Мастер-класс "Развитие критического мышления средствами чтения и письма у младших школьников"
методическая разработка на тему

Мастер - класс по использованию Технологии развития критического мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_po_rkmchp.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №16

Развитие критического мышления

средствами чтения и письма

у младших школьников 

(мастер-класс)

Павлово -2017

Автор: Макаренкова Елена Николаевна,

учитель начальных классов,

I категория, стаж работы 35лет


АННОТАЦИЯ.

Образовательная технология “Развитие критического мышления средствами чтения и письма”» представляет собой систему стратегий, обучающих школьников мыслительным умениям, позволяющим эффективно работать с информацией, принимать осмысленные решения, решать повседневные проблемы и взаимодействовать с окружающим миром. Вначале меня  подкупила простота некоторых приемов, внешняя схожесть с известными в нашей стране подходами. Теперь, применяя стратегии технологии развития критического мышления, я осознала эффективность данной программы для развития наших учащихся.
        Я уверена, что каждый учитель получит удовольствие от взаимодействия со своими учениками, используя в своей работе учебные стратегии программы «Развитие критического мышления средствами чтения и письма.

Многие современные школьники вряд ли назовут чтение художественной литературы одним из любимых развлечений. Многообразие мультимедийных информационных источников, широкий спектр предлагаемых рекламно-развлекательных программ, не требующих от зрителей или слушателей серьезных раздумий, напряжения чувств, рождает ощущение  «праздника жизни».

Дж. Стил и ее коллеги отмечают, что снижение интереса к чтению, замена письменного  текста на  видео и компьютерную информацию людей становятся чрезвычайно острой проблемой для развития молодых людей, способных принимать взвешенные и компетентные решения, исходя не только из ежеминутной целесообразности, но руководствуясь научными доводами, культурными традициями, разумом и чувствами.

Решить эту проблему помогает учебная стратегия «Чтение с остановками». Этот прием в критическом мышлении помогает раскрыть творческий потенциал учащихся, пробудить интерес учащихся к чтению как к процессу. При разработке практического занятия для вдумчивых читателей стратегия «чтение с остановками» дополняется другими приемами технологии: «Толстые и тонкие вопросы», «Дерево предсказаний» «Ромашка Блума»,метод «Шесть шляп мышления», «Эссе».

Комбинирование приемов помогает достичь и конечную цель применения технологии РКМЧП– научить детей применять эту технологию  самостоятельно, чтобы они могли стать независимыми и грамотными мыслителями и с удовольствием учились в течение всей жизни.

Мастер-класс.

Учитель проникается технологией РКМЧП  только тогда, когда сам проживает свою деятельность в этом режиме.

Проведем занятие для вдумчивых читателей с использованием стратегии «Чтение с остановками» как основной в сочетании с другими приемами технологии.

-Какова базовая модель технологии?

(Базовая модель технологии состоит из трех этапов: стадии вызова, стадии осмысления и стадии рефлексии.)

-Какие методические приемы можно использовать на каждой стадии?

Перед вами общий алгоритм работы по учебной стратегии «Чтение с остановками». Рассмотрим методические приемы, которые можно использовать на первой стадии.

                                                Стадия вызова. 

Сегодня мы познакомимся с произведением В. В.Вересаева «Легенда». Почему я выбрала это произведение? Оно попало мне в руки  в минуту душевной слабости, когда жизнь казалась тусклой и серой. Легенда поразила меня своей глубиной, я перечитывала ее несколько раз. И вдруг озарение! Исчезло уныние, захотелось встать  и начать что-то делать, действовать, двигаться вперед. Я убеждена, что это маленькое произведение открывает людям смысл и правду жизни, учит ценить самое дорогое- жизнь.

Это был первый шаг стадии вызова. Я коротко рассказала вам о своем личном опыте знакомства с этим произведением. Здесь необходимо быть максимально искренним. Это  должен быть именно сюжет о том , как вам читалось или , как вы встретились с этим произведением, но ни в коем случае не оценка текста или героев.. Если вы не готовы к выражению своих чувств, то вы можете взять на стадии вызова какие-то свои приемы.

