Статья"Технология сотрудничества как средство формирования коммуникативных способностей младших школьников в условиях ФГОС второго поколения".
статья на тему
Новые приоритеты в образовании побуждают учителей к поиску новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания, внедрять новые образовательные технологии в учебный процесс. Все дети способны успешно учиться в начальной школе, если создать для них необходимые условия.
Коммуникативные технологии предполагают такую организацию учебно – воспитательного процесса, когда за счет активного включения обучаемых в процесс истины повышаются интенсивность и эффективность учебного процесса. Развитие коммуникативных способностей максимально реализуется через технологию сотрудничества.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Шищенко А. С.
учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия №7»
г.Батайска
Ростовской области
Технология сотрудничества как средство формирования коммуникативных способностей младших школьников в условиях ФГОС второго поколения.
« Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».
Джон Дьюи
Новые приоритеты в образовании побуждают учителей к поиску новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания, внедрять новые образовательные технологии в учебный процесс. Все дети способны успешно учиться в начальной школе, если создать для них необходимые условия.
Коммуникативные технологии предполагают такую организацию учебно – воспитательного процесса, когда за счет активного включения обучаемых в процесс истины повышаются интенсивность и эффективность учебного процесса. Развитие коммуникативных способностей максимально реализуется через технологию сотрудничества.
Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе. Для формирования умения работать в сотрудничестве лучше начинать с работы в малых группах сменного состава. Во время работы учащиеся самостоятельно обсуждают между собой порядок выполнения задания, с последующим его выполнением. Учащимся, которые не вникли в суть задания, дается право еще раз попытаться его объяснить, проанализировать и сделать выводы. Этот вид работы является творческо – поисковым процессом, где учитель является наблюдателем, соучастником. Учитель руководствуется лозунгом: « Нельзя преподносить знания готовыми, надо каждое новое «открытие» делать вместе с детьми.
Сложность организации работы в группах связана с тем, что приходится строить учебную и внеурочную деятельность большого количества учащихся, обладающих незначительным опытом взаимодействия. Услышать и учесть мнения абсолютного большинства, согласовать позиции участников в условиях фронтальной работы практически не удается, поэтому организация групповой формы работы дает возможность учитывать индивидуальные мнения школьников, способности каждого ребенка, психологическую совместимость учащихся. Опыт показывает, что успешность обучения зависит от способности педагога организовать сотрудничество учащихся с учителем и друг с другом. В процессе такого общения проявляются интересы учащихся, устанавливаются дружеские контакты, что в свою очередь позволяет повысить коммуникативные возможности каждого ученика в отдельно взятой группе, и в целом – классе. Эта технология сводится к трём основным принципам:
1 .Награду команда получает одну на всех в виде балла, сертификата, значка отличия, похвалы и др. видов оценки.
- Индивидуальная ответственность каждого ученика за свои собственные успехи и успехи членов всей команды. Это стимулирует учеников следить за успехами друг друга, приходить на помощь друг другу.
- Равные возможности для достижения успеха (каждый ученик приносит очки своей команде, зарабатывая их путём улучшения своих предыдущих результатов). Поэтому сравнение результатов ученика происходит со своими собственными результатами. Это стимулирует ученика к учению.
Необходимо использовать задания, которые способствуют развитию умения общаться, высказать свое мнение, услышать позицию напарника, найти правильное решение поставленной учебной задачи. Приучаясь работать в группах, учащиеся вырабатывают у себя потребность наиболее точно и ясно выражать собственные мысли, применять коммуникативные умения работы с информацией, понимать и передавать невербальные сигналы, создавать ситуацию общения, рефлексии.
Метод обучения в сотрудничестве можно применять с 1 класса, когда дети привыкают работать в группах, выполняя одно задание на всех. Ученики понимают, что успех или неудача общего дела зависит и от того, насколько сплочённо и дружно работает их команда, в какой мере они придут к взаимопониманию и согласию. При работе над формированием умения общаться и работать в группе я опираюсь на следующие принципы:
- разнородность группы по успеваемости, полу;
- одно задание на группу;
- необходимость участия каждого члена группы в его выполнении;
- обозначение ролей учителем, распределение ролей учениками;
- один комплект материалов (текст, задача и т.д.);
- одна оценка за проделанную работу на группу.
Совместная учебно-познавательная, творческая деятельность учащихся в группе приносит положительные результаты. Ребята формируют собственную точку зрения, учатся её аргументировать, они стремятся применить полученные знания в конкретных заданиях, развивается чувство товарищества, взаимопомощи. Во время общения между собой и с учителем на уроке формируется коммуникативная компетентность.
Формы и методы организации учебно – воспитательной работы.
1. Метод « Учимся вместе»:
класс разбивается на группы по 3-5 человек. Каждая группа получила одно задание, которое является подзаданием большой темы; в результате работы отдельных групп и всех групп в целом достигается условие всего материала.
