Рабочая программа "Школы будущего первоклассника"
рабочая программа

Программа предлагает систему адаптационных занятий в "Школе будущего первоклассника" и состоит из трёх курсов "От слова к букве", "Математические ступеньки", "От рисунка к букве".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shbp.docx29.73 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа «Преемственность» (далее – Программа) МБОУ СОШ № 11 разработана в соответствии со статьями 2, 12 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам»; Положения «О дополнительной общеразвивающей программе», утвержденного приказом директора МБОУ СОШ № 11 № __ от «___»________г.

Направленность Программы – социальная

Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.

Актуальность Программы-

Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий, коммуникативными и речевыми компетенциями.

Педагогическая целесообразность Программы-

Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее важной целью программы.

Цель и задачи Программы

Цель - успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую.

Задачи: 

  • развитие личностных качеств;
  • сохранение и укрепление здоровья;  
  • формирование ценностных установок и ориентаций;
  • развитие творческой активности;
  • формирование и развитие психических функций познавательной сферы;
  • развитие эмоционально-волевой сферы;
  • развитие коммуникативных умений;
  • развитие умений действовать по правилам.

Отличительные особенности Программы от уже существующих программ

Программа предлагает систему адаптационных занятий и состоит из следующих курсов: ««От слова к букве»», «Математические ступеньки», «От рисунка к букве». Курс «От слова к букве» (развитие речи, знакомство с буквами, художественная литература) нацелен на разностороннее развитие ребёнка посредством различных видов деятельности, выполняющей функции развития связной речи, фонетического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата пишущей руки, зрительных и двигательных факторов как единого целого действия. Курс ведёт подготовку к обучению чтению и обучению письма; на развитие интереса к художественной литературе, воспитывает чувство юмора. Курс помогает детям объяснить основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.

Курс «Математические ступеньки» направлен на развитие умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики, понимать относительность свойства, делать основные выводы.

Курс «От рисунка к букве» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук, формирование графических навыков, развитие координации движений, и таких процессов, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление.

Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер.

Таким образом, программа решает задачи подготовки детей к обучению чтению, письму, математике и совершенствует их речь.

Возраст детей, участвующих в реализации Программы – 6-7 лет.

Адаптационные занятия имеют следующую временную структуру: 3 занятия в день, 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 30 минут с 10-минутным перерывом. Программа рассчитана на 6 месяцев, 24 недели.

Планируемые результаты.

В ходе освоения содержания программы «Преемственность. Подготовка к школе» предполагается обеспечение условий для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.

Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование Я - концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению.

Предметные результаты.

Ребенок научится:

  • распознавать первый звук в словах;
  • внимательно слушать литературные произведения;
  • называть персонажей, основные события;
  • отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные выводы;
  • пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям;
  • составлять элементарный рассказ по серии картинок;
  • обсуждать нравственные стороны поступков людей;
  • участвовать в коллективных разговорах;
  • использовать принятые нормы вежливого речевого общения;
  • различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат), по цвету, по размеру;
  • считать от 0 до 9 и в обратном направлении;
  • определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с цифрами;
  • ориентироваться в пространстве;
  • ориентироваться в тетради в клетку;
  • выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге.

Ребенок получит возможность научиться:

  • устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном);
  • различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами;
  • различать малые фольклорные жанры (загадки, скороговорки, чистоговорки, колыбельные песенки, потешки);
  • устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном направлении;
  • присчитывать и отсчитывать по одному, по два.

Формы подведения итогов реализации Программы – День открытых дверей для родителей.

Содержание разделов Программы

Раздел Программы

Содержание

Кол-во часов

От слова к букве

Звукопроизношение.

Подготовка к обучению чтению.

Знакомство со звуками, обозначение их буквами.

Гласные, согласные звуки.

Буквы, обозначающие два звука.

Мягкие и твёрдые согласные звуки.

Звонкие и глухие согласные звуки.

24

Математические ступеньки

Доцифровой период.

Цифровой период.

Пространственные представления.

Простые задачи.

Геометрические фигуры.

24

От рисунка к букве

Подготовка к письму.

Гигиенические требования к письму.

Конструирование и письмо печатных букв. Штриховка. Рисование узоров, элементов букв.

24

Всего час.:

72

Учебно-тематический план

№ занятия

Название разделов, тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

I. Раздел « От слова к букве»

1.

