Программа внеклассных занятий по профориентации 3 класс
рабочая программа (3 класс)

Иванова Мария Алекснадровна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеклассной деятельности
по профориентации "Мир профессий"
студентки 407 группы

Ивановой Марии Александровны

2018-2019 учебный год

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_profesiy.docx24.68 КБ
Microsoft Office document icon ktp_okr_mir.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеклассной деятельности
по профориентации "Мир профессий"
студентки 407 группы

Ивановой Марии Александровны

2018-2019 учебный год

Пояснительная записка

Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы.

Проблема подготовки подрастающих поколений к труду — извечная проблема человеческого общества. Однако в различных общественно-экономических формациях она решалась по-разному, каждый раз наполняясь новым содержанием и обретая новые формы реализации на практике.
В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден задумываться о своём будущем после окончания школы. И вопрос о поиске, выборе профессии является одним из центральных, и в этом смысле судьбоносным, так как задаёт «тон» всему дальнейшему профессиональному пути.
Стремительный переход российского общества к новым формам хозяйственной деятельности привел к возрастанию потребности общества в инициативных, предприимчивых, компетентных и ответственных специалистах. В подготовке таких специалистов важная роль принадлежит общеобразовательной школе, поэтому профессиональное самоопределение школьников - социально-значимый раздел обучения.
Актуальность программы определяется значимостью формирования у школьников профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии. За краткостью слов «выбор профессии» стоит планирование, проектирование, обдумывание профессионального жизненного пути, «профессионального старта». Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности.
Успех профориентационной работы  во многом зависит от умения педагога связать профориентационный материал с программным, сформировать положительное отношение у школьников к тому или иному виду деятельности, от его знаний и владения методами обучения.

 Цели программы.

  1. Актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет получения знаний о себе, о мире профессий, их соотнесения со своими возможностями и желаниями.
  2. Развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
    Главной целью профориентационного образования на всех ступенях обучения в школе является формирование поколения, способного к профессиональному самоопределению в условиях рыночных отношений, когда познавательный интерес, понимание научных основ человеческого труда становятся основой профессионального выбора.


 Задачи программы.
Образовательные задачи:

  1. Обобщение знаний о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере.
  2. Формирование знаний по основам экономики, представлений о хозяйственной деятельности, знакомство со спецификой профдеятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров.
  3. Формирование знаний о системе учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, их требованиях к выпускникам школы.

Воспитательные задачи.

  1. Приобретение практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности школьника .

Развивающие задачи.

     1.Развитие потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации.

      2. Формирование положительного отношения к себе, уверенности в    своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии.

       3. Формирование навыков коммуникативной и управленческой  деятельности в процессе коллективной работы.

     4.Развитие самостоятельности, ответственности, мобильности в принятии решений.

Основные нормативно-правовые документы, на которые опирается программа:

  • «Конвенция ООН о правах ребенка»;
  • «Закон РФ «Об образовании»;
  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка»;
  • Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в РФ;
  • Типовое положение «Об учреждении дополнительного образования детей»;

Особенности программы.

Программа  даёт многостороннее освещение профессиональной деятельности человека. Она составлена таким образом, что учащиеся могут изучить проблему многосторонне: часть учебного материала учащиеся получают в форме теоретических знаний, другая часть материала направлена на практические работы в форме дискуссий, диагностических процедур, сочинений, развивающих процедур, деловых игр. Существенное уплотнение информационной насыщенности учебного материала достигается путём самостоятельного изучения: составление карты интересов, анализ личного профессионального плана, анализ газет, объявлений, справочников, получение информации из компьютерных сетей, составление собственного резюме. Для развития мотивации к изучению курса в содержании делается акцент на самоопределение.

Программа  является значимым элементом внеклассной работы в рамках профориентационной подготовки учащихся.

Место предмета в базисном учебном плане.

Программа  «Ваш выбор» рассчитан на 36 часов .

 Принципы и подходы, лежащие в основе программы.
Программа реализует личностный подход в обучении и воспитании учащихся, интеграцию научных знаний и образовательных технологий.
Кроме того ей присущи практическая направленность и творческий подход, а также принципы доступности и гуманизации.

Планируемые результаты освоения курса.

