Формирование навыков смыслового чтения
презентация к уроку (2, 3, 4 класс)

Пономарева Елена Алексеевна

Смысловое чтение - вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon 1.formirovanie_navykov_smyslovogo_chteniya.ppt1.49 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила: учитель начальных классов Пономарева Е. А.

Слайд 2

Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.

Слайд 3

ЦЕЛЬ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ - умение воспринимать текст как единое смысловое целое (точно и полно понять содержание текста и практически осмыслить извлеченную информацию)

Слайд 4

ОСНОВНЫЕ УМЕНИЯ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ: осмысливать цели чтения; выбирать вид чтения в зависимости от его цели; умение извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров; определять основную и второстепенную информацию; свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей; понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.

Слайд 5

СМЫСЛОВАЯ СТОРОНА : ПОНИМАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ И СМЫСЛА ЧИТАЕМОГО. ТЕХНИЧЕСКАЯ СТОРОНА: СПОСОБ ЧТЕНИЯ, ТЕМП ЧТЕНИЯ, ПРАВИЛЬНОСТЬ ЧТЕНИЯ, ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ.

Слайд 6

Виды чтения Ознакомительное Изучающее Поисковое (просмотровое) Вдумчивое

Слайд 7

СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ в личностные УУД – входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе; в регулятивные УУД – принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности; в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря; в коммуникативные УУД – умение организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Слайд 8

1 КЛАСС : обучение детей выразительному чтению и его осознанного восприятия; практическое отличие текста от набора предложений; выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя; знание структуры текста; озаглавливание текста (подбор заголовков); составление схематического или картинного плана под руководством учителя.

Слайд 9

2 КЛАСС обучение детей работать с текстом: правильное, сознательное, выразительное чтение; владение пересказом разного вида (полный, краткий, выборочный); деление на абзацы и составление плана прочитанного текста; составление характеристики героев и их поступков; создание письменных текстов разных типов (повествование, описание, рассуждение).

Слайд 10

3 - 4 КЛАСС находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание; давать оценку прочитанному; самостоятельное выделение основной мысли; нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или косвенной форме; выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями; прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку; самостоятельное формулирование вопросов по тексту; сравнивание текстов разных жанров, разных стилей с похожим содержанием.

Слайд 11

РАБОТА С ТЕКСТОМ ВЕДЁТСЯ: на уроках литературного чтения на уроках русского языка на уроках математики на уроках изобразительного искусства на уроках окружающего мира на уроках технологии

Слайд 12

Смысловое чтение - Какие основные этапы нельзя пропускать? Работа с незнакомыми словами Работа с ключевыми словами Работа со словами-образами Работа с многозначными словами Работа с фразеологизмами Рассказ по предложению Развитие читательского воображения Диалог с автором текста Техника чтения

Слайд 13

ЧТЕНИЕ В КРУЖОК Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения. 1. Учитель озвучивает задание: "Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Ваша задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст». 2. Дети работают в малой группе или в паре, по очереди читают текст, слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.

Слайд 14

ЧИТАЕМ И СПРАШИВАЕМ Цель: сформировать умение самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах. 1.Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем. 2.Ученики объединяются в пары. 3.Один из учеников формулирует вопрос, другой – отвечает на него. 4.Обсуждение вопросов и ответов в классе.

Слайд 15

ЧТЕНИЕ ПРО СЕБЯ С ВОПРОСАМИ Цель: формирование умений вдумчивого чтения. Ученик самостоятельно читает текст, фиксируя по ходу чтения вопросы, которые он задал бы автору, ведет своеобразный «диалог с автором».

Слайд 16

ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения. Учитель предлагает работать с текстом в следующем ключе: "Мы будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы». Вопросы могут быть направлены на проверку понимания, а также – на прогноз содержания последующего отрывка".

