Почему человек чувствует боль?
проект (3 класс)

Мягкова Екатерина Николаевна

Очень часто ученикам начальных классов необходимо рассказать очень трудную тему.

Мы упростили тему "Нервная система человека"

И открыли для детей эту тему в простом изложении. В исследовательской работе участвовал мой сын. Мы долгое время подбирали и упрощали трудную информацию.

 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Исследовательская работа769.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Гимназия №16 Тракторозаводского района Волгограда»

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Почему человек чувствует боль?

Работу выполнил: Мягков Степан

учащийся 3 б класса

Волгоград 2017

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………… 3

Глава I

1.1 История изучения нервной системы……………………………...4

1.2 Строение нервной системы………………………………………..5

1.3 Функции нервной системы………………………………………...6

1.4 Кто отвечает за боль в нашем организме?………………………..7

1.5 Профилактика заболеваний нервной системы……………………8

Глава II

2.1 Практическая часть (эксперимент)…………………………………9

2.2 Заключение …………………………………………………………10

Список литературы……………………………………………………..11

Приложение ………………………………………………………….12-13

2

Введение

В современном мире любой школьник должен знать строение и функции своего организма. Вот и я решил разобраться в одном из интереснейших  явлений нашего организма. БОЛЬ

Цель исследования: узнать, почему человек чувствует боль?

Задачи:

Узнать какая система отвечает за боль;

Узнать функции и строение нервной системы;

Провести практическую работу (эксперимент), для того чтобы выяснить  как работают нервные окончания

Разработать рекомендации по профилактике заболеваний нервной системы

Объектом исследования является человек

Предмет исследования: нервная система

Гипотеза исследования: предположим, что в каждом человеке есть сотни клеток, из-за которых человек чувствует боль.

Методы и средства исследования

  1. Сбор информации из книг, мультфильмов, работа с Интернет-ресурсами.
  2. Подготовка фото-отчёта для исследовательской работы.
  3. Эксперимент.

План исследования

Узнать историю изучения нервной системы

Выяснить строение и функции  нервной системы

Провести практическую работу (эксперимент)

Составить рекомендации по профилактике  заболеваний нервной системы

Проанализировать полученный материал.

3

Глава I

1.1 История изучения нервной системы

Исследования человека в древние времена затруднялись отсутствием оборудования  и современных технологий.

Многие годы церковь запрещала проводить опыты над людьми. Это тормозило развитие медицины и изучение организма человека.  

Начало научного изучения функций нервной системы связано с именем известного римского врача Галена (Приложение 1. рис. 1), жившего во

 II в. н. э. Если видимые простым глазом части нервной системы были описаны еще в древности, то подробное описание относится лишь ко второй половине XIX в., когда был достаточно усовершенствован микроскоп и когда были открыты специальные методы изучения нервных клеток. Были разработаны специальные методы, которые позволили составить общее представление о нервной системы. Благодаря исследованиям учёными  было установлено, что вся нервная система состоит из самостоятельных единиц — нейронов — нервных клеток с их отростками. Следовательно, десятки миллиардов клеток, создающих нервную систему, представляют собой отдельные нейроны.

Много лет изучали нервную систему и её функции.

Профессор  И.М. Сеченов (Приложение 1 рис. 2)  посветил большую часть научных работ  центральной  нервной  системе. Его труды ценятся и в современной медицине.

 Великий учёный И. П. Павлов, (Приложение 1 рис. 3) проводил эксперименты и  доказал, что кора головного мозга, основа высшей нервной деятельности животных. Кора головного мозга называется так потому, что она покрывает мозг со всех сторон, как кора дерева покрывает его ствол.

4

1.2 Строение нервной системы

Нервная система человека состоит из двух разделов: центрального и периферического. Центральный отдел включает головной мозг (Приложение 1 рис.4)  и спинной мозг. (Приложение 1. Рис.5) Вся остальная часть нервной системы относится к периферической части нервной системы. (Приложение 1 рис.6)

В основу нервной системы составляют нервные клетки - НЕЙРОНЫ.  Они состоят из тела и отростков (одного обычно неветвящегося отростка, аксона, и нескольких ветвящихся – дендритов). (Приложение 1 рис. 7)  По оценкам, в нервной системе человека более 100 млрд. нейронов.

Аксон – длинный мало ветвящийся отросток, по которому импульсы направляются от тела клетки. Каждая клетка имеет лишь один аксон.

Дендрит – короткий, сильно ветвящийся отросток, по ним нервные импульсы поступают к телу нервной клетки, у нейрона может быть несколько дендритов.

