Конспект занятия по внеурочной деятельности "Час веселой грамматики"
план-конспект занятия (4 класс)

Буржинова Эльза Борисовна

Цель данного занятия- расширить, углубить и закрепить у школьников знания по русскому языку.

Основные задачи: развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету;

·  приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

·  пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

·  развитие мотивации к изучению русского языка;

·  развитие творчества и обогащение  словарного запаса;

·  совершенствование общего языкового развития учащихся;

·  углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_vneurochnoy_deyatelnosti.docx30.54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»

Дата: 29 ноября 2017 г.

Класс: 4 «Б»

Тема: Час веселой грамматики

Учитель: Буржинова Э.Б.

Цель занятия:  расширить, углубить и закрепить у школьников знания по русскому языку.

Задачи занятия:

Обучающие:

  • развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету;
  • приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
  • развитие мотивации к изучению русского языка;
  • развитие творчества и обогащение  словарного запаса;
  • совершенствование общего языкового развития учащихся;
  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

  •  формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

  • развивать  смекалку и сообразительность;
  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе.

  Личностные результаты

эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; 

чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

   Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Оборудование: индивидуальные карточки для учащихся, раздаточный материал, презентация, плакат.

Ход занятия:

      1. Оргмомент. 

Учитель: - Ребята, поприветствуйте наших гостей своей улыбкой. Вы  друг другу  улыбнитесь и тихонечко садитесь.

- Попробуйте сформулировать тему занятия, отгадав загадку:

      Искусство читать и искусство писать

Сложнее чтения, сложней математики.

Наука, что может язык изучать,

Называется просто — ... (грамматика)

- Так что такое грамматика? (Грамматика-это наука о законах языка.)

- Итак, какая тема занятия? (Ответы детей)

- Правильно, наша тема так и называется «Час веселой грамматики».

(Слайд 1)

 - Какие цели мы поставим перед собой? (Расширить и закрепить знания по русскому языку). (Слайд 2)

- Мы попробуем доказать, что хорошо умеем ориентироваться в этом огромном царстве русского языка, под названием «Грамматика».

2. Этап актуализации знаний. 

- Вначале проведем интеллектуальную разминку.

- Я говорю вам существительное в единственном числе, а вы мне в ответ во множественном числе. Отвечайте хором.

Нога - …(ноги)

Рука – …(руки)

Дуга - … (дуги)

Молоко - … (сущ. молоко не имеет множественного числа)

Ведро - ...(ведра)

Сахар - …(сущ. сахар не имеет множественного числа)

День - …..(дни)

Пень - …(пни)

Лень - …(сущ. лень не имеет множественного числа)

Цыпленок -…(цыплята)

Козленок - …(козлята)

- А теперь я буду называть существительное во множественном числе, а вы мне в ответ в единственном числе:

Стулья - …(стул)

Листья - …(лист)

Брюки -…(сущ. брюки не имеет единственного числа)

Хлопоты -…

Алмазы-

Шахматы-

Дубы-

Каникулы-

Жмурки-

Буквы-

Сутки-

- Все ли имена существительные изменяются по числам? (Не все, бывают имена существительные, которые имеют только форму единственного числа, а бывают только в форме множественного числа)

- А теперь составьте сложные слова из 2-х простых слов:

Голова, ломать (головоломка)

самОвар (сам + варить)

водОпад (вода + падать)

ледОкол (лёд + колоть)

языкОвед (язык + ведать)

снегОпад (снег + падать)

бетонОмешалка (бетон + мешать)

зверОлов (зверь + ловить)

- Какие слова называются сложными? (Которые имеют 2 основы и соединяются соединительными гласными о и е)

- В некоторых словах заблудился звук. Помогите отыскать.

1.  Синее море перед нами,

 Летают майки (чайки) над волнами.

2.  Волкам и беркутам на страх

 Кабан (чабан) пасет овец в горах.

3. Говорят, один рыбак

 В речке выловил башмак.

 Но зато ему потом

 На крючок попался дом (сом).

4. На пожелтевшую листву

 Бросает лев (лес) свою листву.

 Лежит лентяй на раскладушке,

 Грызет, похрустывая, пушки (сушки).

3. Этап открытий новых знаний. 

- Поиграли, а теперь приступим к интересной и увлекательной работе.

 (Слайд 3)

Сегодня мы совершим путешествие в страну Грамматика.

 Первая остановка «Орфография».  

- Давайте вспомним-что такое орфография? (Орфография - это раздел , который изучает правильность написания слов)

- Прочитайте  письмо четвероклассника Пети своему дяде (директору школы), найдите ошибки и справьте. (Слайд 4)

(Дети выходят к доске и исправляют с проверкой).

- Молодцы, с этим заданием справились.

- А теперь найдите ошибки в этом стихотворении (Слайд 5)

(Дети читают, выходят к доске и исправляют ошибки.)

- Как называются слова, в которых вы нашли ошибки? (Несклоняемые имена существительные). Ошибки исправили - идем дальше. (Слайд 6) 

- Следующая остановка «Фразеология»

- Что такое фразеология?  (Это наука, которая изучает фразеологизмы) 

- А что такое фразеологизмы? (Это крылатые выражения; устойчивые выражения)

(Слайд 7)

- Поиграем в лото. Замените фразеологизмы одним словом. (Дети объясняют, идет проверка).

