Что есть такое "Образование в России"?(Взгляд новичка)
статья

Буженинова Елена Юрьевна

Первые мысли новичка в системе образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.42 КБ

Предварительный просмотр:

Что же такое есть «образование в России», какова его цель?(Взгляд «новичка»)

Как и в прошлом веке, так и в текущем, образование есть и останется основой  воспитания подрастающего поколения. Это и есть цель, а вот содержание образования, способы достижения цели, возможности, всегда, под воздействием времени,  будет изменяться и расширяться.

в 1990 году по уровню знаний и грамотности Советский Союз занимал 33 место среди 174 государств, то уже в 1998 году Россия опустилась на 62 место. И "падение" наших позиций все продолжается и продолжается.

Во многом такая ситуация складывается из-за того, что  советская школа разрушилась, а новую модель образовательной системы, соответствующей современным  тенденциям, нашим специалистам до сих пор создать так и не удалось.

Не впечатляет? Тогда прочитайте это: «Мы живём в эпоху широко распространённой неграмотности, и её порождения губительны. Помимо очевидных последствий в виде снижения производительности труда, нам сейчас приходится что-то делать, по меньшей мере, с двумя поколениями людей, которые не могут понимать и осмысленно общаться. Кроме того, нам нужно что-то делать по поводу такой жуткой проблемы, как целые классы неспособных закончить школу учеников – безжизненных из-за наркотиков, с пустыми глазами от телевизора и видеоигр, не имеющих ни малейшего представления об истории, математике, искусстве и литературе и при этом порой невообразимо жестоких».

Это написано не про нас, это написано про Америку 70-х. Но есть здесь что-то, пугающе похожее на то, куда мы движемся.

По мнению Андрея Курюкина, профессора Российской академии естествознания (РАЕ), специфика отечественного образования состоит в том, что оно по форме западное, а по содержанию восточное.  Восток обращается к личности: сначала истинный человек – потом истинное учение.

 И далее: если учитель не живет так, как он учит, брось его, это не истинный учитель; если учение не несет в мир добро, брось его, оно не истинно.

 А также: учение без должного прилежания не может быть истинным. Все это созвучно российской образовательной традиции: в почете тот учитель, ученик, кто работает на совесть, а не тот, кто ловко «крутится».

Смешивание элементов разных систем обучения и наложение российского менталитета приводит к внутреннему конфликту и отсутствию эффективности в обучении. Проблема заключается и в том, что все нововведения в образовании, не тестируются, а сразу внедряются на практике, и сразу в масштабных размерах. Несмотря на то, что современные дети более продвинутые, им все равно приходиться достаточно сложно выучить сложный материал, который иногда оказывается сложным и для самих родителей.Новые, современные и технологичные методики подачи материала  позволяют учителю добиться стопроцентной мотивации учащихся безо всяких «танцев с бубном». И вот освобождается время для настоящего творчества и для позитивного общения с детьми.

Сегодня вряд ли кто-то станет спорить с тем, что образование в России находится в глубоком кризисе. С этим, кажется, соглашается и Министерство образования, поэтому и становится инициатором все новых и новых реформ.

 Кризис системы образования, замечен в качестве знаний выпускников учебных заведений всех уровней. Людям трудно понять, что ЕГЭ, например, не служит качеству школьного образования, это всего лишь механизм сбора информации.

Возможно, виноваты мы сами, учителя и педагоги, потому что для нас создаются условия, чтобы мы могли учить и мотивировать на получение знаний. Вероятно, нам просто не хватает постоянства, времени и, всё той же мотивации.  Потому, что мы не видим итоговое практическое применение своих усилий и трудов.

Кого мы должны воспитать для общества? Того, кто умеет «крутиться» и выживать в любых условиях сегодняшних реалий или ЦЕЛЬНУЮ  личность и гражданина СВОЕЙ страны? Кто умеет ставить перед собой ВЕЛИКИЕ цели, и  не боится трудностей или того, кто будет ставить целью своей жизни девиз «Меньше вкладывай знаний и труда, больше получай вознаграждений»?

...Образование – это не школьные предметы. Не тексты, уроки, компьютер. Это отношения между людьми, которые объединены: текстами, уроками, компьютером. Но наше образование уже второе десятилетие реформируется, и это создает все новые и новые проблемы – как для общества, так и для каждого человека в отдельности

Недооценка эмоционально-ценностного фактора в человеческой деятельности и, следовательно, в содержании образования и процессе обучения. Это теснейшим образом связано с проблемами формирования ценностей, воспитания раскованной, саморегулирующейся личности. Без органически включенного в содержание образования опыта эмоционально-ценностного отношения нет, и не может быть воспитания как процесса и как результата. 

Весь процесс обучения, содержание обучения - это совокупность ценностей, таких, как стремление к истине, социальное благополучие общества, социальная справедливость. Принятие нравственных  норм, приобретение знаний, уважение к умельцам и талантам. Порядочность, собственное достоинство, ценность человеческой личности. Здоровье свое и окружающих, сохранность природы и возможность наслаждения ею.  Социальная активность, нравственное здоровье, уважение других народов, их специфики и культуры, доброжелательность в отношениях и взаимопомощь. Гуманистическая направленность научно-технического прогресса.

Знания и умения их применять становятся самоцелью обучения, в то время как они выступают как средство воспитания разных сторон личности, как предпосылка ее развития в будущем. Раньше учитель транслировал свои взгляды на уроках и во внеклассной работе с детьми, а сегодня проявление личностного начала в преподавании не приветствуется. Учителю сейчас нет доверия в том, что он сможет показать нужный пример на самом себе? И если раньше учитель был значимой фигурой для ученика, то теперь нет. «Посредственный учитель- излагает. Хороший учитель -объясняет. Выдающийся учитель- показывает. Великий учитель- вдохновляет.»

Из всего изложенного выше очевидно, что решение проблем современного российского образования невозможно без восстановления статуса педагога как элиты страны и наиболее уважаемого члена общества. Естественно, подобный статус должен быть подтвержден соответствующей зарплатой и уважением, как со стороны общественности, так и аппарата чиновников.

Кроме того, очень важно не просто пытаться внедрить западные образцы образовательной системы, многие из которых, кстати, не адаптированы под российский менталитет, а приложить максимум усилий для возвращения страны на естественный путь развития. Который, хотим мы этого или нет, неразрывно связан с социалистическим прошлым нашего государства, а теперь мы потеряли фундаментальность нашего образования, его заменили понятием «компетенции».  Другими словами, сегодня России нужна образовательная система советского типа, оснащенная современными технологиями и методиками обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Нет маленьких ролей, есть маленькие актёры" (Сказка «Теремок» на новый лад) 2 класс

Занятие внеурочной деятельностью «Детский музыкальный театр»...

Есть город в России - Воронеж!

Презентация по гражданско-патриотическому воспитанию....

Образование и просветительство - новые взгляды, новые возможности

Образование и просветительство - новые взгляды, новые возможности...

Интерактивная доска – новый взгляд на процесс обучения

Наступило время цифрового обучения. И лучшее, что на сегодняшний день существует из технических средств наглядного обучения, помогающих эффективному взаимодействию учите...

ВЗГЛЯД УЧИТЕЛЯ НА ВВЕДЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

ВЗГЛЯД УЧИТЕЛЯ НА ВВЕДЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ...

Государственный герб России (Урок «открытия» нового знания)

Содержательная цель: воспитание гражданина и патриота своей страны через развитие интереса к истории и культуре своей стра­ны, формирование представлений о государственных символах России....

Презентация "Есть у матушки России край особенный,Донской"

Презентация посвящена 80-летию Ростовской области....