РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Тайны русского языка» для 3 класса
рабочая программа (3 класс)

кружок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tayny_rus_yazyka.doc135.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №3»

Принята

 на заседании педагогического совета

протокол  № 1

от 30.08.2017 года                                                                                        

                                                                                                                Утверждена                                                                                              

приказом № 149 по  МБОУ                                                                                       «Средняя школа №3»                                                      

от 31.08.2017 года

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

курса

внеурочной деятельности

«Тайны русского языка»

 Ковалевой Н.А.

учителя первой кв. категории,

для 3 класса

на 2017/2018 учебный год

                                                                       

г. Рославль

 Пояснительная записка

            Программа курса «Тайны русского языка» предназначена для общеинтеллектуального направления развития личности младшего школьника.

Программа составлена на основе программы «Удивительный мир слов». Л.В. Петленко, В. Ю. Романова. Сборник программ внеурочной деятельности: 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана - Граф, 2011.

Актуальность и новизна

                           Курс направлен на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах. Ряд тем, содержащих лексический материал, помогает представить «единство и многообразие языкового и культурного пространства России», в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что, в свою очередь, является показателем общей культуры ученика.

Цель

осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения; формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека.

Задачи

 - познакомить с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств  для решения коммуникативных задач;

- овладеть учебными действиями с единицами языка, и умением практического использования знаний.

  - особое внимание уделить работе над языковыми нормами и формированию у школьников правильной выразительной речи.

Возраст детей, участвующих в реализации программы: 3 класс

Сроки реализации: 1 год.                                                                                                                                      Режим занятий – 1час в неделю

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Обучающиеся научатся:

— сравнивать произношение гласных и согласных звуков;

— наблюдать за функцией и ударением в слове;

— контролировать правильность постановки ударения в словах, находить информацию в орфоэпическом словаре;

- использовать строчные и прописные буквы при написании слов и предложений;

- находить информацию о лексическом значении слова в толковом словаре;

— анализировать значение и строение слова и на основании анализа делать вывод о том, являются ли слова родственными;

- различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении. Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

—подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

— оценивать уместность использования слов в тексте;

- самостоятельно находить при сомнении в правильности словоупотребления необходимую информацию в словарях и справочниках или обращаться за помощью к учителю.

- находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание.

Обучающиеся получат возможность научиться:

 - осознавать роль языка и речи в жизни людей, приобретение ребенком под  руководством учителя потребности в познании и изучении русского языка, его исторических корней, многообразия, обоснованных норм и правил, выражении личного интереса и отношения к фактам языка и понимании значения языка как явления национальной культуры.

- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции, понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать, обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак), получение ребенком опыта переживания и позитивного отношения к необходимости  грамотно выражать свои мысли. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие детей между собой на уровне группы, класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

 -  опыту самостоятельного общественного действия, в том числе, передача полученных знаний более младшим ребятам,  другим участникам, участие в коллективных проектах, акциях и т.п. мероприятиях.

 Содержание изучаемого курса

Мир полон звуков (6)

Звуки речи, их отличие от других звуков, которые мы слышим.

Для чего служит человеческая речь?

Как устроен речевой аппарат.

Звуки и слова.

Связаны ли между собой звуки и смысл?

Такие разные гласные и согласные.

Особенности артикуляции гласных и согласных звуков.

Звукопись как приём художественной речи.

Правильное ударение и произношение слов.

                             Практическая и игровая деятельность (форма организации обучения):

— разгадывание анаграмм, шарад, кроссвордов;

—игры: «Диктор» (произнесение скороговорок), «Наборщик», «Превращение слов», «Волшебный квадрат», «Слоговой аукцион»;

— проект «Как я говорил, когда был маленьким»;

— мини-исследование «Сколько может быть в слове согласных букв подряд?».

                        Азбука, прошедшая сквозь века (5 ч)

Солунские братья.

Как появились буквы современного русского алфавита.

Кириллица, название букв древней азбуки.

Сравнение кириллицы и современного алфавита.

Использование букв алфавита для обозначения чисел.

Особенности древнерусского письма (оформление красной строки и заставок, слов и предложений).

Как появилась буква «Ё».

Особенности использования букв.

Строчные и прописные буквы.

                    Практическая и игровая деятельность:

— чтение слов и отрывков текстов, написанных кириллицей, а также

чтение и запись чисел с помощью букв кириллицы;

— экскурсия в краеведческий музей (знакомство с древними памятниками письменности);

—конкурс «Самая красивая буква» (варианты оформления букв для красной строки);

— рисование: «Весёлая буква Ё».

Всему название дано (5 ч)

Какие слова появились первыми.

Звукоподражательные слова у разных народов.

Лексическое богатство языка.

Как выбирают имя человеку?

Как улицы получают свои названия?

Какие русские имена встречаются на карте мира?

О чём может рассказать слово «борщ»?

Знакомство с толковым и орфографическим словарями русского языка. «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля.

                         Практическая и игровая деятельность:

— игры: «Найди слово», «Отгадай по признакам»;

— мини-сочинение «Я — сын, ученик, спортсмен…»;

— проекты: «Моё имя», «Старинные имена в моей семье», «Моё любимое блюдо и его название»;

— конкурс «Придумываем название для новых конфет».

Как делаются слова (7 ч)

История происхождения слов.

Поиск информации о происхождении слов.

Слова производные и непроизводные.

Словообразовательные связи слов.

