

 «Реши задачу»

Кр. запись

Решение

Ответ

Схема

«Подумай и сравни»

На уроках русского языка часто использую листы самооценивания для проверки усвоения знаний как пройденного, так и нового материала.

Ф.И.

Задание  по русскому языку

Проверяемое

Проверочное

ед.ч.  или  мн. ч.

уменьш. – ласкательное

Другое

однокоренное

Ст…ной

Л..сичка

Л…сной

Тр…ва

Сл…ва

Оценка работы

обучающегося

«!» - всё правильно

«+» - есть ошибки, но сам исправил

«-» -  не выполнил задание

Оценка учителя

Также  прием самооценки применяю при работе с тестами на разных уроках: выполненные  тесты  мои ученики    проверяют сами по  слайдам-ответам. Сами выставляют себе количество баллов, а потом я беру тетради на проверку и сравниваю оценку ученика со своей оценкой.

Лист взаимооценки выразительного чтения

Критерии чтения

Я как исполнитель

Мнение слушателя

Названы автор и заглавие произведения

Передано настроение автора и героя

Голосом выделены ключевые слова каждой смысловой части

Соблюдены паузы внутри и в конце высказываний

Выбран необходимый темп чтения

Текст прочитан с необходимой громкостью

Удачно нарисован голосом словесный образ….

Слушателям понятно то, о чём было прочитано

Критерии оценивания использую и при групповой работе. Учащиеся оценивают себя и друг друга при  выполнении задания по весу участия каждого в групповой работе.

Лист оценивания  на уроке технологии

Название группы ______________________________  

Фамилия и имя ___________________________________

Оцени работу своей группы. Отметь  вариант ответа, с которым ты согласен (согласна).

Все ли члены группы принимали участие в работе?

А. Да, все работали одинаково.

Б. Нет, работал только один.

В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше.

Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?

А. Работали дружно, ссор не было.

Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились.

В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.

Тебе нравится результат работы группы?

А. Да, все получилось хорошо.

Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.

В. Нет, не нравится.

Оцени свой вклад в работу группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства...

Методы и формы организации деятельности учащихся

В работе представлены методы и формы организации работы на уроках отвечающие требованиям новых стандартов, помогающие вовлечь наибольшее количество учащихся в образовательный процесс, повысить интерес...

Методы и формы организации деятельности учащихся

Методы и формы организации деятельности учащихся...

Методы и формы организации деятельности учащихся

Мои методы, формы организации деятельности учащихсяПод методом обучения следует понимать  способ взаимодействия учителя и ученика, в ходе которого происходит передача нового знаний, умения,...

Методы и формы организации деятельности учащихся, средства

В своей педагогической деятельности я применяю следующие современные образовательные технологии: элементы научно исследовательской работы ,проектная деятельность, информационно-коммуникационные технол...

Методы и формы организации деятельности учащихся.

Доклад по теме: "Методы и формы организации деятельности учащихся"....