Занятие по краеведению "Торопецкая ярмарка"
план-конспект

Камардина Оксана Владимировна

Занятие разработано в рамках программы внеурочной деятельности "Край, в котором я живу".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kamardina_o.v.docx247.26 КБ

Предварительный просмотр:

                                     МБОУ ДО ТР Дом детского творчества

                               Тема занятия: «Торопецкая ярмарка»

  Руководитель: Камардина Оксана Владимировна, педагог дополнительного образования

  Возраст участников: 10 лет.

  Проект программы внеурочной деятельности  «Край, в   котором я живу».  

  Раздел программы: «Торопецкие  праздники»  

  Первый год обучения.

  Дата и место проведения: 9 января 2013г.

                                                   

                                                    г. Торопец

                                                         2013г.

Цель: формирование общей культуры личности, путём изучения торопецких народных традиций  на примере торопецкой ярмарки.

 Задачи:  

- образовательные:

- знакомство с бытом торопчан;

- изучение традиций торопецкой ярмарки;

- развитие способностей обучающихся работы с текстовым материалом.

- развивающие:

- развитие творческих способностей у младших школьников;

- формирования первичных навыков актёрского и сценического искусства.

- воспитательные:

- формирование должного отношения к своему родному краю, его истории;

- развитие навыков работы в коллективе, при взаимоуважении друг друга.

                                               Методы работы.

  1. Метод эвристической беседы.
  2. Метод исследовательских заданий.
  3. Метод монологического изложения.
  4. Метод алгоритмических предписаний.

                                               Формы работы:

  1. Дидактическая игра (индивидуальная и групповая работа).
  2. Театрализованная постановка (групповая работа).

                 

                     

                     

                 

            Материально-техническое обеспечение занятия:

- зал для занятий;

     - аудио-аппаратура;

     - библиотечный фонд;

     - дидактические карточки («Мы должны знать!», фрагмент        «Исторического                                   документа, «Торопецкие товары», «Заморские товары»)                         

- материалы для оформления и творчества детей;

- канцелярские принадлежности (маркеры, скотч);

     - костюмы (сарафаны, пуховые платки, сапожки, рубашки для мальчиков); 

     - музыкальные композиции («Городская ярмарка», «Колядки», «Рождественские   гуляния»).

                       

                                Прогнозирование результатов занятия:

       В ходе занятия обучающиеся приобретут способности работы с текстовым материалом, познакомятся с театральным искусством, путём развития актёрского мастерства в ходе ролевых сцен. Также они смогут пополнить багаж знаний по истории родного края, его многовековых традиций.

  1. Вводная часть.

            1. Организационная часть (1 мин)

      Добрый день, мои маленькие актёры!

      Почему я вас так назвала?  

    (Мы готовим спектакль по теме «Рождество в  древнем Торопце».)

         2. Определение учебной задачи (5  мин)

    Актёр должен очень хорошо представлять то время, о котором рассказывает зрителю. Закройте глазки. Представьте, что происходило в нашем городе в период Рождества.  

    (Звучат фрагменты аудиозаписи: «Городская ярмарка», «Колядки», «Рождественские гуляния».)

     Запишите в карточку, что нам необходимо  знать по теме «Рождество в древнем Торопце»?

     (см. Приложение 1.)    

    (Дети могут записать: имена торопчан, колядки, рождественские забавы, городская ярмарка, походы в гости, рождественские подарки.)

   Подчеркните красным фломастером информацию, которая вам известна.

   (Опираясь на знания предыдущих занятий, дети подчёркивают – имена торопчан, колядки, рождественские забавы, походы в гости.)

   Подумайте, какое новое  «открытие» для себя вы можете сделать и определите тему занятия.

  (Ответы детей: «Торопецкая ярмарка. Рождественские подарки».)

   Определите  цель нашего занятия.

   (Ответы детей: «Узнать информацию по теме  «Торопецкая ярмарка».)

  Что нам необходимо приготовить для спектакля?

 (Найти информацию о Торопецкой ярмарке, товарах; сделать эскиз декораций, подобрать одежду актёрам.)

  1. Основное содержание:  
  1. Актуализация знаний (9 мин)

  Откуда можно узнать  информацию о глубокой древности?

  (Ответы детей: «Летопись, грамота».)

  Летопись – это исторический источник, с которым работают исследователи, краеведы, учёные. Сейчас и у вас есть уникальная возможность добыть информацию о Торопецкой ярмарке из первоисточника.

   Выйдите по одному представителю из команды и возьмите один из документов. Озвучьте задание для своей команды.