Учащиеся:

  1. Получат систематические знания о профессиях, о содержании трудовой деятельности, учебных заведениях, о важности каждой профессии для общества, узнают о собственных психологических особенностях, профессиональных интересах и склонностях, правилах выбора профессии и об ошибках, допускаемых при выборе профессии.
  2. Овладеют навыками поиска и анализа нужной информации, тестирования, самопрезентации.
  3. Смогут самостоятельно грамотно спланировать свой профессионально - жизненный путь, опираясь на полученные знания.

Учащиеся должны знать
- значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана;
- правила выбора профессии;
- определение профессии и профессиональной деятельности;
- понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;
- понятие темперамента, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных способностей, стилей общения;
- значение творческого потенциала человека, для его карьеры;
- требования современного общества к профессиональной деятельности человека;

- понятие рынка профессионального труда и образовательных услуг;
- возможности получения образования по избранному профилю;
- перспективы, психологические основы принятия решения в целом и выбора профиля обучения в частности.

Учащиеся должны уметь:

- находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля и пути продолжения образования;

- объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью;

- ставить цели и планировать действия для их достижения;

- использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;

- анализировать профессиограммы, информацию о профессиях (по общим признакам профессиональной деятельности), а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;

- пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

Формы контроля.

  1. Диагностика знаний, умений, навыков учащихся в результате текущего, промежуточного и итогового контроля;
  2.  презентации проектов учащихся;
  3. деловые игры;
  4. анкетирование.
    Методы выявления результатов:
    1. Результаты участия школьников в исследовательских проектах, играх, праздниках.

2.Написание сочинений «Если бы я был мэром», «Моя будущая профессия», и др.;

3.Контрольные срезы уровня усвоения профориентационной информации.

Тематическое планирование внеклассных занятий "Мир профессий"

Дата

Часы

Тема

Формы проведения

 

1

Что такое профессия

Беседа

Игра

 

1

Профессия моих родителей

Беседа
Творческая работа

 

 1

Все работы хороши

 

Викторина

 

 1

Путешествие в библиотеку

Экскурсия

 

 1

Встреча с медицинской сестрой

 Беседа

Встреча

 

 2

Кем я хочу стать

 Выставка рисунков

Беседа

Сочинения

1

Строительный поединок

Игра

Творческая работа

1

Путешествие на почту

Экскурсия

1

Угадай профессию

Викторина

2

Турнир профессионалов

Конкурс

1

Я - садовник

Игра

Творческая работа

1

Встреча с поварами

Беседа

Встреча

1

Любимое дело- мое счастливое бедующее

Беседа

1

Праздник в городе Мастеров

КВН

1

Путешествие на пожарную станцию

Экскурсия

1

Кому что нужно

Беседа

Игра

2

Магазин

Игра

Творческая работа

1

Встреча с милиционером

Беседа

Встреча

2

Мастерская удивительных профессий

Игра

Беседа

1

Больница

Игра

Творческая работа

1

Путешествие в парикмахерскую

Экскурсия

1

Встреча с психологом

Беседа

Встреча

3

Где работать мне тогда?

Беседа

2

Современные профессии

Беседа

1

Я- копирайтер

Игра

Творческая работа

1

Я-дизайнер

Игра

Творческая работа

1

Турнир профессионалов

Игра

Викторина

2

Город мастеров

Творческая работа

Выставка



Предварительный просмотр:

Календарно — тематическое планирование по внеклассной работе по профориентации 2018-2019 год

 № п/п

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

Дата

1

Что такое профессия

Различать профессии, определять по предметам, что это за профессия, работать в паре, формулировать выводы, отвечать на вопросы, оценивать свои достижения

2

Профессии моих родителей

Понимать учебную задачу урока., работать в паре, формулировать выводы из изученного материала

3

Все работы хороши

Понимать учебные задачи Определять цель проекта, оценивать результаты работы; работать в группе, вспомнить какие профессии чем занимаются.

4

Путешествие в библиотеку

Понимать учебные задачи; определять место человека в мире; познакомится с профессией библиотекарь.

5

Встреча с медицинской сестрой

Понимать учебные задачи и выполнять их; понимать целостность окружающего мира Анализировать текст учебника;; устанавливать экологические связи в природе и их разнообразие, моделировать связи организмов с окружающей средой, оценивать модели

6

Кем я хочу стать

Понимать учебные задачи; определять место человека в мире; нарисовать рисунок. кем хочет быть ребенок, побеседовать про эти профессии, написать сочинение, почему именно этой профессией дети хотят обладать.

7

Строительный поединок

Понимать учебные задачи; определять место человека в мире; поговорить про строителей, их работу, работать в группах, построить свои дома из картона.

