Взаимодействие с родителями
материал на тему

Антонина Ивановна Уткина

Взаимодействие с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vzaimodeystvie_s_roditelyami_9_kriteriy.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие с родителями

 Необходимой составной частью образовательно-воспитательного процесса в группе продленного дня являются планирование и организация работы с родителями воспитанников с целью обогащения родителей психолого-педагогическими знаниями, формирования их педагогической позиции по вопросам воспитания ребёнка, установления тесной связи взрослых и детей.

 Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

 Родители  являются первыми педагогами.  Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте.

Непонимание между семьёй и школой всей тяжестью ложится на ребенка. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине. Как изменить такое положение?                                                                                                          Как заинтересовать родителей в совместной работе?
Как сделать родителей участниками воспитательного процесса?  Поэтому в своём плане работы с семьями школьников нашла отражение следующие направления:

-изучение семей и условий семейного воспитания с целью выявления их возможностей в воспитании своего ребёнка и воспитанников группы продленного дня через анкеты, тесты, посещение семьи на дому, наблюдение, индивидуальные беседы с детьми и родителями и др. Учет полученных сведений при организации взаимодействия;

- оказание семьям воспитанников психолого-педагогической помощи посредством комплексного использования разнообразных коллективных, групповых, индивидуальных и наглядно-информационных форм работы;

-   вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс группы продленного дня и школы. Привлечение родителей к планированию воспитательных дел группы, информирование о времени и месте их проведения, включение в подготовку и проведение мероприятия;

-  анализ промежуточных и конечных результатов совместной воспитательной деятельности педагогов и родителей. Проведение дискуссий, рефлексии всеми членами взаимодействия;

-    распространение опыта семейного воспитания посредством организации и проведения родительских собраний.

Большое внимание   уделяю индивидуальному общению с родителями.

Каждой беседе с родителями предшествует серьёзная подготовка, поэтому для себя составила памятку воспитателю:

1. Психологически готовь  себя к предстоящей беседе, консультации, старайся продемонстрировать заинтересованность, такт, уважение, доброжелательность. 2. Никогда не начинай общение с указания на отрицательные примеры, факты, события, связанные с поведением или учёбой ребёнка, обязательно подчёркивай  положительные моменты в его развитии. 3. Никогда не прибегай  к сравнению одного ребёнка с другим, а тем более родителей. 4. Всегда учитывай возрастные и индивидуальные особенности родителей, уровень их образования, особенности пола, состояние, в котором они находятся на данный момент. 5. Внимательно выслушивай  все сомнения, противоречия, жалобы, несогласия родителей, подчёркивай их позитивные усилия в воспитании ребёнка. 6. Старайся тактично указать на ошибки, дать обоснованные рекомендации. 7. Всегда обосновывай  свои замечания родителям. 8. Всегда старайся укреплять, а не разрушать веру родителей в возможности ребёнка. 9. Старайся формировать у родителей ощущение необходимости в сотрудничестве с воспитателем. 10. Стремлюсь привлечь родителей

Для того чтобы наладить взаимодействие с семьёй, начинать работу необходимо со знакомства с детьми и родителями, сбора сведений о семье, её возможностях, в воспитании ребёнка, индивидуальных особенностях родителей и их детей.

 Для работы с родителями воспитанников группы продленного дня провожу анкетирование. Данная работа позволяет выяснить качественные характеристики семей, отношение родителей к работе группы продленного дня. Анализ проводимой работы показывает положительное отношение родителей к деятельности группы продленного дня.

 Стараюсь правильно составить работу с родителями в группе продленного дня.

·        посещение родительских собраний;

·        присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и   проведении экскурсий;

·        участие в выставках;                                                                                                                                           ·        помощь родителей в оснащении педагогического процесса

·        Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с               родителями.

·        Установление доверительных и партнерских отношений с родителями.

·        Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

·        Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

·        Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.

Дополнительные интересные данные о семье получаю в процессе диагностики из следующих анкет

Анкета для родителей, оценивающих психологический климат в группе продлённого дня

Да

Нет

1.

Наш ребенок комфортно чувствует себя в группе продлённого дня

96%

4%

2.

Воспитатель  делает все от него зависящее для создания хорошей атмосферы в группе продлённого дня

79%

21%

3.

У нашего ребенка сложились хорошие отношения с воспитателем

96%

4%

4

Мы можем спокойно обратиться к воспитателю за помощью

100%

0%

5

Наш ребенок перегружен домашними заданиями

7%

93%

6

У нас (родителей) установлена постоянная связь с воспитателем

93%

7%

7

Воспитатель учитывает индивидуальные особенности нашего ребенка

79%

21%

8

Мы довольны, что у нашего ребенка именно этот воспитатель

96%

4%

Анкета  для родителей.