Корень — главная часть слова.

Группы однокоренных слов.

Механизм образования слов с помощью суффикса.

Группы суффиксов по значению.

Механизм образования слов с помощью приставки.

Группы приставок по значению.

Решение лингвистических задачек и головоломок с использованием «моделей» частей слова.

Практическая и игровая деятельность:

— игры: «Что раньше, что потом», «Словообразовательное лото», «Словообразовательное домино», «Найди пару», «Четвёртый лишний», «Весёлые превращения», «Найди родственное слово»;

— лингвистический эксперимент «Свойства корня»;

— конструирование слов по словообразовательным моделям;

— проект «Как конфеты получают свои названия».

                                 Секреты правильной речи (11ч)

Слово и его значение. Уточнение значения слова по словарю. Сочетание слов по смыслу.

Ограничения сочетаемости слов.

Употребление в речи слов с ограниченной сочетаемостью.

Нарушение сочетаемости слов.

Точное употребление в речи слов, близких по звучанию и значению.

Исправление ошибок в словоупотреблении.

Многозначные слова.

«Очеловечивание» мира (употребление слов в прямом и переносном значении).

Как возникают синонимы. Чем похожи и чем различаются слова-синонимы.

Стилистическая окраска слов.

Антонимы. Какие слова становятся антонимами. Антонимические пары.

Омонимы и их многообразие. Использование омонимов в речи.

Слова исконно русские и заимствованные.

История возникновения фразеологизмов. Использование устаревших слов в составе фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи.

Значение фразеологизмов. Фразеологизмы-антонимы, фразеологизмы-синонимы.

                          Практическая и игровая деятельность:

—игры: «Табу», «Не повторяться», «Объясни слово, не называя его»,

«Закончи пословицы»;

— решение кроссвордов;

— составление мини-словариков: «Собираю синонимы», «Собираю антонимы», «Собираю фразеологизмы»;

— составление шуточных рассказов и стихов.

Формы организации и виды деятельности

Беседы, познавательные викторины, познавательные игры, соревнование, практическая работа, наблюдение.  В каждом занятии прослеживаются три части: игровая; теоретическая; практическая.                                                                                                          

 Календарно-тематическое планирование

Кол.

часов

                                   

Тема

Дата проведения

Примечания

по плану

по факту

     

                      Мир полон звуков (6 ч)

1

     1

Звуки вокруг нас.

04.09

2

     1

Фабрика речи.

11.09

3

     1

Бессмыслица + бессмыслица = смысл.

18.09

4

     1

Полоса препятствий.

25.09

5

     1

Трудности словесного ударения.

02.10

6

     1

Рисуем звуками.

09.10

     

                 Азбука, прошедшая века (5 ч)

7

     1

Буквы старые и новые.

16.10

8

     1

Так читали наши предки.

23.10

9

     1

Страницы древних книг.

06.11

10

     1

Живая и веселая буква алфавита.

13.11

11

     1

Загадки русской графики.

20.11

     

                Всему название дано (5 ч)

12

     1

Рождение языка.

27.11

13

     1

Сколько слов в языке?

04.12

14

     1

Имена, имена, имена…

11.12

15

     1

Увлекательные истории о самых простых вещах.

18.12

16

     1

Словари - сокровищница языка.

25.12

   

               Как делаются слова (7 ч)

17

     1

«Дальние родственники»

15.01

18

     1

Слова «готовые» и «сделанные».

22.01

19

     1

Есть ли «родители» у слов?

29.01

20

     1

Внимание, корень!

05.02

21

     1

Такие разные суффиксы.

12.02

22

     1

Как нужно «приставить», «отставить» и «переставить»?

19.02

23

     1

Что нам стоит слово построить?

26.02

   

             Секреты правильной речи (11 ч)

24

    1

Словарное богатство русского языка.

05.03

25

    1

Вместе и врозь, или почему нельзя сказать «молодой старик».

12.03

26

    1

Выбираем точное слово.

19.03

27

    1

Одно или много?

02.04

28

    1

Когда у слов много общего?

09.04

29

    1

Когда значения спорят?

16.04

30

    1

Слова одинаковые, но разные.

23.04

31

    1

«Местные жители» и «иностранцы».

07.05

32

    1

Как рождаются фразеологизмы?

14.05

   

33

    1

Обобщающее занятие.

21.05

   

Литература

1. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.                                                                            2. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.                                                                           3. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г. Москва “Просвещение”, 1991 г.                                                                                                                         4. Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.                                                                                                                           5. И учеба, и игра: русский язык. Ярославль Академия развития 2003г.                                                                                6. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.                                                                                    7. Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г.                                                                                                                                                                 8. Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991.

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тайны русского языка" 3 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности  "Тайны русского языка" 3 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Тайны русского языка"

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тайны русского языка" 3 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тайны русского языка" 3 класс...

Рабочая программа для внеурочной деятельности "Тайны русского языка " для начальных классов

    Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урок...

Рабочая программа. Курс внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" . 1 класс.

Основная цель курса: расширение лингвистического кругозора учащихся через систему развивающих занятий.  Занятия курса способствуют закреплению учащимися изученного на уроках русского языка матери...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Тайны русского языка» общеинтеллектуального направления для 4 «А» класса 2021-2022 учебный год

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Тайны русского языка» общеинтеллектуального направления ­­­­­­­­­­­ ориентирована на учащихся 4...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Занимательный русский язык". 1 класс

quot;Занимательный русский язык" Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности. 1 класс...