Методы и приёмы организации образовательной деятельности обучающихся
учебно-методический материал на тему

Пивоварова Александра Михайловна

Методы и приёмы организации образовательной деятельности обучающихся

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_i_priemy.docx239.41 КБ

Предварительный просмотр:

Методы и приёмы организации образовательной деятельности обучающихся

Метод – последовательность ресурсообеспеченных, целенаправленных, взаимосвязанных совместных действий учителя и обучающихся, направленных на достижение поставленной цели.

Методы   обучения   должны удовлетворять   требованиям:

  • Научности;
  • Доступности (обучающимся);
  • Результативности;
  • Воспроизводимости (другими учителями);
  • Эффективности.

Методы выбираются  в зависимости от

  • целей и задач учебного занятия,
  • его содержания,
  • специфики работы с конкретными обучающимися.

Главный критерий оптимальности выбора метода – его результативность (качественное достижение конечного запланированного результата).

Приём – конкретный способ деятельности по достижению конкретной задачи.

Основные приёмы, обеспечивающие получение запланированных результатов и эффективно используемые  педагогами  в процессе преподавания различных  дисциплин.

  • Приёмы работы с текстовыми источниками информации.
  • Приёмы работы с тестами.
  • Приёмы работы с картографическими материалами.
  • Приёмы работы со статическими иллюстративными материалами.
  • Приёмы работы с динамическими экранными материалами.
  • Игровые приёмы.
  • Вербальные приёмы обучения.
  • Приёмы работы со статическими материалами.

Приёмы работы с текстовыми источниками информации

  • Комментированное чтение.
  • Пересказ, рассказ по опоре.
  • Перефразирование текста.
  • Выбор фактов, подтверждающих идею; объяснение явления, процесса.
  • Описание понятий и явлений по литературным текстам.
  • Составление описаний одного объекта (факта, явления) по разным текстам (разным  источникам информации).
  • Поиск ответов на поставленные вопросы.
  • Выполнение заданий в рабочей тетради.
  • Составление опорных схем (конспектов, «шпаргалок»).
  • Составление вопросника к тексту.
  • Конспектирование, «сжатие» текста.
  • Составление плана текста.
  • Составление логических (графических) схем.
  • Составление таблиц.
  • Анализ материалов СМИ.
  • Составление кроссвордов.
  • Составление карт (схем) по тексту.
  • Составление эмблем, объектов, территорий, понятий.
  • Дополнение пропущенных слов в тексте, исправление ошибок.
  • Исправление ошибок в тексте.
  • Смысловой выбор.
  • Составление «визитных карточек».
  • Составление мультимедиапрезентаций.
  • Разработка виртуальных экскурсий.
  • Подбор (разработка) иллюстраций к тексту.
  • Составление сценария учебного фильма.
  • Подборка афоризмов, пословиц, поговорок, загадок о явлении, процессе.
  • Составление рецензий, аннотаций.
  • Составление подборок стихов, литературных описаний процессов, явлений, территорий.

Приёмы работы с тестами

  • Контрольное тестирование.
  • Работа с тестами, с целью  

а) изучения нового…

б) повторения и закрепления …

  • Развивающие тесты.

Приёмы работы с картографическими материалами

  • Чтение карты.
  • Картографическое  (топографическое) лото.
  • Наложение карт.
  • Сравнение карт; карт и космических снимков; карт и фотографий территорий.
  • Выявление взаимосвязей.
  • Путешествия по карте.
  • Составление картосхем.
  • Составление характеристик объектов, территорий по картам.
  • Разработка маршрутов.
  • Разработка тематических карт с новым содержанием.
  • Составление пазлов.
  • Составление профилей.
  • Работа с контурными картами.

Приёмы работы со статическими иллюстративными материалами

  • Описание изображения  (составление рассказа).
  • Поиск деталей.
  • Сравнение изображений.
  • Сопоставление.
  • Создание проблемной ситуации.
  • Составление титров.
  • Составление макета своего пособия (иллюстрации, фильма и т.п.)
  • Составление слайд-шоу.
  • Составление иллюстративных рядов.
  • Составление тематических рабочих тетрадей.

