Конспект внеурочного занятия : Викторина "Стрелка Васильевского острова" 2 класс
план-конспект занятия (2 класс)

Панова Валентина Александровна

В увлекательной форме учащиеся закрепляют и расширяют знания об ансамбле Стрелки Васильевского острова; учатся устанавливать историческую и культурную ценность объектов Стрелки Васильевского острова,развивают навыки работы со словарем, картой; учатся разгадывать кроссворд.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_strelka_v._o._2_klass.docx27.4 КБ

Предварительный просмотр:

Панова В. А. учитель начальных классов

ГБОУ СОШ № 169

Центрального района Санкт – Петербурга

Конспект внеурочного занятия  

2 класс                                                        

Тема:  Викторина «Стрелка Васильевского острова»  

Цели:

  • Закрепление и расширение знаний учащихся о Стрелке Васильевского острова как памятнике культурного и исторического наследия Санкт – Петербурга путем изучения отдельных объектов, входящих в  данный ансамбль.
  • Создать условия для осознания учащимися сущности понятия «архитектурный ансамбль» на примере Стрелки Васильевского острова.

Задачи:

  • Учить устанавливать историческую и культурную ценность данных объектов для жителей Санкт – Петербурга (в прошлом) и современных горожан.
  • Формировать эмоционально – ценностное отношение  учащихся к городу (восприятие красоты города).
  • Показать значение Стрелки Васильевского острова  как символа города.
  • Формировать познавательный интерес к изучению истории и культуры Санкт – Петербурга.
  • Формировать умение работать в группах.
  • Развивать речь, мышление, воображение, память учащихся.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Научить учащихся самостоятельно добывать информацию о расположении объектов Стрелки Васильевского острова с помощью карты – схемы.
  • Учащиеся будут знать значение слов:  Биржа, пакгауз,  таможня, ростральные колонны, причал, Кунсткамера, ансамбль,  скульптурная группа.

Метапредметные:

  • Регулятивные: - определять цель деятельности; - уметь принимать и сохранять учебную задачу; - планировать своё действие  в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - работать по плану, находить и исправлять ошибки, работая в группе; - осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату; - оценивать правильность выполнения заданий в группе.
  • Познавательные:  - осуществлять поиск необходимой информации с использованием карты – схемы, «Словаря» в учебнике; - использовать знаково – символические средства (схемы) для решения задач; - строить речевое высказывание в устной форме; - анализировать, сравнивать объекты; - устанавливать причинно – следственные связи; - представлять информацию в разных формах (кроссворд, схема, текст).
  • Коммуникативные: - учиться излагать своё мнение, подтверждая его фактами; - учиться понимать мнения других людей; - учиться исправлять ошибки для успешного решения заданий в группе; - оказывать необходимую взаимопомощь при выполнении заданий.
  • Личностные: - формировать познавательный интерес к изучению родного города, - развивать способность к самооценке на основе критерия учебной деятельности; - осознавать себя жителем Санкт – Петербурга, России; - формировать чувство гордости за свою страну.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карта – схема Стрелки Васильевского острова (для каждой группы), конверты с фотографиями объектов Стрелки Васильевского острова (для каждой группы), портреты архитекторов: Д. Трезини,  Ж. Ф. Тома де Томона, презентация по теме занятия, «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова.

Ход занятия.

1 Организационный этап                      

   Деятельность учителя: проверяет готовность к занятию, организует осознанное вхождение учащихся в учебный процесс, мотивирует к деятельности (распределение учащихся в две команды).                                                                                    

Деятельность учащихся: настраиваются на занятие, осуществляют самоконтроль готовности к занятию.

2 Актуализация знаний.

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по Стрелке Васильевского острова, чтобы научиться внимательно рассматривать объекты на площади, находить в них общие и различные черты. Для того, чтобы успешно выполнить  все задания викторины, вам понадобятся все приобретенные знания по данной теме, а также умение работать в группе, слушать и обсуждать варианты ответов, быстро выбирать нужный ответ. За каждое правильно выполненное задание жюри начисляет баллы. Желаю вам удачи.

Задание 1 «Разминка»

1 Назовите самый большой остров в Санкт – Петербурге. (Васильевский остров)

2 На какой стороне Васильевского острова находится ансамбль Стрелки: на западной. восточной, южной или северной? ( в восточной оконечности Васильевского острова)

3 Что значит слово «Ансамбль»? Найдите в «Толковом  словаре русского языка» С. И. Ожегова значение этого слова. (Согласованность, стройность частей единого целого, а также само целое.)

