Программа курса внеурочной деятельности "Классное" внеклассное чтение"
рабочая программа (4 класс)

Программа реализуется в рамках общеинтеллектуальгого направления внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_chtenie.doc109.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов

г. Кирс Верхнекамского района Кировской области

«Утверждаю»                                                                                    Программа рассмотрена на методическом

(приказ № _____от __________)                                                     совете (протокол №______от________ )

Директор школы:                 Н.В. Шибанов                        Председатель методсовета:         С.Н. Гостюхина

Программа

курса внеурочной деятельности

«Классное» внеклассное чтение»

(курс ориентирован на учащихся 4 класса,

срок реализации – 1 год)

Программа  разработана

учителем начальных классов

МКОУ СОШ с УИОП г. Кирс

Утемовой О.А.

2015 – 2016 гг.

г. Кирс

Пояснительная записка

        Программа курса внеурочной деятельности «Классное» внеклассное чтение» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального образовательного стандарта начального общего образования». Программа реализуется в рамках общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности.

        Цель курса: углубленно знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечивать полноценное литературное развитие младших школьников, раскрывать перед детьми мир нравственно – эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, вырабатывать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.

Задачи:

  • обогащение внутреннего мира ребенка через книгу, новые мысли и новое понимание привычных явлений и вещей в свете переживаний прочитанного;
  • расширение знаний о литературных произведениях;
  • развитие интереса к художественной книге;
  • развитие навыков глубокого понимания смысла художественного произведения и самостоятельного выбора книг для чтения;
  • ознакомление с творчеством современных авторов;
  • формирование информационной культуры личности учащихся.

Художественная литература является средством эстетического, нравственного  и социального воспитания детей, способствует повышению их познавательной  и творческой активности, даёт ребёнку образцы правильного литературного языка, служит для того, чтобы помочь каждому ученику научиться самостоятельно вступать в диалог с различными "голосами" произведений,  замечать любые творческие проявления учеников и создавать условия для их развития.

Для развития речи (словарного запаса, грамматического строя) используются задания, направленные на освоение авторской лексики. Привлекается внимание детей к образованию новых форм слов,  проводится работа по употреблению синонимов, антонимов, средств художественной выразительности, используемой в произведении. Программа рассчитана на то, чтобы научить делать интерпретацию текста:

Интонирование произведения (отрывка) вслух (выразительное чтение текста, позволяющее представить личную точку зрения исполнителя);

Устное выступление перед слушателями по поводу прочитанного произведения (отзыв, высказывание читателя и слушателей);

"Раскадровка" текста с целью создания виртуального диафильма по сюжету художественного произведения;

Чтение произведения по ролям;

Драматизация произведения (постановка спектакля по изученной пьесе);

Иллюстрирование произведений, прочитанных на занятиях и самостоятельно.

В 4 классе дети учатся выбирать книги по интересам, участвовать в коллективном обсуждении книг, прочитанных дома. Овладевают умением читать книгу вслух вдумчиво и выразительно, представлять перед слушателями в интонации, мимике, жестах, эмоциях своё личное понимание и восприятие прочитанного.

        Программа реализуется в тесном контакте с родителями. Проводятся родительские собрания, в ходе которых:

     - знакомят родителей с целями и задачами программы;

     - проводят обзоры детской периодической печати;

     - знакомят родителей с разнообразной информацией (полезными сайтами, новинками детской литературы), дают советы по привлечению детей к чтению и т. д.

Подход к организации деятельности детей, связанной с книгами, следующий: учитель называет тему чтения за неделю до намеченного урока, на котором будет проводиться проверка качества работы учащихся с книгами.

В течение периода времени от получения детьми темы для чтения до проведения урока по этой теме учитель периодически напоминает учащимся о задании, интересуется их успехами в поиске нужных книг. Дети, в свою очередь, находят соответствующую литературу и читают то, что имеет отношение к названной учителем теме предстоящего урока. На перемене, предшествующей уроку, дети организуют выставку книг и знакомятся с ней.

Объём курса в 4 классе 34 ч.  (из расчета 1 ч. в неделю)

Содержание курса

Содержание программного материала

Кол-во часов

1

Прекрасное рядом

2

2

Книги о сверстниках и школе

7

3

Мудрые страницы

4

4

Путешествие по дорогам любимых книг

12

5

Жизнь дана на добрые дела

8

6

Этот удивительный, удивительный мир

1

Итого

34

Формы и методы проведения занятий:

  •  беседа;
  •  работа в паре, группе;
  •  чтение - рассматривание книг;
  •  выразительное чтение вслух;
  •  книжная выставка;
  •  обсуждение;
  •  КВН;
  •  литературная игра;
  •  драматизация;
  •  выставка рисунков;
  •  викторина;
  •  праздник;
  •  экскурсия

Формы контроля: входная, промежуточная, итоговая диагностика.