Приёмы работы с динамическими экранными материалами

  • Получение информации.
  • Комментирование.
  • Озвучивание.
  • Анализ (рецензирование).
  • Организация практических работ.
  • Создание мультимедийных произведений, компьютерных программ.

Игровые приёмы

  • Деловые игры.
  • Выпуск тематических газет.
  • Театрализация.
  • Сочинение сказок, рассказов, дневников путешественников.
  • КВН.
  • Викторины и т.п.

Вербальные приёмы обучения

  • Беседа.
  • Рассказ учителя (объяснение).
  • Школьная лекция.
  • Семинар (конференция).
  • Устный ответ на вопрос (в том числе с использованием смысловых зрительных опор).
  • Заочная экскурсия.

Приёмы работы со статистическими материалами

  • Анализ статистических таблиц, графиков, диаграмм.
  • Построение графиков.
  • Построение диаграмм.
  • Трансформация текста в таблицу, диаграмму, график и наоборот.
  • Сбор статистических данных.

Основные приёмы,
обеспечивающие получение запланированных результатов и эффективно используемые  педагогами  в процессе преподавания различных  дисциплин

Приемы

Цель применения

Предваряющая деятельность учителя

Деятельность  учителя во время работы

Деятельность  обучающихся во время работы

Деятельность учителя и обучающихся после окончания работы

Приёмы работы с текстовыми источниками информации

Комментированное чтение.

Изучение  нового учебного материала

Постановка учебной задачи(далее –УЗ) (в данном случае ЧТО ДОЛЖНЫ УЗНАТЬ ИЗ ТЕКСТА). (задача всегда нацеливает учащихся на достижение цели, получение конечного определенного результата)

Расстановка смысловых акцентов

Осознанное чтение

Организация беседы в целях выявления степени осознания обучающимися прочитанного материала

Пересказ, рассказ по опоре.

Изучение и первичное осмысление нового учебного материала

Постановка УЗ (выделить существенные стороны)

Контроль изложения в зависимости от поставленной задачи

Организация обсуждения, внесения дополнений, формулировки выводов

Перефразирование текста.

Выбор фактов, подтверждающих идею; объяснение явления, процесса.

Постановка УЗ

Индивидуальное консультирование (по просьбе ученика или с учетом индивидуальности)

Выполнение УЗ

Организация прослушивания ответов, обоснование своего мнения

Описание понятий и явлений по литературным текстам.

Составление описаний одного объекта (факта, явления) по разным текстам (разным  источникам информации).

Постановка УЗ, указывает источники информации

Анализ результатов обучающимися

Поиск ответов на поставленные вопросы.

Изучение, закрепление   нового учебного материала

Выдает вопросник. Контролирует понимание учащимися сути вопроса

Индивидуальное консультирование

Выполнение УЗ

Организация прослушивания ответов, обоснование своего мнения

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Изучение, закрепление   нового учебного материала. Контроль знаний и умений

Инструктаж. Проверка понимания смысла задания

Составление алгоритма деятельности. Выполнение заданий

Подведение итогов. Формулировка выводов учащимися

Составление опорных схем (конспектов, «шпаргалок»).

Постановка УЗ, объяснение правил способа деятельности. Требования: краткая графико-словесная схема, возможность использования при рассказе

Индивидуальное консультирование

Прослушивание выступления обучающегося с использованием его опоры. Смотр опор.выводы

Составление вопросника к тексту.

Изучение, закрепление   нового учебного материала

Постановка УЗ нацеливание на выбор существенных сторон …

Индивидуальное консультирование

Выполнение УЗ с использованием источника (нескольких источников) информации

Проверка и обсуждение обучающимися результатов

Конспектирование, «сжатие» текста.

Составление плана текста.

Изучение, закрепление   нового учебного материала

Составление логических (графических) схем.

Изучение, закрепление   нового учебного материала

Постановка УЗ, объяснение сути способа деятельности

Составление таблиц.

Изучение, закрепление   нового учебного материала

Анализ материалов СМИ.

