Рабочая программа факультатива "Занимательная грамматика" 1-4 классы
рабочая программа на тему

Гладковская Ольга Геннадьевна

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanimatelnaya_grammatika_1-4_klass.doc154 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство обороны Российской Федерации

Федеральное государственное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 151

ПРИНЯТО                                                                                                    УТВЕРЖДАЮ

методическим                                                                                       Директор школы

объединением учителей_____________                                       _________/_____________/

Протокол №____ от___ «___»________201_г

Рабочая программа факультатива

Составитель:                           Гладковская О.Г.

2012г.


Программа факультатива "Занимательный грамматика" 1-4 класс.

Пояснительная записка

Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой целью, стоящей перед учителем.

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Занимательный язык”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением.

Необходимость разработанного факультативного курса заключается не только желанием детей узнать нечто новое о русском языке.

Главной целью его является на занимательном грамматическом материале расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения. Развивать речь учащихся, прививать любовь к чтению.

В целях формирования гармонически развитой и духовно богатой личности, воспитания стремления к самосовершенствованию, желания реализовывать свои творческие возможности, развития внутреннего мира и культуры поведения и общения, приобщения учащихся к исторической судьбе народа, в курс факультатива введены занятия по русскому фольклору и чтению художественных литературных произведений.

Цель программы достигается в результате решения ряда взаимосвязанных между собой задач:

  • способствовать развитию интереса к русскому языку как к учебному предмету;
  • совершенствование общего языкового развития учащихся;
  • способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
  • способствовать развитию смекалки и сообразительности;
  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе.
  • Расширение и углубление программного материала;
  • Пробуждение у учащихся потребности к самостоятельной работе над познанием родного слова и над своей речью;
  • Совершенствование общего языкового развития младших
  • школьников;
  • развивать интерес к чтению.

Организация факультативных занятий основывается на следующих принципах: добровольности участия, научности, сознательности и активности, наглядности, доступности, связи теории  с практикой, индивидуального подхода. Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должны снижать обучающей и развивающей роли внеурочной работы по русскому языку.

Данная программа по русскому языку позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов. Эта программа обращает внимание учителя на все стороны языка, рассматривает слово в грамматическом и лексическом плане.

Знание русского языка создает условие для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому на занятиях факультатива следует обращать внимание на задания, направленные на развитие речи  учащихся, на воспитание у них чувства языка. Занятие факультатива должны убедить школьников в том, что родной язык надо изучать постоянно для того, чтобы понимать окружающую нас действительность и принимать в жизни активное участие.

Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.

В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.

На занятиях используются разнообразные виды работ: игры и игровые элементы, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, считалки, рифмовки, ребусы, кроссворды, головоломки, сказки.

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части: игровая; теоретическая; практическая.

Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут в 1 классе.  Курс изучения “Занимательной грамматики” рассчитан для учащихся 1–4-х классов.

Этапы реализации программы факультативного курса:

  • подготовительный;
  • непосредственно реализация;
  • оценка эффективности;
  • коррекция в соответствии с анализом эффективности;
  • дальнейшее использование в школе.

Анализ эффективности программы факультативного курса:

диагностический метод (анкетирование детей в начале и в конце);

анализ занятий проведенных по плану;

разработка рекомендаций.


        Программа факультативного курса        

1 класс (33 ч)

№        

Тема занятия

Виды работ

Вводное занятие.

Беседа. Анкетирование.

Знакомство с жителями страны слов – звуковичками (звуками).

Беседа.

Волшебная страна “Фонетика”. Сказка о звуках и буквах. Можно ли писать без букв?

Распознавание твердых и мягких согласных звуков в словах.

Игры “Расколдуй слово”, “Да-нет”.

Что означают наши имена?

Звонкие и глухие “двойняшки”.

Сказка “Про ошибку”.

Игра “Найди пару”.

Звонкие и глухие “одиночки”.

Почему они так называются.

Тест на развитие слухового внимания.

Зачем нужны звуки речи? Звуковая культура речи. Звуки и буквы

Викторина “Интересные буквы и звуки”

Скороговорки и чистоговорки.

Сочинение чистоговорок.

Шипящие согласные (жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк -чн).

