Опыт организации проектной деятельности на занятиях дополнительного образования
статья
Описывается метод проектов, его роль в в процессе обучения детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_organizatsii_proektnoy_deyatelnosti_na_zanyatiyah_dopolnitelnogo_obrazovaniya.docx | 24.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт организации проектной деятельности на занятиях дополнительного образования
История возникновения метода проектов восходит ко второй половине 19 века. Как известно, появился он в США и основывался он на теоретических концепциях так называемой прагматической педагогики.
В 20 годы 20 века метод проектов привлек внимание советских педагогов. Сторонники метода в Советской России Шульгин В.Н., Игнатьев Б.В. провозгласили его единственным средством преобразования школы учебы в школу жизни, с помощью которого приобретение знаний осуществлялось на основе и в связи с трудом учащихся. Содержание учебных проектов должны были составлять общественно полезные дела подростков и детей.
Концепция модернизации российского образования подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Формирование у школьников инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда»
Слово проект в переводе с латинского «брошенный вперед», толкуется в словарях как план, замысел, текст или чертёж чего-либо, предваряющий его создание.
В современных условиях, когда общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний выпускников школ, но и их умению работать самостоятельно, к способности рассматривать проблему или явление с точек зрения различных наук, все мы сталкиваемся с необходимостью поиска новой формы учебной деятельности. Нам нужен подход, который позволил бы обучать школьников навыкам самостоятельной поисковой и исследовательской работы, повысил бы мотивацию к обучению и дал возможность сформировать у детей целостную картину мира. Проектная деятельность – один из возможных способов достижения указанных целей.
Формирование у школьников целостной картины мира можно осуществлять с помощью межпредметных связей. Проектная деятельность дает возможность выйти за границы урока и представить изучаемую проблему «объемно», с позиций разных дисциплин.
Цель проектного обучения - создание условий, при которых школьники: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
Задачи проектной деятельности:
- Формирование и развитие творческих способности ученика
- Развитие умений и навыков в постановке проблем и нахождениях способов их решений
- Создание мотивирующих факторов в обучении и самообразовании
- Воспитание чувства индивидуальной ответственности за свои поступки, принятые решения и действия
- Совершенствование коммуникативных умений и навыков.
В своей педагогической практике я использую проектную форму обучения на занятиях дополнительного образования, например: занятие - экспедиция «В мире растений» где был актуализирован и скомпанован материал дополнительной литературы, осуществлена интеграция с географией, экологией, историей и краеведением.
Итогом выполнения этих проектов является написание исследовательских работ, которые обучающиеся успешно представляют и защищают на фестивалях, олимпиадах, конференциях.
Мы знаем, что обучающиеся среднего звена школы, начинают делать свои первые шаги в создании проектов еще в начальной школе.
На практике я стараюсь продолжить вовлечение детей в учебно-познавательную практическую деятельность, так, чтобы обучающиеся самостоятельно добивались результата, открывали для себя что-то новое.
В работе использую индивидуальный подход к детям, распределяю обязанности по способностям и интересам.
Существует много классификаций проектов:
- По доминирующей деятельности:
- исследовательские
- поисковые
- творческие
- игровые
- информационные
2. По предметно-содержательным областям:
- моно проекты (в рамках одной области знаний)
-межпредметные проекты
3. По количеству участников:
- индивидуальные
- парные
- групповые
4. По продолжительности:
- краткосрочные (1-2 занятия)
- средней продолжительности (от недели до месяца)
- долгосрочные (от месяца и …)
А сейчас уважаемые коллеги мне бы хотелось предложить вам небольшой эксперимент: Следуя моим инструкциям произвести несложные устные вычисления в уме:
- Задумайте число
- Прибавьте такое же число
- К получившему числу прибавьте еще 10
- Разделите все пополам
- От полученного числа вычитаем задуманное число
- Получается 5.
Чтобы достичь этого результата, мы с вами действовали по определенному алгоритму. Так и работа над проектами проходит по определенному алгоритму, т. е. содержит несколько этапов:
- Поисковый
- Аналитический
- Практический
- Презентационный
- Контрольный
Занимаясь с учащимися проектной деятельностью, обратила внимание на трудности, с которыми сталкиваются дети. Во-первых, определение темы исследования, постановка целей и задач, определение методики исследования, формулировка выводов и т.д.
И на помощь приходит учитель: роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Однако на всех этапах педагог выступает как фасилитатор, т.е. помощник. Педагог не передает знания, а обеспечивает деятельность школьника, т.е. консультирует его.
Педагог мотивирует. Высокий уровень мотивации в деятельности – залог успешной работы над проектом.
Педагог наблюдает. И наблюдения нацелено на получение им информации, которое позволит педагогу продуктивно работать во время консультации.
Педагог учит работать с огромным объемом информации по теме.
Педагог помогает применить полученные знания для достижения целей и задач проекта.
Роль ученика:
- планировать работу;
- письменно и устно представлять результаты своей работы;
- защищать и отстаивать свою точку зрения;
- отвечать за результаты работы;
- оформлять работу и т.д.
Основываясь на свой опыт работы с детьми могу сказать следующее:
Метод проектов имеет ряд преимуществ:
- он дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой
- успешно интегрируется в образовательный процесс
- этот метод гуманистический, обеспечивает не только успешное освоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг другу
- проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, желание помочь другим, умение работать в команде и ответственность за совместную работу
Своё выступление я хочу закончить притчей: "В одном селении жили два мудреца, между которыми было соперничество: кто главнее в этом селении? И на одном из собраний один из мудрецов решил показать, что он главнее и мудрее. Взяв в ладони бабочку, он сказал другому мудрецу: "Если ты мудрейший, то ответь: вспорхнет ли бабочка из моих ладоней?" А сам подумал: "Если скажет "да", то я сомкну ладони. Если скажет "нет" - то я их распахну, и бабочка взлетит. И это даст возможность показать, что другой мудрец не прав и я главнее. На что другой мудрец ответил, вопреки его ожиданиям: "Все в твоих руках".
Давайте сделаем вывод:
В наших руках то, как мы сможем развить все задатки, данные нашим ученикам, и они достигнут соответственных высот или они останутся нераскрытыми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система организации проектной деятельности класса во внеурочной деятельности и дополнительном образовании учащихся
«Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а ее однообразием» ...
Статья: "Опыт организации проектной деятельности младших школьников"
Рекомендации по организации проектной деятельности младших школьников....
Статья "Опыт организации проектной деятельности младших школьников"
Этапы организации проектной деятельности младших школьников....
"Опыт организации проектной деятельности в начальной школе"
Статья на тему: "Опыт оргпнизации проектной деятельности в начальной школе" В ней описаны принципы организации проектной деятельност,на основе которых сложилась моя методическая система работы над про...
Презентация к выступлению на МО по теме: Формирование положительного отношения к учебному труду, знаниям, науке через организацию интеллектуально-познавательной деятельности на уроках, во внеурочной деятельности, в системе дополнительного образования.
Презентация знакомит с тем, как можно на уроках,во внеклассной деятельности формировать положительное отношение к учебной деятельности...
ПРОГРАММА муниципальной научно-практической конференции «Опыт организации проектной и исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС общего образования»
Обобщение и обмен опытом организации проектной и исследовательской деятельности в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС общего образования.Выступление на муниципальной научно-п...
Опыт работы «Формирование произвольного внимания и поведения используя систему заданий при организации проектной деятельности младших школьников»
Опыт работы по теме "Формирование произвольного внимания и поведения используя систему заданий при организации проектной деятельности"...