Развиваем внимание
консультация

Любимова Лилия Анатольевна

Игры очень хорошо уживаются с "серьезным " учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес к учебному предмету. Игра должна рассматриваться как могущественный незаменимый рычаг умственного развития ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvivaem_vnimanie.doc899.5 КБ

Предварительный просмотр:


Пояснительная записка

Игры очень хорошо уживаются с "серьезным " учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес к учебному предмету. Игра должна рассматриваться как могущественный незаменимый рычаг умственного развития ребенка.

Игра - основной вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте, играя, он познает мир, людей, играя, ребенок развивается. В современной педагогике существует огромное количество развивающих игр, способных развить сенсорные, двигательные, интеллектуальные способности ребенка.




Сосчитай кружки

Попросите ребенка сосчитать и назвать количество кружков в каждом секторе, не прикасаясь к ним.

Запишите результат и сравните с правильным вариантом.

Отсутствие ошибок свидетельствует о хорошей концентрации внимания.

Галочки и крестики

Приготовьте несколько вариантов таблиц по образцу.

Предложите отметить все заштрихованные квадраты галочками, а белые — крестиками. Делать это нужно одновременно, начиная ставить галочки с верхнего левого угла, а крестики — с нижнего правого, чередуя их.

Пропущенные квадраты и неправильные знаки говорят о проблемах с переключением внимания.

Умные фигуры

Покажите ребенку образец.

Попросите проставить в фигурах знаки по образцу: в квадратах — точку, в кругах — черту, в ромбах — крест, в треугольниках ничего не ставить. На выполнение задания дайте 4 минуты.

Если ребенок не успел справиться, увеличьте время.

Подсчитайте ошибки, связанные с умением сосредоточить внимание (пропущенные фигуры, неверные знаки). Предложите другой вариант задания, например: замените фигуры или знаки, которые нужно в них проставить. Задания такого типа развивают способность к сосредоточению внимания.

Раз кружок, два кружок

Предложите подсчитать, сколько белых и черных кружков в таблице. Делать это нужно одновременно: 1 белый кружок, 1 черный кружок, 2 белых кружка, 3 белых кружка, 2 черных кружка и так далее.

Сосчитанные кружки закрывайте.

Задание можно усложнить, добавив к кружкам квадраты.

Эта игра развивает способность распределять внимание и кратковременную память.

Горячо - холодно

Спрячьте небольшой предмет (игрушку, конфету) в пределах комнаты. Ребенок должен отыскать спрятанный предмет, руководствуясь вашими подсказками: если он ищет в верном направлении, говорите «Горячо», если удаляется от места — «Холоднее, холодно». Эти слова можно заменить хлопками, жестами и т. п.

Игра развивает внимание, наблюдательность, умение ориентироваться в пространстве.

Съедобное - несъедобное

Подберите картинки с изображением различных предметов — среди них должны быть съедобные. Объясните ребенку, что вы будете показывать картинки по очереди, а он должен хлопать в ладоши, если на картинке то, что можно съесть.

Можно использовать вариант игры с мячом. Вы кидаете мяч и называете предмет. Если он съедобный, ребенок ловит мяч, если несъедобный — отбивает.

Первый вариант развивает зрительное внимание, а второй слуховое.

Найди игрушку

Вместе с ребенком спрячьте в комнате 3—4 игрушки. Попросите его выйти и поменяйте игрушки местами. Предложите найти, например, куклу, объяснив, что она поменялась местами с мишкой. Игру можно усложнить, увеличив количество спрятанных предметов.

В игре развивается внимание, зрительная память, пространственное мышление.

«Да» и «нет» не говорите

Игра начинается с объяснения правил. Сделайте это в виде \ маленькой сценки, чтобы заинтересовать ребенка.

«Вот вам бабушка прислала кошелек, в нем сто рублей. Что хотите, то купите. Черное и белое не берите, «да» и «нет» не говорите». После этого, подобно продавцу, начинайте спрашивать, что бы купил играющий, предлагайте ему, подсказывайте, стараясь отвлечь его внимание и добиться произнесения запретного слова. Например, так: «Что купите?» — «Пальто». — «Какое, черное?» — «Нет, синее». — «Попался, сказал «нет»! Главное, чтобы вопросы и ответы быстро сменяли друг друга. За паузы можно начислять штрафные очки. Если вы видите, что ребенок освоился с правилами и его все труднее «подловить», поменяйтесь ролями, пусть вопросы задает он сам. Эта игра развивает произвольность поведения, умение сдерживать импульсивные реакции, быть сосредоточенно-внимательным.

Цепочка слов

Объясните ребенку задание на конкретном примере: «Я называю слово жук. Оно оканчивается на к. Ты должен назвать слово, которое будет начинаться со звука к — например, кошка. Я назову слова на а — апельсин, ты на к» и т. д.

Таким образом составляется цепочка слов. Слова нужно называть в быстром темпе, без пауз. Кто ошибется или не назовет слова в течение 5 секунд, тот выбывает из игры.

Игра развивает слуховое внимание, быстроту реакции.

Лабиринты

Выполнение этих заданий развивает способность сосредоточить внимание в течение нужного времени.

Предложите ребенку рассмотреть рисунки и показать, как пройти по лабиринту, используя карандаш или указку. Более сложное задание — только зрительно просмотреть все линии и выбрать правильный путь.

1. Как ученику пройти в школу?

2. Что найдут девочка и мальчик, если пойдут по своим дорожкам?

Разберитесь поскорее, Где же все же чья же шея? Где же чья же голова? Начинайте с цифры 2.

3. Разберитесь поскорее,

    Где же, все же чья же шея?

    Где же чья же голова?

    Начинайте с цифры 2.

4. Отгадай зашифрованное слово, соеди нив цифры с буквами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Развиваем внимание.

Упражнения для развития внимания Рекомендации по коррекции внимания1.Развитие концентрации внимания2. Увеличение объема внимания и кратковременной памяти.3. Тренировка распределения внимания....

Родительское собрание: "Развиваем внимание"

Родительское собрание: "Развиваем внимание". Презентация....

Как развивать внимание у детей? Памятка для родителей

Памятка раздаётся родителям после родительского собрания на данную тему....

Развиваем внимание у детей

Комплексы упражнений на развитие внимания у детем младшего школьного возраста...

Занятие "Развиваем внимание"

Конспект занятия по развитию внимания в 1 классе...

Как развивать внимание? (часть !)

Задания для детей на внимание...

Как развивать внимание? (часть 2)

Развиваем внимание у детей...