Урок по теме « Рыбы» (2 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Средняя школа №1 г.Мозыря

Урок направлен на формирование у учащихся представлений о рыбах как об особой группе животных,  способствует осознанию учащимися роли рыб в природе и для человека, развивает умения описывать объекты природы, устанавливать причинно-следственные связи в системе «особенности строения – образ жизни»

Урок разработан учителем начальных классов высшей категории Литвенюк Анжеликой Юрьевной, соответствует учебной программе 2 класса РБ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_uroka.docx40.35 КБ

Предварительный просмотр:

Тема « Рыбы»

Цель: Формирование у учащихся представлений о рыбах как об особой группе животных.

Задачи:

  • создать условия для усвоения отличительных признаков рыб, особенностей их строения в связи с жизнью в воде;
  • научить различать наиболее распространённых рыб по их характерным признакам;
  • способствовать осознанию учащимися роли рыб в природе и для человека;
  • развивать умения описывать объекты природы, устанавливать причинно-следственные связи в системе «особенности строения – образ жизни»

Учебно-методическое обеспечение урока и оборудование: учебное пособие, схема  «Животные», рисунки насекомых, рыб, карточки с инструкциями для  работы групп, карточки для игры «Веер вопросов», карточки с текстами для рубрики «Это интересно», видео «Рыбы» и «Рыбы Беларуси».

Ход урока

1 Организационный этап

Учитель: 1-2-3- слушай и смотри.

Учащиеся: 3-2-1 – работать мы хотим.

- Каким должно быть настроение, чтобы урок получился удачным?

- Настроение должно быть хорошим, деловым.

2. Этап проверки домашнего задания  (заполнение кластера)

- Назовите части  живой природы.

-Сегодня мы с вами продолжаем говорить  животных.

-Почему животных выделили в отдельную часть?

-Какие группы животных вы знаете?

Ответы детей (находит группа правильный ответ и помещает его на доску, заполняя кластер)

        птицы        пресмыкающиеся

звери        земноводные

насекомые        рыбы

-Насекомые, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы, птицы, звери.

С какой группой животных вы познакомились  на прошлом уроке? (насекомыми)

Прикрепить картинки с насекомыми на доску (учащиеся выбирают картинки с насекомыми и прикрепляют на доску)

- Почему они так называются?

Рубрика «Это меня удивило».   Подготовленные ученики рассказывают об удивительных фактах из жизни насекомых.

Игра « Четвёртый лишний» при помощи картинок

- В каждом ряду найдите лишнюю картинку и объясните почему (Для каждой группы свой ряд картинок)

Муха, окунь, бабочка, комар, оса.

Щука, скворец, аист, воробей.

Волк, медведь, лиса, карась.

Лягушка, жаба, линь, тритон.

3. Определение темы и целеполагание.

Внимательно посмотрите видео фрагмент и скажите на какие вопросы вы хотели бы получить ответы сегодня на уроке.

Просмотр видео «Рыбы. Энциклопедия для детей»

Целеполагание: узнать отличительные признаки рыб; как рыбы приспособились жить в воде; чем они питаются, значение рыб в природе.

4. Этап усвоения новых знаний. Работа в группах.

У каждой группы лежит план работы.

1 группа

План работы:

  1. Откройте учебник на стр. 81.
  2.  Найдите 1 абзац. Прочитайте его внимательно.
  3. На схеме рыбы подпишите её части.

2 группа

План работы:

  1. Откройте учебник на стр. 81.
  2. Найдите 2 абзац. Прочитайте его внимательно.

3.Заполните таблицу

Особенности строения

Приспособления к жизни в воде

Позволяет легко рассекать воду

Облегчает плавание

Помогают дышать в воде

Плавники

Плавательный пузырь

3 группа

План работы:

  1. Откройте учебник на стр. 81.
  2.  Найдите 3 абзац на стр. 81 и1 и 2 абзацы на стр. 82.  Прочитайте его внимательно.
  3. Составьте при помощи картинок кластер

Группы рыб по способу питания

       

4 группа

План работы:

  1. Откройте учебник на стр. 82.
  2.  Найдите 3 абзац. Прочитайте его внимательно.
  3. Составьте рассказ по опорным словам.