Обсуждение

Составление кроссвордов.

Изучение, закрепление   нового учебного материала

Индивидуальное консультирование

Проверка (конкурс) кроссвордов

Составление карт (схем) по тексту.

Составление эмблем, объектов, территорий, понятий.

Дополнение пропущенных слов в тексте, исправление ошибок.

Закрепление    нового учебного материала

Подготовка текстов с пропущенными ключевыми словами

Индивидуальное консультирование

Выполнение УЗ с использованием (или без использования)  источников информации

Проверка результатов. Обоснование обучающимися выбора вставленных слов

Исправление ошибок в тексте.

Подготовка текста (текстов) с ошибками

Проверка результатов. Выявление обучающимися замеченных ошибок. Обоснование выбора. Исправление

Смысловой выбор.

Подготовка карточек с тройками слов, два из которых логически (топографически, хронологически и т.п.) связаны

Проверка результатов. Обоснование обучающимися выбора

Составление «визитных карточек».

Закрепление    учебного материала

Постановка УЗ: выявить и кратко записать  специфические особенности объекта (явления, исторического периода и т.п.)

Индивидуальное консультирование

Выявление существенных отличительных особенностей …

Проверка выполнения. Анализ работы. Формулировка выводов

Составление мультимедиапрезентаций.

Постановка УЗ: составить презентацию по теме …

Составление презентации

Проверка результатов.

Разработка виртуальных экскурсий.

Постановка УЗ, определение  алгоритма деятельности

Консультирование

Выполнение задания

 Просмотр и обсуждение результатов

Подбор (разработка) иллюстраций к тексту.

Составление сценария учебного фильма.

Подборка афоризмов, пословиц, поговорок, загадок о явлении, процессе.

Закрепление   учебного материала, развитие интереса к предмету

Постановка УЗ, инструктаж

Индивидуальное консультирование

Работа с литературными источниками

Проверка результатов. Объяснение смысла афоризма. Составление своих пословиц

Составление рецензий, аннотаций.

Проверка результатов. Составление  аннотированного каталога книг

Составление подборок стихов, литературных описаний процессов, явлений, территорий.

Проверка результатов. Составление литературного сборника

Приёмы работы с тестами

Контрольное тестирование.

Контроль уровня обученности

Постановка УЗ: проверить уровень усвоения обязательных знаний обучающимися. Объяснение правил работы

Индивидуальное консультирование

Работа с тестовыми заданиями:

-по единому для всех тесту;

-по тесту определенного учебного уровня;

-по серии тестов разных учебных уровней

Отметка учителя в зависимости от тестового балла. Анализ массовых ошибок в ходе беседы

Работа с тестами, с целью  

а) изучения нового учебного материала…

Заготовка учителем теста по конкретному материалу (параграфу и т.п.)

Постановка УЗ:  выбрать ответ, пользуясь данным источником  информации; обосновать выбор ответа

Консультирование

Индивидуальная (реже групповая) работа с источником    

(-ами) информации

Анализ выбора ответа и обоснования выбора. Систематизация, закрепление, применение новых знаний

б) повторения и закрепления учебного материала …

Постановка УЗ: составить свой тест по конкретной теме. Обеспечение обучающихся источниками информации, выделение основных вопросов содержания

Консультирование

Индивидуальная (или в парах) работа с источниками информации

Беседа, внесение пояснений.

Составление учителем свободного теста из наиболее удачных вопросов и его   последующая проработка всеми (отдельно) обучающимися

Заготовка теста по теме. Постановка УЗ: провести самоконтроль, восполнить пробелы в знаниях

Консультирование. Контроль

1-ый этап: ответы на вопросы без использования источников информации

Обсуждение массовых (при возможности и индивидуальных) ошибок. Возможна  оценка в зависимости от тестового балла на 1-м этапе

2-ый этап: после контроля учителя - ответы на вопросы с  использованием источников информации

Развивающие тесты.

Развитие способностей, интересов, знаний

Предложение работы: составить свои оригинальные по форме и (или) содержанию тесты по конкретной теме. Демонстрация образцов

Консультирование

Самостоятельная творческая индивидуальная (или групповая) работа

Смотр-конкурс, апробация

Приёмы работы с картографическими материалами

Чтение карты.

Изучение и первичное закрепление

нового  учебного материала

Постановка УЗ. Изучение учащимися легенды карты, освоение способов получения информации

Индивидуальное консультирование

Получают информацию по карте

Проверка правильности и полноты полученной информации, обсуждение результатов

Картографическое  (топографическое) лото.

Соотносят  условные знаки и их названия (изображения)

Наложение карт.

Осуществляют сравнение, формулируют выводы

Сравнение карт; карт и космических снимков; карт и фотографий территорий.

Выявление взаимосвязей.

Получают и сопоставляют информацию по карте (нескольким картам)

Путешествия по карте.

Закрепление

  учебного материала

Постановка УЗ:  рассказать об увиденном в путешествии из (от) …в … (до)

Получение информации по карте, составление рассказа

Составление картосхем.

Постановка УЗ  

Составление картосхемы

Составление характеристик объектов, территорий по картам.

Постановка УЗ  

Получение информации по карте, составление характеристики

Разработка маршрутов.

Закрепление и применение знаний

Постановка УЗ:  проложить маршрут, отвечающий определенным требованиям

Выполнение УЗ

Разработка тематических карт с новым содержанием.

Постановка УЗ:  разработать  макет карты  «…»

Представление и защита обучающимися макета карта. Конкурс макетов карт

Составление пазлов.

Задача: определить территории, сложить заготовленные пазлы для получения конкретной территории

Представление и защита учащимися карты

Составление профилей.

Углубление знаний

Объяснение правил построения профиля

Поэтапное  консультирование

Анализ профилей

Работа с контурными картами.

Закрепление знаний и умений, контроль

Постановка УЗ: нанести на карту объекты (все или выборочно) с использованием (или без использования) источников информации

Индивидуальное консультирование

Выполнение УЗ с использованием (или без) источников информации

Проверка полноты и правильности выполнения

Приёмы работы со статическими иллюстративными материалами

Описание изображения  (составление рассказа).

Изучение и закрепление нового материала

Постановка УЗ: составить рассказ, используя предлагаемую иллюстрацию

Индивидуальное консультирование

Составление рассказа по иллюстрации

Прослушивание и анализ рассказа, дополнения, выбор существенных деталей

Поиск деталей.

Постановка УЗ: найти детали, иллюстрации, подтверждающие …

Индивидуальное консультирование

Работа с иллюстрацией и другими источниками информации

Анализ результатов

Сравнение изображений.

Сравнить изображения (во времени, в разном исполнении, пространстве); составить прогноз)

Индивидуальное консультирование

Работа с иллюстративным материалом

Анализ результатов, обсуждение

Сопоставление.

Постановка УЗ: соотнести изображения, текст  и  изображения и т.п.

Работа с иллюстративным материалом и другими источниками информации

Создание проблемной ситуации.

Постановка УЗ: объяснить наблюдаемые явления, факты и т.п.

Составление титров.

Закрепление учебного  материала

Постановка УЗ: составить титры к диапозитивам (диафильму), подписи к иллюстрациям

Индивидуальное консультирование

Работая с иллюстративным материалом и другими источниками информации

Анализ результатов, обсуждение

Составление макета своего пособия (иллюстрации, фильма и т.п.)

Постановка УЗ: составить макет иллюстрации (диафильма и т.д.) по данной теме. Выработка требований к конечному результату

Индивидуальное консультирование

Составление макета с использованием разнообразных источников информации (возможна групповая работа)

Анализ результатов, обсуждение; конкурс макетов

Составление слайд-шоу.

Закрепление учебного  материала

Постановка УЗ: работая индивидуально (или в группах), составить серию слайдов для объяснения …

Индивидуальное консультирование

Составление презентации

Проверка и анализ результатов

Составление иллюстративных рядов.