Игра “Волшебный клубок орфограмм.

Что такое азбука? Алфавит.

Игра “Кто– кто в алфавите живет?”

Путешествие в сказку. Имена сказочных героев.

Иллюстрирование. Беседа.

Слог. Перенос слов. Правила переноса.

Игра “Собери слово”.

Предложение – единица языка и речи. Роль предложения в общении.

Беседа.

Жанры устного народного творчества.

Беседа.

Играем в загадки. Технология составления загадок.

Составление загадок

Викторина и лотерея загадок.

Добрый “волшебник” – Ударение.

Игры “Помоги Незнайке”, “Удивительные превращения”

Обсуждение смыслоразличительной функции ударения.

Ударение над гласной может сделать букву ясной (безударные гласные в корне слова).

Игра “ Волшебный клубок орфограмм” (безударная гласная в корне слова)

Непроверяемые безударные гласные. Орфографический словарь – твой помощник.

Работа со словарем

Мягкий знак. Твердый знак.

Обсуждение вопроса: значение и особенности мягкого и твердого знака.

Времена года. Откуда пришли названия месяцев?

Беседа. Чтение сказки «Двенадцать месяцев».

Существительные – слова с предметным значением.

Сказка “Приключение в стране “Имя Существительное””

Большие и маленькие. Слова, которые пишутся с заглавной буквы.

Игра “Лишнее слово”

Звонкие и глухие “двойняшки”. В стране “Двойняшек” (парные согласные на конце слов)

Волшебный клубок орфограмм.

Рассказ – беседа о роли орфографии

Прилагательные – слова называющие признаки.

Сказка “Приключение в стране “ Имя Прилагательное””

Дружба имени существительного с прилагательным

Глаголы – слова, обозначающие действие предметов. Здравствуй, Глагол!

Сказки о глаголе.

Сколько слов Вы знаете? Рассказ-беседа о словарном богатстве русского языка.

Игра – соревнование “Кто больше знает слов на букву»

Знаете ли вы значения слов?.

Определение значения слова с помощью толкового словаря.

Из чего состоят слова? Слова-родственники. Так же, как и у кустов, корень есть у разных слов.

Подбор однокоренных слов, разгадывание кроссвордов

Для чего нужно изучать грамматику. Мастерская “Учусь составлять кроссворд” Технология составления кроссвордов.

Технология составления кроссвордов.

        


Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 1-го класса

Обучающиеся должны знать:

Отличие звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим).
Признаки гласных и согласных звуков.
Буквы русского алфавита.

Обучающиеся должны уметь:

Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко - буквенный анализ слов.
Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах.
Правильно писать слова с сочетанием жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн.
Делить слова на слоги.
Переносить слова по слогам.
Находить в предложении слова, отвечающие на вопросы: кто? что? какое? какая? какой? какие? что делал? что сделал?
Писать с большой буквы имена и фамилии людей, клички животных, названия городов, деревень, сел, рек, озер, морей, стран.
Ставить в конце предложения точку, восклицательный или вопросительный знак, а начало предложения писать с большой буквы.
Правильно списывать слова, предложения, проверять написанное, сравнивать написанное с образцом.
Составлять текст по вопросам учителя.
Отгадывать загадки, ребусы, анаграммы, шарады. Играть в игры со словами.


Программа факультативного курса 3 класс (34 ч)

Тема занятия

Виды работ

Вводное занятие.

Анкетирование.

Великий могучий русский язык.

Самые дорогие слова.

Беседа о русском языке.

Как ты слышишь звуки и произносишь слова? Умеешь ли ты правильно и точно говорить?

Беседа.

О словах с непроверяемыми безударными гласными.

Игра “Где прячется ошибка?” Работа с орфографическим словарем.

 Незаменимые советчики. Научись правильно определять смысл слов.

Работа с толковым словарем.

Игры “Угадай слово”,

Красна речь пословицей.

Беседа о богатстве русского языка. Почему мы так говорим?

Игра “Пословица, я тебя знаю”

Русские народные игры. Игры хороводные.

Жеребьёвки, считалки.

Беседа.