Вводное занятие. Чему мы хотим научиться. «Осенние странички». Звук [о]. Буквы О, о. Звук [а]. Буквы А, а.  

1

0,5

0,5

2.

«Осенние странички». Звук [у]. Буквы У, у. Звук [э]. Буква Э, э.  

1

-

1

3.

«Осенние странички». Звуки [и], [ы]. Буквы ы, И,и. Предложение, схема предложения.

1

-

1

4.

«Осенние странички» .Буквы, обозначающие два звука. Звуки [й’а]. Буквы Я, я.

1

-

1

5.

«Осенние странички».Звуки [й’у]. Буквы Ю, ю.

1

-

1

6.

Звуки [й’э], [й’о].]. Буквы Е,е, Ё, ё.

1

-

1

7.

Обобщающее занятие. Буквы, обозначающие гласные звуки.

1

-

1

8.

«Зимние странички».Звуки [л], [л’]. Буквы Л, л. Согласные звуки. Твёрдые, мягкие согласные звуки.

1

-

1

9.

Согласные звуки. Звуки [м], [м’]. Буквы М, м.

1

-

1

10.

Звуки [н], [н’]. Буквы Н, н.

1

-

1

11.

«Зимние странички». Звуки [р], [р’]. Буквы Р, р.

1

-

1

12.

Звуки [в], [в’]. Буквы В, в. Звонкие согласные звуки.

1

-

1

13.

Звуки [ф], [ф’]. Буквы Ф, ф. Глухие согласные звуки.

1

-

1

14.

«Зимние странички».Звуки [з], [з’]. [с], [с’]. Буквы З, з. С, с.

1

-

1

15.

Звуки [ш]. [ж]. Буквы Ш, ш. Ж, ж. Шипящие согласные звуки.

1

-

1

16.

Звуки [б], [б’]. Буквы Б, б. Звуки [п], [п’]. Буквы П, п.

1

-

1

17.

«Зимние странички». Звуки [д], [д’], [т], [т’] Буквы Д, д. Т, т.

1

-

1

18.

Звуки [г], [г’]. Буквы Г, г. Звуки [к], [к’]. Буквы К, к.

1

-

1

19.

«Весенние странички». Звуки [х], [х’]. Буквы Х, х.

1

-

1

20.

«Весенние странички». Звуки [ц]. Буквы Ц, ц.

1

-

1

21.

Звуки [щ’]. Буквы Щ, щ.

1

-

1

22.

Звуки [ч’]. Буквы Ч, ч.

1

-

1

23.

Звуки [й’]. Буквы Й, й.

1

-

1

24.

Буквы ь, ъ. Буква, обозначающая мягкость согласного.

1

-

1

II. Раздел «Математические ступеньки»

1.

Пространственные представления вверху, внизу, между, слева, справа.

1

-

1

2.

Понятия «Больше, меньше, столько же»

1

-

1

3.

 Понятия «Длиннее-короче», «выше-ниже»

1

-

1

4.

Зрительно-пространственная ориентация на листе, в клетке.

1

-

1

5.

Знакомство с геометрическими фигурами.

1

-

1

6.

Число и цифра 1.

1

-

1

7.

Число и цифра 2.

1

-

1

8.

Число и цифра 3.

1

-

1

9.

Число и цифра 4.

1

-

1

10.

Число и цифра 5.

1

-

1

11.

Число и цифра 6.

1

-

1

12.

Число и цифра 7.

1

-

1

13.

Число и цифра 8.

1

-

1

14.

Число и цифра 9.

1

-

1

15.

Закрепление состава чисел 6-9.

1

-

1

16.

Число и цифра 0. Обратный счет.

1

-

1

17.

Закрепление состава чисел 1-9

1

-

1

18.

Временные представления. Год.

Временные представления. Месяц.

1

-

1

19.

Временные представления. Дни недели, Временные представления. Сутки.

1

-

1

20.

Решение простых задач  на сложение с опорой на наглядность.

Задания на внимание.

1

-

1

21.

Решение простых задач  на вычитание с опорой на наглядность.

Задания на внимание.

1

-

1

22.

Составление и решение простых задач. Сравнение чисел.

1

-

1

23.

Игра «Путешествие в страну чисел» Повторение.

1

-

1

24.

Закрепление изученного. Задания на внимание.

1

-

1

III. Раздел «От рисунка к букве»

1.

Письмо печатной буквы Аа.

1

-

1

2.