4. При каком императоре началось строительство на Стрелке Васильевского острова?                   ( При императоре Петре I)

5 Кому подарил Васильевский остров Петр I (князю А. Д. Меншикову – первому губернатору Санкт – Петербурга).

6 Кто был первым архитектором Стрелки? (Доменико Трезини)

7 Какие особенные улицы должны быть по замыслу Петра I (прямые улицы – линии; прорыть вдоль них каналы).

Слайд 1 «Карта Васильевского острова»

8 На какие два рукава делится Нева около Стрелки Васильевского острова? (Большая Нева и Малая Нева).

 9 Назовите здание, которое является центром ансамбля Стрелки (Биржа).

Слайд 2 « Панорама Стрелки Васильевского острова»

Слайд 3 «Стрелка Васильевского острова ночью»

Задание 2 Конкурс «Вставь пропущенные термины», объясни их значение. 

При подготовке ответов используй «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова.

«Здание Биржи возведено на насыпном холме. Его высота – 2 человеческих роста. К Бирже ведет широкая гранитная лестница. Хоровод мощных колонн окружает стены. Это - галерея. В непогоду здесь можно прогуливаться, беседовать. Фасады здания скромные. Над входом в здание (их два) расположены фронтоны с большими дугообразными окнами. Около окон – скульптурные группы.

Слайд 4 «Здание Биржи»

Проверка выполнения задания: учащиеся обмениваются листами с заданием, при                       необходимости корректируют работу другой группы, проверенные работы отдают членам жюри.

Задание 3 «Юный скульптор»

Что такое Биржа? (в переводе на русский язык обозначает «кошелек»). В этом здании купцы договаривались о купле – продаже товаров. Здесь заключались торговые сделки.

У вас в конвертах лежит рисунок. Догадайтесь, на каком здании ансамбля Стрелки он находится. Опишите рисунок, используя термины:  главный вход, трезубец, колесница, скульптурная группа, Нева, Волхов (работа в группах).

Правильный ответ:

(Бог морей Нептун в короне, с трезубцем в левой руке восседает в морской колеснице. Колесницу везет четверка из морских коньков. По правую руку от Нептуна находится фигура, изображающая реку Неву, по левую – реку Волхов.)

Дополнительный вопрос для любознательных:

- назови фамилию скульптора, создавшего эту скульптурную группу (скульптор Иван Прокофьевич Прокофьев);

- назови фамилию архитектора, построившего здание Биржи (Тома де Томон).

Проверка выполнения задания:  выступает представитель от каждой команды. Ответы учащихся оценивают члены жюри.

Здание Биржи с двух сторон охраняют пакгаузы. Их фасады скромно украшены. Но фасады  пакгаузов, обращенные к реке, украшены богаче. Они украшают невские набережные. Какой музей сейчас находится в здании южного пакгауза? (Зоологический)

Слайд 5 «Южный пакгауз»

Задание 4 Фотоконкурс «Ростральные колонны»

Что такое «ростральные колонны»?

Для чего они нужны на Стрелке Васильевского острова?

Около колонн – гранитная набережная. Перечислите, что её украшает.

(Маски львов, плавные спуски к воде, парапеты - ограда от волн. Парапеты завершаются постаментами. На постаментах – гранитные шары).

Слайд 6 «Ростральная колонна»

Прочитайте текст.

По плану архитектора Тома де Томона возле здания Биржи, ближе к воде поставили две ростральные колонны. Это маяки. Ночью и в туман они указывали дорогу кораблям, идущим по Неве.

На колоннах укреплены ростры – носы кораблей. Их украшают головы морских коньков, крокодилов, водяных и наяд (наяды – это речные божества, девы с дельфиньими хвостами). У подножия колонн сидят могучие фигуры. Это расположенные парами реки России: Нева, Волхов. Днепр и Волга.

На площади перед биржей часто проходят праздники. В такие дни на ростральных колоннах зажигаются яркие факелы.

Слайд 7 «Факел»

Высота каждой ростральной колонны – 32 м.

Используя текст, соедини стрелками слова – детали украшения ростральных колонн с соответствующими им фотоизображениями (см. слайд презентации).

Слова: наяды, голова крокодила, голова водяного, морские коньки, фигуры у подножия колонн.

Работа в группах. Обсуждение выполнения задания. Оценивает жюри.

Дополнительный материал для учителя.

Здание Двенадцати коллегий (коллегиями называли министерства. Этот было первое правительственное сооружение в новой столице. Оно состояло из 12 одинаковых корпусов, стоящих вплотную друг к другу. Их общая длина превышаша400 метров. Сейчас в здании – Петербургский университет.