Оцениваемые качества. Творческие способности ребенка

Отвечать – ДА,        НЕТ        

Вопрос

        1. Случается ли ребенку находить необычное применение какому-либо предмету?        

        2. Меняет ли он свои наклонности?

        3. Любит ли рисовать абстрактные картины?

        4. Любит ли рисовать воображаемые предметы?

        5. Любит ли фантастические истории?

        6. Сочиняет ли рассказы или стихи?

        7. Любит ли вырезать затейливые фигурки из бумаги?

        8. Сделал ли когда-нибудь то, чего не знал или то, чего не существует?

        9. Бывает ли у него желание что-то переделать на свой вкус?

        10. Боится ли темноты?

        11. Изобрел ли когда-нибудь новое слово?

        12. Считал ли это слово понятным без разъяснения?

        13.Пробовал ли переставлять мебель по своему разумению?

        14. Был ли удачен этот замысел?

        15. Использовал ли когда-нибудь вещь не по ее назначению?

        16. Мог ли ваш ребенок, будучи совсем маленьким, отгадывать назначение разных предметов?

        17. Предпочитает ли в выборе одежды свой вкус вашему?

        18. Есть ли у него свой внутренний мир, недоступный окружающим?

        19. Ищет ли объяснения тому, чего еще не понимает?

        20. Часто ли просит объяснить окружающие его явления?

        21. Любит ли читать книжки без иллюстраций?

        22. Изобретает ли собственные игры и развлечения?

        23. Помнит и рассказывает ли свои сны или пережитые впечатления?

  От 20 да 23 очков.

Ребенок очень сообразителен, способен иметь собственную точку зрения на окружающее, и следует помогать ему в этом. Все задатки творческой личности.   1%

От 15 до 19 очков.

Ребенок не всегда обнаруживает свои способности, он находчив и сообразителен, лишь когда чем-нибудь заинтересован. Помогайте ему добиваться успеха в интересующей его области.                                                                                                                               2%

 От 9 до 14 очков.

Большая сообразительность, достаточная для многих областей знаний, где не обязателен собственный взгляд на вещи. Но для занятий творчеством многого не хватает.      10%

  От 4 до 8 очков.

Большая сообразительность, достаточная для многих областей знаний, где не обязателен собственный взгляд на вещи. Но для занятий творчеством многого не хватает.      40%                       

 Менее 4 очков.

Ребенку не хватает изобретательности, но он может достичь успеха как хороший исполнитель, даже в сложных профессиях.                                                                    47%                     

Психологический климат семьи

Психологический климат - это межличностные отношения, типичные для любого коллектива, которые определяют его основное настроение.

Прочитайте следующие утверждения. Если Вы согласны с утверждением поставьте "да", если не согласны - поставьте "нет".

1. Наша семья очень дружная.

2. По субботам и воскресеньям у нас принято завтракать, обедать и ужинать всем вместе.

3. Присутствие некоторых членов семьи обычно выводит меня из равновесия.

4. В своем доме я чувствую себя очень уютно.

5. В жизни нашей семьи есть обстоятельства, которые очень дестабилизируют отношения.

6. Лучше всего я отдыхаю в домашней обстановке.

7. Если в семье случаются раздоры, то о них все быстро забывают.

8. Некоторые привычки кого-либо из членов семьи меня очень раздражают.

9. С полным основанием я могу считать: мой дом - моя крепость.

10. Визиты гостей обычно благотворно влияют на отношения в семье.

11. В семье есть очень неуравновешенный человек.

12. В семье хотя бы кто-нибудь меня всегда утешит, ободрит, вдохновит.

13. В нашей семье есть член(ы) с очень трудным характером.

14. У нас в семье все хорошо понимают друг друга.

15. Замечено: визиты гостей обычно сопровождаются мелкими или значительными конфликтами в семье.

16. Когда я надолго уезжаю из дома, то очень скучаю по "родным стенам".

17. Знакомые, побывав у нас в гостях, обычно отмечают мир и спокойствие в нашей семье.

18. Время от времени в нашем доме возникают сильные скандалы.

19. Домашняя атмосфера часто действует на меня угнетающе.

20. В семье я чувствую себя одиноким и никому не нужным.

21. У нас принято отдыхать летом всей семьей.

22. Трудоемкие дела мы обычно выполняем коллективно - генеральная уборка, подготовка к празднику, работа на дачном участке и т. п.

23. Члены семьи часто вместе поют или играют на музыкальных инструментах.

