Выступление на педагогическом совете «Сотрудничество классного руководителя с родителями в начальной школе»
материал

“Чтобы узнать ребёнка, надо хорошо знать его семью”

                                                                       В.А.Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete.docx17.8 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете
«Сотрудничество классного руководителя с родителями
в начальной школе»

                                                                                                                                                                                                   “Чтобы узнать ребёнка, надо хорошо знать его семью”

                                                                                 В.А.Сухомлинский

 

       Работа с родителями – это одна и самых важных составляющих работы классного руководителя. Сотрудничество учителя и родителей осуществляется ради общих целей, интересов и задач по воспитанию и обучению детей.
Набирая класс, я набираю не 25 детей, а 25 семей с мамами, папами, бабушками, дедушками, и т.д. и т.п. Все они со своими характерами, взглядами, убеждениями, семейными устоями, традициями, проблемами и претензиями. И от того, насколько совпадут интересы родителей со стремлениями учителя, насколько учителю удастся убедить, привлечь на свою сторону родителей, от тех связей и взаимоотношений, которые возникнут в начальный период, будет во многом зависеть и вся последующая работа.

Не могу сказать, что это удаётся мне на 100%. Такого не бывает. Итак, чтобы осуществлялось сотрудничество необходимо стать с родителями единомышленниками и союзниками.
   Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между учителем, учащимися и их родителями. 
Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей. 
В основе этого союза единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.
Работая с родителями важно достичь обоюдного откровения и понимания.

   Если учитель обвиняет родителей, следовательно, он сам допускает ошибки и наоборот.
Школа дает ребенку научные знания и воспитывает у него сознательное отношение к действительности. Семья обеспечивает практический жизненный опыт, воспитывает умение сопереживать другому человеку, чувствовать его состояние. Для гармонического развития личности необходимо и то и другое.
Значит: и родители нужны школе и она нужна семье. Учитель является связующим звеном между школой и семьями учащихся.
 Общение с родителями своих учеников учителю необходимо, так как без этого он оказывается лишенным очень важной информации. 
Учитывая это, учителю важно правильно понять нравственные ценности и микроклимат семьи, истины ли они.
   Форма и содержание сотрудничества учителя с родителями зависят от целей, поставленных учителем.
Создание теплого климата в классе: без напряжений, дружеского, основанного на взаимопомощи. Если ребёнку хорошо, комфортно и радостно, родители спокойны. Поэтому сначала устанавливается контакт учителя с детьми, детей друг с другом, а затем учителя с родителями.

В первом – втором классе важно поощрять родителей познакомиться между собой, обменяться адресами и телефонами, организовать их тесное общение.

    Создание ситуации успеха и радости от собственных достижений и достижений своих товарищей. Работа происходит лучше, если она основывается на индивидуальных беседах, или когда учитель  организует совместные праздники, походы, творческие дела. Очень важно после этого выслушать родителей и  узнать их мнение.
    Взаимоотношения с родителями укрепляются, когда:
-учитель уделяет общению с родителями столько времени, сколько требуется;
начинает разговор не с проблем детей, а с общих приятных вопросов, не спешит решать проблемы;
-оказывает внимание родителям, интересуется их работой, домом;
-учитель стремится раскрыть способности родителей в отдельных областях воспитания детей; 
-учитель не избегает обсуждать эмоции, возникающие из-за школы, учителей, детей;
-внимательно слушает и принимает то, что говорят родители, не критикует их мнение, а старается понять, что позволяет им так думать;

- учитель помнит, что нельзя родителям указывать, а тем более ругать их детей;
-учитель на родительских собраниях говорит о том, что важно всем, а не конкретно одному родителю;
-учитель надеется на победу добра в душе ребенка;
-учитель информирует родителей лично, при помощи смс сообщений или индивидуальных бесед, информацию, предназначенную для родителей и  не передает через детей или других лиц.
    Обычно родители, приходящие в школу делятся на две группы:
Те, которые знают, что их ребенок в школе оценивается положительно, они ждут похвалы.
Те, которые знают о трудностях детей, но боятся об этом говорить, избегают учителя, и не знают, как помочь ребенку. Такие родители предпочитают вообще не ходить в школу, ограничиться лишь телефонными звонками, или приходить в школу лишь по вызову учителя. Часто их пугают и возможные упреки со стороны других родителей. На эту группу родителей нужно обратить особое внимание. 
Наблюдая и анализируя обращения родителей, могу сказать, что родители, которые приходят на консультации и беседы, тревожатся по следующим причинам:

