«Формирование нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения через реализацию технологии деятельностного метода»
опыты и эксперименты
Представляю обобщение своего опыта работы на тему «Формирование нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения через реализацию технологии деятельностного метода»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta_ivanova_a.s.14.03.2019.pptx | 2.93 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Условия возникновения опыта: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания» К. Ушинский «Единственный путь, ведущий к знанию- это деятельность» Б. Шоу Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина РФ. Программа развития воспитания в системе образования Владимирской области «Край Владимирский – колыбель России» на 2017-2025гг. - Наличие опыта работы по данной проблеме в классах ФГОС НОО - Воспитательная система класса «Я- патриот»
Актуальность проблемы развития нравственных качеств личности обусловлена противоречиями между Необходимостью развития нравственных качеств младшего школьника Недостаточностью педагогических и методических условий эффективного воспитания Потребностями общества в высоконравственных личностях Слабая сформированность нравственных качеств учащихся
Теоретическая база опыта А.Я.ДАНИЛЮК, A. М. КОНДАКОВ, B. А. ТИШКОВ Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Москва «Просвещение» 2009 Идеи нравственного воспитания школьников (М. Болдырев , А.С. Макаренко, И.Ф. Харламова). - Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на 2015 – 2025гг. Программа развития воспитания в системе образования Владимирской области «Край Владимирский – колыбель России» на 2017-2025гг.
Основные понятия опыта Л.А. Григорович дал следующее определение: «нравственные качества - это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм» . « Деятельностный » – живой и энергичный, активно действующий. (Словарь русского языка С.И.Ожегов 1990 г.) Ключевыми словами в характеристике деятельностного подхода, применяемом в системе начального образования, являются слова: искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться.
Ведущая педагогическая идея опыта: По словам К. Д. Ушинского «Чтение – это упражнение в нравственном чувстве». Я сформирую нравственные качества младших школьников на уроках литературного чтения если я проанализирую и изучу методическую литературу, передовой опыт по теме исследования; подберу диагностические методы; разработаю задания, формирующие нравственные качества школьника и проанализирую результаты уровня сформированности нравственных качеств у младших школьников.
Технология опыта Цель: Создание условий для развития нравственных качеств младших школьников через реализацию технологии деятельностного метода на уроках литературного чтения Задачи: Проанализировать методическую, педагогическую, нравственную литературу и нормативные документы, изучить передовой опыт по теме исследования, определить основные составляющие деятельностного метода в обучении. Изучить и подобрать диагностические методы и критерии оценки сформированности нравственных качеств 3. Разработать банк заданий по литературному чтению, формирующих нравственные качества младшего школьника. 4. Провести диагностику уровня сформированности нравственных качеств у младших школьников
Нравственные качества, которые я формирую в детях : Доброта Честность Храбрость Патриотизм Трудолюбие Дружелюбие Сострадание Вежливость Скромность
Нравственное качество, которое мы развиваем Приемы Произведение Идея произведения Доброта Работа в парах, речевая разминка, синквейн , работа с пословицами, верные и неверные утверждения. В. Берестов «Кошкин щенок» А. Л. Барто «Мы не заметили жука» Доброта, милосердие и сочувствие спасут мир. Чужих детей не бывает Стихи Барто учат быть добрыми, отзывчивыми, искренними и улыбчивыми. Добрым быть приятно. Развиваем доброту
Трудолюбие Чтение по ролям, письмо по кругу, синквейн , работа в парах, инсценирование басни. И.А. Крылов «Стрекоза и муравей » С. Я. Маршак «Кот и лодыри» Иван Андреевич в своем варианте басни «Стрекоза и Муравей» устами Муравья укоряет людей за лень, беззаботность, праздность, легкомыслие. Стихотворение «Кот и лодыри» учит нас уважительно относиться к знаниям, к учебе в школе, чтобы в будущем не испытывать тех трудностей, которые выпадают на плечи неграмотных лентяев. Н равственное качество, которое мы развиваем Приемы Произведение Идея произведения Развиваем трудолюбие
Патриотизм Работа в парах, работа в группе, мозговой штурм, письмо по кругу, синквейн К.Д.Ушинский «Наше Отечество». В. Орлов “Родное”, П. Воронько “Лучше нет родного края”, Г. Ладонщиков “Скворец на чужбине” (внеклассное чтение) Воспитание любви к своей стране, любви, которая вырастает из неразрывной связи поколений. Это память о прошлом своей семьи, своего города, своей страны. Нравственное качество, которое мы развиваем Приемы Произведение Идея произведения Воспитываем патриота