    (Дети выбирают документ. Озвучивают задание из карточки. См. Приложение 3. Возвращаются в команду и выполняют задание.)

 (Дети подчёркивают информацию строго по выданному заданию. Первая группа подчёркивает информацию о том, как выглядел павильон; вторая группа – о товарах Торопецких купцов; третья – одежда торопчан.)

  1. Первичное закрепление знаний (10 мин)

   Эй, хлопцы, девчата! Пора нам к ярмарке готовиться!

   Первая группа будет мастерить витрину, вторая группа – товары для продажи готовить, третья группа  - костюмы для артистов подбирать.

  (Звучит музыка «Городская ярмарка». Используя выданный «документ», дети выполняют задание. Первая группа по контурам обводят витрину, фломастером прорисовывают брёвна, накладывают на скотч красную крышу. Прикрепляют к стене.

   Втора группа готовит для продажи товары, и раскладывают возле карточек: «Торопецкие товары», «Заморские товары».

   Насыпают «соль» в чугуны или горшки; раскладывают  меха, рыбу, мясо, рубашки, «ковры».

   Третья группа подбирает одежду для купцов и простого народа.)

  1. Первичная проверка понимания(10 мин)

   

   Вот уже и витрина готова! Где же наши мастера удалые!

                     (Первая группа подходит к витрине.)

   

    А точно ли она в торопецких традициях выстроена? 

 

   (Дети рассказывают: «Торопецкие купцы строили стены из брёвен, крыши лавок были красного цвета, для товаров делались « витрины»).                        

     

    Товары на прилавке разложены: и Торопецкие, и заморские! Где же наши «купцы»?

   (К витрине выходят «купцы».)

    Поведайте нам «купцы» дорогие. Какие товары из-за моря привезли, а какие Торопецкие сгодились?

   («Купцы» рассказывают, что запомнили. Примерный ответ: «Кафтаны заморские, рубашки вышитые из Владимира, соль и сахар в чугунах продавали т.к. это была их мера веса не более 16 кг. Торопецкие товары: меха дорогие, рыба, мясо, шубы.

   Дети после выступления остаются за прилавками.)

    Эх, пора нам костюмы примерять, да ярмарку начинать!

    (Выходит третья группа.)

  Что для купцов у вас, люди добрые, приготовлено? Да и для нас – покупателей!

    (Третья группа примеряет костюмы актёрам с пояснением различий в одежде того времени. Примерный ответ: «Шубы – это самые дорогие и красивые наряды, которые были только у купцов и помещиков, тулупы – самая дешёвая одежда была у крестьян).

  1. Первичное закрепление (5мин)

    Все актёры готовы? Начнём репетировать первое действие нашего спектакля «Торопецкая ярмарка».

 (Включается музыка «Городская ярмарка». Руководитель читает текст. Дети имитируют движения. См. Приложение 4.)

    III Заключительная часть.

  1. Рефлексия(4 мин)

   Актёры получают в награду за свой труд -  аплодисменты.

   Если выступление очень понравилось зрителю, артисты получают бурные, восторженные аплодисменты. Похлопайте в ладоши как можно громче, от всей души!

 (Дети демонстрируют восторженные аплодисменты.)

 Бывают аплодисменты сдержанные, деликатные.

   (Похлопайте в ладоши, сдерживая свои эмоции.)

 Они говорят о том, что артисту ещё стоит поработать над выступлением.

 А бывают аплодисменты ленивые, говорящие о том, что зрителя совсем не захватила работа актёра. Как они звучат в такой ситуации?

  (Дети демонстрируют ленивые аплодисменты.)

 Оцените сейчас свою работу с помощью аплодисментов?

  (Дети дарят себе за работу на занятии – аплодисменты.)  

 Что вам понравилось в своей работе?

  Над чем предстоит ещё поработать на следующем занятии?

  1. Итог (1 мин)

   На следующем занятии вас ждут «новые» открытия, впечатления и интересные творческие задания. До новых встреч, мои юные актёры!

                               

 

Список использованных нормативно-правовых и вспомогательных источников.

   1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки  Р. Ф. – М.: Просвещение, 2010.

   2. Внеурочная деятельность школьника. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – Москва. Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).

 3. Семевский М.И. Торопец – уездный город Псковской губернии., Тверь. 1999

                     

                                                                                     

                                                                                     

                                                                                     

                                                                                             

                                                                                                       

                                                                                                           Приложение 1.

                        Тема: «Рождество в древнем Торопце»

                                          Мы должны ЗНАТЬ:

                                                                                                                               

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

                                                                                     

                                                                                                  Приложение 2.

                                          «Исторический документ»

   Морозный и ясный день выдался в Рождество Христово года перьвого правленья всемилостьливого нашего царя-батюшки, государя Алексея Михайловича! Съ самого утра под красными крышами лавокъ купцов торопецкихъ, торговля идёт. Охъ, и богаты ныне купцы торопецкие – лавки у нихъ – брёвнышко к брёвнышку, товаромъ завалены: кушанья заморские, ковры персидские в Европе купленные, рубашки ярославские. Соль и пряности по горшкам- чугунам рассыпаны. С солью дефицит – не более пуда. Подарки всякие купить можно. Да и торопецкихъ товаров много: меха дорогие, белорыбица, мясо телячье. Холодно, а всё равно армяки крестьянские, кафтаны мещанские, шубы господские всю Сенную площадь заполонили.                                                      

 

                                                                                                          Приложение 3.

                                     Дидактические карточки

---------------------------------------------------------------------------------------------------

                                                      1.

       Найдите и подчеркните информацию о торговых рядах.

----------------------------------------------------------------------------------------------------

                                                      2.

               Найдите и подчеркните информацию о товарах.

----------------------------------------------------------------------------------------------------

                                                      3.

     Найдите и подчеркните информацию о Торопецких костюмах.  

----------------------------------------------------------------------------------------------------          

                                                                                     

                                                                                                            Приложение 4.

     «Торопецкие товары»

       «Заморские товары»

               

                                                                                                           

                                                                                                            Приложение 5.

                                               

                                                   Действие 1.

                                         «Торопецкая  ярмарка»                                      

     (На импровизированной сцене торговые ряды: «деревянные витрины из досок», нарисованные на ватмане. Разложены товары: мясо, хлеб, соль, рыба, меха, соль в чугунках или горшках, сахар.)

 1-й торговец:    Поспеши народ сюда,

                            Здесь всё лучшее всегда!

           (Показываем жестами, как зазывали народ.)  

 2-й торговец:    Мясо, рыбу продаю

                            Долго здесь я не стою!

         («Торговец» показывает картинки товаров. К нему подходят покупатели и рассматривают товар.)

 3-й торговец:    Пришли товары из-за моря,

                            Торопец  наш не знает горя!

        (Следующий «торговец» показывает привозной товар.)

 4-й торговец:    Пора подарки покупать,

                            В Торопце благо есть, что брать!

        («Торговец» указывает  на свой товар. Покупатели проходят мимо «торговых рядов», ведут торги.)                                  

 

   

                                                                                                           

                                                                                                            Приложение 6.

     

  

                                         

                                         

                               

                                 Самоанализ внеурочного занятия

                                     по теме «Торопецкая ярмарка»

   

   Народные традиции – это не просто часть истории народа или определённой этнической группы, а также бесценное наследие, которое передаётся от поколения к поколению и приумножается потомками. Что касается торопецких традиций, то они уникальны и порой характерны только для местного населения, отличающегося своеобразием во всех сферах общественной жизни.  

    Данное внеклассное занятие относится к серии занятий по духовно-нравственному воспитанию в начальной школе и входит в проект программы по внеурочной деятельности «Край, в котором мы живём». Отдельные разделы программы реализуются в дни каникул, что помогает обеспечить занятость детей в свободное время, учитывая их индивидуальные особенности и интересы.

   Данная тема играет ключевую роль в программе, т.к. культурная составляющая является основополагающим аспектом этого направления. Практически, всё занятие построено на применении инновационных методов обучения младших школьников.

    В творческой группе занималось 12 человек (3-4 классы).  Большинство обучающихся имели навык самостоятельной работы: умели ставить перед собой учебную задачу, «добывать» новые знания, творчески подходить к решению поставленных задач,  но впервые пробовали себя в театрализованном представлении.

   Данное занятие предполагало раскрытие творческого потенциала обучающихся, включение их в познавательную и театральную деятельность.

   Занятие относится к типу «открытие» нового знания.

   Цель  занятия: формирование общей культуры личности, путём изучения торопецких народных традиций  на примере торопецкой ярмарки.

   Цель реализуется посредством следующих задач:

  1. Образовательные:

       - знакомство с бытом торопчан;

       - изучение традиций торопецкой ярмарки;

       - развитие способностей обучающихся работы с текстовым материалом.

  1. Развивающие:

       - развитие творческих способностей у младших школьников;

    - формирование первичных навыков актёрского и сценического   искусства.