Имеют в природе, препятствуют зарастанию, поедают, сами служат добычей.

Отчет работы групп.

Физминутка Капитан Краб

А знаете ли вы какие рыбы живут в реках и озерах Беларуси?

Видео «Рыбы Беларуси»

5. Этап первичной проверки знаний учащихся

_Чем похожи все рыбы?

-Как рыбы приспособились к жизни в воде?

Рубрика «Это интересно»

У каждой группы лежит картинка рыбы, которая обитает в реках и озёрах Беларуси (карп, сом, окунь, щука).

Учащиеся узнают рыбу на картинке и читают о ней интересный факт (Бывают «голые» рыбы. Например, речной сом, тело которого вместо чешуи обильно покрыто слизью. Не имеет чешуи речной угорь и морская рыба-меч.

Чтобы человеку ощутить вкус пищи, надо откусить или хотя бы лизнуть языком. А карпу достаточно прикоснуться хвостом: прикоснётся и знает, вкусно или нет.

Щуке палец в рот не клади! У щуки даже на языке зубы. Полон рот зубов: на челюстях, на нёбных и глоточных дугах. Всю жизнь щука меняет зубы. Старые зубы рассасываются, на смену им поднимаются новые.

Окунь получил своё название за…красивые глаза. Они у него большие и выразительные. Окунь от слова «око», а око и есть глаз.)

6. Этап закрепления новых знаний  и способов действий

Игра «Веер вопросов»

Каждая группа выбирает из веера 2 полоски с вопросительными словами (Что…?, Где…? Как…? Почему…? Сколько…? Может ли…? Чем…? Какая…?)

Составьте 2 вопроса по теме урока и задайте их учащимся класса.

7.Этап контроля. Учащиеся  отвечают на вопросы из веера

8. Этап информирования о домашнем задании

С. 80-83 (ответить на вопросы). Составить загадку о рыбе.

9. Этап подведения итогов.

Возвращаемся к задачам урока и оцениваем степень их решения.

10.  Рефлексия. Приём «Зарядка»

Выполняя определённые движения, учащиеся дают оценку своему участию в работе группы

-поднять руки над головой – высокий уровень;

- поставить руки на пояс – средний уровень;

 Присесть – низкий уровень.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Рыбы".

Конспект урока окружающего мира по теме "Рыбы" для учащихся 2 класса УМК "Перспективная начальная школа". Может быть использован учителями, которые работают по другим комплектам....

Открытый урок на тему: "Рыбы - позвоночные в воде"

Тема: «Рыбы - позвоночные в воде».Целеполагание: познакомить учащихся с особенностями строения и образом жизни рыб.Задачи:Образовательные:Дать понятие «позвоночные животные»Уметь перечислять особеннос...

Конспект открытого урока по окружающему миру по теме : «Рыбы» 2 класс, система развивающего обучения Л.В.Занкова.

Урок по окружающему миру по теме «Рыбы», учебный комплект Дмитриевой, Казаковой с 1 по 4 класс, входит в учебно-методический комплект системы развивающего обучения Л.В.ЗанковаТип урока: изучение новых...

Конспект урока по окружающему миру на тему: «Рыбы», 2 класс

Цели деятельности учителя: знакомство с особенностями строения рыб в связи с жизнью в воде; формирование представления о растительноядных, хищных и всеядных животных этой группы.Планируемые результаты...

Окружающий мир , конспект урока по теме:" Рыбы" 2 класс

Представлен конспект урока по окружающему миру для 2 класса. Возможно преминение этой разработки и для других УМК....

Конспект открытого урока по теме: "Рыбы"

Конспект открытого урока по окружающему миру по теме "Мир животных: рыбы. Особенности внешнего вида, условия жизни, передвижения, питания: узнавание, называние, описание" во 2 классе, УМК Шк...

Информационный лист к уроку по окружающему миру по теме "Рыбы", 2 класс

Информационный лист к открытому уроку по окружающему миру по теме "Строение рыбы", 2 класс...