Рабочая программа по окружающему миру
рабочая программа (3 класс)

программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.docx47.41 КБ

Предварительный просмотр:

    муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя  школа № 4»

РАССМОТРЕНО

на заседании   методического объединения учителей начальных классов

Протокол № _1__

от « __ »  августа  2016 г.

Руководитель   ________

 /Л.А. Горина   /

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УР

________/ В.С. Сетченкова  /

«_____» «__________ » 2016 г

УТВЕРЖДЕНО

приказом по  МБОУ

«Средняя школа №4»

от                  №

Рабочая программа

по  окружающему миру

Класс     4 А

Количество часов на год всего 68 часов;

в неделю 2 часа.

Плановых контрольных работ _____, тестов _2_, практических работ _4_,  экскурсий    3_,  проектов 2___

(указать конкретно что именно)

          Количество административных контрольных работ __________________.

         

          РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе программы, рекомендованной    

         Министерством  образования  РФ и (или) авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир» М.: Просвещение, 2012

(полное название, автор, издательство, год издания)

УМК

       

  Учебник Окружающий мир. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. /А. А. Плешаков.-3-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – (Школа России).

(полное название, автор, издательство, год издания)

 Скрипко Нина Григорьевна, учитель начальных классов,  высшая квалификационная категория                                                                                                              

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находит выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Предметные результаты:

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Земля и человечество (9 ч)

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля - планета Солнечной системы. Луна - естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времён года. Звёздное небо - великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счёт лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды - задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Природа России (10 ч)

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озёра и реки нашей страны.

Природные зоны нашей страны. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесённые в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.

Представление об экологическом равновесии и необходимости его учёта в процессе хозяйственной деятельности людей.

Родной край - часть большой страны (15 ч)

Наш край на карте Родины. Карта родного края.

Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края. Водоёмы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоёмов в результате деятельности человека. Охрана водоёмов нашего края.

Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края. Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества. Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли. Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, её значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли. Породы домашних животных.

Экскурсии 1 - 2: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоёма, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.

1 По программе в разделе «Родной край - часть большой страны» должно быть проведено три экскурсии. Экскурсии в природные сообщества проводятся в соответствии с особенностями региона, погодными и климатическими условиями. В календарно-тематическом планировании  две экскурсии проводятся в начале осени, а одна зимой. Учитель вправе перенести экскурсии на период, наиболее благоприятный для организации наблюдений учащихся за природными объектами.

Практические работы:  рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений разных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.

Презентация проектов (по выбору)

Страницы Всемирной истории (5 ч)

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения - свидетельства прошлого. Средние века; о чём рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен XX в. достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Страницы истории России (20 ч)

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь - страна городов. Киев - столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в ХШ-Х\/ вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья - собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.

Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в ХШ-Х\/ вв.

Наше Отечество в ХУ1-Х\/11 вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в Х\/1-Х\/11 вв.

Россия в XVIII в. Пётр Первый - царь-преобразователь. Новая столица России - Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.

Россия в XIX - начале XX вв. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М.И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX --начале XX вв.

Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй - последний 'император России. Революция 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20-30-е гг. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы - всенародный праздник.

Наша страна в 1945-1991 гг. Достижения учёных: запуск первого искусственного спутника Земли, полёт в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, посёлков, улиц, в памяти народа, семьи

Экскурсия 3: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (года, села).

Современная Россия (9 ч)

Мы - граждане России. Конституция России - наш основной закон. Права человека в ременной России. Права и обязанности гражданина. Права ребёнка.

Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство. Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

Многонациональный состав населения России.

Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.

Презентация проектов. (по выбору)


III. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Название раздела и темы

Дата

Количество часов

Примечание

1

Раздел I. Земля и человечество (9 ч) Мир глазами астронома.

1

2

Планеты Солнечной системы.

1

3

Звёздное небо – Великая книга Природы.

1

4

Мир глазами географа. 