2. Метод «Пила»:
класс разбивается на группы по 3-5 человек; учебный материал разбит на фрагменты. Каждый член группы находит материал по своей части. Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией. Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те в свою очередь, докладывают о своей части задания. Для усвоения материала в полном объеме ученику надо внимательно слушать партнеров по команде и делать записи в тетрадь. Учителю не надо делать ни каких дополнительных усилий. Учащиеся заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу, т.к. это отражается на итоговой оценке.
3. Метод « Вертушка»:
Использование это метода эффективно применять при проверке домашней работы. Ребятам «по вертушке» предлагается проверить домашнее задание. Если у кого- то выявляется ошибка, ее можно исправить только после того как ученик поймет, почему он ее допустил. Возле исправленной ошибки пишется объяснение, почему он ее допустил. Затем группа может сложить вместе свои тетради, подписав «проверено». Это значит, что все согласны с решением. Учитель, проверив одну тетрадь, оценивает всю группу.
4. Диалог при организации групповых дискуссий:
Учащиеся работают в группах по 6 человек. Выбирается подтема общей темы, затем в малых группах эта подтема разбивается на индивидуальные задания для отдельного человека.Такой коллективный диалог вовлекает ученика в активную познавательную деятельность, учит участвовать в дискуссии, учит четко отвечать на вопросы, выслушивать другие точки зрения.
5. Прием «Мудрая сова»:
Для усвоения отдельных материалов урока, закрепления темы урока, осуществления исследовательской работы на уроке можно использовать прием «Мудрая сова» с применением опорного текста, когда каждая группа, работая с одним и тем же учебным тестом, выполняет определенное задание.
У учащихся появляются навыки общения, возрастает самоуважение. Каждый получает возможность обратиться за разъяснением и получить более полную информацию от своих сверстников.
Пример урока окружающего мира во 2 классе. Тема: Если хочешь быть здоров.
1 группа
Прочитайте текст и:
1.Закончите правила гигиены:
-Чистить зубы надо два раза в день:…
-Перед едой нужно обязательно…
-Во время еды нельзя…
-Никогда не ешь немытые…
2.Выскажите свою точку зрения по вопросу:
-Нужно ли человеку есть много овощей и фруктов?
2 группа
Прочитайте текст «Какие бывают продукты?» и выполните задания:
-Перечислите продукты растительного происхождения.
-Перечислите продукты животного происхождения.
-Какие продукты, по вашему-мнению, наиболее полезны для человека? Обоснуйте свою точку зрения?
3 группа
Прочитайте в учебнике текст «Берегите зубы!» и выполните задания:
-Какие зубы, по вашему-мнению, лучше – здоровые или больные? Почему?
- Какие правила нужно соблюдать, чтобы сохранить здоровье?
-Постарайтесь дать убедительный совет ребенку, который не хочет лечить зубы.
Таким образом, данные приемы и методы работы на уроке вызывают интерес, формируют умение слушать других, высказывать свое мнение, активизируют познавательную деятельность, способствуют умению общаться, т.е. являются эффективным средством развития коммуникативных компетенций личности, что в итоге помогло перевести многих учащихся с уровня отрицательного и безразличного отношения к учению к формам положительного отношения к учению – действенному, осознанному, ответственному. А отсюда соответственно и повысилось качество обучения в целом, заметно возросла коммуникативная способность учащихся.
Список литературы:
- Дьяченко, В.К. Сотрудничество в обучении / В.К. Дьяченко. - М., 2010.
- Технология сотрудничества на уроках в начальной школе как средство формирования коммуникативных способностей младших школьников. [Электронный ресурс] [web-сайт] http://school48.beluo.ru/mo/nach/lit
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /М-во образования и науки Р.Ф. – М.: Просвещение, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Здоровьесбережение-как условие формирования образовательной среды младших школьников в аспекте ФГОС второго поколения"
Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что в обстановке сложного и неоднозначного развития рыночных отношений в стране усилились негативные тенденции в воспитании детей. Широко расп...
Доклад по теме: «Формирование УУД у младших школьников в условиях ФГОС второго поколения»
Данный доклад был озвучен на заседании Методического Объединения Школы Самарец А.Е., учителем начальных классов...
«Формирование УУД у младших школьников в условиях ФГОС второго поколения».
Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, прое...
Технология сотрудничества на уроках в начальной школе как средство формирования коммуникативных способностей младших школьников
Материал рассказывает о том, что такое технология сотрудничества, о приемах и методах, которые способствуют укреплению сотрудничества....
«Технология сотрудничества на уроках русского языка в начальной школе как средство формирования коммуникативных УУД младших школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»
Актуальность данной проблемы обусловлена новыми требованиями стандарта второго поколения (ФГОС), недостаточной степени коммуникативной готовности детей к школьному обучению, а также с...
Технология сотрудничества на уроках в начальной школе как средство формирования коммуникативных способностей младших школьников в рамках ФГОС
Обучение в сотрудничестве рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам....
План по самообразованию по теме: «Формирование УУД у младших школьников в условиях ФГОС второго поколения»
План по самообразованию учителя начальных классов....