проблемы адаптации детей в школе; (в основном 1 класс)
конфликты детей; недовольство дружбой детей.
проблемы успеваемости; трудности в обучении и их причины;
проблемы, связанные с формированием навыка чтения и счета,
проблемы активности и внимательности детей на уроках;
Выслушав проблему, с которой обратился родитель очень важно не навредить, а тактично дать дельный совет и  решить эту проблему.
Как правило, родители, выслушав советы, стараются их придерживаться.
  Для родителей важно проводить беседы на  интересующие их вопросы.
     Формы работы учителя с родителями разнообразны:
Индивидуальные: беседы  с родителями;
Групповые. 
Коллективные: классные собрания, общешкольные родительские собрания, совместные внеклассные мероприятия, экскурсии, праздники т. д. 
Родители моего класса активно посещают родительские собрания (примерно 80-85 %), мероприятия, проводимые в классе.
Неоценима  помощь родителей в ремонте класса, помощь в проведении праздников.
  Работая с классом четвертый год, могу с уверенностью сказать.
Почти все родители интересуются, как их дети учатся; 
У большинства, совместные с детьми увлечения и занятия.
родители интересно и очень разнообразно проводят свой досуг вместе с детьми, а именно: путешествуют, ходят в походы на природу, совершают поездки к морю.
     Большинство родителей интересуются, с кем дружат их дети, поддерживают эту дружбу сами, организуют детские праздники, дни именинника.
      Дети же хотят, чтобы родители принимали активное участие и в их школьной жизни, были с ними во время детских праздников в школе. И очень огорчаются, когда родители, по какой то причине, не могут прийти. Это еще раз подтверждает существование тесного контакта между детьми и родителями, желания общаться и взаимодействовать с обеих сторон, а также интерес и внимание со стороны родителей к детям.
       Работа классного руководителя с родителями очень сложна. К сожалению, в работе педагога с родителями начальных классов встречаются и трудности, основные из которых: 
-отсутствие инициативы со стороны родителей  и редкое посещение школы, плохое посещение родительских собраний, отсутствие интереса к делам ребенка, ограниченное общение с детьми, не проявляют инициативу в проведении мероприятий, боятся высказывать свое мнение, пожелания;
-неправильная оценка родителями своих детей (часто родители переоценивают своего ребенка, поэтому слишком много от них требуют, или  недооценивают и не считаются с замечаниями учителя, так как не верят им);
-невыполнение родителями требований учителя, 
-а также на отсутствие взаимопонимания между учителем и родителями, когда родители не идут на контакт, не хотят совместно решать возникшие проблемы.
      Для успешной воспитательной работы учитель должен обладать педагогическим мастерством, которое подразумевает следующее:
Хорошо знать и любить своего воспитанника и свою работу.
Сознательно стремиться достигнуть поставленных воспитательных целей и задач.
Эффективно применять воспитательные формы, методы и приёмы.
Уметь общаться и взаимодействовать с семьей воспитанника.
Поднимать авторитет родителей в глазах учеников.
Передавать родителям научные (педагогические, психологические, юридические и др.) знания и педагогический опыт.
 Развивать свои способности и педагогическое мастерство.
   Подводя итог всему выше сказанному, еще раз хочется отметить актуальность темы сотрудничества и пожелать учителям успешной работы, достойной этой работы зарплаты и морального удовлетворения. Пусть родители ваших учеников говорят о вас: «Наша учительница прекрасна во всех отношениях. Приходя в школу, я получаю всестороннюю информацию об успеваемости, поведении и общении своего ребенка. Она хороший психолог и помощник. Она никогда не скажет плохо о ребенке у всех на виду. Её можно спросить обо всем, что интересует, и она всегда тактично ответит, посоветует. Мы очень рады, что нашего ребенка обучает и воспитывает прекрасный учитель и человек»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ...

Выступление на педагогическом совете по теме: « Реализация компетентностного подхода в начальной школе как одна из возможностей достижения нового качества образования».

Цель данного выступления: осмысление основных концептуальных идей модернизации педагогического образования;   использование современных образовательных технологий, проблем построения образователь...

Выступление на педагогическом совете. Тема: "Работа с неуспевающими детьми в начальной школе".

Каждому педагогу хочется, чтобы ребенок хорошо учился. Для этого необходимо придерживаться четырех важных правил:      1. Заинтересованность в процессе обучения...

Выступление на педагогическом совете по теме "Проблемы преемственности обучения в начальной школе по новым ФГОС"

Выступление на педагогическом совете по теме "Проблемы преемственности обучения в начлаьной школе по новым ФГОС" Преемственность в образовании – это система связей, обеспечивающая взаимодействие ...

Система работы классного руководителя с родителями в начальной школе

В материале представлен опыт работы учителя начальных классов по эффективной организации сотрудничества и расширению возможностей для позитивного общения с семьей, реализации планов при организации и ...

Программа работы классного руководителя с родителями в начальной школе.

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России...