Роль ТРКМЧП в формировании и развитии у обучающихся регулятивных УУД
статья

Ламброва Ирина Петровна

Материал для  выступления на семинаре

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trkmchp._dlya_kategorii.odt30.04 КБ

Предварительный просмотр:

Роль ТРКМЧП в формировании и развитии у обучающихся регулятивных  УУД

Технология РКМЧП известна  в России уже 10 лет.  РКМЧП – это название программы «Развитие критического мышления через чтение и письмо», которая в 1997 г. при поддержке Международной ассоциации чтения стала внедряться в России и ещё в 11 странах Центральной и Восточной Европы и Азии. Программу изначально разработали педагоги из США Джинни Стил и  Курт Мередит.

Под критическим мышлением понимают проявление детской любознательности, выработку собственной точки зрения по определенному вопросу, способность отстоять ее логическими доводами, использование исследовательских методов. Данная технология позволяет формировать у обучающихся личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.

Технология является личностно-ориентированной и позволяет решать широкий спектр образовательных задач.

Цель данной технологии — развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.), а значит и развитие УУД.

Базовыми  аспектами технологии РКМЧП являются идея открытого общества и современное понимание культуры, предполагающее активность ее субъектов, актуальность взаимоотношений между ними и существование различных мировоззрений при отсутствии единой, жестко заданной нормы восприятия и поведения.

Это дает возможность соединить в образовательном процессе навыки различных видов интеллектуальной деятельности с навыками общения.

Технология РКМЧП решает следующие задачи:

  • Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.
  • Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление,  рефлексивность,  коммуникативность,  креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
  • Развитие аналитического, критического мышления.

Задачи, которые решает РКМЧП тесно пересекаются с задачами по формированию УУД. В результате данной работы будут формироваться такие УУД: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.

Рассмотрим более подробно личностные  и регулятивные УУД. К ним относятся:

  1. Знание моральных норм.
  2. Умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами.
  3. Умение выделить нравственный аспект поведения.
  4. Ориентирование в социальных ролях и межличностных отношениях.
  5. Установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
  6. Оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
  1. Целеполагание
  2. Планирование
  3. Прогнозирование
  4. Контроль в форме сличения с заданным эталоном
  5. Коррекция
  6. Оценка
  7. Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию

Личностные и регулятивные универсальные учебные действия отражают систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира. К личностным и регулятивным УУД относятся: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков; осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам; стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новыми знаниями, умениями и компетентностями на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. Другими словами, развитие умений у школьников возможно только в том случае, если учитель будет целенаправленно и системно использовать технологии развития мышления в учебной работе с детьми. Современные условия обучения ребенка требуют специально организованной учебной деятельности, порождающей развитие познавательного интереса, без которого развитие мышления и речи невозможно; к обучению работе с информацией, без которой не формируются универсальные учебные действия. Научиться работать с информацией – главная и одновременно сложная задача, стоящая перед современным школьником. Без специальных приемов, позволяющих работать с информацией, ученику чаще всего остается непонятным содержание учебного материала. Помощь в работе с информацией может оказать технология развития критического мышления.

В  основе данной технологии  лежит дидактическая закономерность, получившая в отечественной педагогике название дидактического цикла, а в указанной технологии – «вызов – осмысление – рефлексия».

Базовая модель технологии, состоит  из трех этапов (стадий): стадия вызова, смысловая стадия и стадия рефлексии.

Первая стадия — «вызова», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала. Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведётся индивидуально, в парах и группах.

Вторая стадия — «осмысление» — содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика в парах или индивидуально  с информацией (текст, фильм, материал учебника), причём работа направленная, осмысленная.

Третья стадия — стадия «рефлексии» — размышления. На этом этапе осуществляется творческая переработка, анализ,  интерпретация изученной информации.  Работа ведётся индивидуально, в парах и группах.

Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере:

  1. Выделять причинно-следственные связи;
  2. Рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
  3. Отвергать ненужную или неверную информацию;
  4. Понимать, как различные части информации связаны между собой;
  5. Выделять ошибки в рассуждениях;
  6. Делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;
  7. Избегать категоричности в утверждениях;
  8. Быть честным в своих рассуждениях;
  9. Определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;
  10. Выявлять предвзятые отношение, мнение и суждение;
  11. Уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;
  12. Подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи;
  13. Отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентировать внимание на первом.

Применение технологии развития критического мышления способствует формированию увлеченного и целеустремленного отношения к процессу получения знаний, навыков познавательной творческой деятельности, наблюдательности, воображения, умений логически мыслить, анализировать, сравнивать и обобщать, навыков публичных выступлений, иными словами способствует формированию как личностных, так и предметных универсальных учебных действий.

Использование приемов технологии критического мышления на уроках показывает положительные результаты в овладении учащимися работать с информацией, усвоением обобщать, делать выводы, умением составлять вопросы по изученной теме.

Литература

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли/ Под ред. А.Г.Асмолова. М., 2010г.
  2. Как проектировать УУД в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г. Асламов, Г.В. Бурменская.-М.: Просвещение, 2012. 151с.
  3. Педагогические технологии : учеб. пособие / авт.-сост. Т. П. Сальникова. М.: ТЦ Сфера, 2007. - 128 с.
  4. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками: пособие для учителя / Мельникова Е.Л. – М., 2002.
  5. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений/ С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская.-2-е изд.- М.: Просвещение, 2011.-223с.
  6. ФГОС/М-во образования и науки Рос.Федерации.-М.: Просвещение.2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль личных местоимений в речи. Развитие речи. Обучающее сочинение "О себе".

Презентация к уроку русского языка в 3 классе: "Роль личных местоимений в речи. Рр. Обучающее сочинение "О себе"...

Роль ТРКМЧП в формировании и развитии у обучающихся личностных УУД

Технология РКМЧП известна  в России уже 10 лет.  РКМЧП – это название программы «Развитие критического мышления через чтение и письмо», которая в 1997 г. при поддержке Межд...

Роль ТРКМЧП в формировании и развитии у обучающихся познавательных УУД

Проект исследования роли ТРКМЧП в формировании познаватнельных УУД у учащихся начальной школы...

Роль ТРКМЧП в формировании и развитии у обучающихся коммуникативных УУД

В условиях введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) актуализируется проблема формирования коммуникативной деятельности дете...

Статья «Роль ТРКМЧП в формировании и развитии у обучающихся личностных УУД».

Технология развития критического мышления через чтение и письмо – это целостная система, формирующая навыки работы с информацией в процессе чтения и письма....

Роль воспитателя ГПД в формировании и развитии личности обучающихся

Группа продленного дня – это не только среда, в которой оказываются младшие школьники после уроков, но и специально организованный образ жизни детей в данной среде: их деятельность, от...