Слайд 17

АССОЦИАТИВНЫЙ КУСТ Цель: актуализация знаний, формирование установки на чтение. Учитель пишет ключевое слово или заголовок текста, учащиеся во время чтения (желательно) или сразу после чтения отмечают в тетради или высказывают свои ассоциации, предположения, ключевые слова содержания текста, а учитель фиксирует их на доске в виде схемы.

Слайд 18

АССОЦИАТИВНЫЙ КУСТ

Слайд 19

ЧИТАЕМ И СПРАШИВАЕМ Цель: формирование умений самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах. 1.Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем. 2.Ученики объединяются в пары и обсуждают, какие ключевые слова следует выделить в прочитанном. 3.Один из учеников формулирует вопрос, используя ключевые слова, другой – отвечает на него. 4.Обсуждение ключевых слов, вопросов и ответов в классе, коррекция.

Слайд 20

ДНЕВНИК ДВОЙНЫХ ЗАПИСЕЙ Цель: сформировать умение задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом. 1.Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части. 2. В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивили, напомнили о каких-то фактах, вызвали какие- либо ассоциации; в правой – написать лаконичный комментарий: почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул .

Слайд 21

ЧТЕНИЕ С ПОМЕТКАМИ Цель: сформировать умение читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами. Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму: V Знакомая информация ! Новая информация - Я думал (думала) иначе ? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше.

Слайд 22

ЧТЕНИЕ С СОСТАВЛЕНИЕМ ТАБЛИЦЫ, ДИАГРАММЫ Цель: сформировать навыки сравнения и классификации, структурирования информации. 1.Ученики читают текст, внимательно анализируя его. 2.Учитель ставит задачу – сравнить два или более объекта, данные сравнения записать в таблицу или диаграмму.

Слайд 23

СИНКВЕЙН Цель: развитие умений учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности. Структура синквейна. 1. Существительное (тема). 2. Два прилагательных (описание). 3. Три глагола (действие). 4. Фраза из четырех слов (описание). 5. Существительное (перефразировка темы).

Слайд 24

РОМАШКА БЛУМА Цель - с помощью 6 вопросов выйти на понимание содержащейся в тексте информации, на осмысление авторской позиции (в художественных и публицистических текстах). При отработке приёма необходимо указывать учащимся на качество вопросов, отсеивая неинформативные, случайные.

Слайд 25

РОМАШКА БЛУМА

Слайд 26

КЛАССИФИКАЦИЯ ВОПРОСОВ Б.БЛУМА : Простые вопросы . Проверяют знание текста. Ответом на них должно быть краткое и точное воспроизведение содержащейся в тексте информации. Как звали главного героя? Куда впадает Волга? Уточняющие вопросы . Выводят на уровень понимания текста. Это провокационные вопросы, требующие ответов "да" - "нет" и проверяющие подлинность текстовой информации. Правда ли, что... Если я правильно понял, то...

Слайд 27

КЛАССИФИКАЦИЯ ВОПРОСОВ Б.БЛУМА: Творческие вопросы . Подразумевают синтез полученной информации. В них всегда есть частица БЫ или будущее время, а формулировка содержит элемент прогноза, фантазии или предположения. Что бы произошло, если... Что бы изменилось, если бы у человека было 4 руки? Как, вы думаете, сложилась бы судьба героя, если бы он остался жив? Оценочные вопросы . Направлены на выяснение критериев оценки явлений, событий, фактов. Как вы относитесь к ... ? Что лучше? Правильно ли поступил ...?

Слайд 28

КЛАССИФИКАЦИЯ ВОПРОСОВ Б.БЛУМА: Объясняющие (интерпретационные) вопросы . Используются для анализа текстовой информации. Начинаются со слова "Почему" . Направлены на выявление причинно-следственных связей. Важно, чтобы ответа на такой вопрос не содержалось в тексте в готовом виде, иначе он перейдёт в разряд просты Практические вопросы . Нацелен на применение, на поиск взаимосвязи меду теорией и практикой. - Как бы я поступил на месте героя?