Постановка УЗ: подобрать иллюстрации, репродукции, отражающие …

Подбор иллюстраций

Рассмотрение иллюстративного ряда, обоснование выбора иллюстраций

Составление тематических рабочих тетрадей.

Закрепление материала, взаимоконтроль

Постановка УЗ: разработать страницу рабочей тетради по конкретному уроку (теме)

Разработка и оформление страниц рабочей тетради

Анализ результатов. Составление общей рабочей тетради по теме (курсу). Тиражирование в данном и других классах

Приёмы работы с динамическими экранными материалами

Получение информации.

Изучение нового материала

Постановка УЗ: ответить на вопросы …, используя …

Индивидуальное консультирование

Просмотр фрагмента фильма, слайд-фильма и т.п.

Проверка ответов  на вопросы

Комментирование.

Закрепление учебного  материала

Постановка УЗ: составить рецензию на сюжет по плану

Прослушивание рецензий,  выявление сути содержания

Озвучивание.

Постановка УЗ: озвучить фрагмент фильма

1.Просмотр без звука.

2.Отбор  информации для озвучивания. 3.Озвучивание одним-двумя учениками при повторном просмотре без звука

Анализ комментирования, дополнения, выявление существенных сторон фильма.

Анализ (рецензирование).

Постановка УЗ: проанализировать фрагмент, предложить внести изменения

Просмотр фрагмента фильма (диафильма)

Обсуждение, составление обучающимися своего сценария фрагмента и его озвучивание (титров)

Организация практических работ.

Постановка УЗ: отобрать из фрагмента информацию для выполнения практической работы

Проверка полноты и содержания выбранной информации

Создание мультимедийных произведений, компьютерных программ.

Изучение, закрепление материала, итоговый контроль

Проектная работа

консультирование

Выполнение проектной работы

Защита проектной работы

Игровые приёмы

Деловые игры.

Закрепление и применение знаний и способов деятельности, углубление знаний

Совместно с обучающимися: разработка темы, проблем, целей, сценария, правил; распределение ролей, формирование групп. Подготовка оснащения

Индивидуальная работа над заданием с использованием разнообразных источников информации. Выступления групп с защитой результатов

Формулирование обучающимися выводов. Анализ работы каждой группы, оценка и самооценка работы. Обобщение и рекомендации. Использование полученных средств наглядности

Выпуск тематических газет.

Закрепление и углубление знаний

Определение темы, цели, содержания

Помощь по мере необходимости

Групповая работа по сбору, отбору, анализу, оформлению информации. Выступления групп с представлением результатов

Театрализация.

Совместно с обучающимися: разработка темы, проблем, целей, сценария, правил; распределение ролей, формирование групп. Подготовка оснащения

Индивидуальная работа над заданием с использованием разнообразных источников информации. Выступление

Сочинение сказок, рассказов, дневников путешественников.

Совместно с обучающимися: разработка темы, проблем, целей, сценария, правил

Индивидуальная (или в парах) работа над заданием

Прослушивание и анализ. Конкурс. Выводы. Организация выставки

КВН.

Викторины и т.п.

Совместно с обучающимися: разработка темы, проблем, целей, сценария, правил; распределение ролей, формирование групп. Подготовка оснащения

Групповая работа над заданием с использованием разнообразных источников информации

Формулирование выводов. Анализ организации и содержания

Вербальные приёмы обучения

Беседа.

Изучение нового материала

закрепление

Постановка УЗ: выявить существенные признаки (факты, причинно-следственные связи и др.), сформулировать определение понятия, составить логическую (графическую) схему и т.п.

Постановка вопросов, коррекция ответов

Ответы на вопросы с использованием источников информации

Обобщение. Формулирование обучающимися выводов.

Рассказ учителя (объяснение).

Объяснение с опорой на иллюстративный материал, знания об-ся.

Прослушивание. Ответы на вопросы

Обобщение итогов и формулирование учащимися выводов.

Школьная лекция.

Объяснение с опорой на иллюстративный материал, знания об-ся. Контроль уровня усвоения учебного материала на каждом логическом этапе лекции

Прослушивание. Ответы на вопросы. Конспектирование в любой форме (текст, схема, логический конспект, план, таблица, опорный конспект)

Обобщение итогов и формулирование учащимися выводов. Анализ способов конспектирования

Семинар (конференция).

