Конспект внеурочного занятия "Волшебный мир театра" (игра - занятие с элементами театрализации )1 класс
план-конспект занятия (1 класс)

Панова Валентина Александровна

Задачи данного занятия - в интересной, увлекательной форме познакомить детей с удивительным миром театра, профессиями людей: режиссером - постановщиком, дирижером, оркестром, осветителями сцены, костюмером. Объяснять учащимся сложность и необычность этих профессий.Провести практическую игру - занятие "Части зрительного зала". В конце занятия проводится играа с элементами театрализации, где главными героями являются сказочные персонажи сказки А. Толстого " Золотой ключик, или Приключения Буратино".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_-_zanyatie_volshebnyymir_teatra_1_klass.docx28.03 КБ

Предварительный просмотр:

Панова В. А. учитель начальных классов

ГБОУ СОШ № 169

Центрального района Санкт – Петербурга

Конспект внеурочного занятия                                                          

Тема: Конспект внеурочного занятия «Волшебный мир театра» 1 класс                                                                (игра – занятие с элементами театрализации).                                        

Цель: создать условия для знакомства учащихся с основными театральными профессиями.

Задачи:

  • Сформировать представление о театре как социокультурном учреждении.
  • Сформировать представление о Санкт – Петербурге как городе театров.
  • Расширить словарный запас учащихся (знакомство с терминами: партер, амфитеатр, бельэтаж, бенуар, ложи 1,2,3 яруса, галерка, сцена, оркестровая яма, софиты, актер, дирижер, музыканты, пюпитр, режиссер, осветитель сцены, костюмер).
  • Сформировать бережное отношение к театру как объекту культурного наследия, мотивировать учащихся на посещение театра.
  • Формировать познавательный интерес к изучению истории и культуры Санкт – Петербурга.
  • Формировать умение работать в  группах.
  • Развивать речь, мышление, воображение, память учащихся.
  • Развивать творческие способности учащихся (умение перевоплощаться в героев сказки, передавать мимикой, жестами, интонацией характер героев).

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Учить детей самостоятельно находить нужный объект из нескольких, аргументировать свой выбор.
  • Учить детей самостоятельно формулировать правила поведения в театре.
  • Учащиеся смогут выполнить практические работы  «Правила определения своего места в зрительном зале с опорой на схему зрительного зала», «Рисование декораций», «Составление театрального облика сказочного героя».

Метапредметные:

  • Регулятивные: - определять цель деятельности; - уметь принимать и сохранять учебную задачу; - планировать своё действие  в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; работать по плану, находить и исправлять ошибки, работая в группе; - осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату; - оценивать правильность выполнения заданий в группе.
  • Познавательные:  - осуществлять поиск необходимой информации с опорой на схему зрительного зала; - строить речевое высказывание в устной форме; - анализировать, сравнивать объекты; - устанавливать причинно – следственные связи; - представлять информацию в разных формах (Практические работы «Правила поведения в театре», «Правила определения своего места в зрительном зале», «Рисование декораций»,   «Составление театрального облика сказочного героя»).
  • Коммуникативные: - учиться излагать своё мнение, подтверждая его фактами; - учиться понимать мнения других людей; - учиться исправлять ошибки для успешного решения заданий в группе; - оказывать необходимую взаимопомощь при выполнении заданий.
  • Личностные: - формировать познавательный интерес к новому материалу; - осознавать себя жителем Санкт – Петербурга, России; - формировать чувство гордости за свой город, за свою страну.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор,  презентация по теме занятия, плакаты «Схема зрительного зала» (один большой и 2 малых для работы в группах),  листы ватмана для выполнения творческой работы,  конверты для проведения игры «Театральные пакеты».

Ход занятия

1 Организационный момент.

2 Актуализация знаний.

Ребята! Сегодня  городовики Марина и Петр  прислали нам письмо. Давайте прочитаем его. «Дорогие ребята! Мы с вами научились определять здание театра по внешним признакам, познакомились с правилами поведения в театре. А сегодня мы пришли в театр не одни, а с героями книги А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»: Карабасом Барабасом, Буратино, Мальвиной, Пьеро, лисой Алисой, котом Базилио. У каждого из них есть билеты в театр. Помогите, пожалуйста, нашим друзьям вспомнить правила поведения в театре и найти свое место в зрительном зале».

 Правила поведения в зрительном зале (формулируют учащиеся).

  • Приходить к началу спектакля за несколько минут.
  • Если человек опоздал, то он не должен беспокоить других зрителей и направляться к своему месту. Нужно подождать окончания акта и уже в антракте пройти к своему месту.
  • Идти вдоль ряда нужно, повернувшись лицом к другим зрителям. При этом следует извиниться перед ними за причиняемое беспокойство. Если кресла откидываются, то сидящие на местах должны встать и несколько отодвинуться назад.
  • Перед началом спектакля принято отключать мобильные телефоны.
  • Во время спектакля нельзя есть.
  • Во время спектакля нельзя разговаривать (даже шёпотом).

