Эссе Мой родной язык
материал

Конкурс эссе "Мой родной язык"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_moy_rodnoy_yazyk.docx13.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Начальная общеобразовательная школа» с. Хову-Аксы

Эссе  «Мой родной язык»

Что для меня родной язык?  Для меня, для учителя начальных классов из простой советской семьи.

Я первенец в своей семье, поэтому с самого раннего детства была окружена любовью своих родителей. Звуки родного языка – это дивное звучание, которое окружало меня с самого рождения. Моя мать-красавица все время напевала песни. И я красивую мелодию тувинского языка впитала в себя вместе с молоком своей матери. 

Все мои родственники и друзья, которые окружали меня в детстве, – тувинцы. Я умею выражаться на своем родном, тувинском, языке. Но в школе, а затем и в институте, нас приучили думать и говорить на русском языке. Хотя я считала себя чистым тувинцем, который хорошо говорить на довольно правильном, литературном тувинском языке, думала я на русском языке. Это воспитание советской школы.

В то время считалось, что если человек хорошо умеет говорить на русском языке, он будет успешным. По крайней мере, мне, молодой комсомолке, казалось это непререкаемой истиной.

Но однажды стало для меня откровением и потрясением первое выступление молодого Главы Республики Тыва Шолбана Кара-оола в Доме культуры села Кундустуг перед нашими сельчанами. Шолбан Валерьевич одинаково хорошо говорил и на русском языке, и, что приятно удивило меня, на тувинском языке.

И я, как учитель в сельской местности, тогда задумалась о том, какое место занимает родной язык в моей жизни. Почему я, учитель, который занимается воспитанием школьников младшего возраста, не могу так же чисто говорить, думать и объяснять учебный материал и на русском языке, и на тувинском языке. Великий Я.А. Коменский, «отец педагогики», считал главным мерилом любви к родине и главным требованием к учителям - привитие ребѐнку родного языка, ознакомление его с устным народным творчеством. Он советовал «содержать в чистоте и блеске язык отцов».

Начиная с того времени сама начала учиться, совершенствовать владение обоими языками. Ведь великий китайский мыслитель Конфуций (Кун-цзы) считал, что настоящий учитель тот, кто постоянно учится. При разговоре на тувинском языке старалась обходиться без слов на русском языке.

Наш великий современник Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев говорил: «Мы должны понять, что пока сами не будем разговаривать на своем родном языке, никто другой по-настоящему не будет уважать этот язык».

 И я была очень рада, что Глава Тувы Шолбан Кара-оол учредил год назад День тувинского языка по инициативе Народного писателя РТ Александра Даржая. Воодушевленная таким знаковым событием, в свою очередь, я вдохновила своих учеников. И на школьном, и на кожуунном уровне мои учащиеся два года подряд занимают первые места в конкурсах юных чтецов, посвященных Дню тувинского языка и Международному дню родного языка. Какое это счастье – прививать любовь моих учеников к родному языку, взращивать в их душах ростки гордости за то, что они являются носителями красивого языка.

Современные технологии расширили границы общения людей, живущих не только в своей стране, но и в других государствах. Языком этого общения являются русский, английский, испанский и другие. Наверное, под влиянием такой тенденции при распределении детей в 1-е классы современные молодые родители часто стали задавать вопрос: зачем детям изучать и знать родной язык?  Ведь это может и не пригодится в их жизни.  И я стараюсь убедить их определить своих детей в классы, где преподают и родной язык. Ведь если смотреть с точки зрения устроения счастливой судьбы — то знание родного языка пригодится обязательно!

Не знать своего родного языка – значит, быть «идущим во тьме». А жизненный путь человека, мы знаем – не гладкая, не ровная дорога с лавочками для отдыха. Язык – это душа народа. Это добрый советчик, который останавливает нас при неверных шагах, предостерегает от ошибок, радуется и плачет вместе с нами,  вычищая горести и тяжести жизни…

Глава Тувы Шолбан Кара-оол: «Тувинцам нельзя забывать родной язык, он также должен быть объектом пристального внимания педагогов. Мы обязаны прививать нашим детям любовь к тувинскому языку, как обеспечивающего преемственность народных традиций и основы нравственной и духовной культуры».

В этой связи представляются актуальными мысли К. Г. Паустовского о том, что «по отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку». Если человек равнодушен к своему языку, то он проявляет безразличие к прошлому, настоящему и будущему своего народа.

 Даже русскоязычные граждане в нашей республике стали проявлять интерес к тувинскому языку. «Я никогда раньше не задумывался о том, что горловое пение, тувинская музыка, тувинский язык – это что-то уникальное. Когда у тебя что-то есть, когда это постоянно окружает тебя, ты это не ценишь. Удивительно, но я, рождённый в Туве, осознал, что живу в окружении уникальной культуры, только после общения с французом Лораном, после фестиваля «Устуу-Хурээ». Осознал настолько, что даже купил хомус и пытаюсь играть на нём...» - пишет в своей статье Евгений Антуфьев.  И это не единичный случай.

Конечная цель моей деятельности – вдохнуть искру просвещения в сердца учеников, чтобы они ощутили единение со своими истоками, где началом начал является родной язык, чтобы они выросли достойными гражданами нашей великой страны. Я убеждаюсь, что надо служить народу в области сохранения языка. «Нация жива, пока жив язык»…

И я учусь. Учусь всё время. И мне нравится учиться и учить.

Хочу я закончить словами поэта Расула Гамзатова: «Для меня языки народов – как звезды на небе. Я не хотел бы, чтобы все звезды слились в одну огромную, занимающую полнеба звезду. На то есть солнце. Но пусть сияют и звѐзды. Пусть у каждого человека будет своя звезда».

Салчак Эльвира Александровна, учитель начальных классов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час.Конкурс знатоков родного языка "Ты наш друг, родной язык".

Классный час посвящён празднованию Международного дня родного языка, который ежегодно отмечается 21 февраля....

ПОЛОЖЕНИЕ Об открытой школьной викторине, посвященной международному дню родного языка «Язык мой родной»

1. Цель и задачи школьной викторины.1.1. Целью школьной викторины «Язык мой родной» является расширить знания младших школьников о русских народных сказках, а также развить интерес к изучению родного ...

Урок по родному языку (русскому) 3класс ( на основе рабочей программы по учебному курсу «Родной язык» для 1-4 классов, «Школа России»).

Цели: закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи.Планируемые результаты:предметные:распознавать местоимения среди других частей речи;определять лицо и число местоименийметапредметные:п...

Эссе "Мой родной язык"

Эссе "Мой родной язык"...

Урок посвящённый Международному дню родного языка « Чем богат родной язык»

Как же прекрасен родной мой язык,Волшебный, певучий,играющий.Словно прозрачный хрустальный родникСердце и душу ласкающий...

Эссе экология родного края.

Экология родного края.ЭССЕ....