Современный урок русского языка в контексте требований ФГОС НОО.
методическая разработка

Жданова Елена Николаевна

Урок русского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современный урок русского языка в контексте требований ФГОС НОО.

Современный  урок  – это,  прежде всего урок, на котором учитель  качественно  использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ. Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут: анализировать свои действия; самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия; отличаться мобильностью; быть способными к сотрудничеству; обладать чувством ответственности за судьбу страны. И школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.

Чтобы подготовить урок русского языка с учётом требований ФГОС, необходимо тщательно продумать, подобрать и использовать в обучении приемы и методы, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Какие же требования предъявляются к современному уроку русского языка в условиях введения ФГОС:

1. Учитель  должен спланировать проведение урока и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока.
2. Урок должен быть нацелен на формирование у учащихся универсальных учебных действий, быть проблемным и развивающим (учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками).
3. Учитель должен организовывать проблемные и поисковые ситуации, активизировать учебную деятельность учащихся.
4. Учитель должен побуждать учеников сами делать выводы по ходу урока.
5. Учащиеся на уроке должны проявлять максимум творчества и сотворчества.
6. На уроке должны осуществляться принципы время и здоровьесбережения.
7. В центре внимания на уроке должны быть ученики( урок для детей, а дети для урока).
8. Урок должен способствовать формированию коммуникативных компетенций.
9. Учитель должен создать условия для самореализации каждого ученика, свободного развития его способностей.
10. Учитель должен оптимально подбирать интерактивные педагогические технологии.
11. Должна быть рефлексия учебного занятия.
                   Структура современного урока должна быть динамичной с использованием набора разнообразных операции, объединенных в целесообразную деятельность Включение обучающихся в деятельность является ключевым моментом в организации обучения в рамках деятельностного подхода, следовательно, основной задачей учителя становится создание условий, провоцирующих детское действие. Одним из способов организации таких условий является учебная ситуация. В учебной ситуации дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д.

Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося. Так что же для нас современный урок русского языка? Это урок-познание, открытие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация, интерес, профессионализм, инициативность. Учебная самостоятельность школьника начинается с его способности разграничивать: это я знаю, умею, а этого я еще не знаю, не умею. Чтобы школьник мог осознавать такой разрыв, знания, которыми он владеет, следует сделать системными. Введение любого нового знания должно быть подготовлено логикой предшествующей работы, благодаря чему осознано самим учеником как недостающее и как желаемое. Обучение, представляющее собой правильно организованную систему постановки и решения учебных задач, и будет носить развивающий характер. Задачам развития отвечают и уроки, на которых ученики закрепляют имеющиеся знания и отрабатывают умение применять их в различных ситуациях, но при условии, что выполняемая работа не является формальной, не носит характер механического натаскивания, а осуществляется при познавательной активности. 

Второе требование к уроку – его атмосфера: доброта, уважение, взаимопонимание, общая заинтересованность, коллективный поиск, взаимное удовлетворение от «познавательных побед». На уроке реализуются не только учебное сотрудничество, но и все его другие виды: непосредственно – эмоциональное и др.

Третье требование – умение учителя проявить свою теоретическую (лингвистическую) подготовку. Урок должен быть грамотным и по трактовке понятий, и по отбору дидактического материала.

Четвертое требование – урок должен быть относительно законченным, целостным «педагогическим произведением». Обдумывая урок, необходимо определить его «ядро», ту главную цель, которая должна быть достигнута, затем наметить этапы движения к этой цели и только с позиции принятых решений искать способы и средства обучения для каждого из звеньев работы – от постановки учебной задачи и действий по ее решению до применения детьми нового знания или умения в различных ситуациях.

Этапы подготовки и проведение урока русского языка.

  1. этап – осознание цели, задач и ориентировка в условиях методической деятельности.

1.Ориентировка в предметном содержании урока, т.е. в самом материале.

– Что именно предстоит изучать? Зачем? Какова роль этого явления (в языке, речи и т.д.)?

– Что я сам об этом явлении знаю? Какими признаками оно характеризуется, как они выявляются?