Результаты освоения курса:

Личностные результаты:

  • формирование гордости за свою Родину, ее историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества;
  • формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
  • развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;  
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
  • наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
  • активное использование речевых средств для решения коммуникативных познавательных задач;
  • использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; 
  • овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;        
  • готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное  поведение и поведение окружающих;
  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

  • понимание литературы как явления национальной и мировой культуры как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
  • осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
  • достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием литературоведческих понятий;
  • использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
  • умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
  • умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно—следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
  • умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста пo аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать  отзыв на прочитанное произведение;
  • развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта.
  • Сопоставление и осмысление поступков героев, мотивов их поведения, чувств и мыслей действующих лиц, оценка их поступков
  • Внимание к языку художественных произведений, понимание образных выражений, используемых в нем
  • Ориентировка в учебной книге.

Обучающиеся должны знать:

  • основные элементы книги (титульный лист, оглавление, предисловие, аннотация, послесловие);
  • 2-3 книги каждого писателя, с которыми знакомились на уроках внеклассного чтения;
  • приёмы выбора  нужной книги для чтения на определённую тему.

Обучающиеся должны уметь:

  • различать основные элементы книги, определять содержание по названию;
  • дать правильный ответ, о ком или о чем прочитанная книга;
  • ориентироваться в книгах одного автора или однотемных книгах разных авторов;
  • выбрать книгу по теме для самостоятельного чтения;
  • выделять законченную по смыслу часть или эпизод;
  • составлять рассказ о герое;
  • использовать книги-справочники и периодическую печать для подготовке к беседе по прочитанному;
  • кратко передавать содержание прочитанного  как по эпизодам так и в целом;
  • высказывать собственные доказательные суждения.

  Методическое обеспечение программы:

  • Организационные условия

 – основные формы занятий: фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.    

  •  Материально-технические условия

 – наличие кабинета;                      

 – наличие компьютерной техники.                                                                

  • Методические условия                                                                                                                      

– литература с разработками и методическими рекомендациями по проведению занятий;                                                                                                                                  

 – видеоматериалы.

        Библиографический список:

1. Внеклассное чтение / худож. : Черноглазов В. - М. : Самовар, 2006. - 143 с. : ил. - (Школьная б-ка). - Содерж. авт.: Тургенев И., Твен М., Чехов А., Куприн А., Андреев Л., Лондон Д., Толстой А., Казаков Ю.

2. Детское чтение: тематическая подборка статей: миссия и моделирование чтения // Библиотечное дело. - 2007. - дек. (N 13). - С. 6-28.

3. Методика обучения чтению: Учебно-метод. пособие для пед. вузов /Сост.: Сальникова Т.П. - М.: Сфера, 2001. - 234 с. - Библиогр.: с. 233. - ISBN5-89144-110-1 :

4. Беленькая, Л.И. Дети - читатели художественной литературы : Типологические особенности чтения на разных этапах детства // Школьная библиотека. - 2011. - май (N 4). - С. 32-41.

5. Белоногая, В. Вместе читаем, играем, создаем!: опыт взаимодействия с ребенком в процессе обучения чтению : [педагог делится опытом обучения чтению ребенка 6-7 лет] // Семейное чтение. - 2008. - февр. (N 1). - С. 21-23. - Список лит.: 5 назв.

6. Гриценко, З. Своеобразие читательского становления: [проблема круга чтения дошкольника] // Дошкольное воспитание. - 2008. - февр. (N 2). - С. 15-20.

7. Жамалетдинова, Н. Р. Я родился! Я читаю!: [программа муниципальной библиотеки по раннему литературному развитию детей] // Молодые в библиотечном деле. - 2006. - янв. (N 1). - С. 23-27.

8. Крылова, Н. Чтение как универсальная культурная практика ребенка : [модели культурных практик чтения детей-школьников] // Народное образование. - 2007. - окт. (N 9). - С. 165-168 // Воспитательная работа в школе. - 2008. - апр. (N 2). - С. 73-84.

9. Молдавская, К. Мы выбираем: [алгоритм выбора книг для детей от критика детской литературы] // Что читать?. - 2009. - март (N 3). - С. 48-49.

10. Родничок: Книга для внеклассного чтения в 3 классе. - 2-е изд. - Тула: Арктоус, 1996. - 223с.: ил. –

11. Родничок: Книга для внеклассного чтения в 4 классе. - Тула: Арктоус, 1997. - 316с.: ил.

12. Родничок: Книга для внеклассного чтения во 2 классе. - 3-е изд. - Тула: Арктоус, 1996. - 316с.

13. Семяновская, А.П. Библиотечные уроки в начальной школе: [материал для игрового занятия, посвященного культуре чтения, с включением викторин и кроссвордов, для учащихся начальных классов] // Школьная библиотека. - 2011. - май (N 4). - С. 79-88.