24. В семье преобладает радостная, веселая атмосфера.

25. Обстановка скорее тягостная, грустная или напряженная.

26. В семье меня раздражает то, что все или почти все говорят в доме на повышенных тонах.

27. В семье принято извиняться друг перед другом за допущенные ошибки или причиненные неудобства.

28. По праздникам у нас обычно веселое застолье.

29. В семье настолько дискомфортно, что часто идти домой не хочется.

30. Меня часто обижают дома.

31. Меня всегда радует порядок в нашей квартире.

32. Когда я прихожу домой, у меня часто бывает такое состояние: никого не хочется видеть и слышать.

33. Отношения в семье весьма натянутые.

34. Я знаю, что кое-кто в нашей семье чувствует себя неуютно.

35. К нам часто приходят гости.

0-8 баллов. Устойчивый отрицательный психологический климат. В этих интервалах находятся показатели супругов, принявших решение о разводе или признающих свою совместную жизнь "трудной", "невыносимой", "кошмарной".   1%

9-15 баллов. Неустойчивый, переменный психологический климат. Такие показатели дают супруги, частично разочарованные в совместном проживании, испытывающие некоторое напряжение.                                                                                            2%

16-22 балла. Неопределенный психологический климат. В нем отмечаются некоторые "возмущающие" факторы, хотя в целом преобладает позитивное настроение.     64%

23-35 баллов. Устойчивый положительный психологический климат семьи.    33%

Анкета "Мотивы выбора друга"

Оцениваемые качества. Мотивы дружбы

Порядок проведения

  Каждый участник опроса получает распечатанную анкету. В зависимости от целей исследования испытуемым может быть предложено несколько анкет, по числу близких друзей каждого испытуемого (максимальное количество анкет может быть фиксированным, например пять).

Инструкция

  У тебя есть друг. Напиши в анкете как его зовут. Это может быть реальное имя, прозвище или же какое-то условное название. Почему ты с ним дружишь? Выбери из следующего списка несколько причин (не более пяти) и отметь их галочками.

Задания

  Имя друга (реальное или вымышленное): ___________________________

   

  1. Потому что он веселый и с ним можно общаться.                                 21%

  2. Потому что он не жадный.                                                                       40%

  3. Потому что мы живем рядом.

  4. Потому что мы вместе ходим на одну секцию.

  5. Потому что мы давно учимся в одной школе.

  6. Потому что мы вместе отдыхали летом.

  7. Потому что с ним интересно.

  8. Потому что много знает.

  9. Потому что подсказывает и мы вместе делаем домашнее задание.        2%

  10. Потому что мы обмениваемся книгами.

  11. Потому что мы вместе играем на компьютере.                                       4%

  12. Потому что он очень сильный и защищает меня.                                   10%    

  13. Потому что он мне нравиться.                                                                  21%

  14. Потому что мне нужен такой друг (подруга).                                         12%

   

Выступала с докладами на родительских собраниях:

“Взаимоотношения в семье и нравственное воспитание”.

“Книга в семье и духовное развитие ребенка. Семейная библиотека”.

 “Когда слово воспитывает.  Методы воспитания в семье”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация взаимодействия с родителями учащихся

Как привлечь родителей к жизни класса, сделать их своими соратниками и помощниками....

Работа классных руководителей по формированию Портфолио младшего школьника.Взаимодействие с родителями.

Создание Портфолио младшего школьника - длительная трудоёмкая работа, основная нагрузка которой ложится на классного руководителя.В данной презентации отражена система работы по формированию Пор...

Формы взаимодействия с родителями

Материал для работы с родителями. Предлагаются интересные и необычные формы взаимодействиея с родителями....

Пять принципов взаимодействия с родителями

Забота о счастье детей составляет платформу педагога в решении самых сложных и противоречивых вопросов, в том числе, и конфликтов с родителями. Они разрешаются через призму заботы о ребенке. Концентра...

Рабочая программа по работе с родителями "Успешное взаимодействие с родителями классного коллектива"

Программа представлена для учителей начальных классов. Срок реализации - 4 года. В приложении представлены разработки родительских собраний....

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ

В этой статье мы поговорим об основных вопросах, связанных с привлечением родителей к программе работы, связанной с курсом здорового образа жизни и укреплением здоровья, а также предложим некоторые пр...

Доклад на тему «Роль и стратегия деятельности учителя в организации взаимодействия с родителями»

Доклад на тему «Роль и стратегия деятельности учителя в организации взаимодействия с родителями» был написан, так как работа с родителями является одним из направлений работы классного руководителя. О...