«Психофизические особенности детей раннего возраста»
консультация

Бродовинская Ольга Викторовна

Если задать вопрос: Какой возраст требует к себе наибольшего внимания, в каком возрасте предоставлены большие возможности для развития, причем использование или не использование этих возможностей может иметь серьезные последствия? Ответ такой – это возраст от 1 до 3. именно здесь закладывается потенциал для физического, психического, интеллектуального и личностного развития ребенка, потому что психика наиболее гибкая.

В младенчестве ребенок полностью зависел от взрослого. Хорошо изучил близких ему взрослых, благодаря эмоциональному общению. Ребенок раннего возраста не беспомощное существо, любознательность основная черта годовалых малышей, они очень активны в стремлении узнать окружающий мир.

Основным достижением этого периода является прямохождение. Оно обеспечивает самостоятельную ориентацию в пространстве, освобождая руки, делает их инструментом познания окружающего мира, при этом резко возрастает приток информации, получаемой ребенком. Он стремится и добивается частичной автономии от взрослых.

Манипуляции предметами помогают детям изучать их свойства, понять назначение. Сухомлинский писал: «Истоки дарований и способностей детей находятся на кончиках пальцев». Чем больше мастерства и уверенности в движениях детской руки, тем ребенок умнее.

Еще одним приобретением данного периода является речевое общение. Сначала дети учатся понимать речь, узнают, что каждый предмет имеет свое название, учатся говорить сами, в дальнейшем, усваивают общечеловеческие знания.

Т. о. благодаря прямохождению, предметной деятельности и речевому общению ребенок узнает во много раз больше об окружающей действительности, чем при помощи своих органов чувств. Происходит скачок в развитии всех познавательных процессов. Это позволяет ребенку к трем годам сформироваться, как личности, стать отличным от других, проявлять свое «Я», и в тоже время продолжать усваивать нормы поведения в человеческом обществе, следовательно, идет дальнейшая социализация.

Как развиваются в этом возрасте основные психические процессы? Активно совершенствуется восприятие – т. е. видение и узнавание предметов и явлений окружающего мира. Полное, четкое восприятие формы, величины, цвета, положения предметов в пространстве возможно, если ребенок берет их в руки, долгое время манипулирует, разглядывает, ощупывает, пробует на вкус, слушает, какой звук издает предмет, разбирает на части.

Если такие действия не выполняются, восприятие оказывается неточным, расплывчатым. Необходимо, чтобы ребенок знакомился с как можно большим количеством предметов и явлений. Игрушки должны быть различной формы, величины, цветов. Взрослый объясняет и показывает способы действия с каждой игрушкой, учит играть.

Внимание малышей вызывается внешне яркими, привлекательными предметами событиями и сохраняется, пока у них есть интерес. Дети не могут сосредоточиться на непривлекательной для них деятельности. А играя могут долгое время оставаться сосредоточенными. Кроме того, степень устойчивости внимания зависит от индивидуальных особенностей. Подвижные менее внимательные, чем спокойные.

Память тоже неосознанная. Дети запоминают то, что произвело впечатление, было интересно. Благодаря такой памяти быстро совершенствуется речь, развивается интеллект. К трем годам складывается долговременная память, дети могут вспомнить события, произошедшие несколько дней назад, повторяют короткие четверостишия.

Воображение формируется в игре, ее значение неоценимо для нормального психического развития. В игре дети усваивают правила и нормы поведения в различных жизненных ситуациях, примеряют, проживают разные социальные роли. Позднее воображение ярко проявляется в рисовании, сочинении сказок, историй. Воображение детей беднее, чем у взрослых, из-за маленького жизненного опыта, но для ребенка оно очень важно, и проявляется гораздо чаще, т. к. позволяет объяснить происходящие события собственными силами.

Мышление детей раннего возраста тесно связанно с восприятием, памятью и речью. Мышление носит наглядно-действенный характер, это значит, что ребенок познает окружающую действительность, окружающие его предметы и способы действий с ними. Взрослым нужно создавать интересную обстановку, развивающую среду и дать детям время, для манипулирования предметами. В 1,5 года дети учатся самостоятельно кушать, строить пирамидки, вставлять блоки в соответствующие отверстия, повторяют за взрослыми бытовые действия. В 2 года дети подбирают парные картинки, знают 3-4 основных цвета, узнают предметы на рисунке, узнают голоса людей, музыку, шум машины … Называют предметы, находящиеся в поле зрения, понимают 100 и более слов, повторяют короткие предложения. Эта активность контролируется ребенком, после отвлечения дети продолжают начатое, исправляют ошибки, т. е. мыслят. В это время появляется чувство юмора. В 2 года дети сортируют предметы: посуда, игрушки, одежда. Строят по показу, среди нескольких картинок находят одинаковые.

