Методическая разработка "Развитие познавательных способностей посредством дидактической игры у детей с ОВЗ"
методическая разработка

Ольга Анатольевна Переводчикова

В методической разработке представлены дидактические игры на развитие памяти, внимания, мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное

учреждение школа № 432 Колпинского района

Санкт-Петербурга

Методическая разработка

на тему

«Развитие познавательных способностей посредством дидактической игры.

Дидактические игры на развитие памяти, внимания, мышления»

 (для детей с умеренной степенью умственной отсталости)

Учитель: Переводчикова О.А.

Главной особенностью детей с ограниченными возможностями здоровья является недоразвитие познавательных процессов, поэтому дети практически не испытывают потребность в познании.

Развитие познавательных способностей включает в себя развитие

  • памяти
  • внимания
  • мышления

Развитие познавательных способностей осуществляется, в основном, через дидактические игры, которые включаются в этап урока.

Развитию памяти способствуют такие игры, как

  • «Найди нужную картинку» - ребёнок смотрит на картинку и старается запомнить её. Затем он закрывает глаза и в это время педагог добавляет несколько картинок. Ребёнку предлагается найти нужную картинку среди остальных.

Для этой игры подойдут картинки с последовательно развивающимся сюжетом.

Игра развивает зрительную память.

  • «Запомни букву» - педагог называет ребёнку несколько букв и предлагает назвать те, которые удалось запомнить.

Игра развивает кратковременную слуховую память.

  • «Кто идёт по лесу» - педагог даёт детям набор картинок с изображением животных леса (картинки  в коробке или в непрозрачном мешочке). Ребёнок вытаскивает одну карточку  и показывает движениями и жестами, какое животное идёт по лесу. Игра развивает  двигательную память.

Развитию внимания способствуют такие игры, как

  • «Узнай по голосу» - выбранный ребёнок поворачивается спиной к детям, а педагог жестом указывает на ребёнка, который должен его позвать по имени изменённым голосом.

Игра развивает слуховое внимание.

  • «Съедобное – несъедобное» - подбираются картинки с изображением различных предметов, среди них – продукты. Педагог показывает картинки по очереди, а дети хлопают в ладоши (или поднимают руку), если изображено съедобное.

Игра развивает зрительное внимание.

  • «Лабиринты» - как пройти ученику в школу?

                          - что найдут девочка и мальчик, если пойдут по своим

                            дорожкам?

                          - покажи медведю тропинку к другу, где можно отдохнуть

                            на пенёчках

  • «Ребусы» (расшифруй слово)

                       - ДОБЕ – ОБЕД

                       - УКАР – РУКА

                       - КАФШ – ШКАФ

Выполнение таких заданий развивает сосредоточение внимания.

Развитию мышления способствуют такие игры, как

  • «Что перепутал художник» - например, в рисунке содержится фрагмент из другого времени года. Ребёнку нужно определить, что не так.

Игра развивает умение анализировать.

  • «Что лишнее» - среди ряда карточек одна лишняя. Ребёнку нужно её найти и объяснить свой выбор.

Серии карточек могут быть различными:

                       - среди букв 1 цифра

                       - среди посуды 1 школьная принадлежность

                       - среди птиц 1 животное и т.д.

Игра развивает умение сравнивать и обобщать.

  • «Повтори узор» - ребёнок рассматривает узор и повторяет точно такой же на листе бумаги в клетку.

Усложнённый вариант – «Графический диктант» (повтор рисунка под диктовку педагога).

Игра развивает пространственное мышление

Развитию речи и познавательных способностей способствуют мнемотаблицы, где каждое слово закодировано в символ. При перекодировке символов в слова у детей получается рассказ.

Мнемотаблицы могут быть на темы

                                 - «Чему учат в школе»

                                 - «Признаки зимы»

                                 - «Признаки весны»

                                 - «Признаки осени»

                                 - «Виды спорта»

Для свободной деятельности большое значение имеют пооперационные карты (алгоритмы), где, перекодировав символы в действие, ребёнок может самостоятельно что – либо делать, например, мыть руки, одеваться на прогулку (если это соответствует его возможностям).

Пооперационные карты (алгоритмы):

                                   - «Как мыть руки»

                                   - «Как одеваться на прогулку»

                                   - «Как есть за столом»

                                  - «Гимнастика для глаз»

                                  - «Режим дня»

Также развитию речи и ПС способствует работа по следующим направлениям:

  1. Развитие фонематического слуха и восприятия речи.

               - фонематического слуха

  • «Найди отличия» (КОСА – КОЗА, ДРОВА – ТРАВА)

               - восприятия речи

  • пересказ прочитанных педагогом сказок
  • пересказ прочитанных педагогом небольших произведений
  1. Развитие лексической стороны речи (смысловое значение слов и работа с многозначными словами).

                - смысловое значение слов

  • объяснение значения слов

                - работа с многозначными словами

  • КЛЮЧ

     ^

  • КОСА

     ^

  1. Развитие устной речи.

                - рассказ по

  • предметной картинке
  • сюжетной картинке
  • картинке с последовательно развивающимся сюжетом
  • об игрушке
  1. Логоритмические упражнения 

Это упражнения по типу: движение – слово 

  • пальчиковые игры с текстом

Дидактические игры и работа по развитию речи помогают формировать представления об окружающем, о себе, о предметной и социальной действительности.

Для развития познавательных способностей  нужно задействовать различные виды анализаторов.

Школьники с нарушением интеллекта нуждаются в большом количестве наглядности. Им необходимы частые повторения знакомых упражнений, содержащих новые элементы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение грамотности на уроках русского языка посредством дидактических игр для детей с нарушением зрения

Дидактические игры и упражнения для повышения грамотности на уроках русского языка для детей с нарушением зрения....

Методическая разработка по теме "Понятие «дидактическая игра» как психолого-педагогическая проблема при обучении детей с нарушением интеллекта"

В данной разработке раскрывается сущность понятия "дидактиеская игра" при обучении школьников с умственной отсталостью. Предназначена для педагогов, работающих с детьми с легкой степенью умс...

«Формирование звуковой культуры речи посредством дидактической игры»

В рамках проекта «Школа без образовательных тупиков» 27.04.2021г. прошел семинар  «Формирование звуковой культуры речи посредством дидактической игры».В ходе семинара расс...

Методические и практические рекомендации по дидактическим играм по предмету «Развивающие игры» для детей с нарушением интеллекта

Одним из эффективных методов обучения умственно отсталых детей и приёмов работы на уроках «Развивающие игры» является дидактическая игра. Игра действует в первую очередь на эмоциональную сферу ребёнка...