Закрепление и углубленное изучение материала

Совместно с обучающимися: разработка темы, проблем, целей, сценария, правил; распределение ролей, формирование групп. Подготовка оснащения

Подготовка необходимой информации.выступление

Обсуждения выступлений. Анализ. Формулирование  об-ся выводов.

Устный ответ на вопрос (в том числе с использованием смысловых зрительных опор).

Проверка усвоения знаний и умений

Постановка вопросов и заданий, диагностирующий уровень усвоения материала

Качественная (и балльная) оценка ответов

Полный аргументированный ответ на вопрос

Подведение итогов, обобщение, формулирование главных выводов

Заочная экскурсия.

См. описание метода проектов

Приёмы работы со статистическими материалами

Анализ статистических таблиц, графиков, диаграмм.

Изучение нового материала

закрепление

Анализ оформления стат. материалов (выявление зависимости показателей).

Постановка УЗ. Инструктаж. Информирование о содержании  выводов.

Контроль правильности использования статистических материалов, выводов

Ответы на поставленные вопросы

Формулирование обучающимися выводов

Построение графиков.

Индивидуальное консультирование

Выполнение УЗ

Проверка построений.

Анализ результатов обучающимися. Формулирование выводов

Построение диаграмм.

Индивидуальное консультирование

Выполнение УЗ

Проверка построений.

Анализ результатов обучающимися. Формулирование выводов

Трансформация текста в таблицу, диаграмму, график и наоборот.

Индивидуальное консультирование

Выполнение УЗ

Проверка построений.

Анализ результатов обучающимися. Формулирование выводов

Сбор статистических данных.

Определение тематики (например,  половозрастной  состав семей обучающихся школы). Инструктаж о способах и источниках сбора  материала

Помощь в обеспечении источниками информации

Сбор материала по теме

Анализ собранных материалов

Подводя итоги, следует отметить, что

  • Для успешной реализации целей и задач каждого конкретного урока учитель должен отобрать такие  методы и приёмы организации образовательной деятельности обучающихся, которые обеспечат максимальную эффективность в достижении поставленных задач.
  • Применение учителем системы чередующихся  разнообразных приемов организации образовательной деятельности обучающихся по выполнению  комплекса учебно-познавательных и учебно-практических задач обеспечивает достижение планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных), создает оптимальные предпосылки обеспечения  качества образования, развития и сохранения здоровья школьников.

Используемая литература:

  1. Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС основного образования. Теория и технологии / Е.Ю.Ривкин. – Волгоград : Учитель, 2013. –183с.
  2. Как построить урок в соответствии с ФГОС / А.В.Миронов. Волгоград : Учитель, 2013. – 174с.
  3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / [А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменко, И.В.Володарская и др.]; под ред. А.Г.Асмолова. –2-е изд. – М. : Просвещение, 2011. – 159с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Эффективные методы и приёмы организации образовательной деятельности обучающихся начальных классов...

Методы и приёмы активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках

Содержание:Введение1. Методы активизации познавательной деятельности2. Педагогические условия, способствующие развитию познавательной активности3. Приемы активизации познавательной деятельности обучаю...

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ...

Статья. «Метод учебного проекта в образовательном процессе: традиции и новации в организации проектной деятельности обучающихся (из опыта работы учителя начальных классов)»

Личностные качества закладываются в начальной школе. И не только базовые навыки, такие, как умение читать, писать, решать, слушать и говорить, нужны ребенку в жизни. Каждому человеку, вступающему в эт...

Методы и приёмы активизации познавательной деятельности обучающихся

В последние годы растет число групп продленного дня в образовательных учреждениях. В этом нет ничего удивительного, ведь большинство родителей и современных бабушек и дедушек значительную часть времен...

Организация образовательной деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями

laquo;Организация образовательной деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями»1. На основе работы опишите свой опыт организации сопровождения ребенка с ограниченными возмо...