  1. Воспитательные:

- формирование должного отношения к своему родному краю, его истории;

- развитие навыков работы в коллективе, при взаимоуважении друг друга.

   Цели и задачи занятия были достигнуты: обучающиеся смогли озвучить и обыграть особенности быта торопчан, торопецкой ярмарки; на протяжении всего занятия царила доброжелательная атмосфера.  

   Выбранные формы работы (дидактическая игра, театрализованная постановка) позволили провести занятие на высоком эмоциональном подъёме, с высоким темпом работы. На занятии использовалась индивидуальная и групповая работа, которая позволила формировать у обучающихся следующие универсальные учебные действия:

познавательные УУД – дети самостоятельно формулировали познавательные цели, искали информацию, проводили ее анализ, осознанно строили речевые высказывания в устной форме, обобщали.

 личностные УУД – использовали фантазию, воображение при выполнении учебных действий, оценивали усвоение содержания материала.

 коммуникативные УУД – сотрудничали в поиске и сборе информации, оценивали действия партнера, учились учитывать позицию собеседника.

     

    На занятии были использованы следующие методы обучения:

 1. Метод эвристической беседы.

 2. Метод исследовательских заданий.

 3. Метод монологического изложения.

 4. Метод алгоритмических предписаний.

    Выбранные методы полностью соответствовали задачам занятия, характеру и содержанию учебного материала, уровню знаний, умений и навыков обучающихся.

   Занятие начиналось с самоопределения учебной деятельности.  На данном этапе удалось заинтересовать детей, создать благоприятную обстановку для дальнейшего сотрудничества.

   На следующем этапе занятия дети определили тему, поставили перед собой учебную цель и задачи. С этой работой, обучающиеся справились достаточно быстро, т.к. использовали свой личный опыт, полученный на уроках  развивающего обучения.

   Работа с «историческим документом» позволила детям не только «добыть» новые знания, но и немного повеселиться, т.к. многие старинные обороты речи не всегда легко читаемы и понимаемы.

   Важно не только учить детей находить новые сведения, но и  доказывать свою точку зрения, т.к. это даёт возможность ребёнку сравнивать и анализировать полученный материал. На этапе  «Первичная  проверка понимания» дети смогли объяснить цвет крыши в торговых рядах торопчан, а также правильно определить торопецкий товар и  привозной и т.д.

   Результат нашего сотрудничества на занятии  - подготовка первого действия спектакля. Учащиеся с удовольствием подбирали костюмы, делали эскизы декораций, репетировали на импровизированной сцене. Костюмы готовились совместно с родителями.

   Между всеми этапами чётко прослеживалась логическая часть и завершённость каждого этапа. Структура занятия соответствовала логике проведения заявленного типа урока, соответствовала психологическим и физиологическим особенностям обучающихся данного возраста.

  Отобранное содержание, оборудование способствовали достижению образовательной цели, стимулировали познавательные интересы обучающихся.

   Дети на занятии были активны, внимательны. Царила доброжелательная атмосфера на протяжении всего занятия. В конце занятия каждый ребёнок смог оценить  действительно «свой успех».

   В перспективе планируется разработать программу внеурочной деятельности «Край, в котором я живу» на 3 года обучения, а данную методическую разработку опубликовать в периодической печати.

   Наше выступление на Межрегиональном Торопецком фестивале использовать на занятиях как методическое пособие.

   Данный конспект в дальнейшем может использоваться учителями начальной школы, адаптированный с учётом индивидуальных особенностей обучающихся.

   

 

   

 

   

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие по окружающему миру "Птичья ярмарка"

Вид занятия:  ирга – путешествие  Цель: Систематизировать знания детей о зимующих птицах.  Задачи: - знакомство детей с видовым составом зимующих и  оседлых  птиц...

Разработка занятия внеурочной деятельности "Русская ярмарка"

Тип занятия: Систематизация ранее полученных знаний о народных традициях русской  ярмарки.Форма занятия: занятие – ярмарка (обмен знаниями о ярмарочной культуре)Цель занятия: Развитие положительн...

Внеклассное занятие по кубановедению "Кубанская ярмарка" 4 класс

Представлен сценарий внеклассного занятия по кубановедению "Кубанская ярмарка" для учащихся 4 класса....

Коррекционное занятие «На ярмарке»

Коррекционное занятие «На ярмарке»...

Внеклассное занятие по профориентации на тему «Ярмарка профессий» для 1-2 классов

Формирование у учеников представления о многообразии профессий....