Слайд 29

АНТИЦИПАЦИЯ - это предвосхищение, предугадывание содержания. Является эффективным средством отработки техники чтения: при систематических тренировках ребёнок учится по начальным буквам угадывать слово, по начальным словам - фразу, по начальным фразам - содержание текста. Это существенно ускоряет темп чтения.

Слайд 30

РАЗНОВИДНОСТИ АНТИЦИПАЦИИ: а) Прогнозирование содержания текста по названию, фамилии автора, эпиграфу. б) Восстановление текста с пропущенными элементами. в) Угадывание хода мысли автора при чтении с остановками: -Как вы думаете, что произойдёт дальше? -Как будут развиваться события? -К какому выводу придёт автор?

Слайд 31

ПРИЕМ «ТОЛСТЫЕ И ТОНКИЕ ВОПРОСЫ» Толстые вопросы Дайте несколько объяснений, почему...? Почему Вы считаете…? В чем различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…? Толстые вопросы требуют неоднозначных ответов .

Слайд 32

ПРИЕМ «ТОЛСТЫЕ И ТОНКИЕ ВОПРОСЫ» Тонкие вопросы Кто…? Что…? Когда…? Может…? Будет…? Согласны ли Вы…?

Слайд 33

ПРИЁМ ТАБЛИЦА «ЗХУ» З – что мы знаем Х – что мы хотим узнать У – что мы узнали, и что нам осталось узнать Произведение «Ванька» написал А. П. Чехов. Это рассказ. Ванька писал письмо дедушке в деревню ….. Обязанности Ваньки. Поведение. Поступки. Внешний вид. …

Слайд 34

ПРИЕМ « ИНСЕРТ» V Знакомая информация + Новая информация -- Я думал (думала) иначе ? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше

Слайд 35

ПРИЕМ “ВЕРНЫЕ ИЛИ НЕВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ ” или “ Верю – не верю?”, или «Данетка» может быть началом урока, когда учащиеся, выбирая “верные утверждения” из предложенных учителем, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил).

Слайд 36

ПРИЕМ «ШЕСТЬ ШЛЯП» Каждая группа получает цветные шляпы с надписями. После обсуждения в группах выслушиваются ответы детей. Белая шляпа. Факты. (Полезные ископаемые бывают твердые, жидкие и газообразные.) Жёлтая. Позитивное мышление. (Для жизни человека и производства необходима добыча полезных ископаемых. ) Черная. Проблема. (При добыче полезных ископаемых нарушается экологическое равновесие и происходит загрязнение окружающей среды.) Красная. Эмоции. (Больше всего на уроке нам понравилось рассматривать полезные ископаемые и выделять их свойства!) Зеленая. Творчество. (Местонахождение залежей многих ископаемых человеку еще не известно.) Синяя .Философия. (Обобщают высказывания каждой группы.)

Слайд 37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Работа с текстом вносит существенный вклад в развитие познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий. Поэтому навык чтения по праву считается фундаментом всего последующего образования и его формированию необходимо уделять должное внимание при обучении всем учебным дисциплинам в начальной школе.

Слайд 38

ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩЕГОСЯ : внимательно прочитать текст; выделить главные мысли текста; проверить, как они соотносятся между собой; сгруппировать текст вокруг главной мысли (разделить его на смысловые части); определить количество пунктов плана по количеству главных мыслей; сформулировать каждую главную мысль в виде вопроса и записать как пункты плана; прочитать текст ещё раз, проверить, не пропущено ли что-то важное.

Слайд 39

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // [Электронный ресурс] http://standart edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959. Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Г. И. Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после // Электронный ресурс www.school 2100.ru Климанова Л. Обучение чтению в начальных классах//Школа 2013 Львов М.Р., Горецкий В.Г. Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.:2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе

Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...

формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе

Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...

Доклад на тему «Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе»

Научить детей правильному, беглому, осознанному чтению-одна из задач начального обучения....

«Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе»

Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образован...

Доклад на тему "Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе"

Доклад  на тему "Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальных классах"...

Доклад «Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе».

Доклад «Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе»....

«Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе»

laquo;Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе»...