Адаптированные рабочие программы для обучающихся с РАС вар 8.3 1 кл + КТП
рабочая программа (1 класс)

Шило Светлана Анатольевна

Данные адаптированные программы составлены  для надомного обучения учащейся 1 класса, имеющей РАС вар 8.3 и включают программы коррекционных курсов и отдельных предметов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptirovannye_rabochie_programmy_ras_8.3_1_kl.rar208.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование

Ленинградский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 12

имени С.Н. Кравцова

станицы Ленинградской

муниципального образования

Ленинградский район

УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета

от 29 августа 2018 года протокол №1

Председатель педсовета

____________Е. В. Плохотнюк

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по формированию коммуникативного поведения

Уровень образования (класс) - начальное общее образование,  1 класс индивидуальное обучение на дому

Количество часов – 16,5

Учитель – Шило Светлана Анатольевна

Программа  разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья); «Комплекта примерных рабочих программ для 1 доп. и 1 классов по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с расстройствами аутистического спектра» Москва «Просвещение», 2016 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе «Комплекта примерных рабочих программ по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для 1 дополнительного класса обучающихся с расстройствами аутистического спектра»  (вариант 8.3)  (Издательство "Просвещение", 2016 г). Рабочая программа составлена на один учебный год для учащейся 1 «К» класса ________________________

Формирование культуры речевого общения у младшего школьника - одна из важнейших задач обучения. Обучение учащихся с расстройством аутистического спектра представляет для педагогов значительную проблему, так как у большинства детей есть проблемы с общением с другими людьми.

Специфика коммуникативной деятельности младших школьников проявляется в задержке языкового развития, трудности с пониманием обращенной речи, в разрыве между пониманием речи и способностью к выражению, внедостаточном внимании к речи собеседника, дети не понимают коммуникативных намерений собеседника; в слабой интенсивности мимики, жестикуляции. У детей с расстройством аутистического спектра  наблюдается недостаточное развитие вербальной и невербальной коммуникации. В значительной степени это обусловлено недостаточным уровнем развития коммуникативного поведения. Для преодоления низкой коммуникативной активности обучающихся с РАС в структуру учебного плана введен коррекционный курс«Формирование коммуникативного поведения», способствующий формированию коммуникативных  навыков.

Основной цельюформирования коммуникативного поведения у обучающихся cРАС  является активизация навыков вербальной и невербальной коммуникации в различных социальных ситуациях, их подготовка к жизни в современном обществе.  

В ходе реализации программы по формированию коммуникативного поведения решаются следующие взаимосвязныезадачи:

-    обеспечение системного подхода к созданию условий для развития у детей с ограниченными речевыми способностями возможности выражать свои желания, быть услышанными своими близкими и обществом.

  • формирование мотивации к взаимодействию со сверстниками и взрослыми;
  • коррекция нарушений аффективного, сенсорно-перцептивного, коммуникативного и личностного развития, дезадаптивных форм поведения;
  • активизация навыков устной коммуникации, речевого поведения, включая выражение мыслей и чувств в самостоятельных высказываниях;
  • развитие коммуникативных навыков обучающихся, их использование в различных видах учебной и внешкольной деятельности.

Решение поставленных задач позволяет совершенствовать у обучающихся с расстройством аутистического спектра навыки элементарной устной коммуникации.

         Реализация программы курса осуществляется с учетом особенностей развития обучающихся с РАС. Компенсация особенностей развития достигается путем организации обучения разным по уровню сложности видом труда, с учетом интересов воспитанников, в соответствии с их психофизическими возможностями, с использованием индивидуального подхода, эмоционально-благополучного климата в классе, разнообразных форм деятельности, ситуаций успеха, обеспечением близкой и понятной цели деятельности, использованием различных видов помощи, стимуляции познавательной активности, использования игровых приемов, дидактических игр, развития психических процессов, большого количества наглядности.

Содержание коррекционного курса «Формирование коммуникативного поведения» на I этапе обучения (дополнительный первый класс – 11, 1 – 4 классы) представлено следующими разделами: невербальная коммуникация, вербальная коммуникация, моделирование и разыгрывание типичных жизненных         ситуаций.

Учебный материал в предложенных разделах, имеет концентрическую структуру и, в достаточной степени, представляет основы речевой практики необходимые, как для успешного продолжения образования на следующих ступенях обучения, так и для подготовки обучающихся данной категории к самостоятельной жизни в современном обществе.

Место курса в учебном плане

На изучение коррекционного курса «Формирование коммуникативного поведения» в 11 (дополнительном первом классе) при домашнем обучении отводится по 0,5 часа в неделю, курс рассчитан на 16,5 часов (33 учебные недели).