Честность Работа в парах, работа в группе, мозговой штурм, письмо по кругу, синквейн Л.Н.Толстой «Правда всего дороже» Умение говорить правду при любых обстоятельствах – большая ценность. Произведение учит быть честным, даже если правда является неприятной. Нравственное качество, которое мы развиваем Приемы Произведение Идея произведения Развиваем честность
Храбрость Чтение по ролям, письмо по кругу, синквейн , работа в парах. Л.Н.Толстой « Котёнок» Б. Житков «Храбрый утёнок» Главная мысль рассказа Толстого «Котенок» заключается в том, что следует защищать тех, о ком заботишься. Сказка "Храбрый утенок" учит нас не бояться врагов, смело идти навстречу опасностям, учит отстаивать свои интересы и свое мнение, если конечно ты уверен в его правоте. Нравственное качество, которое мы развиваем Приемы Произведение Идея произведения Развиваем храбрость
Результативность опыта Критерии Уровень сформированности нравственных качеств младших школьников(комплексная методика анализа и оценки уровня воспитанности учащихся Н.Г. Анетько ; методика «Диагностика изучения уровня воспитанности» Н.П. Капустина; методика «Пословицы» С.М. Петрова; методика «Диагностика уровня воспитанности М.И.Шиловой) Качество знаний по литературному чтению( итоговая аттестация) Социальная активность (участие в акциях, проектах, полезных делах) Достижения учащихся Достижения учителя
Уровень развития нравственных качеств: 100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10%
Диагностические данные уровня воспитанности (по методике М.И.Шиловой) Уровень воспитанности учащихся 1 класса Уровень воспитанности учащихся 2 класса
Качество образования: 72%
Социальная активность :
Достижения учителя:
Достижения учащихся:
Адресная направленность Наработанный опыт адресован учителям начальных классов для развития нравственных качеств учащихся через использование деятельностного метода в условиях ФГОС. Опыт пополняет методическую базу школы и района с целью формирования умений самостоятельной творческой деятельности и содействия в обеспечении доступности, качества и конкурентоспособности отечественного образования. Предполагается выход на новый уровень сотрудничества с творчески работающими учителями района для обмена опытом.
Список используемой литературы: Атанов Г.А. С чего начинать внедрение деятельностного подхода в обучении. –Донецк: изд-во ДонГУ , 2004 . Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика, № 4, Апрель 2009 Петерсон Л. Г., Кубышева М. А., Кудряшова Т. Г. Требования к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода.- Москва, 2006 Тихонова Э. В., Барчева А. А. Вклад отечественных ученых в развитие проблемы духовно-нравственного воспитания личности ребенка // Молодой ученый. — 2017. — №13. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,А.Я.Данилюк , A. М. Кондаков, B. А. Тишков ,М:, Просвещение» 2009 Федеральный государственный образовательный стандарт общего основного образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. https://scienceforum.ru/2016/article/2016025308 http://hr-portal.ru/article/lichnostno-orientirovannoe-obrazovanie-v-shkole-mif-ili-realnost http://vernadsky.tstu.ru/pdf/2012/03/06.pdf Программа развития воспитания в системе образования Владимирской области «Край Владимирский – колыбель России» на 2017-2025гг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения.
Дипломная работа....
Формирование нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения.
Дипломная работа....
Методы и приёмы духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения.
Об использовании педагогических технологий на уроках чтения в начальных классах пойдёт речь в этой статье....
Формирование духовно-нравственной культуры младших школьников на уроках литературного чтения
Формирование духовно-нравственной культуры младших школьников на уроках литературного чтения...
Формирование личностных качеств младших школьников на уроках литературного чтения
Личностные качества позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, связывая их с жизненными целями и ситуациями....
«Формирование читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО»
Выступление на педсовете по теме "Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС"...
«Формирование читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО»
Развитие навыков работы с текстом и информацией становится одним из приоритетных направлений работы учителя в начальной школе в реалиях современных требований к образованию. Для достижения высоких рез...