Развитие речи происходит благодаря общению со взрослыми. Через подражание ребенок усваивает нормы родного языка, пока «иностранного». Важно чтобы ребенок слышал правильную речь. Не следует повторять за малышом детские слова, это тормозит развитие речи.

На степень развития речи влияет уровень развития мелкой моторики. Пока ребенок не научится изолированно двигать одним, двумя пальцами, не удается добиться развития речи. Если специально тренировать мелкие движения руки, развитие речи можно ускорить.

Тесную связь руки с речью подтверждает тот факт, что переучивание левшей приводит к задержке развития речи и заиканию.

Дети 2-3 лет очень эмоциональны, однако их эмоции непостоянны, быстро меняются. Восстановить эмоциональное равновесие помогают игры со взрослыми, ритмичное покачивание, подбрасывание, поглаживание. Такими играми изобилует народный фольклор.

Малыши принимают только тех людей, которым доверяют и симпатизируют. Поэтому успешность обучения целиком зависит от того, сложился ли контакт с педагогом. В этом отношении важно как проходит адаптация ребенка к детскому саду, насколько комфортно себя чувствует.

В раннем возрасте у детей еще не сформированы механизмы физиологической саморегуляции. Ощущение ребенком дискомфорта резко снижает эффективность обучения. Дискомфорт может быть вызван тем, что ребенок не выспался, ему жарко или наоборот холодно, хочет есть или пить или у него что-то болит, ли давит обувь. Вы должны быть уверенны, что малыша ничто не беспокоит.

Общение с малышами носит ситуативно-личностный характер, это значит, что каждому ребенку необходимо внимание со стороны взрослого, индивидуальный контакт с ним, отсюда следует, что занятия должны быть кратковременными, построенными так, чтобы воспитатель мог говорить понемногу со всеми детьми.

Обучение в этом возрасте происходит и на собственном практическом опыте, на основе подражания взрослому. Дети подражают всему, и хорошему и плохому, сверстник еще не представляет особого интереса, дети играют рядом, но не вместе, часто конкурируют за внимание воспитателя к себе.

В 2-3 года дети не понимают разницы между живыми и неживыми объектами, могут «разобрать» бабочку как игрушку, но это не проявление жестокости. Детям нужно объяснять, рассказывать об окружающей действительности, показывать примеры правильного отношения к живым и неживым объектам.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психологические особенности обучения иностранным языкам детей раннего возраста»

Цель данного реферата – выявление психологических особенностей обучения иностранным языкам детей младшего школьного возраста посредством изучения работ различных авторов: И.А.Зимней, А.Н.Леонтьева, Н....

Особенности психофизического развития детей школьного возраста с ОВЗ (категория -умственная отсталость)

Классификация, причины, структура дефекта,клинико-психологическая характеристика детей с умственной отсталостью....

Адаптированная основная общеобразовательная рабочая программа начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) с учетом психофизических особенностей детей с нарушениями опорно двигательного аппарата ( вариант

Адаптированная основная общеобразовательная рабочая программа начального общего образования для обучающихся с  задержкой психического развития (вариант 7.2) с учетом психофизических особенностей ...

Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста.

Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста....

Особенности развития эмоциональной сферы детей раннего возраста с задержкой речевого развития.

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА XXI ВЕКА: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ДОСТИЖЕНИЯ И ИННОВАЦИИ. Материалы III Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием....

Консультация для родителей "Возрастные особенности детей раннего возраста от1,5 до 2 лет"

Консультация для родителей "Возрасные особенности детей раннего врзраста "от1,5 до 2 лет". В этом материале родители познакомятся с возрастными особенностями детей от 1,5 до 2 лет. Данная информаци...

Выявление особенностей формирования диалогической речи у детей раннего возраста с задержкой речевого развития

Аннотация. В данной статье рассмотрено понятие «задержка речевого развития» (ЗРР), ее причины и признаки. Представлены результаты опытно-экспериментальной работы по выявлению особенн...