Сочинение считалочки

Волшебный клубок орфограмм (безударные гласные, проверяемые ударением)

Волшебный клубок орфограмм (парные звонкие и глухие согласные)

Невидимки в тумане.

 (непроизносимые согласные)

Слово одно, а значений несколько.

Работа с многозначными словами

Как мы дружны с грамматикой.

Решение орфографических задач.

В гости к буквам-молчунам.

Слова с Ь и Ъ.

Слова – друзья (синонимы).

Игры “Знаешь ли ты синонимы?”. “Скажи одно и то же по-разному”

Антонимы. Зачем они?

Путешествие в сказку.

Чтение и рассказывание сказок.

Составление кроссвордов.

Слова – родственники.

Подбор однокоренных слов, разгадывание кроссвордов

Друзья корней – приставки и суффиксы.

Слова-старики и слова-младенцы.

Работа с устаревшими словами и неологизмами.

Приключения в стране  Морфологии.

Слова – части речи.

Игра “Я знаю части речи”

Хорошо ли ты знаешь имя существительное?

Сказка “Как у существительных род появился”

Путешествие в сказку. Что означают имена сказочных героев.

Иллюстрирование. Составление кроссвордов.

Роль имён прилагательных в связной речи.

Редактирование текстов.

Путешествие в страну Действий.

Роль глаголов в связной речи.

С глаголами раздельно частицу НЕ пиши.

Путешествие в мир животных. Почему их так называют?

Беседа о происхождении названий животных.

Путешествие по Фразеологии.

Знакомство и работа с крылатыми выражениями.

Времена года. Откуда пришли названия месяцев?

Беседа. Чтение сказки «Двенадцать месяцев».

Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы.

Знакомство с наречиями.

Что? Когда? Зачем? Откуда? Почему? И как?

О роли орфографии.

Рассказ – беседа о роли орфографии.

 Путешествие в страну Литературию.

Чтение литературных сказок.

Знакомимся с русским фольклором.

Викторина загадок, сочинение потешек и  дразнилок.

Итоговое занятие. Сколько языков на Земле?

Анкетирование.


Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 3-го класса

Обучающиеся должны знать:

Правила правописания слов с изученными орфограммами.
Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола).
Главные члены предложения.
Состав слова.

Обучающиеся должны уметь:

Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки  слитно.
Разбирать предложения по членам предложения.
Обозначать на письме интонацию перечисления.
Разбирать слова по составу.
Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
Писать правильно слова с удвоенными согласными.
Писать НЕ с глаголами.
Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
Составлять рассказы по картинке.


Программа факультативного курса 4 класс (34 ч).

Тема занятия.

Содержание и вид работы.

Вводное занятие.

Анкетирование.

В гости к фонетике и графике.

Игра “В мире звуков”.

В гостях у безударных гласных.

Загадочный диктант.

Согласные двойняшки. Удвоенные согласные.

Игры со словами и буквами.

Почему подлежащее и сказуемое – главные в предложении?

 Как морфология порядок навела.

(О частях речи).

Фразеологизмы. По страницам русской истории. Многозначность фразеологизмов.

Работа с крылатыми выражениями.

Фразеологические словари. Многозначность фразеологизмов.

Фразеологизмы-синонимы. Замена выражений синонимами.

Путешествие в мир растений.

Почему их так называют?

Происхождение слов.

Устаревшие слова. Историзмы и архаизмы.

Новые слова. Новые имена и названия.

 Игра “Какое слово моложе”

Слова – пришельцы. О наших именах.

Игра “Почему их так называют”

Слова – родственники.

 (Об однокоренных словах).

В сказку дверь мы приоткроем…

Русские народные сказки. Тематика сказок.

Сочинение сказок.

Сказка о падежах. Этимология названий падежей.

Этимология названий падежей.

Однозначные и многозначные слова.

Слова – тезки.

Омонимы.

Слова –друзья.

Синонимы.

Образование синонимических рядов.

Слова с противоположным значением

Антонимы.

Подбор антонимов разных частей речи.

Имя существительное – часть страны Речь.

В гости к имени существительному. Несклоняемые имена существительные.

Универсальные заменители – местоимения.

Хорошо ли ты знаешь глагол? Откуда появились глаголы – исключения?

В царстве наречий.

Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы. Ссора предлогов со всеми словами.

Путешествие  в страну Литературию.

Чтение литературных сказок.

Части речи. Морфологические шарады.

Красна речь пословицей и поговоркой.

Толкование пословиц и поговорок.

Мир грамматических головоломок.

Анаграммы. Шарады. Метаграммы.

Времена года. Откуда пришли названия месяцев?

Беседа. Чтение сказки «Двенадцать месяцев».

Ребусы. Занимательные головоломки.

Путешествие в страну невыученных уроков. Знаки препинания.

КВН «Грамматический чай».

Итоговое занятие. “Как красив и благозвучен русский язык!”

Анкетирование


Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 4-го класса

Обучающиеся должны знать:

Звуки и буквы. Алфавит.
Состав слова.

Главные и второстепенные члены предложения.
Признаки частей речи.

Обучающиеся должны уметь:

Писать слова с изученными орфограммами.
Писать и разбирать предложения с однородными членами.
Различать омонимы, синонимы, антонимы.
Производить фонетический разбор, разбор слова по составу, синтаксический разбор предложения, морфологический разбор.
Находить и исправлять ошибки с изученными орфограммами.
Различать падежи. Ставить правильно падежные вопросы к разным частям речи. Правильно писать падежные окончания имен существительных, имен прилагательных, местоимений.
Различать служебные части речи- предлоги.
Правильно писать НЕ с глаголами.
Отличать глаголы-исключения от других частей речи или глаголов, правописание которых можно проверить.
Различать типы спряжения глаголов.
Различать типы склонений имен существительных.


Список литературы

http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,2167/Itemid,6/

Арсирий А. Т., Дмитриева Г. М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. – М.: Учпедгиз, 1963 г.

Бетенькова Н.М. Грамматика в рифмовках: Стихотворные упражнения для развития у детей первоначальных навыков чтения и грамотного письма. – М.: Новая школа, 1996 г.

Бетенькова Н.М. Орфография в рифмовках: Стихотворные упражнения для развития у детей первоначальных навыков чтения и грамотного письма. – М.: Новая школа, 1996 г.

Бетенькова Н.М. Орфография, грамматика – в рифмовках занимательных: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1994 г.

Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Конкурс грамотеев. Дидактические игры и занимательные упражнения по русскому языку для учащихся начальной школы. – М.: Просвещение, 1995 г.

Волина В. В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995 г.

Волина В. В. Занимательное азбуковедение. – М.: Просвещение, 1991 г.

Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. – М.: АСТ, 1996 г.

Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. – Екатеринбург: АРГО, 1996г.

Голуб И.Б. Культура речи для дошкольников: Профессор Алфавит в городе Веселинске. – М.: Владос, 1999 г.

Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. – М.: Просвещение, 1991 г.

Моршнева Л.Г. Занимательные упражнения по русскому языку. – Саратов: Лицей, 2004 г

Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! – М.: Самовар, 1994 г.

Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! – М.: Самовар, 1995 г.

Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! – М.: Самовар, 1994 г.

Рик Т.Г. Русский язык: Как живёшь, наречие? – М.: Астрель, АСТ, 2000 г.

Синицын В.А. Я начну, а ты продолжи... Занимательное пособие по русскому языку для учителя начальных классов. – Чебоксары: КЛИО, 1997 г.

Соболева О.Л., Агафонов В.В. Русский язык: Весёлые правила. – М.: АСТ-Пресс, 1995 г.

Сухин И.Г. 200 школьных кроссвордов: 1-2 классы. – М.: Сфера, 2002 г.

Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учёба, и игра: русский язык. – Ярославль: Академия развития, 1997 г.

Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. – М.: Просвещение, 1991 г.

Шибаев А.А. Весёлая грамматика. – Смоленск: Русич, 2001 г.

Шибаев А.А. Весёлый алфавит. – М.: АСТ-Пресс, 1999 г.

Шмаков С. А. Игры – шутки, игры – минутки. – М.: Новая школа, 1993 г.

Юрьева Н.А. 350 развивающих упражнений по русскому языку. – Минск: Юнипресс, 2004 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"

Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...

Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова

Рабочая программа  содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...