       (Слайд 8)

- Теперь соедините противоположные по смыслу фразеологизмы. Проверка.

- Молодцы. А сейчас первый ряд напишите на листочках фразеологизмы, в которых встречаются названия животных. Второй ряд – фразеологизмы со словом  ЯЗЫК, а третий ряд - вспомните фразеологизмы со словом НОС. Итак, минута пошла.

- Время истекло. Давайте послушаем учеников 1 ряда. Кто хочет дополнить? 2 ряд-вам слово. Команда 3 ряда прочитает свои фразеологизмы. Проверка.

- Молодцы, с заданием справились успешно.

(Слайд 9)

- Подходим к «Лексике». Что изучает лексика? ( Лексика изучает значение слов).

- А на этой остановке давайте соберем букет из осенних листьев,

- На желтых листочках написаны иностранные слова. Попробуйте раскрыть их смысл. Вы берете  желтый листок, читаете иностранное слово и переводите. Если вам нужна будет помощь, то вы можете обратиться к ребятам. Итак, кто пойдет и попытается справиться с заданием. (Слова на желтых листочках – урюк, круиз, кий, отель, тайм-аут, кашне- иностранные);

- Молодцы, слова перевели правильно. Теперь вспомним, что такое омонимы? (Омонимы-это слова, одинаковые по написанию, но разные по значению)

- А синонимы? Какие слова называются антонимами? Если попадется слово-омоним, то нужно объяснить значения этого слова, если это не омоним, то к нему подбираете синоним и антоним. Вы можете воспользоваться помощью класса.  Кто желает выйти?

(На зеленых -  лень, тревога, добро, ветер, восток, небо. Омонимы: крона, рысь, линь, такса, ключ, бор.)

(Выходят и подбирают слова и значения)

(Слайд 10)

- На следующей остановке порешаем словесные задачи.

- Перед вами метаграмма.  (Слайд 11)

- Давайте поработаем над ней. (парта, карта)  (Решают, проверка)

- Какого рода эти слова? К какому склонению относятся? (ж.р., 1 скл.)

- Давайте расшифруем еще одну.  (Слайд 12) (Решают, проверка)

- А теперь разгадаем шараду (Слайд 13) ( оценка) (Решают, проверка)

- Образуйте от слова «оценка» глагол с тем же корнем. (оценить)

(Слайд 14) И следующая шарада. (рассказчик) (Решают, проверяют)

- Скажите, кого называют рассказчиком? (тот, кто рассказывает что-нибудь, человек, умеющий интересно рассказывать) 

(Слайд 15)

- А теперь разгадайте ребус (русский язык)  

- Верно, удивительно богатый и красивый русский язык.

(Слайд 16)

- Разгадайте ребусы по столбцам. Ребусы первого столбца разгадывает 1 ряд, второго-2 ряд, 3 -3 ряд. (проверка) (деревня, ладонь, горизонт, мебель, коньки, посуда)

- Какое слово лишнее? (ладонь)

- Почему? Потому что это не словарное слово.

(Слайд 17)

- И последняя остановка под названием «Культура речи».

- Как вы думаете, что такое культура речи? (Это соблюдение норм правильной устной и письменной речи)

- Верно. В своей речи мы часто употребляем пословицы и поговорки.

(Слайд 18)

- Перед вами пословицы.

- Соедините их части. (Соединяют)

- Как вы понимаете пословицу: На словах и так, и сяк, а на деле никак? ( Когда человек хвастун, в глаза всем хвастается и обещает всем и всё, а на самом деле ничего не выполняет.)

Теперь групповое задание:

Угадать пословицы по 2 словам:

1 группа- коса-камень

2 группа- шило-мешок

3 группа-труд-лень

4 группа-язык-дело

5 группа-труд-пруд

Проверка.

(Если хватит время)

1. Расставь ударение в словах:

Звонишь, алфавит, свекла, статуя, цемент, столяр, жалюзи, щавель, ворота, хвоя, крапива, ремень, алфавит, дремота.

-Вот и подошло к концу наше путешествие в царство Грамматики.

- Вы все хорошо справились со всеми заданиями.

(Слайд 19)

- А теперь закончите предложения (Рефлексия)

Знать русский язык, грамотно писать  и говорить на нём – это гражданский долг каждого человека, проживающего в Российской Федерации. Тем самым мы проявляем уважение к языку и сохраняем его для будущих поколений. На русском языке мы общаемся с близкими, друзьями, думаем на нём и строим планы на будущее. Конечно, мы хотим быть понятыми, а для этого нужно знать и уметь применять правила русского языка. Любите и знайте русский язык!

Спасибо все за работу. Занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по внеурочной деятельности "Веселая грамматика"

 Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в...

Внеурочная деятельность. Веселая грамматика. 2 класс

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательн...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Веселая грамматика" для 4 класса

Программа разработана на основе Федерального государственного об­разовательного стандарта начального общего образования, 2009, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Веселая грамматика", 2 класс

Программа внеурочной деятельности «Веселая грамматика» разработанадля занятий с учащимися 2 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС  начального общего образования....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Веселая грамматика"

Содержание и методы обучения “Веселой грамматики” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство ра...

Программа внеурочной деятельности «Веселая грамматика» для учащихся 2 класса.

Программа соответствует возрастным особенностям младшего школьника.С этой целью в программе предусмотрено увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамическую деятельнос...