 Овал. Линия с закруглением внизу или вверху. Конструирование буквы О.Письмо печатной буквы Оо.

1

-

1

3.

Длинная линия с закруглением внизу.  Конструирование буквы ы.Письмо печатной буквы.

1

-

1

4.

Линия с закруглением внизу и петлей. Конструирование буквы У,у.Письмо печатной буквы Уу.

1

-

1

5.

Прямая линия с петлей внизу. Узор «Цветок». Конструирование букв Э,э.Письмо печатной буквЭэ.

1

-

1

6.

Конструирование букв Я,я,Письмо печатной буквы Яя.

1

-

1

7.

Конструирование букв Ю,ю.Письмо печатной буквы Юю.

1

-

1

8.

Конструирование букв Е,е,Письмо печатной буквы Ее.

1

-

1

9.

Конструирование букв Ёё.Письмо печатной буквы Ёё.

1

-

1

10.

Конструирование буквы  Л,л.Письмо печатной буквы Лл.

1

-

1

11.

Конструирование буквы М,м.Письмо печатной буквы Мм.

1

-

1

12.

Конструирование букв Н,н .Р,р .Письмо печатных букв:Нн,Рр.

1

-

1

13.

Конструирование букв Н,н;Р,р .Письмо печатных букв:Нн, Рр.

1

-

1

14.

Написание изученных букв звонких и глухих согласных.

1

-

1

15.

Конструирование букв В,в ; Ф,ф .Письмо печатных букв: В,в ; Ф,ф .

1

-

1

16.

Конструирование букв : З,з ; С,с. Письмо печатных букв: З,з ; С,с.

1

-

1

17.

Конструирование букв :Ж,ж ; Ш,ш . Письмо печатных букв: Ж,ж; Ш,ш

1

-

1

18.

Конструирование букв : Б,б ; П,п. Письмо печатных букв:Б,б ; П,п.

1

-

1

19.

Конструирование букв :Д,д, ; Т,т .Письмо печатных букв: Д,д, ; Т,т .

1

-

1

20.

Конструирование букв :Г,г, ; К,к. Письмо печатных букв: Г,г, ; К,к.

1

-

1

21.

Конструирование букв :Х,х. Письмо печатной буквы Хх.

1

-

1

22.

Конструирование букв :Ц,ц .Письмо печатной буквы Ц,ц.

1

-

1

23.

Конструирование букв: Щщ, Чч, Письмо печатных букв Щщ, Чч

1

-

1

24.

Конструирование букв6 ь,ъ. Письмо печатных букв ъ,ь

1

-

1

Итого:

72

Материально-техническое обеспечение Программы

Компьютер, мультимедийный проектор.

Список используемой литературы

Н. А. Федосова. Программа «Преемственность. Подготовка детей к школе». - М.: Просвещение, 2016

Федосова Н.А. Дошкольное обучение: Подготовка к школе. - М.: Просвещение, 2016.

Федосова Н.А. От слова к букве: Учебное пособие для подготовки детей к школе: в 2 ч. - М.: Просвещение, 2016.

Волкова С.И. Математические ступеньки: Учебное пособие для подготовки детей к школе. - М.: Просвещение, 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дошкольной подготовки будущих первоклассников

Пояснительная запискаРабочая программа «Дошколята» для подготовки детей 6-7 лет к школе  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего ...

Рабочая программа дошкольной подготовки будущих первоклассников

Рабочая программа «Дошколята» для подготовки детей 6-7 лет к школе  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго п...

Беседа с родителями будущих первоклассников по теме:"Логопед-кто он? Советы родителям будущих первоклассников"

В нашей школе каждую субботу с 1 марта по 1 июня проходит школа будущего первоклассника.Дети подготавливаются к школе с будущими учителями, а с родителями проводят беседы различные специалисты, ...

Материал с собрания с родителями будущих первоклассников. Советы родителям будущих первоклассников.

Материал выступления на родительском собрании по готовности ребенка к школе, в котором хотелось отобразить некоторые аспекты формирования у ребенка желания учиться....

Анкета для родителей будущего первоклассника "Портрет будущего первоклассника"

Анкета для родителей будущего первоклассника "Портрет будущего первоклассника...

Квест для родителей будущих первоклассников "Психологическая готовность школе. В семье - будущий первоклассник"

Успешность адаптации ребенка во многом зависит от того, какую среду уже сейчас взрослые создадут  для ребенка в семье, в детском саду, в школе....