Планируемые результаты изучения курса

Предметные результаты по формированию коммуникативного поведения включают освоение обучающимися с расстройством аутистического спектра специфические умения, знания и навыки для данной предметной области. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

Минимальный уровень:

  • применять элементарные правила речевого общения с помощью учителя (выражать свои просьбы, желания с использованием простых этикетных слов);
  • знать и применять элементарные правила речевого общения;
  • уметь употреблять базовые формулы речевого общения (сообщить элементарные сведения о себе – имя, домашний адрес);

Достаточный уровень:

  • участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребёнка;
  • выбирать правильные средства интонации, жестов и поз, ориентируясь на образец речи или анализ речевой ситуации;
  • использовать изученные речевые алгоритмы при общении;
  • использовать речевые алгоритмы при общении в различных ситуациях.

С учётом психофизических особенностей обучающихся личностные результаты включают:

  • овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);
  •  овладение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных и коммуникативных ситуациях, умением не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • овладение способами регуляции своего эмоционального состояния.

Оценка личностных результатовпредполагает, прежде всего, оценкупродвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

При переходе в 1 класс обучающийся может уметь:

  • Называть своё имя;
  • Реагировать на обращение поворотом головы, взглядом;
  • Подражать движениям и речи взрослого человека;
  • Выражать свои намерения посредством тотальной коммуникации (использования предметных, жестовых, графических символов)

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

Разделы курса

Содержание

1

Невербальная коммуникация

  • распознавание различных эмоциональных состояний
  • отслеживать жесты собеседника и правильно их воспринимать в процессе общения
  • демонстрация подходящих к случаю жестов
  • рассматривание разных поз людей в различных ситуациях
  • прослушивание звуковых эмоциональных записей - крик, плач, смех, вскрики, неразборчивый шёпот с оттенком тревоги, страха, радости и других эмоций.

2

Вербальная коммуникация

  • Подбор нужных этикетных и речевых формул приветствия и прощания, знакомства, извинения, просьбы,

3

Моделирование и разыгрывание типичных жизненных         ситуаций

  • Прогнозирование речевой ситуации                            

 (рассматривание рисунка)

  • Проигрывание ситуаций из реальной жизни

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

раздела

Наименование

раздела

Коли-

чество

 часов

Примерное содержание занятий

БУД

I

Невербальная

коммуникация

9,5

часов

Упражнения «Кто умеет улыбаться?», «Мимическая гимнастика», «Зеркало».  «Обезьянка». «Лица». Классификация чувств

Классификация жестов (приветствие и прощание, несогласие, отказ). Упражнения «Это я! Это моё!», «Заколдованный ребёнок», «Вот он какой!»

Рассматривание поз на картинках. Использование поз с опорой на картинки. Упражнение «Подбери такую же», «Кто запомнил больше?».

Классификация чувств. Азбука настроений. Разыгрывание сюжета с использованием жестов. Упражнения «Тише!», «Отдай!»

Упражнение «Части тела». Подвижные игры: «Угадай позу», «Покажи такую же»

Тренируем мимику. Этюд на выражение радости и страха.

Классификация жестов (указательный, подзывание к себе с помощью пальчика). Упражнения «До свидания!», «Я не знаю!»

Подвижные игры: «Угадай позу», «Покажи такую же», «Запомни движения».

Тренируем мимику. Этюд на выражение удивления и огорчения. Классификация жестов  (сжимание кулаков, выражающее агрессивность).

Упражнения на подражание. Разыгрывание сюжета с использованием жестов.

  • распознавать различные эмоциональные состояния людей;
  • отслеживать жесты собеседника и правильно их воспринимать в процессе общения;
  • демонстрировать подходящие к случаю жесты;
  • рассматривать разные позы людей в различных ситуациях

II

Вербальная коммуникация

4 часа

Прослушивание эмоциональных записей – радости, смех. Проигрывание. Изображать животных.

Прослушивание эмоциональных записей – плач, крик. Формулы приветствия, знакомства, прощания, извинения, просьбы.

Изображать голоса сказочных персонажей

Изображать, как шепчутся листья, как бушует море.

«Узнай по интонации», «Скажи интонацией».

- уметь изображать поведением животных, иммитировать неречевые звуки, голоса сказочных персонажей;

- выражать свои просьбы, желания с использованием простых этикетных слов

III

Моделирование и разыгрывание типичных жизненныхситуаций

3 часа

Прогнозирование ситуаций.

Разыгрывание ситуаций (доброта, вежливость).

