Статья по теме Особенности работы учителя начальной школы
статья

Статья по теме Особенности работы учителя начальной школы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности работы учителя начальной школы

Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути ребенка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу.

Обучение в школе – это один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально – педагогическом, психологическом, так и физическом плане.

Создавать новое - это и есть инновация. Инновационное развитие образования — один из приоритетов государства.

 Психологическое благополучие и здоровье всех участников образовательного процесса — та очевидная задача, которая не может оспариваться ни сторонниками, ни противниками любых инноваций.

Основная задача учителя в работе с детьми младшего школьного возраста – создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.

В начальной школе необходимо сформировать в ребенке внутреннюю позицию школьника, а именно: отказ от младшего школьного - игрового способа существования, положительное отношение к учебному процессу нового типа отношений со взрослым как с учителем.

Одной из основных задач учителей, работающих в начальной школе, является создание условий для успешной адаптации детей к школьной жизни.

Учителя, адаптируя ребенка к школьной жизни, должны помнить о создании условий для последующего полноценного развития младшего школьника.

Важной составляющей обеспечения эффективности работы по адаптации является взаимодействие субъектов образовательного процесса. Оно  предполагает наличие единства целей, задач, содержания, форм и методов работы,  направленных на высокие конечные результаты.

 Учителям начальных классов необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

  • сочетать игровую, продуктивную, учебную и другие виды деятельности;
  • для достижения эффективности в обучении шестилеток необходимо формировать положительное, эмоциональное отношения к занятиям;
  • руководство деятельностью детей шестилетнего возраста осуществлять, широко используя (особенно в первом полугодии) методы дошкольного воспитания с частичным и дозированным применением школьных методов;
  • необходимо соблюдать преемственность не только в методах, но и в стилях педагогического общения;
  • использовать большие учительные возможности совместной (групповой) деятельности учащихся;
  • формировать способности к ролевому и личностному общению — важному условию в подготовке смены ведущей деятельности;
  • в процессе адаптации к школе учитывать индивидуально-психологические особенности учащихся, которые проявляются в уровне их обучаемости, темпе усвоения знаний, отношении к интеллектуальной деятельности, особенностях эмоций и волевой регуляции поведения.

Метапредметные результаты начального общего образования включают универсальные учебные действия, в структуру которых входят коммуникативные умения, являющиеся ключевой компетенцией образовательного процесса. Коммуникативные УУД включают развитые коммуникативные навыки, знание правил общения, сформированность устной речи и письменной, навыки регулирующей речи. Именно коммуникативные УУД способствуют становлению коммуникативной компетентности младших школьников.

Младший школьный возраст имеет исключительно важное значение для развития психики и личности учащегося. В школьном возрасте ребенок переходит от импульсивного, ситуативного поведения к личностному, опосредованному каким-то представлением. Образ поведения и образ результата действия становится его регулятором и выступает как образец. Это ярко проявляется в рисовании и конструировании: от спонтанных действий и подражания готовым образцам ученики переходят к воплощению собственных замыслов.

От педагогов требуется создание такой атмосферы в школе, которая будет приближена к домашней, когда взрослые проявляют особую внимательность и душевную выносливость для поддержания сложившихся теплых отношений между учителями, учениками и родителями.

Взрослые должны строить взаимодействие с ребенком так, чтобы он смог увидеть себя со стороны, разобраться в своих чувствах, эмоциях и захотеть их контролировать. Взаимодействие взрослых и детей будет направлено на то, чтобы и во взрослых, и в детях вырастить внутренний голос совести.

Понятие «взаимодействие» является центральным в таких науках, как психология, социология, социальная психология.

Мы считаем важным, что взаимодействие учителя, ученика и родителя как личностный контакт в совместной согласованной просветительской, творческой, общественнозначимой деятельности, способствующей самореализации каждого субъекта взаимодействия и имеющей следствием совершенствование взрослых и детей. Данные наблюдения показали, что применение  определенных подходов в учебном процессе побуждают учащихся к  развитию черт личности.

Эффективность этой работы, формирование взаимных отношений между учащимися и родителями, классным руководителем, зависит от учителя, его знаний, творческих и профессиональных способностей, его умения общаться с учащимися и родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Взаимодействие работы учителя начальных классов и учителя-логопеда как инновационный прием в образовательном процессе."

В статье показана модель взаимодействия работы учителя начальных классов и учителя-логопеда. Показательные бинарные уроки по сохранению и укреплению здоровья учащихся, обучающихся в массовой школе, с ...

Статья "О преемственности в работе учителя начальной школы, детского сада и семьи"

«Надо понять, почему существует детство, чтобы обратиться к своему детству и через него войти в жизнь своих ребятишек.Взрослым постоянно надо помнить, что детство существует вовсе не назло воспитателя...

Статья по теме " Опыт работы учителя начальных классов в гендерном классе"

Опыт работы учителя начальных классов в спортивном классе, где учащиеся мальчики....

Статья на тему: "Особенности работы с одаренными детьми в начальной школе"

В соответствии с современными взглядами, господствующими в психологии, одаренность – это системное качество личности, включающее организующее и соподчиняющее множество способностей, мотивов чело...

Статья на тему "Особенности работы учителя начальных классов с гиперактивными детьми"

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью считается одной из наиболее распространенных форм нарушений поведения среди детей младшего школьного возраста.Актуальность проблемы заключается в том, что ...

Статья на тему: опыт работы учителя начальных классов по внедрению ФГОС

Работать по ФГОС сложно, но можно, и даже радостно и интересно. Моей задачей теперь, в отличие от предшествующей работы, когда надо было просто как можно нагляднее и доступнее на уроке всё объяснить, ...

Особенности работы учителя начальной школы

Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути ребенка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу.Обучение в школе – это один из наиболее сложных и ...