-Поработайте в группах и предложите после обсуждения свои варианты. (Группы работают,  выбирают свои варианты. Первая группа предлагает  обратиться  на стадии вызова к биографии писателя , используя при этом прием «Инсерт» Самостоятельно прочитать текст с биографией писателя, расставляя пометки на полях.)

-Этот прием, конечно, очень хорош, но в данном случае не совсем уместен, его можно использовать тогда, когда у детей есть первоначальные знания об авторе.

Учебная стратегия «Инсерт» подходит для информационно- насыщенных текстов, связанных с историей, с окружающим миром.

(Вторая группа предложила познакомить детей с краткой биографией автора.)

-Можно на стадии вызова познакомить с биографией писателя. Однако нельзя забывать о возрастной специфике: запоминаются только те моменты биографии автора, которые дети могли бы легко «перенести» на себя, на свою жизнь.

(Третья группа считает, что можно составить синквейн. Кто-то не согласен с мнением своих коллег, которые утверждают , что синквейн- прием стадии рефлексии .)

-Синквейн- это не способ проверки знаний ученика, у него другая задача. Это способ на любом этапе урока при изучении темы, проверить, что находится у школьников на уровне ассоциаций.

Некоторые приемы технологии РКМЧП можно применять на каждой стадии. Пример тому- синквейн.

Приступая к изучению легенды, можно задать вопрос.

-Что вы знаете о легенде? Составьте синквейн.

Можно составить синквейн и в разгар урока, когда дети устали. Предложите им синквейн по какому-то разделу изучаемой темы и вы узнаете, как идет восприятие школьниками нового материала.

Этот прием прекрасно работает и на стадии рефлексии.

-Давайте рассмотрим еще один прием-рассказ-предположение по ключевым словам.

-Какие ассоциации вызывает у вас цепочка ключевых слов?

ОСТРОВ, ТОЛПА ВЕСЕЛЫХ МОРЯКОВ, КОСТЕР, ТИХИЕ СТОНЫ, БЕЖИТ КРОВЬ, ЛЕС, НАША ЖИЗНЬ.

-Обсудите в группах.

-Мы работали сейчас в режиме дискуссии «Совместный поиск».Это тоже один из приемов технологии РКМЧП.

Молодцы, вы предложили  целый веер приемов на стадии вызова .Мне хочется поделиться с вами своим вариантом.

-Как вы закончите мудрость Элтона Трубланда.

«Человек открывает смысл жизни тогда , когда…

(Учителя делятся своими мыслями)

-Вы конечно по- своему все правы, но в этой мудрости заложен более глубокий смысл и поможет нам в этом разобраться «Легенда» Вересаева.

Переходим к стадии осмысления.

На этом этапе будем использовать стратегию «Чтение с остановками».

Небольшие методические рекомендации даст (ФИО учителя)

-Как вы думаете, какие плюсы и минусы есть у этого приема?

                                  Чтение легенды с остановками.

                                            Первая остановка.

-Что могли увидеть моряки утром?

Итак, мы не так много прочли, но уже кое-что узнали. Каждый взял из текста что-то свое. Давайте поделимся своими впечатлениями. Для разогрева будем использовать стратегию «Толстые и тонкие вопросы».

Варианты: Где заночевали моряки? (тонкий вопрос)

Почему жуть взяла моряков? (толстый вопрос)

                                          Вторая остановка.

-Оправдались ли ваши предположения?

-Почему моряки увидели такую ужасающую картину?

               Учебная стратегия «Дерево предсказаний».

-Что будет дальше с моряками?

(Здесь мы учимся аргументировать свою точку зрения, связываем свои предположения с данным текстом. Каждая группа  после обсуждения делится своими предположениями, записывает их на листе.

Варианты: им по ночам снились страшные сны; наказание- шторм, гибель моряков; искупление вины.

На доске составляется кластер.

                                          Чтение произведения до конца.

-Давайте послушаем, как объясняет автор?

-С чем сравнивает Вересаев жизнь?

Итак, чтение завершено. Сейчас предлагаю вам перечитать текст и придумать самим вопросы , используя новый прием «Ромашка Блума».

Об этом приеме расскажет молодой преподаватель (ФИО учителя)

-Как вы думаете, чем хорош этот прием?  Назовите его положительные и отрицательные стороны.

(Каждая группа отрывает лепесток и составляет определенный вопрос. Затем группы задают вопросы друг другу по часовой стрелке.)

-А сейчас вернемся к мудрости Трубланда.  

«Человек открывает смысл человеческой жизни тогда, когда сажает тенистые деревья, зная, что ему никогда не придется отдохнуть в их тени».

-Как вы понимаете это высказывание?

-Можно ли связать высказывание с позицией автора легенды?

-А сейчас рассмотрим стадию рефлексии.

-Будем мудрыми и поделимся своими мыслями. На стадии рефлексии будем использовать учебную стратегию «Шесть шляп мышления».

Мы не только по-разному воспринимаем мир, но и по-разному мыслим. И мыслить мы можем шестью различными способами, т.е. в шести «шляпах».  

Об этом приеме расскажет (ФИО учителя).(Работаем в группах)

                                                6 шляп мышления.    

БЕЛАЯ.

Записать основные события , факты, случившиеся в рассказе.

ЧЕРНАЯ.

Выбрать фрагмент текста, когда было страшно и хотелось заменить замысел автора.

ЖЕЛТАЯ.

Есть ли в легенде позитивные мысли?

КРАСНАЯ.

Какие чувства испытывали вы, слушая легенду?

ЗЕЛЕНАЯ.

Как сложилась дальнейшая жизнь моряков?

СИНЯЯ (философская).

В легенде есть такие слова: «Мы ударим топором, ждем- побежит бесцветный ,холодный сок, а начинает хлестать красная, горячая кровь».

-Какой смысл кроется за этими словами?

-Что вы скажете об этой учебной стратегии?

Итогом работы  могут служить приемы письменной рефлексии-ЭССЕ на тему «Жизнь-сященный лес», СИНКВЕЙН-Жизнь…  

Об этих приемах расскажет (ФИО учителя)

Желающие поделиться своим творчеством выходят к Авторскому столу. Выступающего благодарят аплодисментами.   В конце урока сам учитель  выходит к Авторскому столу со своим ЭССЕ.

Вывод.

Технология РКМЧП предполагает применение огромного количества различных приемов и стратегий, среди которых всегда можно найти «свои», совпадающие с индивидуальным стилем преподавания.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие" Развитие критического мышления через чтение и письмо младших школьников"

Методическое пособие предназначено для учителей начальных классов, работающих по ФГОС. В основе реализации программы ФГОС лежит системно-деятельностный подход, направленный  на включение уч...

Упражнения для развития выразительности чтения и речи младших школьников

Развитие навыков выразительного чтения и речи немыслимо без специальных упражнений. Необходимо, чтобы учебно-тренировочная работа велась так, чтобы можно было увлечь каждого, чтобы даже самый инертный...

Родительское собрание "Значение чтения в обучении младшего школьника".

Родительское собрание в 1 классе на тему "Значение чтения в обучении младшего школьника"....

Презентация "Значение чтения в обучении младшего школьника"

Презентация к родительскому собранию в 1 классе на тему  "Значение чтения в обучении младшего школьника"....

Приемы мотивации к чтению художественной литературы младших школьников

laquo;Скажи мне, какие книги ты читаешь, и я скажу, кто ты»...

Необходимость чтения в жизни младшего школьника

В статье говорится о том, что чтение играет огромную  роль в жизни учеников начальной школы...

Применение игр−драматизации на уроках литературного чтения при адаптации младших школьников к школе

Игра подготавливает обучающихся к началу школьного обучения, заключающегося в развитии разных форм интеллектуальных действий, самостоятельности, инициативности, кроме того формируются творческие возмо...