Когда Петр Первый посещал европейские страны, то из своих путешествий привозил разные диковинные предметы. Когда таких вещей набралось много, Петр велел построить для них специальное здание – кунсткамеру. (кунст – в переводе с немецкого – искусство, камер - комната). Кунсткамера – первый музей в нашей стране.

Какие музеи сейчас находятся на Стрелке Васильевского острова? (Зоологический, Кунсткамера, музей почвоведения,  ранее в здании Биржи – Центральный военно – морской музей – теперь он находится на площади Труда дом 5)

Задание 5 Кроссворд «Ансамбль»

1 Носовая часть корабля (ростра)

2 Учреждение, занимающееся контролем провоза грузов, багажа и взиманием пошлин, сборов (таможня)

3 небольшой общественный сад на Стрелке (сквер)

4 Склад для хранения товаров (пакгауз)

5 Первый музей в Санкт – Петербурге и в России (Кунсткамера)

6 Центральное здание ансамбля Стрелки (Биржа)

7 Место у берега, оборудованное для стоянки судов, причаливания лодок (причал)

8 Самый большой остров в Санкт – Петербурге (Васильевский)

Задание 6 «Схема Стрелки Васильевского острова»

Из раздела «Прогулка четвертая. По Стрелке Васильевского острова»  

1 Найди и обозначь знакомые тебе объекты .

2 Подпиши название рукавов Невы.

3 Подпиши названия мостов, по которым можно попасть на Стрелку Васильевского острова.

У каждой команды – лист со схемой. Нужно подписать все объекты. Обсуждение в группах. Жюри проверяет правильность выполнения задания.

Подведение итогов викторины.

Вывод.

Городовики Марина и Петр пришли к выводу: «Ансамбль получился красивым, потому что талантливые мастера уважительно относились к творениям других. Никто не хотел испортить общий замысел ансамбля». Марина добавила: « Создатели ансамбля старались согласовать сооружения с окружающей средой».

Подведение итогов викторины.

Рефлексия. Вы согласны с мнением городовиков? В чем? Что бы вы хотели добавить? Какое здание ансамбля вам нравится больше всего? Почему? Хотели бы вы привести на Стрелку Васильевского острова своих родных и самим рассказать о каждом объекте?

Использованная литература

1 Ермолаева Л. К. Гаврилова Н. Г. Чудесный город. Петербургская тетрадь. Часть 2.              Изд. 2 –е, переработанное и дополненное.- СПб.: СМИО Пресс, 2005. – 96 с., ил.

2 Дмитриева Е. В. Санкт – Петербург. Выпуск первый: Пособие по истории города с вопросами и заданиями.- СПб.: Корона принт, 2014.- 80 с.

3. Дмитриева Е. В. Санкт – Петербург. Выпуск второй: Пособие по истории города с вопросами и заданиями.- СПб.: Корона принт, 2013.- 80 с.

4 С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка» 4 –е издание, дополненное; М., Азбуковник, 1999. – 944 стр.

5 Чубинец Е. Л. Петербургская азбука: рабочая тетрадь по русскому языку и истории города с вопросами и заданиями для начальной школы/ Е. Л. Чубинец, В. К. Дмитриев. – СПб. : Корона принт, 2011. – 96 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект внеурочного занятия «Веселый английский» 1 класс Тема: Моя семья

Цель: создание условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в рабочий процесс...

Конспект внеурочного занятия для учащихся 2 класса, в рамках празднования Дня Матери в России «Мама, будь всегда со мною рядом!»

Конспект внеурочного занятия для учащихся 2 класса, в рамках празднования Дня Матери в России «Мама, будь всегда со мною рядом!», с использованием здоровьесберегающих технологий, технологи...

Конспект внеурочного занятия для учащихся 4 класса "Равнодушие и отзывчивость"

Цель: углубить представления учащихся о нравственных качествах человека. Задачи: раскрыть значение понятий «равнодушие» и «отзывчивость»; - развивать в учащихся стремлени...

Конспект внеурочного занятия общеинтеллектуального направления 2 класс «Конструирование фантастических роботов»

Кружок «Робототехника»Тема:«Конструирование фантастических роботов»Дидактическая цель:способствовать формированию  у обучающихся представлений о роботах, умению их описыва...

Конспект внеурочного занятия общеинтеллектуального направления 2 класс «Военные роботы в России»

Кружок "Робототехника"Тема: «Военные роботы в России»Дидактическая цель: способствовать расширению и углублению понятия «робот»; содействовать развитию понимания о ви...

Конспект внеурочного занятия «Законы математики», 3 класс

КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯНазвание кружка: «Законы математики»Направленность внеурочной деятельности: обще-интеллектуальное.Класс / возраст детей: 3 «Ж», 9-10 летТема: Поиск ...