«Формирование нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения через реализацию технологии деятельностного метода»
опыты и эксперименты

Иванова Анастасия Сергеевна

Представляю обобщение своего опыта работы на тему «Формирование нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения через реализацию технологии деятельностного метода»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_ivanova_a.s.14.03.2019.pptx2.93 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Формирование нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения через реализацию технологии деятельностного метода» Автор : Иванова А.С. учитель начальных классов МОУ СОШ №1 г.Камешково Презентация педагогического опыта по теме:

Слайд 2

Условия возникновения опыта: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания» К. Ушинский «Единственный путь, ведущий к знанию- это деятельность» Б. Шоу Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина РФ. Программа развития воспитания в системе образования Владимирской области «Край Владимирский – колыбель России» на 2017-2025гг. - Наличие опыта работы по данной проблеме в классах ФГОС НОО - Воспитательная система класса «Я- патриот»

Слайд 3

Актуальность проблемы развития нравственных качеств личности обусловлена противоречиями между Необходимостью развития нравственных качеств младшего школьника Недостаточностью педагогических и методических условий эффективного воспитания Потребностями общества в высоконравственных личностях Слабая сформированность нравственных качеств учащихся

Слайд 4

Теоретическая база опыта А.Я.ДАНИЛЮК, A. М. КОНДАКОВ, B. А. ТИШКОВ Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Москва «Просвещение» 2009 Идеи нравственного воспитания школьников (М. Болдырев , А.С. Макаренко, И.Ф. Харламова). - Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на 2015 – 2025гг. Программа развития воспитания в системе образования Владимирской области «Край Владимирский – колыбель России» на 2017-2025гг.

Слайд 5

Основные понятия опыта Л.А. Григорович дал следующее определение: «нравственные качества - это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм» . « Деятельностный » – живой и энергичный, активно действующий. (Словарь русского языка С.И.Ожегов 1990 г.) Ключевыми словами в характеристике деятельностного подхода, применяемом в системе начального образования, являются слова: искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться.

Слайд 6

Ведущая педагогическая идея опыта: По словам К. Д. Ушинского «Чтение – это упражнение в нравственном чувстве». Я сформирую нравственные качества младших школьников на уроках литературного чтения если я проанализирую и изучу методическую литературу, передовой опыт по теме исследования; подберу диагностические методы; разработаю задания, формирующие нравственные качества школьника и проанализирую результаты уровня сформированности нравственных качеств у младших школьников.

Слайд 7

Технология опыта Цель: Создание условий для развития нравственных качеств младших школьников через реализацию технологии деятельностного метода на уроках литературного чтения Задачи: Проанализировать методическую, педагогическую, нравственную литературу и нормативные документы, изучить передовой опыт по теме исследования, определить основные составляющие деятельностного метода в обучении. Изучить и подобрать диагностические методы и критерии оценки сформированности нравственных качеств 3. Разработать банк заданий по литературному чтению, формирующих нравственные качества младшего школьника. 4. Провести диагностику уровня сформированности нравственных качеств у младших школьников

Слайд 8

Нравственные качества, которые я формирую в детях : Доброта Честность Храбрость Патриотизм Трудолюбие Дружелюбие Сострадание Вежливость Скромность

Слайд 10

Нравственное качество, которое мы развиваем Приемы Произведение Идея произведения Доброта Работа в парах, речевая разминка, синквейн , работа с пословицами, верные и неверные утверждения. В. Берестов «Кошкин щенок» А. Л. Барто «Мы не заметили жука» Доброта, милосердие и сочувствие спасут мир. Чужих детей не бывает Стихи Барто учат быть добрыми, отзывчивыми, искренними и улыбчивыми. Добрым быть приятно. Развиваем доброту

Слайд 11

Трудолюбие Чтение по ролям, письмо по кругу, синквейн , работа в парах, инсценирование басни. И.А. Крылов «Стрекоза и муравей » С. Я. Маршак «Кот и лодыри» Иван Андреевич в своем варианте басни «Стрекоза и Муравей» устами Муравья укоряет людей за лень, беззаботность, праздность, легкомыслие. Стихотворение «Кот и лодыри» учит нас уважительно относиться к знаниям, к учебе в школе, чтобы в будущем не испытывать тех трудностей, которые выпадают на плечи неграмотных лентяев. Н равственное качество, которое мы развиваем Приемы Произведение Идея произведения Развиваем трудолюбие