1

5

Мир глазами историка

1

6

Когда и где?

1

7

Мир глазами эколога

1

8

Сокровища Земли под охраной человечества. Всемирное наследие

1

9

Презентация проектов (по выбору)

1

10

Раздел II. Природа России (10 ч)  Равнины и горы России. Практическая работа №1 «Поиск и показ на физической карте равнин и гор России»

1

11

Моря, озёра и реки России. Практическая работа № 2 «Поиск и показ на физической карте морей, озёр и рек России»

1

12

Природные зоны России.

Практическая работа

№ 3 «Поиск и показ на карте природные зоны России»

1

13

Зона арктических пустынь.

1

14

Тундра.

1

15

Леса России.

1

16

Лес и человек.

1

17

Зона степей.

1

 

18

Пустыни.

1

19

 У Чёрного моря. Тест № 1

1

20

Раздел III. Родной край – часть большой страны (15 ч) .

Наш край. 

1

21

Поверхность нашего края

1

22

Водные богатства нашего края

1

23

Наши подземные богатства. Практическая работа №4 «Рассматривание образцов полезных ископаемых, определение их свойств»

1

24

Земля - кормилица

1

25

Жизнь леса.

1

26

Жизнь луга.

1

27

Жизнь в пресных водах.

1

28

Природные сообщества родного края. Экскурсия в лес.

1

29

Природные сообщества родного края. Экскурсия на луг

1

30

Растениеводство в нашем крае.

1

31

Животноводство в нашем крае

1

32

Презентация проектов.

1

33

Обобщающий урок по разделам «Земля и человек», «Природа  России», «Родной край – часть большой страны»

1

34

Раздел IV. Страницы Всемирной истории (5 ч) Начало истории человечества

1

35

Мир древности: далёкий и близкий

1

36

Средние века: время рыцарей и замков

1

37

Новое время: встреча Европы и Америки

1

38

Новейшее время: история продолжается сегодня. Тест № 2

1

39

Раздел V. Страницы истории России (20 ч)  Жизнь древних славян

1

40

Во времена Древней Руси

1

41

Страна городов Экскурсия

1

42

Из книжной сокровищницы Древней Руси

1

43

Трудные времена на Русской земле

1

44

Русь расправляет крылья

1

45

Куликовская битва

1

46

Иван  Третий

1

47

Мастера печатных дел

1

48

Патриоты России

1

49

Пётр Великий

1

50

Михаил Васильевич Ломоносов

1

51

Екатерина Великая.

1

52

Отечественная война 1812 года

1

53

Страницы истории XIX века

1

54

Россия вступает в XX век

1

55

Страницы истории 1920 – 1930-х годов

1

56

Великая война и великая Победа

1

57

Великая война и великая Победа

1

58

Страна, открывшая путь в космос.

1

59

Раздел VI. Современная Россия (9 ч)  

Основной закон России и права человека

1

60

Мы – граждане России

1

61

Славные символы России

1

62

Такие разные праздники

1

63

Путешествие по России (по Дальнему Востоку, на просторах Сибири)

1

64

Путешествие по России (по Дальнему Востоку,  на просторах Сибири

1

65

Путешествие по России (по Дальнему Востоку,  на просторах Сибири

1

66

Презентация проектов (по выбору)

1

67

Обобщающий урок по историко-обществоведческим темам (развивающий контроль)

1

68

Природные сообщества родного края

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа В мире красоты ФГОС Внеурочная деятельность

Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире красоты" для 1-4 классов по ФГОС...

Рабочая программа "В мире детской литературы" 3 класс

Рабочая программа "В мире детской литературы" 3 класс...

Рабочая программа "В мире книг" 1-4 класс

Программа разработана на основе авторской программы факультатива...

Рабочая программа поокружающему миру 1 класс УМК "Перспектива"

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК "Перспектива" с пояснительной запиской....

Рабочая программа "В мире книг"

Рекомендую для занятий по внеурочной деятельности в 1 классе....