Опыт организации проектной деятельности на занятиях дополнительного образования
статья

Головачева Вероника Анатольевна

Описывается метод проектов, его роль в в процессе обучения детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт организации проектной деятельности на занятиях дополнительного образования

История возникновения метода проектов восходит ко второй половине 19 века. Как известно, появился он в США и основывался он на теоретических концепциях так называемой прагматической педагогики.

        В 20 годы 20 века метод проектов привлек внимание советских педагогов. Сторонники метода в Советской России Шульгин В.Н., Игнатьев Б.В. провозгласили его единственным средством преобразования школы учебы в школу жизни, с помощью которого приобретение знаний осуществлялось на основе и в связи с трудом учащихся. Содержание учебных проектов должны были составлять общественно полезные дела подростков и детей.

Концепция модернизации российского образования подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Формирование у школьников инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда»

Слово проект в переводе с латинского «брошенный вперед», толкуется в словарях как план, замысел, текст или чертёж чего-либо, предваряющий его создание.

В современных условиях, когда общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний выпускников школ, но и их умению работать самостоятельно, к способности рассматривать проблему или явление с точек зрения различных наук, все мы сталкиваемся с необходимостью поиска новой формы учебной деятельности. Нам нужен подход, который позволил бы обучать школьников навыкам самостоятельной поисковой и исследовательской работы, повысил бы мотивацию к обучению и дал возможность сформировать у детей целостную картину мира. Проектная  деятельность – один из возможных способов достижения указанных целей.

Формирование у школьников целостной картины мира можно осуществлять с помощью межпредметных связей. Проектная деятельность дает возможность выйти за границы урока и представить изучаемую проблему «объемно»,  с позиций разных дисциплин.

Цель проектного обучения - создание условий, при которых школьники: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

Задачи проектной деятельности:

  1. Формирование и развитие творческих способности ученика
  2. Развитие умений и навыков в постановке проблем и нахождениях способов их решений
  3. Создание мотивирующих факторов в обучении и самообразовании
  4. Воспитание чувства индивидуальной ответственности за свои поступки, принятые решения и действия
  5. Совершенствование коммуникативных умений и навыков.

В своей педагогической практике я использую проектную форму обучения на занятиях дополнительного образования, например: занятие - экспедиция «В мире растений» где был актуализирован и скомпанован  материал дополнительной литературы, осуществлена интеграция с географией, экологией, историей и краеведением.

Итогом выполнения этих проектов является написание исследовательских работ, которые обучающиеся успешно представляют и защищают  на фестивалях, олимпиадах, конференциях.

Мы знаем, что обучающиеся среднего звена школы, начинают делать свои первые шаги в создании проектов еще в начальной школе.

На практике я стараюсь продолжить вовлечение детей в учебно-познавательную практическую деятельность, так, чтобы обучающиеся самостоятельно добивались результата, открывали для себя что-то новое.

В работе  использую  индивидуальный подход  к детям, распределяю обязанности по способностям и интересам.

Существует много классификаций проектов:

  1. По доминирующей деятельности:

- исследовательские

- поисковые

- творческие

- игровые

- информационные

2. По предметно-содержательным областям:

- моно проекты (в рамках одной области знаний)

-межпредметные проекты

3. По количеству участников:

- индивидуальные

- парные

- групповые

4. По продолжительности:

- краткосрочные (1-2 занятия)

- средней продолжительности (от недели до месяца)

- долгосрочные (от месяца и …)

А сейчас уважаемые коллеги мне бы хотелось предложить вам небольшой эксперимент: Следуя моим инструкциям произвести несложные устные вычисления в уме:

  1. Задумайте число
  2. Прибавьте такое же число
  3. К получившему числу прибавьте еще 10
  4. Разделите все пополам
  5. От полученного числа вычитаем задуманное число
  6. Получается 5.

Чтобы достичь этого результата, мы с вами действовали по определенному алгоритму. Так и работа над проектами проходит по определенному алгоритму, т. е. содержит несколько этапов:

  1. Поисковый
  2. Аналитический
  3. Практический
  4. Презентационный
  5. Контрольный

Занимаясь  с учащимися проектной  деятельностью, обратила внимание на трудности, с которыми сталкиваются дети. Во-первых, определение темы исследования, постановка целей и задач, определение методики исследования, формулировка выводов и т.д.

И на помощь приходит учитель: роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Однако на всех этапах педагог выступает как фасилитатор, т.е. помощник. Педагог не передает знания, а обеспечивает деятельность школьника, т.е. консультирует его.

Педагог мотивирует. Высокий уровень мотивации в деятельности – залог успешной работы над проектом.

Педагог наблюдает. И наблюдения нацелено на получение им информации, которое позволит педагогу продуктивно работать во время консультации.

Педагог учит работать с огромным объемом информации по теме.

Педагог помогает применить полученные знания для достижения целей и задач проекта.

Роль ученика: 

  • планировать работу;
  • письменно и устно представлять результаты своей работы;
  • защищать и отстаивать свою точку зрения;
  • отвечать за результаты работы;
  • оформлять работу и т.д.

Основываясь на свой опыт работы с детьми могу сказать следующее:

Метод проектов имеет ряд преимуществ:

  1. он дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой
  2. успешно интегрируется в образовательный процесс
  3. этот метод гуманистический, обеспечивает не только успешное освоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг другу
  4. проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, желание помочь другим, умение работать в команде и ответственность за совместную работу

Своё выступление  я хочу закончить притчей: "В одном селении жили два мудреца, между которыми было соперничество: кто главнее в этом селении? И на одном из собраний один из мудрецов решил показать, что он главнее и мудрее. Взяв в ладони бабочку, он сказал другому мудрецу: "Если ты мудрейший, то ответь: вспорхнет ли бабочка из моих ладоней?" А сам подумал: "Если скажет "да", то я сомкну ладони. Если скажет "нет" - то я их распахну, и бабочка взлетит. И это даст возможность показать, что другой мудрец не прав и я главнее. На что другой мудрец ответил, вопреки его ожиданиям: "Все в твоих руках".

  Давайте сделаем вывод:

В наших руках то, как мы сможем развить все задатки, данные нашим ученикам, и они достигнут соответственных высот или они останутся нераскрытыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система организации проектной деятельности класса во внеурочной деятельности и дополнительном образовании учащихся

«Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а ее однообразием» ...

Статья: "Опыт организации проектной деятельности младших школьников"

Рекомендации по организации проектной деятельности младших школьников....

Статья "Опыт организации проектной деятельности младших школьников"

Этапы организации проектной деятельности младших школьников....

"Опыт организации проектной деятельности в начальной школе"

Статья на тему: "Опыт оргпнизации проектной деятельности в начальной школе" В ней описаны принципы организации проектной деятельност,на основе которых сложилась моя методическая система работы над про...

ПРОГРАММА муниципальной научно-практической конференции «Опыт организации проектной и исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС общего образования»

Обобщение и обмен опытом организации проектной и исследовательской деятельности в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС общего образования.Выступление на  муниципальной научно-п...

Опыт работы «Формирование произвольного внимания и поведения используя систему заданий при организации проектной деятельности младших школьников»

Опыт работы по теме "Формирование произвольного внимания и поведения используя систему заданий при организации проектной деятельности"...