Пробудить в сердце родительскую мудрость
статья (1 класс)

Статья по гуманной педагогике

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Никитенко Н. М.

                                                       учительначальных классов

                                                     МОУ Опытненская СОШ

                                                     Усть-Абаканского района

                                     Почекуева Г. М.

                                                         учитель начальных классов

                                                                   МОУ   СОШ № 2 п. Усть-Абакан

Пробудить в сердце родительскую мудрость

        Л. Н. Толстой говорил: «Два правила я дал бы для воспитания: самому не только жить хорошо, но работать над собой, постоянно совершенствуясь, и ничего не скрывать из своей жизни от детей. Все трудности воспитания вытекают из того, что родители, не только не исправляясь от своих недостатков, но даже не признавая их недостатками, оправдывая их в себе, хотят не видеть этих недостатков в детях. В этом вся трудность и вся борьба с детьми.

Дети нравственно гораздо проницательнее взрослых, и они, часто не высказывая и даже не сознавая этого, видят не только недостатки родителей, но и худший из всех недостатков, лицемерие родителей, и теряют к ним уважение и интерес ко всем их поучениям.»

        В хорошей семье в России всегда было высоко чувство личной ответственности родителей за воспитание детей, закреплены оценочные категории – авторитет родителей, чувство супружеского долга, честь семьи.

        Одна их педагогических аксиом гласит: воспитание детей следует начинать как можно раньше, с учетом возрастных особенностей. «Не учила сына, когда кормила, а тебя кормить станет, так не научишь», «Гни дерево, пока гнется, учи дитятко, пока слушается».

        Также в народной мудрости была подмечена особая роль в становлении личности последственного фактора: «Яблочко от яблони недалеко падает», «Какие корешки, такие и ветки, какие родители, таковы и детки», «От плохого семени не жди доброго племени»».

        Вместе с тем важно и наблюдение, сделанное народом о том, что нравственный облик и качества ума по наследству не передаются: «Сын мой, а ум у него свой», «Глупому сыну и отец ума не пришьет».

        Народная педагогика с древнейших времен измеряет воспитанность детей их заботой о старости, прежде всего отца и матери, помнить о роли отца в семье, о долге детей перед родителями. Как святыню следует почитать родную матушку, ибо дети с рождения и до самой смерти в неоплаченном долгу перед нею за её материнский и человеческий подвиг: «Кто мать почитает, тот век не погибает». Уважение к матери считалось первой нравственной заповедью детства, а тому, кто нарушит её, угрожает проклятье «Ускоряющего старость матери да исклюют его вороньё, да объедят его орлы». Мать единственный человек, который в своей любви к собственному дитяти не преследует корыстных целей, её любовь благодарна, мудра и безгранична.

        Поскольку родители были заняты тяжелым земледельческим трудом, то дети часто находились с дедушками и бабушками, которые передавали внукам моральные и нравственные нормы и заповеди, трудовые навыки и народные знания. Общаясь с дедушками и бабушками, дети усваивали важнейшие истины: нельзя делать того, чего не велят, нельзя бездельничать, когда отец и мать трудятся, нельзя от родителей требовать того, чего они дать не могут.

        В свою очередь отец и мать воспитывали у детей чувство долга перед своими воспитателями, учили быть благодарными за затраченные усилия и пережитые тревоги. Ребенок обязан был научиться выражать свою благодарность хорошим поведением и послушанием.

        В народе никогда не забывали о том, что воспитывая детей, в них воспитывают будущих жён и мужей, отцов и матерей. А потому девочки с 6-7 лет становились няньками младшим братьям и сёстрам, мальчиков с детства обучали какому-нибудь ремеслу, домашним делам. Детей учили трудиться. Лень считалась следствием плохого семейного воспитания.

        В русской семье огромное значение уделялось и умственному воспитанию. «Умный книжку читает, дурак лоб потирает», «Грамоте учиться – всегда пригодится», «Где ум, там и толк», «Ученье - свет, неученье – тьма»,  «Был бы ум, будет и рубль».

        Однако, мир меняется, и мы меняемся вместе с ним. Общение в семьях со своими детьми и со своими постаревшими родителями в современных условиях происходит иначе, чем было в недавнем прошлом. Жизнь заставляет нас все меньше проводить времени с детьми, родителями, чем  с телевизором, компьютером.

        Но ребёнок не желает этого понимать. Ему нужны мы, взрослые, наша любовь, наше тепло, наша ласка и просто наше присутствие в его жизни, что дает ей крепость и уверенность.

        Отсюда и вытекают ряд проблем. Одна из важнейших проблем – это проблема взаимодействия семьи и школы.

        В педагогических исследованиях установлена зависимость между воспитанием школьников и уровнем педагогической культуры родителей. В настоящее время необходимо реально подходить к оценке дел в современной семье. Отлучение родителей от  детей (зарабатывание денег), перекладывание всей ответственности за воспитание и обучение на различные социальные институты, не могли не породить в значительной части советских семей меркантильного отношения к детям (обуть, одеть, накормить), а воспитанием и образованием пусть занимается детский сад и школа.

        К сожалению, и сейчас можно наблюдать подобное состояние семейного воспитания о современной семье много пишут и говорят. По данным многочисленных социологических опросов 78 % педагогов обвиняют семью в том, что ребёнок в ней не воспитывается. В то же время родители не очень радужно оценивают действия педагогов. Многие из них считают, что у педагогов низкий профессиональный уровень, невысокие моральные качества. Попав в ножницы между школой и семьёй, дети вынуждены лавировать, приспосабливаться, что приводит, в конечном счете, к безнравственности. В свою очередь изменилась и сегодняшняя семья. Все труднее педагогу находить общий язык с родителями учащихся. Есть семьи, в которых не принято советоваться с учителями по поводу возникающих проблем в воспитании ребенка, но тем не менее, когда становится невмоготу, родители приходят к учителю, однако часто бывает уже поздно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительское собрание на тему: "Мудрость родительской любви"

беседа с родителями о необходимости семейного воспитания...

"Мудрость родительской любви" Родительское собрание

Родитель! Люби свое дитя! Но не слепо. Не потакая его капризам, а требовательно и нежно, воспитывая ЛИЧНОСТЬ....

Родительское собрание "Мудрость родительской любви" (с презентацией)

На собрании классный руководитель и родители рассматривают положительные воздействия на ребенка....

Родительское собрание, 4 класс. Тема "Мудрость родительской любви".

Цель: привлечение внимания родителей к проблеме проявления родительской любви к своему ребенку,консультирование родителей по выбору стиля семейного воспитания детей....

Родительское собрание по теме " Мудрость родительской любви"

За годы обучения в начальных классах от 7 до 11 лет происходит становление человека. Конечно, этот процесс не заканчивается до окончания начальных классов, но как раз на эти годы приходится наиболее и...

Родительское собрание Тема. «Мудрость родительской любви»

Родительское собраниеТема. «Мудрость родительской любви»Лев родится львом, львом и останется.Человек родится человеком –человеком может стать.БелинскийЗа годы обучения в начальных классах от 7 до 11 л...

Тропинкой родительской мудрости

Тропинкой родительской мудрости...