5

1.3 Функции нервной системы

Нервная система похожа на телефонную сеть соединяющая все части тела с компьютером (головным мозгом)

Со всеми органами и тканями организма центральная нервная система связана через нервы, выходящие из головного мозга и спинного мозга. Они несут в себе информацию, поступающую в мозг из внешней среды, и проводят ее в обратном направлении к отдельным частям и органам тела. Практически все отделы центральной и периферической нервной системы участвуют в переработке информации, поступающей через внешние и внутренние рецепторы, расположенные на периферии тела и в самих органах.

Центральная нервная система управляет деятельностью всех органов, тканей, передает информацию организму об изменении условий – внешних и внутренних, анализирует характер и силу раздражения и осуществляет ответные реакции.

Рецепторы, которые находятся на поверхности нашего тела и  имеют связь с центральной нервной системой. Они отправляют информацию в головной мозг для дальнейшей обработки и действий.

6

1.4  Кто отвечает за боль в нашем организме?

В теле человека присутствуют Тактильные рецепторы, как и все  рецепторы они связаны с центральной нервной системой. Их называют - рецепторами прикосновения.

Тактильные рецепторы, находящиеся на поверхности кожи и не только.  Они возбуждаются при прикосновении к ним или давлении на них.

 Рецепторы прикосновения (тактильные) бывают двух видов: одни из них очень чувствительны и возбуждаются при малейшем  вдавливании кожи на руке, другие — лишь при значительном давлении. Рецепторы отправляют всю информацию в головной мозг.

 В среднем на 1 см2 приходится около 25 тактильных рецепторов. Они разбросаны по телу очень неравномерно: например, в коже, покрывающей голень, на 1 см2 находится около 10 рецепторов, а на такой же площади кожи большого пальца— около 120 таких рецепторов. Кроме того, к прикосновениям чувствительны волоски, покрывающие 95% нашего тела. У основания каждого волоска находится тактильный рецептор.

Кроме рецепторов прикосновения, в коже расположены рецепторы, чувствительные к холоду и теплу. Холодовых рецепторов на теле человека около 250тыс., тепловых гораздо меньше — около 30 тыс. Эти рецепторы способны различать только тот сигнал, на который настроены, т. е. или тепло, или холод. Как и другие ощущения, осязание формируется у человека не сразу. Приложение 1 рис. 8

7

1.5 Профилактика заболеваний нервной системы

К психическим расстройствам часто относятся недостаточно серьезно, но статистика неумолима: более 450 миллионов человек в мире страдают различными психическими заболеваниями.

Дети склонны к различным страхам, они эмоционально неустойчивы и раздражительны.

Свести к минимуму вероятность проявления неврологических болезней позволят:

Свежий воздух

ЦНС будет вам признательна за долгие прогулки на свежем воздухе. Ведь мозг,  занимая всего 2% веса тела, поглощает 18% получаемого организмом кислорода - гораздо больше, чем остальные органы и ткани.

Нервная система любит простую пищу: хлеб грубого помола, крупы, особенно гречневую и овсяную, бобовые, рыбу, сушеные белые грибочки, мясо и субпродукты (печень, сердце, почки). Они богаты витаминами группы В и никотиновой кислотой, которые особенно необходимы для исправной работы нейронов.

Сон

Спокойный, глубокий, безмятежный сон - вот что вам нужно, чтобы восстановить расшатавшуюся нервную систему. Спите столько, сколько необходимо вашему организму. 8 часов - это средняя цифра. Одному человеку достаточно 6 часов, а другому требуется не меньше 9, чтобы восстановиться.

Ничто так не укрепляет нервную систему, как купания, особенно морские, обтирания - словом, любые водные процедуры.

Смена деятельности

Мудро поступает тот, кто, как сказано у Маяковского, то "попашет", то "попишет стихи": переключение с умственного труда на физический для нервной системы идеально.

Движение

Физкультура, движение ей во благо, так как равномерно развивают мышцы, укрепляют связки, костную систему. Физически тренированный человек меньше подвержен травмам, которые столь опасны для ЦНС.

Радость

Хотите иметь здоровые крепкие нервы? Занимайтесь тем, что доставляет вам радость, будь то выпиливание лобзиком, встреча с другом или вышивание.

 И радуйте других.

8

Глава II

2.1 Практическая часть (эксперимент)

Я выбрал эту тему совершенно случайно, но она оказалась очень интересной.

Я узнал много нового о своём организме и  мы решили проделать маленький эксперимент.

Практическая работа

Цель: Выяснить, как быстро рецепторы нашей кожи  распознают разную температуру.

Оборудование: два блюдца, горячая вода, лёд.

Ход эксперимента: Для эксперимента  мы заморозили  и подогрели  воду.  

В разных состояниях воду  мы поместили в два блюдца.

Блюдце с горячей водой я поставил на левую ладонь, а со льдом на правую.

Температуру блюдце я ощутил не сразу, а спустя несколько секунд. Мои рецепторы ощутили первым блюдце с кипятком (в правой руке), а затем блюдце со льдом.

Вывод: Первое, что я заметил, это чуть запоздалое ощущение температуры. Как и другие ощущения, осязание формируется у человека не сразу.

Также я отчётливо понимал, что  на левой  ладони стоит блюдце с горячей водой, а на правой со льдом.

          C:\Users\User\Desktop\мои фоо\DSCN8513.JPG

                                                         9              C:\Users\User\Desktop\мои фоо\DSCN8512.JPG

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Учёные говорят, что нервная система не изучена до конца, а наш организм имеет  возможности, о которых мы не догадываемся.

Из своей исследовательской работы я извлёк много полезного.

  • Я подробно изучил строение нервной системы.
  • Функции нервной системы
  • Узнал, что в  нашем организме много рецепторов, которые дружат с нервной системой.
  • Исследовал, какие клетки отвечают за чувство боли.
  • Выяснил, что необходимо вести здоровый образ жизни и хорошо спать.

 И в заключение хочу познакомить вас с весёлым стихотворением.

Нам про нервную систему
Можно сочинить поэму,
Будто сеточка какая,
Нервы всюду проникают.

Уши, пальчики и глазки
Так и ждут от них подсказки.
«Осторожно, кипяток!»
«Это — розы лепесток!»

«Там в деревьях у ручья
Льются трели соловья!»
Что мы видели, слыхали,
Нервы в мозг сигнал послали.

Боль от ссадины на коже
К нам придёт по нервам тоже!
                                                           (Н. Кнушевицкая)

10

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Н. И. Сонин Биология 8 класс  (М-Дрофа)
  2. Ю.К. Школьник  Человек. Полная энциклопедия (Москва 2007)
  3. http://zanimatika.narod.ru/ZOJ_anatom_stihi.htm
  4. https://ru.wikipedia.org/wiki...
  5. Винченцо Гуиди: Детский атлас анатомии  (Владис, 2013 )

11

Приложение 1.

Рисунок № 1. Римский  врач Гален 

Картинки по запросу римский врач Галем     

Рисунок № 2.  И.М. Сеченов

Картинки по запросу Сеченов

Рисунок № 3.   И. П. Павлов

Картинки по запросу фото Павлова И.П.

12

Рисунок № 4.  Головной мозг

Картинки по запросу головной мозг человека

Рисунок № 5.  Спинной мозг

Картинки по запросу спинной мозг человека

Рисунок № 6. Периферическая

 нервная система

Похожее изображение

Рисунок №7 Нейрон

Картинки по запросу нейрон

Рисунок № 8. Рецепторы

Картинки по запросу тактильные рецепторы

13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка классного часа "Почему человек становится лучше, когда трудится?"

Данную разработку можно использовать в качестве урока по предмету "Азбука нравственности" или классного часа....

Классный час в 3 классе по теме "Почему человеку необходимо разнообразное питание"

В классном часе рассмотрено значение правильного питания на нормальное функционирование организма человека. В разработке представлена  анкета на тему "Правильно ли вы питаетесь?", беседа с элемен...

Воспитать человека чувствующим и думающим

Национальные задачи -  общая система нравственных ориентиров. Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России!Источники нрав...

Методическая разработка. Проект "Моё здоровье и я забочусь о своём здоровье". Беседа : " День сна. Почему человеку надо спать?"

Методическая разработка.Проект "Моё здоровье и я забочусь о своём здоровье".Беседа : " День сна. Почему человеку надо спать?"...

Исследовательская работа "Почему человек устает?"

Тема исследовательской работы «Почему человек устает?» Такой вопрос  был задан на уроке окружающего мира....

Методическая разработка по учебному предмету «Мир природы и человека» для 1 класса школы VIII вида. Органы чувств человека.

Методическая разработка по учебному предмету «Мир природы и человека» для 1 класса школы VIII вида.  Органы чувств человека План:1. Глаза.2. Уши.3. Нос.4. Рот....