– С какими другими понятиями связано изучаемое: с какими стоит в одном ряду, на какие опирается, для каких служит базой? Почему это понятие вводится именно в данный момент обучения?

2. Ориентировка в конкретных условиях обучения.

– Что учащиеся об этом понятии знают, что узнают в будущем? Что должны узнать, отработать на данном уроке, в какой степени, до какого уровня?

– Какие признаки понятия должны быть в центре внимания?

– На какие смежные знания и умения в ходе работы следует опереться?

– Какие учебные действия необходимы для освоения материала?

– Какие конкретные трудности должны быть преодолены? Каковы возможные ошибки учащихся, еще не овладевших всеми признаками понятия?

– Какая другая работа может быть органично связана с освоением данного понятия, умения? Почему?

3. Ориентировка в методическом арсенале способов и средств обучения.

– Какие способы организации учебной работы, виды заданий, средства обучения, отвечающие общему замыслу, урока я знаю?

– Как предлагает работать учебник? Какова цель каждого из заданий, логика их расположения?

– Какие способы работы, какой конкретный материал подсказывают другие средства методической помощи?

– Как, по каким критериям оценить, освоили ли ученики понятие, способ действия?

  1. этап – составление плана урока.

1. Какова цель урока, т.е. каким должен быть конечный результат? (Какое понятие ввести, какие его признаки помочь учащимся осознать, какие действия они должны освоить или закрепить?)

2. Как прийти к достижению цели урока, через решение каких промежуточных задач?

3. Какие дополнительные задачи обучения следует реализовать на этом уроке? На каких его этапах? Почему?

4. Как организовать урок?

Как поставить перед детьми учебную задачу, чтобы включить их в активную деятельность:

а) что нужно сделать, чтобы учащиеся обнаружили, что какого-то знания или умения им недостает;
б) как сделать, чтобы это знание или умение оказалось им «нужным», чтобы возникло желание узнать, научиться, преодолеть «барьер»?

Как обеспечить усвоение на уроке необходимой информации? (можно ли организовать, чтобы дети сами «открыли» нужный признак, закон способ действия; если да, то как этого добиться; если нет, то как поступить: отослать ли школьников к учебнику, сообщить все в готовом виде или, сообщив часть информации, организовать совместный поиск окончательного ответа?)

Как добиться освоения детьми необходимых действий и в целом осознанного владения материалом? (Как использовать способы и средства обучения, в какой последовательности, какой дидактический материал и.т.д.?)

III этап – реализация на практике намеченного плана – проведение урока.

Умения учителя:

– умение организовывать деятельность учащихся на каждом этапе урока;

– умение общаться с учащимися, обеспечивая желаемую атмосферу урока;

– умение контролировать ход работы, т.е. сопоставлять замысел с его реализацией.

IV этап – итоговая самооценка урока, которая предполагает:

а) решение вопроса о том, удалось ли осуществить намеченную программу;

б) анализ конкретных результатов обучения, выявление достижений, удач, недостатков, просчетов;

в) внесение необходимых уточнений, изменений в план дальнейшей работы по теме


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок русского языка в условиях внедрения ФГОС (ОС "Школа 2100")

Выступление на школьном педагогическом совете о современном уроке в условиях внедрения ФГОС (на примере уроков русского языка)...

Требования к современному уроку русского языка в условиях реализации ФГОСа

Требования к современному уроку русского языка  в условиях  реализации ФГОСа...

«Современный урок иностранного языка в свете требований ФГОС» Методическая разработка урока английского языка во 2 классе по теме « Семья»

Изучение иностранного языка в общеобразовательном учреждении начинается со 2 класса. Учащиеся данного возраста характеризуются большой восприимчивостью к овладению языками, что позволяет им овладевать...

Проектный метод на уроках русского языка для выполнения требований ФГОС НОО

Проектный метод, как один из вариантов деятельностной педагогики – это требования ФГОС- это     формирование самостоятельности в усвоении учебного материала;поиск, сбор и анализ ин...

Современный урок немецкого языка в свете требований ФГОС. Актуальность системно-деятельного подхода в обучении

Современный урок немецкого языка в свете требований ФГОС. Актуальность системно-деятельного подхода в обучении  Современный – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым...