Главные вкладки

    Методическая разработка "Развитие познавательных способностей посредством дидактической игры у детей с ОВЗ"
    методическая разработка

    Ольга Анатольевна Переводчикова

    В методической разработке представлены дидактические игры на развитие памяти, внимания, мышления.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное общеобразовательное

    учреждение школа № 432 Колпинского района

    Санкт-Петербурга

    Методическая разработка

    на тему

    «Развитие познавательных способностей посредством дидактической игры.

    Дидактические игры на развитие памяти, внимания, мышления»

     (для детей с умеренной степенью умственной отсталости)

    Учитель: Переводчикова О.А.

    Главной особенностью детей с ограниченными возможностями здоровья является недоразвитие познавательных процессов, поэтому дети практически не испытывают потребность в познании.

    Развитие познавательных способностей включает в себя развитие

    • памяти
    • внимания
    • мышления

    Развитие познавательных способностей осуществляется, в основном, через дидактические игры, которые включаются в этап урока.

    Развитию памяти способствуют такие игры, как

    • «Найди нужную картинку» - ребёнок смотрит на картинку и старается запомнить её. Затем он закрывает глаза и в это время педагог добавляет несколько картинок. Ребёнку предлагается найти нужную картинку среди остальных.

    Для этой игры подойдут картинки с последовательно развивающимся сюжетом.

    Игра развивает зрительную память.

    • «Запомни букву» - педагог называет ребёнку несколько букв и предлагает назвать те, которые удалось запомнить.

    Игра развивает кратковременную слуховую память.

    • «Кто идёт по лесу» - педагог даёт детям набор картинок с изображением животных леса (картинки  в коробке или в непрозрачном мешочке). Ребёнок вытаскивает одну карточку  и показывает движениями и жестами, какое животное идёт по лесу. Игра развивает  двигательную память.

    Развитию внимания способствуют такие игры, как

    • «Узнай по голосу» - выбранный ребёнок поворачивается спиной к детям, а педагог жестом указывает на ребёнка, который должен его позвать по имени изменённым голосом.

    Игра развивает слуховое внимание.

    • «Съедобное – несъедобное» - подбираются картинки с изображением различных предметов, среди них – продукты. Педагог показывает картинки по очереди, а дети хлопают в ладоши (или поднимают руку), если изображено съедобное.

    Игра развивает зрительное внимание.

    • «Лабиринты» - как пройти ученику в школу?

                              - что найдут девочка и мальчик, если пойдут по своим

                                дорожкам?

                              - покажи медведю тропинку к другу, где можно отдохнуть

                                на пенёчках

    • «Ребусы» (расшифруй слово)

                           - ДОБЕ – ОБЕД

                           - УКАР – РУКА

                           - КАФШ – ШКАФ

    Выполнение таких заданий развивает сосредоточение внимания.

    Развитию мышления способствуют такие игры, как

    • «Что перепутал художник» - например, в рисунке содержится фрагмент из другого времени года. Ребёнку нужно определить, что не так.

    Игра развивает умение анализировать.

    • «Что лишнее» - среди ряда карточек одна лишняя. Ребёнку нужно её найти и объяснить свой выбор.

    Серии карточек могут быть различными:

                           - среди букв 1 цифра

                           - среди посуды 1 школьная принадлежность

                           - среди птиц 1 животное и т.д.

    Игра развивает умение сравнивать и обобщать.

    • «Повтори узор» - ребёнок рассматривает узор и повторяет точно такой же на листе бумаги в клетку.

    Усложнённый вариант – «Графический диктант» (повтор рисунка под диктовку педагога).

    Игра развивает пространственное мышление

    Развитию речи и познавательных способностей способствуют мнемотаблицы, где каждое слово закодировано в символ. При перекодировке символов в слова у детей получается рассказ.

    Мнемотаблицы могут быть на темы

                                     - «Чему учат в школе»

                                     - «Признаки зимы»

                                     - «Признаки весны»

                                     - «Признаки осени»

                                     - «Виды спорта»

    Для свободной деятельности большое значение имеют пооперационные карты (алгоритмы), где, перекодировав символы в действие, ребёнок может самостоятельно что – либо делать, например, мыть руки, одеваться на прогулку (если это соответствует его возможностям).

    Пооперационные карты (алгоритмы):

                                       - «Как мыть руки»

                                       - «Как одеваться на прогулку»

                                       - «Как есть за столом»

                                      - «Гимнастика для глаз»

                                      - «Режим дня»

    Также развитию речи и ПС способствует работа по следующим направлениям:

    1. Развитие фонематического слуха и восприятия речи.

                   - фонематического слуха

    • «Найди отличия» (КОСА – КОЗА, ДРОВА – ТРАВА)

                   - восприятия речи

    • пересказ прочитанных педагогом сказок
    • пересказ прочитанных педагогом небольших произведений
    1. Развитие лексической стороны речи (смысловое значение слов и работа с многозначными словами).

                    - смысловое значение слов

    • объяснение значения слов

                    - работа с многозначными словами

    • КЛЮЧ

         ^

    • КОСА

         ^

    1. Развитие устной речи.

                    - рассказ по

    • предметной картинке
    • сюжетной картинке
    • картинке с последовательно развивающимся сюжетом
    • об игрушке
    1. Логоритмические упражнения 

    Это упражнения по типу: движение – слово 

    • пальчиковые игры с текстом

    Дидактические игры и работа по развитию речи помогают формировать представления об окружающем, о себе, о предметной и социальной действительности.

    Для развития познавательных способностей  нужно задействовать различные виды анализаторов.

    Школьники с нарушением интеллекта нуждаются в большом количестве наглядности. Им необходимы частые повторения знакомых упражнений, содержащих новые элементы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические и практические рекомендации к дидактическим играм для учащихся специальных (коррекционных) школ 8 вида.

    Даны рекомендации по подготовке и проведению кроссвордов, шарад, логопедических задач и тематических викторин по теме "Живой мир"...

    Повышение грамотности на уроках русского языка посредством дидактических игр для детей с нарушением зрения

    Дидактические игры и упражнения для повышения грамотности на уроках русского языка для детей с нарушением зрения....

    Дидактические игры для детей с умеренной умственной отсталостью

    Дидактические игры для детей с умеренной умственной отсталостью...

    Опытно - методическая работа по окружающему миру «Дидактические игры при изучении окружающего мира в начальной школе».

    Начальная школа должна сегодня не просто вооружить своего выпускника набором  необходимых и достаточных компетенций, а сформировать достаточную потребность  в саморазвитии, самообразовании и...

    дидактические игры для детей

    Доскажи словечко для детей...

    Дидактическая игра для детей дошкольного возраста "Весна. Лето. Осень. Зима"

    Дидактическая игра для детей дошкольного возраста "Весна. Лето. Осень. Зима." помогает детям выучить признаки каждого времени года....

    развитие познавательных интересов через дидактические игры

    Для формирования и актуализации познавательного интереса его нужно постоянно инициировать. В школьный период своей жизни ребёнок старается узнать как можно больше обо всем мире. Поэтому, если найти пр...