3 Знакомство со схемой зрительного зала (Слайд 1).

Работа в группах.

Зал – это помещение, где находятся зрители. На билетах указывается «адрес» места, а зрительный зал поделен на сектора, каждый из которых имеет свое название.

Места для зрителей, расположенные на ровной плоскости пола перед сценой, называются «партер». (Найди партер на схеме зала)

Амфитеатр – часть зала, ступенями поднимающаяся вверх. (Найдите амфитеатр на схеме зала).

По бокам в разделенных отсеках расположились ложи. (Найдите ложи на схеме зала).

Этажом выше находится бельэтаж. Ещё выше – балкон. (Найдите бельэтаж и балкон на схеме зала).  В театре может быть несколько ярусов балконов. Они так и называются: балкон 1, 2, 3 яруса. Самый верхний ярус, под потолком, называют театральной галёркой (от слова «галерея»).

Каждой группе нужно правильно разместить  героев сказки «Золотой ключик» в зрительном зале. Для этого необходимо найти их места  на схеме зрительного зала и обозначить кружком красного цвета.

(Проверка выполнения задания: учащиеся каждой группы встают, меняются местами с другой группой, обсуждают выполнение задания, при необходимости устраняют ошибки).

Деятельность учителя: при знакомстве со схемой зала прикрепляет к доске в раздел «Словарь» карточки с названием частей зала; при необходимости помогает выполнять задание, корректирует работу учащихся.

Итак, наши герои заняли свои места в зрительном зале.

4. Знакомство со сценой и её составными частями. (Слайд 2)

Ребята, до начала спектакля остается несколько минут. Давайте внимательно посмотрим вокруг. Что мы видим на сцене? (Занавес закрывает сцену). Что такое сцена? (площадка в театре, на которой происходит представление).

Между зрительным залом и сценой находится оркестровая яма – место, где располагается оркестр во время спектакля. (Слайд 3, 4)

 Догадайтесь, зачем нужна оркестровая яма? Кто в ней находится во время спектакля? Как музыканты играют в темноте? Кто управляет оркестром? (обсуждение ответов в группах, выступление с ответами представителя от каждой группы).

Информация для учителя.

Свет в оркестровой яме устроен так, что видны только ноты. К пюпитрам – нотным подставкам - прилажены лампочки с плотными металлическими абажурами. Свет направлен в ноты, а все остальное пространство – в полумраке. Место дирижера находится в центре. Существует театральная традиция – перед началом предпоследнего акта, когда дирижер занимает свое место за пультом, в зрительном зале раздаются аплодисменты. Они предназначаются дирижеру и оркестру. Театральные осветители наводят прожектор на оркестровую яму. Дирижер поворачивается к зрительному залу и жестом показывает на оркестр. Оркестранты поднимаются со своих мест. Дирижер кланяется зрителям.

5 Знакомство с главными театральными профессиями.

Создание спектакля – это коллективное творчество. Отгадайте загадки, определите театральные профессии.

- Он по сцене ходит, скачет,

То смеется он, то плачет!

Хоть кого изобразит, -

Мастерством всех поразит!

И сложился с давних пор

Вид профессии -  … (актер)

Материал для учителя.

Искусство актера – это искусство перевоплощения. Перевоплотиться – значит принять какой – нибудь другой вид, не только внешне, но и внутренне (жесты, голос, эмоции), т. е. стать как бы другим человеком, таким, как его персонаж.  

- Всеми он руководит,

Мыслит, бегает, кричит!

Он актеров вдохновляет,

Всем спектаклем управляет,

Как оркестром дирижер,

Но зовется -… (режиссер)

Режиссер – самая главная профессия в театре. (Слайд 5)

Он распределяет роли, проводит репетиции с актерами, объясняет им, как двигаться, когда сделать паузу. Режиссер организует все, что происходит на сцене.

Множество людей самых разных специальностей принимают участие в создании спектакля. Сейчас мы познакомимся с некоторыми из них.

- Чтобы сцену освещать

Правильно, отменно –

Осветительный прибор

Нужен непременно:

Чтоб прошло все на «Ура!»

Свет дают … (прожектора)

Для освещения сцены используются специальные осветительные приборы – софиты. Они предназначаются для освещения сцены сверху и спереди. (Слайд 6)

 С помощью софитов осветители могут изобразить на сцене рассвет или закат, звездное небо и многое другое.

Осветитель -  театральный техник, который освещает сцену, меняет освещение.

6 Творческая работа в группах.

Ребята, Марина и Петр приготовили вам интересное задание: превратиться в художников – оформителей сцены и нарисовать декорации, на которых изображено утро на берегу озера (1 группа), вечер на берегу моря (2 группа). Также необходимо изобразить свет на сцене.

Выполнение работ в группах. (Проверка выполнения задания: учащиеся каждой группы встают, меняются местами с другой группой, обсуждают выполнение задания, при необходимости устраняют ошибки).

7 Знакомство с работой пошивочного цеха.

Отгадайте загадку.

То царем, то шутом,                                                                                                                                                   Нищим или королем                                                                                                                            Стать поможет, например,                                                                                                            Театральный ….(костюмер)

Костюмер – работник театра, который отвечает за костюмы, их подготовку к спектаклю; портной, шьет театральные костюмы, одевает актеров. (Слайд 7)

Настоящий театральный портной должен хорошо знать историю костюма. Театральные портные превосходно шьют, кроят, вышивают, работают с бисером, стразами. Все театральные костюмы хранятся в костюмерном цехе театра. За ними ухаживает костюмер. Он приводит в порядок костюмы, чистит, если надо – чинит, реставрирует, даже помогает актеру надевать костюм.

8 Творческое задание с элементами театрализации.

Дорогие ребята! Наши герои сказки «Золотой ключик» хотят сами превратиться в артистов и выйти на сцену. Но для этого вы должны найти в «Театральном пакете» элементы костюмов для каждого героя, распределить роли в группах, и подготовить несколько предложений, из которых был виден характер каждого из них.

Выполнение работ в группах. (Проверка выполнения задания: учащиеся каждой группы встают, меняются местами с другой группой, обсуждают выполнение задания, при необходимости устраняют ошибки).

Карабас Барабас – длинная борода, плетка – семихвостка.

Буратино – длинный нос, на голову – колпак с кисточкой.

Пьеро – белая рубашка с длинными рукавами, слоеный воротник.

Мальвина – парик с голубыми волосами.

Лиса Алиса – маска лисы, рыжий хвост.

Кот Базилио – маска кота, черные очки.

9 Слайд – шоу «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

А теперь посмотрим, какие костюмы для этих героев придумали создатели фильма «Приключения Буратино» (киностудия «Беларусьфильм» 1975г.).

 Кто из вас смотрел этот фильм? Понравился ли вам этот фильм? Какой герой стал вам интересен? Почему?

10 Рефлексия

 Сегодня мы с вами совершили путешествие в мир сцены.

 Подумайте, помогли мы городовикам Марине и Петру узнать новое о волшебном мире театра?

Понравилось ли вам занятие? Что было особенно интересно?  

Захотелось ли тебе посетить театр в ближайшее время?

 В какой театр ты взял бы своего друга? Бабушку? Сестренку?

Захотелось ли тебе рассказать родителям о театральных профессиях?

Примечание.

В течение всего занятия учитель прикрепляет к доске в раздел «Словарь» карточки с терминами (схема театра, театральные профессии).

Использованная литература

1. Ю. Алянский «Азбука театра» 50 маленьких рассказов о театре.  Ленинград, «Детская литература», Ленинградское отделение, 1990

2. Г. Левашева «Скоро премьера!» Рассказы о музыкальном театре. Ленинград, «Детская литература», Ленинградское отделение 1991

3.«Какие бывают театры» Дидактический материал в картинках. Для занятий с детьми 5 -7 лет/ Авт.- сост. А. Г. Распопов.- М.; Школьная Пресса, 2011 – 36.с: цв. илл.+ вкл./ Серия «Познание окружающего мира».- («Дошкольное воспитание и обучение – приложение к журналу «Воспитание школьников»; Вып.225)

4. ped – kopilka.ru/blogs/kryuchkovoi-svetlany/teatralnye-zagadki.htm/

Учебно – методический кабинет. Главная. Блоги. Блог Крючковой Светланы «Театральные загадки для детей с ответами».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока «Подробное обучающее изложение текста-рассуждения с элементами повествования» 4 класс УМК "Гармония"

laquo;Подробное обучающее изложение текста-рассуждения с элементами повествования»...

Конспект индивидуального логопедического занятия с элементами театрализации «Путешествие в сказочный лес. Автоматизация звука Р» для детей с ОВЗ ЗПР

Цели:Коррекционные:Продолжать автоматизировать звук [Р] в слогах, словах, предложениях, совершенствовать навыки языкового анализа и синтеза, просодические компоненты речи, артикуляционную и тонкую мот...

Технологическая карта внеурочного занятия «Базовые элементы квиллинга» (3 класс)

Планируемые результаты:Предметные:- определять виды и свойства бумаги, правила работы;- обозначение линий и основных форм, принятых в технике квиллинг.Личностные:      - проявление позн...

Конспект внеурочной деятельности "Главные улицы Челябинска" (Курс "Моя малая Родина”) (2 класс)

Личностные: -уметь планировать работу на уроке;-устанавливать связь между учебной деятельности и ее мотивов.Предметные: углублять и расширять знания учащихся об улицах Челябинска.Познавательные:Цель: ...

Конспект урока по физической культуре " подвижные игры с элементами баскетбола." (2 класс)

Конспект урока по физической культуре " подвижные игры с элементами баскетбола." (2 класс)...

Конспект урока по физической культуре " Подвижные игры с элементами баскетбола" (2 класс)

Конспект урока по физической культуре " Подвижные игры с элементами баскетбола" (2 класс)...