Слайд 12

Патриотизм Работа в парах, работа в группе, мозговой штурм, письмо по кругу, синквейн К.Д.Ушинский «Наше Отечество». В. Орлов “Родное”, П. Воронько “Лучше нет родного края”, Г. Ладонщиков “Скворец на чужбине” (внеклассное чтение) Воспитание любви к своей стране, любви, которая вырастает из неразрывной связи поколений. Это память о прошлом своей семьи, своего города, своей страны. Нравственное качество, которое мы развиваем Приемы Произведение Идея произведения Воспитываем патриота

Слайд 13

Честность Работа в парах, работа в группе, мозговой штурм, письмо по кругу, синквейн Л.Н.Толстой «Правда всего дороже» Умение говорить правду при любых обстоятельствах – большая ценность. Произведение учит быть честным, даже если правда является неприятной. Нравственное качество, которое мы развиваем Приемы Произведение Идея произведения Развиваем честность

Слайд 14

Храбрость Чтение по ролям, письмо по кругу, синквейн , работа в парах. Л.Н.Толстой « Котёнок» Б. Житков «Храбрый утёнок» Главная мысль рассказа Толстого «Котенок» заключается в том, что следует защищать тех, о ком заботишься. Сказка "Храбрый утенок" учит нас не бояться врагов, смело идти навстречу опасностям, учит отстаивать свои интересы и свое мнение, если конечно ты уверен в его правоте. Нравственное качество, которое мы развиваем Приемы Произведение Идея произведения Развиваем храбрость

Слайд 15

Результативность опыта Критерии Уровень сформированности нравственных качеств младших школьников(комплексная методика анализа и оценки уровня воспитанности учащихся Н.Г. Анетько ; методика «Диагностика изучения уровня воспитанности» Н.П. Капустина; методика «Пословицы» С.М. Петрова; методика «Диагностика уровня воспитанности М.И.Шиловой) Качество знаний по литературному чтению( итоговая аттестация) Социальная активность (участие в акциях, проектах, полезных делах) Достижения учащихся Достижения учителя

Слайд 16

Уровень развития нравственных качеств: 100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10%

Слайд 17

Диагностические данные уровня воспитанности (по методике М.И.Шиловой) Уровень воспитанности учащихся 1 класса Уровень воспитанности учащихся 2 класса

Слайд 18

Качество образования: 72%

Слайд 19

Социальная активность :

Слайд 20

Достижения учителя:

Слайд 21

Достижения учащихся:

Слайд 22

Адресная направленность Наработанный опыт адресован учителям начальных классов для развития нравственных качеств учащихся через использование деятельностного метода в условиях ФГОС. Опыт пополняет методическую базу школы и района с целью формирования умений самостоятельной творческой деятельности и содействия в обеспечении доступности, качества и конкурентоспособности отечественного образования. Предполагается выход на новый уровень сотрудничества с творчески работающими учителями района для обмена опытом.

Слайд 23

Список используемой литературы: Атанов Г.А. С чего начинать внедрение деятельностного подхода в обучении. –Донецк: изд-во ДонГУ , 2004 . Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика, № 4, Апрель 2009 Петерсон Л. Г., Кубышева М. А., Кудряшова Т. Г. Требования к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода.- Москва, 2006 Тихонова Э. В., Барчева А. А. Вклад отечественных ученых в развитие проблемы духовно-нравственного воспитания личности ребенка // Молодой ученый. — 2017. — №13. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,А.Я.Данилюк , A. М. Кондаков, B. А. Тишков ,М:, Просвещение» 2009 Федеральный государственный образовательный стандарт общего основного образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. https://scienceforum.ru/2016/article/2016025308 http://hr-portal.ru/article/lichnostno-orientirovannoe-obrazovanie-v-shkole-mif-ili-realnost http://vernadsky.tstu.ru/pdf/2012/03/06.pdf Программа развития воспитания в системе образования Владимирской области «Край Владимирский – колыбель России» на 2017-2025гг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приёмы духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения.

Об использовании педагогических технологий на уроках чтения в начальных классах пойдёт речь в этой статье....

Формирование духовно-нравственной культуры младших школьников на уроках литературного чтения

Формирование духовно-нравственной культуры младших школьников на уроках литературного чтения...

Формирование личностных качеств младших школьников на уроках литературного чтения

Личностные качества позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, связывая их с жизненными целями и ситуациями....

«Формирование читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО»

Выступление на педсовете по теме "Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС"...

«Формирование читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО»

Развитие навыков работы с текстом и информацией становится одним из приоритетных направлений работы учителя в начальной школе в реалиях современных требований к образованию. Для достижения высоких рез...