14. Тимофеева, И.Н. Книга в жизни детей и подростков: Фрагменты книг : [фрагменты из книг "Книга в жизни маленьких детей", "Дети. Время. Книга"] // Школьная библиотека. - 2009. - февр. (N 2). - С. 1-32.

15. Тимофеева, И.Н. Что и как читать вашему ребенку от года до десяти: Энциклопедия для родителей по руководству детским чтением. - СПб.: Изд-во РНБ, 2000 . - 511 с.: ил. - В надзаг.: Рос. нац. б-ка. (В пер.)

Мультимедийные образовательные ресурсы.

 http://www.solnet.ee

Российский общеобразовательный

портал для детей и взрослых.

http://www.viki.rdf.ru

Детские электронные книги и презентации

http://www.vidahl.agava.ru/

Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4 т.

http://potomy.ru/

Сайт детям начальной школы

http://www.nachalka.com/photo/

Фотогалерея сайта Началка.com

http://www.lukoshko.net

Сайт "Лукошко сказок"

http://audioskazki.detsky-mir.com/

Детское аудио (сказки, песни, стихи, рассказы спектакли и т.д.)  

http://www.danilova.ru/storage/present.htm

Сиди и слушай аудиосказки

http://pedlib.ru/katalogy/katalog.php?id=0&page=1

http://www.koob.ru/

Педагогическая библиотека

http://mirdetok.tomsk.ru/

Информационный сайт для детей и их родителей

Учебно – тематическое планирование

№ темы п/п

Дата

Тема/ раздел курса

Возможные виды деятельности

Кол-во часов

Прекрасное рядом

1

Вводное занятие.

Беседа. Заполнение анкеты «Какой ты читатель?». Знакомство с заповедями читателя и с основными элементами книги.

1

2

Странички дневника (книги, прочитанные  летом).

Выставка книг. Прослушивание и самостоятельное чтение рассказов. Обмен читательскими впечатлениями.

1

Книги о сверстниках и школе

3

Н.Н. Носов «Фантазеры и затейники»

Беседа, викторина. Представление других произведений Н.Н. Носова. Обсуждение выставки иллюстраций.

1

4

«И в шутку, и всерьез». Рассказы Н. Носова.

Конкурс знатоков. Конкурс писем любимому герою. 

1

5-7

Н.Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома»

Обсуждение прочитанного,  чтение и пересказ понравившихся  эпизодов, дискуссия. Составление словарика литературоведческих терминов. Создание виртуального диафильма.

3

8-9

Трудно ли учиться в школе?        (стихи, рассказы о школе)

Творческий конкурс: забавные истории из школьной жизни. Выставка книг, рассказ о писателях. Проблемные вопросы, кроссворд для знатоков.

2

Мудрые страницы

10-13

А.де С. Экзюпери «Маленький принц»

«Экспедиция» в сказочную страну. Прослушивание и самостоятельное  чтение сказки.  Конкурс на лучшего рассказчика. Игровой диктант «Внимательный читатель». Литературная игра. Работа над образами персонажей, над языком сказки. Чтение по ролям.

4

Путешествие по дорогам любимых книг

14-17

Творчество Э. Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот»

Пересказ понравившихся эпизодов, чтение и обсуждение эпизодов, выставка рисунков. Викторина, отгадывание кроссворда. Информация о других произведениях Э. Успенского. Экскурсия в библиотеку.

4

18-21

А. Волков «Волшебник Изумрудного города»

Знакомство с творчеством А. Волкова и его произведениями (работа в группах). Чтение и пересказ понравившихся эпизодов. Игра по станциям.

4

22-25

В. Губарев «Королевство кривых зеркал»

Чтение и пересказ отрывков, тест-игра, подготовка совместно с учащимися  вопросов для брейн-ринга по прочитанному произведению.

4

Жизнь дана на добрые дела

26-29

Е.И. Ильина «Четвертая высота»

«Круглый стол»: рецензирование книги и рекомендации одноклассникам. Доклады о войне и детях на войне, чтение, беседа, обсуждение выставки книг.

4

30-33

А.П. Гайдар «Тимур и его команда»

Путешествие во времени. Просмотр х/фильма. Конкурс на лучшего рассказчика. Литературная игра.

4

Этот удивительный, удивительный мир

34

Праздник  «В гостях у Книги»

Заполнение анкеты «Каким читателем я стал?». Итоговая читательская конференция.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности Чтение с увлечением 3 класс

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку и КТП...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности Чтение с увлечением 2 класс

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку и КТП...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Смысловое чтение. Работа с текстом»

Программа «Смысловое чтение и работа с текстом» имеет духовно-нравственную направленность и предназначена для организации внеурочной деятельности по общеинтеллектуально...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Обучение смысловому чтению» 2 класс

Курс «Обучение смысловому чтению» составлен в соответствие с авторским курсом «Смысловое чтение» Беденко М.В.      В Примерной основной образова...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Чтение с увлечением" +34 урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Чтение с увлечением" +34 урока...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Чтение с увлечением"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Чтение с увлечением"...