Статья " Рекомендации при обучении детей с тяжелыми нарушениями речи".
статья

Панкова Елена Владимировна

 КАждый учитель современной школый после введения инклюзивного образования может встретиться с тем, что в классе появился ученик с ОВЗ, которому требуется обучение по адаптированной программе. Моя статья поможет коллегам, которые столкнулись с такой ситуацией, как и я.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_klasse_novenkiy_s_tnr.docx13.11 КБ

Предварительный просмотр:

  Случилось так, что в моем обычном общеобразовательном классе появился ученик с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).Причем, прибыл в середине 2 класса. Естественно, возникли некоторые проблемы  при работе с таким учеником. Помогло то, что в свое время я закончила педагогический университет и получила профессию дефектолога. Некоторые сведения о подобных трудностях уже имелись и я могу поделиться с коллегами.

  Процесс обучения письму учитывает не только психологические, психофизические особенности ребенка с ТНР при освоении письменной речи, но и специфику самой речи, в частности, ее письменность, т.е. обучение письму может быть успешным в том случае, если методика принимает во внимание и лингвистические законы языка прежде всего те, которые характерны для русской фонетики и графики.

Наибольшие трудности при овладении навыками письма детьми с ТНР связаны с нарушением фонематического слуха и звукового анализа и синтеза , поэтому такие обучающиеся с большим трудом  дифференцируют акустически сходные фонемы и поэтому плохо запоминают буквы, т.к. каждый раз соотносят букву с разными звуками, при этом  происходит нарушение системы преобразования буквы в звук и наоборот.

Несовершенство анализа и синтеза приводит к затруднениям в делении слова на составные части, выявление каждого звука, установление звукового ряда слова, усвоение принципа слияния двух и более фонем в слог, выполнение записи в соответствии с принципами русской графики.

В развитии навыков письма, важную роль играет развитие мелкой моторики и сформированность двигательных операций. Недоразвитие общей моторной координации действий, проявляющейся достаточно четко в движениях мелких мышц руки, служит еще одним препятствием в формировании навыка письма. Мышечная напряженность , либо наоборот, расторможенность усиливает или истощает нервные и физические силы детей и приводят к снижению внимания и появлению дополнительных ошибок при письме.

Ребенку с ТНР требуется гораздо более внимания со стороны учителя, применение разнообразных форм заданий, методов и приемов, использование фронтальной работы и индивидуально-дифференцированного подхода при обучении. Это, в свою очередь , сделает  обучение ребенка более продуктивным и приведет к успешному выполнению программных требований.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса с тяжелыми нарушениями речи

Грамотное письмо, четко и образно сформулированные мысли -показатель культурного уровня человека. Безграмотно составленные документы, деловые письма и другие бумаги часто служат камнем преткновения в ...

СТАТЬЯ «ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»

В данной статье представлено обобщение опыта в работе с детьми с ТНР по речевому развитию  на основе внеурочной деятельности. Одной из нескольких задач образовательной деятельности детей с тяжелы...

Памятка с рекомендациями по обучению детей с нарушениями речи

Памятка с рекомендациями по обучению детей с нарушениями речи...

Рекомендации к оценке знаний учащихся с тяжелыми нарушениями речи

В данной статье даны рекомендации  к оценке знаний учащихся с тяжелыми нарушениями речи...

Статья на тему Дети с тяжелыми нарушениями речи

Дети с тяжелыми нарушениями речи - это особая категория детей с особенностями в развитии, у которых сохранен слух,  не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты....

Статья Формирование у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи само-контроля при письме.

Формирование у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи самоконтроля при письме....