8

Путешествие на почту

Понимать учебные задачи; определять место человека в мире; посмотреть на работу почтовых работников, послушать, что они расскажут о своей работе.

9

Угадай профессию

Понимать учебные задачи; определять место человека в мире; поучаствовать в игре по профессиям, знать, что делают уже изученные профессии

10

Турнир профессионалов

Понимать учебные задачи; определять место человека в мире; уметь работать в группе, выбрать группой профессию и презентовать, что делают люди этой профессии и нарисовать рисунки.

11

Я - садовник

Понимать учебные задачи; определять место человека в мире; побеседовать о профессии садовник, попробовать посадить растение, облагородить кусты из бумаги.

12

Встреча с поваром

Понимать учебные задачи; определять место человека в мире; узнать о профессии повара, чем занимается, прослушать лекцию повара.

13

Любимое дело - мое счастливое бедующее

Понимать учебные задачи; определять место человека в мире; рассказать о своем любимом деле и попытаться сопоставить его с профессиями.

14

Праздник в городе Мастеров

Понимать учебные задачи; определять место человека в мире; побывать на ярмарке мастеров различных исскуств.

15

Путешествие на пожарную станцию

Понимать учебные задачи; определять место человека в мире; узнать о профессии пожарного, побывать на экскурсии на пожарной станции.

16

Кому что нужно

Понимать учебные задачи; определять место человека в мире; повторить и пройти викторину, угадать изученные профессии по их атрибутике и описанию.

17

Магазин

Понимать учебные задачи; определять место человека в мире; повторить, что дети знают о магазине, о профессии продавца, попробовать себя на месте работников магазина.

18

Встреча с милиционером

Понимать учебные задачи; определять место человека в мире; познакомится с профессией милиционера, прослушать лекцию.

19

Мастерская удивительных профессий

Понимать учебные задачи; определять место человека в мире; познакомится с профессиями, которые мало кто знает как правильно называются.

20

Больница

Понимать учебные задачи; определять место человека в мире; вспомнить кто работает в больнице, проиграть эту ситуацию.

21

Путешествие в парикмахерскую

Понимать учебные задачи; определять место человека в мире; узнать о работе парикмахера, пройти экскурсию.

22

Встреча с психологом

Понимать учебные задачи; определять место человека в мире; познакомится с профессией психолога, прослушать лекцию.

23

Где работать  мне тогда?

Понимать учебные задачи; определять место человека в мире; повторить и пройти викторину, угадать изученные профессии по их атрибутике и описанию.

24

Современные профессии

Понимать учебные задачи; определять место человека в мире; узнать о новых профессиях, чем они занимаются, их атрибутику.

25

Я - копирайтер

Понимать учебные задачи; определять место человека в мире; повторить кто такой копирайтер, уметь работать в группах, попробовать написать рекламный текст к продукту.

26

Я - дизайнер

Понимать учебные задачи; определять место человека в мире; повторить к то такой дизайнер, попробовать нарисовать логотип своей группы.

27

Турнир профессионалов

Понимать учебные задачи; определять место человека в мире; повторить и пройти викторину, угадать изученные профессии по их атрибутике и описанию.

28

Город мастеров

Понимать учебные задачи; определять место человека в мире; на первом уроке подготовить материал для выставки, выбрать профессии, подобрать атрибутику, костюмы. на втором уроке устроить выставку профессий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Азбука профессий" внеклассное занятие по профориентации

Внеклассное мероприятие «Азбука профессий» может быть использовано учителями и воспитателями для ознакомления младших школьников с огромным миром профессий, а также развития познавательного интереса д...

Внеклассное занятие по профориентации "В мире профессий"

Данное мероприятие познакомит ребят с разнообразным миром профессий и покажет ценность и важность каждой выбранной профессии...

Конспект внеклассного занятия по профориентации в начальной школе «Профессия артист цирка»

С целью  расширения знаний о мире профессионального труда можно познакомить детей с профессией –артист цирка....

Внеклассное занятие по профориентации на тему «Ярмарка профессий» для 1-2 классов

Формирование у учеников представления о многообразии профессий....

Внеклассное занятие по профориентации в 3-А классе «Повар – мастер приготовления блюд»

1.     Раскрыть значимость профессии повара для других людей.2.     Познакомить с основными компонентами профессиональной деятельности повара.3....

Внеклассное занятие по профориентации во 2 классе на тему «Ярмарка профессий»

Цель: Формирование у обучающихся воспитанников  представления о многообразии профессий....