Упражнение  «Ты гулял во дворе», «Ты потерял свою игрушку», «Ты поссорился с другом и теперь хочешь помириться»

Упражнение  «Как отметить праздник в семье»

Упражнение  «Как поднять маме (папе) настроение»

-прогнозировать и проигрывать ситуации из реальной жизни


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. «Альтернативная коммуникация». Методический сборник. Автор-составитель Штягинова Е. А.Городская общественная организация инвалидов «Общество «Даун синдром». Новосибирск, 2012.
  2. Фрост Л., Бонди Э. "Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (peks)" Перевод с английского, Теревинф, 2011.

Методические пособия для педагога

- Коммуникативная игра как средство формирования положительных отношений между участниками образовательного процесса в системе психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра / Л. Н. Демьянчук, Н. В. Лебедева, Т. Н. Мирзоева. - Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ, 2015

Технические средства обучения

компьютер с программным обеспечением; магнитная доска.

Дополнительные средства

Наглядный материал (слоги, слова), предметные  и сюжетные картинки,

пальчиковый театр «Теремок», «Колобок», «Репка», игрушки, настольные игры, пазлы, дидактические игры

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата

1 раздел. Невербальная коммуникация-9,5 часов

1

Упражнения «Кто умеет улыбаться?», «Мимическая гимнастика», «Зеркало».  «Обезьянка». «Лица». Классификация чувств

1

12.09

2

Классификация жестов (приветствие и прощание, несогласие, отказ). Упражнения «Это я! Это моё!», «Заколдованный ребёнок», «Вот он какой!»

1

26.09

3

Рассматривание поз на картинках. Использование поз с опорой на картинки. Упражнение «Подбери такую же», «Кто запомнил больше?».

1

10.10

4

Классификация чувств. Азбука настроений. Разыгрывание сюжета с использованием жестов.Упражнения «Тише!», «Отдай!»

1

24.10

5

Упражнение «Части тела». Подвижные игры: «Угадай позу», «Покажи такую же»

1

07.11

6

Тренируем мимику. Этюд на выражение радости и страха.

0,5

14.11

7

Классификация жестов (указательный, подзывание к себе с помощью пальчика). Упражнения «До свидания!», «Я не знаю!»

1

28.11

8

Рассматривание поз на картинках. Использование поз с опорой на картинки. Подвижные игры: «Угадай позу», «Покажи такую же», «Запомни движения».

1

12.12

9

Тренируем мимику. Этюд на выражение удивления и огорчения. Классификация жестов  (сжимание кулаков, выражающее агрессивность).

1

26.12

10

Закрепление пройденных жестов. Упражнения на подражание. Разыгрывание сюжета с использованием жестов.

1

23.01

Раздел 2. Вербальная коммуникация – 4 часа.

11

Прослушивание эмоциональных записей – радости, смех. Проигрывание. Изображать животных.

1

13.02

12

Прослушивание эмоциональных записей – плач, крик. Проигрывание. Формулы приветствия, знакомства.

1

27.02

13

Формулы прощания, извинения, просьбы.

Изображать голоса сказочных персонажей

1

13.03

14

Изображать, как шепчутся листья, как бушует море.

«Узнай по интонации», « Скажи интонацией».

1

10.04

Раздел 3. Моделирование и разыгрывание типичных жизненныхситуаций – 3 часа.

15

Прогнозирование ситуаций

Разыгрывание ситуаций (доброта, вежливость).

1

24.04

16

Упражнение  «Ты гулял во дворе», «Ты потерял свою игрушку», «Ты поссорился с другом и теперь хочешь помириться»

1

08.05

17

Упражнение «Как отметить праздник в семье»

Упражнение  «Как поднять маме (папе) настроение»

1

22.05



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабоча программа для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по технологии для обучающихся 1 класса

     Адаптированная рабочая программа по предмету "Технология" в 1-ом классе разработана на основе  Федерального государственного образовательного стандарта образования обуч...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по литературному чтению для обучающихся 1 класса

Адаптированная рабочая программа  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушения...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по окружающему миру для обучающихся 1 класса

Адаптированная рабочая программа  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушения...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по русскому языку для обучающихся 1 класса

    Адаптированная рабочая программа  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с  умственной отсталостью (интелл...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по изобразительному искусству для обучающихся 1 класса

     Адаптированная рабочая программа  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с  умственной отсталостью (...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по математике для обучающихся 1 класса

Адаптированная рабочая программа  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушения...

Адаптированная рабочая программа для обучающихся на основе ФГОС с ОВЗ

Адаптированная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования  для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями...