Картотека прогулок в старшей группе "Осень"
картотека

Бобылева Нина Андреевна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_progulok_v_starshey_gruppe_no11_osen.docx117.14 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека прогулок в старшей группе № 11

СЕНТЯБРЬ

Карточка №1

Наблюдение за сезонными изменениями в начале осени.

Цель: Учить выделять изменения в жизни растений и животных в осеннее время.  

Художественное слово:

Кроет уж лист золотой, влажную землю в лесу.

Смело топчу я ногой вешнюю леса красу.

Дидактические игры: «Назови осенние месяцы»

Цель: Учить детей по приметам называть осенние месяцы.

Исследовательская деятельность: «Ветрячки»

Цель: Познакомить детей с силой ветра.

Подвижные игры: «Мы весёлые ребята»

Цель: Учить детей действовать по сигналу.

«Совушка»

Цель: Закрепить умения ориентироваться в пространстве.

«Кто самый меткий?»

Цель: Развивать глазомер.

Трудовая деятельность: Уборка участка детского сада от опавших листьев.

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

Карточка №2

Наблюдение за солнцем.

Цель: Дать представление о том, что солнце является источником света и тепла.

Художественное слово: 

Ты весь мир обогреваешь и усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце, а  зовут тебя все ... (Солнце).

Исследовательская деятельность: Положить два камешка, один – на солнышко, другой – в тень, закрыв деревянным ящичком, чтобы там было темно. Через некоторое время  проверить, какой камешек теплее.

Дидактические игры: «Что загадали»

Цель: Формировать умение выделять основные, характерные признаки предметов и явлений.

Подвижные игры: «Пожарные на ученье»

Цель: Закрепить умение лазать по стенке, развивать внимание.

«Чье звено скорее соберется?»

Цель: Учить бегать на скорость. 

«Кто выше»

Цель: Упражнять в прыжках в вышину.

Трудовая деятельность: Предложить помочь детям младшей группы в уборке территории.

Цель: Развивать навыки трудолюбия.

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

Карточка№3

Наблюдение в огороде за морковью и свеклой.

Цель: Учить детей проводить сравнительный анализ овощей (сходство и различие)

Художественное  слово: Сидит девица в темнице, а коса на улице (Свекла, морковь).

Исследовательская деятельность: Определить семена моркови и свеклы (цвет, размер)

Выкопать свеклу и морковь для посадки на семена в группе.

Дидактические игры:  «Похож – не похож»

Цель: Учить детей сравнивать предметы, замечать признаки сходства по цвету, форме, величине, 

Подвижные игры: «Мышеловка»

Цель: Учить детей бегать под сцепленными руками в круг и из круга.

«Не оставайся на полу», «Сбей кеглю»

Цель: Развивать ловкость, глазомер.

Трудовая деятельность: Сбор урожая в огороде

Цель: Учить выкапывать овощи, воспитывать  желание трудиться в коллективе.

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

Карточка № 4

Наблюдение «Что такое осадки?»

Цель: Учить  находить различия между затяжным и кратковременным дождями.

Художественное слово:

Его просят, его ждут а как придёт – прятаться начнут. (Дождь)
На дворе переполох с неба сыплется горох. (Град)
На всех садится никого не боится. (Снег)

Дидактические игры: «Слова - родственники»

Цель: Учить подбирать однокоренные слова.

«Четвертый лишний»

Цель: Развивать внимание, сообразительность, речь.

Подвижные игры: «Самолеты»

Цель: Совершенствовать  умения бегать. 

«Зайцы и волк»

Цель: Закрепить умения прыгать  на двух ногах с продвижением вперёд.

Трудовая деятельность: Работа на цветнике - сбор семян цветов

Цель: Формирование умения и желания трудиться сообща.

Исследовательская деятельность: «Уличные тени»

Цель: Показать на опыте, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение.

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

Карточка № 5

Наблюдение за кошкой.

Цель: Закреплять знания о том, что кошка - домашнее животное, млекопитающее.

Художественное слово: 

Хоть и бархатные лапки,

Но зовут меня «царапкой»,

Мышек ловко я ловлю,

Молоко из блюдца пью. (Кошка.)

Трудовая деятельность: Сбор шишек и листьев.

Цель: Побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений.

Дидактические игры: «Большой – маленький»

Цель: Словообразование с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов.

Подвижные игры: «Лохматый пес»

Цель: Учить двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения.

«Пятнашки»

Цель: Закрепить умения согласовывать текст с движениями, развивать умения увёртываться.

Исследовательская деятельность: «Песчаный конус»

Цель: Помочь определить, может ли песок двигаться. 

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

Карточка № 6

Наблюдение за подорожником.

Цель: Знакомить с лекарственным растением.

Художественное слово: Вдоль дорожек его встретишь, ранки, ссадины излечишь, сорвешь листочек осторожно. Кто нас излечит? (Подорожник)

Трудовая деятельность: Сбор лекарственных растений

Цель: Учить правильно собирать лекарственные растения.

Дидактические игры: «Собери в лукошко»

Цель: Учить различать лекарственные растения

Подвижные игры: «Совушка»

Цель: Учить действовать по сигналу.

«Волк во рву»

Цель: Закрепить умения прыгать.

«Ветер и ветерки» Цель: Упражнение в различных видах и способах ходьбы и бега, развитие внимания, быстроты реакции на сигнал.

Исследовательская деятельность: «Летающие семена»

Цель: Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений на примере семян, которые он разносит.

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

Карточка№7

Наблюдение за работой дворника. 

Цель: Расширять знания о труде взрослых осенью. 

Художественное  слово:

Ветер с листьями играет, 

Листья с веток обрывает,

Листья желтые летят,

Прямо на руки ребят.

Трудовая деятельность: Пересадка цветущих растений с участка в группу (ноготки, маргаритки).

Цель: Учить осторожно, выкапывать цветок и вместе с землей аккуратно пересаживать в горшочки;

Дидактические игры: «Что делает?» 

Цель: Научить подбирать глаголы к существительному «дворник».

Подвижные игры: «Кот и мыши»

Цель: Продолжать учить соблюдать правила игр.

«Уголки»

Цель: Закреплять ловкость, быстроту бега.

Исследовательская деятельность: «Полет перышек»

Цель: Выяснить, все ли перышки способны летать. 

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

Карточка№8

Наблюдение за грузовым автомобилем. 

Цель: Научить понимать значение и функции автомобиля.

Художественное слово:

Мощный транспорт - грузовик.

Тяжести возить привык.

Для чего машине кузов?

Чтобы в нем возили грузы!

Дидактические игры: «Где машина?»

Цель: Учить дифференцировать предлоги «на, в, под».

«Кто все запомнит?»

Цель: Активизировать внимание, память, речь.

Трудовая деятельность: Уборка опавших листьев.

Цель: Приучать доводить начатое дело до конца; воспитывать аккуратность, ответственность.

Подвижные игры: «Горелки», «Волк во рву».

Цель: Учить соблюдать правила игры, действовать по сигналу воспитателя; развивать ловкость.

Исследовательская деятельность: «Почему появляется ветер»

Цель: Познакомить детей с причиной возникновения ветра. 

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

Карточка№9

Наблюдение за перелётными птицами.

Цель: Закрепить названия   перелётных  птиц.

Художественное  слово: Воробей маленький, а журавль ... (большой). Утка серая, а лебедь ... (белый).

Трудовая деятельность: Кормление птиц.

Цель: Побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений (кормление птиц, уборка участка).
Подвижные игры: «Воробушки и кот»

Цель: Учить мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях; бегать, не задевая друг друга.  

«Перемени предмет»

Цель: Развивать внимательность.

«Мяч в ворота»

Цель: Совершенствовать бросание и ловлю мяча.

Дидактические игры: «Что предмет может рассказать о себе?»

Цель: Учить детей составлять описание предмета по плану, выделять его характерные признаки.

Исследовательская деятельность: «Парашют» 

Цель: Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение). 

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

Карточка №10

Наблюдение за рябиной.

Цель: Продолжать наблюдение за рябиной осенью.

Художественное слово: 

С рябиной свежей вазу.

Поставили на стол
Её заметил сразу.

Лишь в комнату вошел.
Есть рябину я не стану.

Лучше краски я достану,
Нарисую ягодки.

Влажные и яркие,
В каплях - бусинки росы.

Удивительной красы.
Исследовательская деятельность: «Буря»

Цель: Доказать, что ветер это движение воздуха.

Дидактические игры: «Что мы видим?»

Цель: Развитие внимания, наблюдательности, быстроты реакции.

Подвижные игры: «Поймай мяч»

Цель: Закрепить умения ловить и передавать мяч.  

«Кто дальше»

Цель: Совершенствовать умения метать мешочки вдаль.

«Классики»

Цель: Учить прыгать на одной ноге.

Трудовая деятельность: После сбора урожая привести в порядок земельную площадь огорода и цветника. Цель: Оказать помощь взрослым, воспитание  положительного отношения к труду.

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

Карточка№11

Наблюдение за пауком. 

Цель: Продолжать расширять знания и представления об особенностях внешнего вида пауков.

Художественное слово:

У тебя, скажи, паук, сколько ног и сколько рук?

Отвечай-ка, паучок, сколько рук и сколько ног? 

Исследовательская деятельность: Рассматривание паука через лупу.
На голове у паука есть глаза и рот, а грудка опирается на четыре пары ног.

Дидактические игры: «Разведчики»

Цели: Формирование умения отсчитывать объекты природы; узнавать растения, выделяя его характерные признаки.

Подвижные игры: «Пройди бесшумно»

Цель: Учить детей ходить чётко, ритмично, с хорошей осанкой и координацией движений. 

«Через ручеек», «Догони мяч»

Цель: Учить игровой деятельности с соблюдением правил.

Трудовая деятельность: Пересадка цветущих растений с участка в группу (бархатцы).
Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

Карточка№12

Наблюдение за насекомыми.

Цель: Расширять представление детей о насекомых.

Художественное слово:

Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)

Шли плотнички без топоров,

Срубили избу без углов. (Муравейник)

Голос тонок, нос долог,

Кто его убьет, тот свою кровь прольет. (Комар)

Вокруг носа вьется,

А в руки не дается. (Муха)

Дидактические игры: «Найди дерево»

Цель: Закрепление названий и признаков деревьев.

Подвижные игры: «Мяч водящему»

Цель: Упражнять в подбрасывании и ловле мяча двумя руками.

«Совушка»

Цель: Учить действовать по сигналу. 

«По тропинке»

Цель: Закрепить умения  ходить парами в колонне.

Трудовая деятельность: Привести в порядок клумбы на участке, собрать семена, убрать сухую траву, листья.

Исследовательская деятельность: «Воздух невидим»

Цель: Познакомить со свойствами воздуха.

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

Карточка№13

Наблюдение за разными видами транспорта.

Цель: Расширять знания о наземном виде транспорта.

Художественное слово:

Дом по улице идет,

На работу всех везет.

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках. (Автобус)

Дидактические игры: «Найди камешки»

Цель: Развитие наблюдательности, внимания, фантазии.

Подвижные игры: «Ловишки»

Цель: Учить детей перебегать с одной стороны площадки на другую. 

«Волк и козлята»

Цель: Развивать быстроту и реакцию.

Трудовая деятельность: Вместе с воспитателем обрезать секатором обломанные, сухие ветки кустов и деревьев и убрать их.

Исследовательская деятельность: «Свойства песка и глины»

Цель: Определить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

Карточка№14

Наблюдение за ветром.

Цель: Дать характеристику ветру: сильный, порывистый, слабый, кратковременный, ураганный. С помощью флюгера определить, откуда и куда дует ветер. Остается ли положение флюгера постоянным или оно меняется? Подвести детей к пониманию, что ветер может дуть с разных сторон.  

Художественное слово: 

Неизвестно, где живет. 

Налетит - деревья гнет.

Засвистит - по речке дрожь.  

Озорник, а не уймешь! (Ветер)

Дидактические игры: «Ветер, ветер, ты какой?» 

Цель: Упражнять в подборе прилагательных. Ветер осенью какой? (сильный, слабый, легкий, приятный, ласковый, резкий)

Подвижные игры: «Собери урожай», «Сделай фигуру».

Цель: Закрепить название овощей и фруктов, развивать воображение.

Трудовая деятельность: Сбор урожая на огороде.

Исследовательская деятельность: Выяснить зависимость растений на огороде от почвы.

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

Карточка№15

Наблюдение за погодой.

Цель: Наблюдение за дождем. Что это? Какой дождь?  Как он идет? Какая  сегодня погода? Художественное слово:

Шел, долговяз, да в землю увяз.

Льет дождь, холодный точно лед,

Кружатся листья по полянам,

И гуси длинным караваном над лесом держат переплет.

Дидактические игры: «Что изменилось»

Цели: Дать картинки по времени года «Осень», найти на них изменения.

Подвижные игры: «Ловля обезьян»

Цель: Учить детей показывать движения и угадывать их.

Трудовые поручения: Убрать большой мусор с участка.

Исследовательская деятельность: «Буря»

Цель: Доказать, что ветер это движение воздуха. 

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

Карточка№16

Наблюдение за растениями.

Цель: Показать плоды шиповника, рябины. Рассмотреть семена у некоторых цветов (бархатцы, настурция), уточнить назначение семян и обратить внимание на разное количество семян у разных растений. Целевая прогулка на цветники города.

Художественное слово: 

Расцвели ромашки на лесной опушке.

Белые рубашки, жёлтые макушки.

Незабудок глазки  голубые  из травы  доверчиво глядят:

Добрые, наивные, живые -  как у самых маленьких ребят.

Дидактические игры: «Нарисуй палочкой», «Какое небо?».

Подвижные игры: «Караси и щука»

Цель: Учить детей ходить и бегать врассыпную.

Трудовая деятельность: Собрать песок вокруг песочницы.

Исследовательская деятельность: Обратить внимание на то, что насекомых стало меньше.

Цель: Показать детям, куда и как прячутся насекомые. 

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

Карточка№17

Наблюдение за изменениями деревьев и кустарников с приходом осени.

Цель: Показать детям, как меняется окраска листьев на деревьях и кустарниках в осеннюю пору.

Художественное слово: 

Красную ягодку мне дала рябина

Думал я, что сладкая, а она как хина.

Толи эта ягодка просто не дозрела,

Толь рябина хитрая пошутить хотела? (И. Токмакова)

Трудовая деятельность: Коллективная работа на огороде по уборке мусора.

Подвижные игры: «Затейники»

Цель: Учить детей ходить по кругу. 

«Бездомный заяц»

Цель: Учить детей бегать быстро, стараясь занять домик.

«Бег парами»

Цель: Упражнять в беге парами.

Дидактические игры: «Третий лишний»

Исследовательская деятельность: Рассматривание листьев разного цвета с одного дерева.

Цель: Обратить внимание на то, как лист постепенно меняет цвет.

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

Карточка №18

Наблюдение за трудом взрослого на огороде.

Цель: Активизировать познавательную деятельность, поддерживать стойкий интерес к наблюдениям, побуждать принимать активное участие в сборе урожая. Целевая прогулка на огород.

Художественное слово:

Летом в огороде - свежие, зеленые,

А зимой в бочке - крепкие, соленые. (Огурец.)

Он никого и никогда

Не обижал на свете.

Так что же плачут от него

И взрослые и дети? (Лук.)

Дидактические игры: «Угадай, кто позвал»

Цель: Развивать слуховое восприятие.

Трудовая деятельность: Сбор ранних семян в цветнике.

Цель: Учить аккуратно собирать семена в бумажные пакеты; воспитывать настойчивость, экологическую культуру.

Подвижные игры: «Горелки»

Цель: Закреплять умение двигаться по сигналу воспитателя, соблюдать правила игры.

«Подбрось и поймай»

Цель: Закреплять умение отстукивать мяч об пол двумя руками.

«Кто дальше»

Цель: Развивать умения прыгать в длину.

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

Карточка№19

Наблюдение за песком. 

Цель: Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить.

Художественное слово: 

Он очень нужен детворе.

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

Трудовая деятельность:  Навести порядок в песочнице.

Подвижные игры: «Собери урожай»

Цель: Развивать умения различать овощи, фрукты, ягоды.  

«Листопад»

Цель: Различать краски осенних листьев.

Дидактические игры: «Овощи и фрукты».

Исследовательская деятельность: «Рассматривание песка через лупу»

Цель: Определение формы песчинок. 

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

Карточка №20

Наблюдение за муравьем.

Цель: Расширять знания об особенностях внешнего вида муравьев, их жизненных проявлениях.

Художественное слово:

Он - работник настоящий,

Очень - очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом. (Муравей.)

Трудовая деятельность: Собрать осенний букет из листьев.

Подвижные игры: «Краски» 

Цель: Учить детей бегать, стараясь, чтобы не догнали.

«Меткий стрелок»

Цель: Развивать глазомер.

«Кто выше»

Цель: Упражнять в прыжках в вышину.

Дидактические игры: «Придумай предложение», «Как шумит вода».

Исследовательская деятельность: «Вода»

Цель: Закрепить знания о различных состояниях воды. 

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

ОКТЯБРЬ

Карточка №1

Наблюдение за работой дворника.

Цель: Расширять знания о труде взрослых осенью. 

Художественное слово: 

Ветер с листьями играет,

Листья с веток обрывает,

Листья желтые летят

Прямо на руки ребят.

Дидактические игры: «Какое небо?» 

Цель: Дети рассматривают небо, описывают его. 

«Найди»

Цель: Знакомить с логическими блоками.

Подвижные игры: «Медвежата»

Цель: Учить детей ходить на высоких четвереньках, наперегонки.

«Воробушки и кот», «Кот и мыши».

Цель: Продолжать учить соблюдать правила игры.

Трудовая деятельность: Сбор семян различных растений для подкормки птиц зимой.

Исследовательская деятельность: «Солнце высушивает предметы»

Цель: Наблюдать за способностью солнца нагревать предметы.

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

Карточка № 2

Наблюдение за трудом взрослого на огороде.

Цель: Обсуждать принимать активное участие в сборе урожая.

Художественное слово: 

Летом в огороде - свежие, зеленые,

А зимой в бочке - крепкие, соленые. (Огурец)

Он никого и никогда

Не обижал на свете.

Так что же плачут от него

И взрослые и дети? (Лук)

Дидактические игры: «Угадай птицу по описанию»

Цель: Учить составлять описательный рассказ, развивать связную речь. 

«У кого кто»

Цель: Упражнять в словообразовании. 

«Автошкола»

Цель: Закреплять знания детей о том, как следует переходить улицу.

Подвижные игры: «Бездомный заяц»

Цель: Учить детей быстро бегать, стараясь осалить убегающего.

«Самый быстрый», «Горелки».

Цель: Закреплять умение двигаться по сигналу воспитателя.

Трудовая деятельность: Уборка опавших листьев.

Цель: Формирование умения доводить начатое дело до конца; воспитание аккуратности и ответственности.

Исследовательская деятельность: «Уличные тени»

Цель: Показать детям, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета. 

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

Карточка № 3

Наблюдение за погодой. 

Цель: Формирование понятия детей о смене времен года; уточнение представлений об особенностях осеннего месяца – октября.

Художественное слово: 

Октябрь крадется по дорожкам,

ступает тихо солнцу вслед.

Грибы и ягоды в лукошке.

И сентябрю он шлет привет!

В багряном бархатном кафтане,

из листьев шляпа набекрень,

Он целый месяц будет с нами,

встречать рассвет, и ночь, и день.

Дидактические игры: «Подбери слово»

Цель: Подобрать прилагательное к существительному «земля».

«Большая прогулка»

Цель: Познакомить детей с дорожными знаками.

«Чудесный мешочек»

Цель: Закреплять знания детей о геометрических фигурах.

Трудовая деятельность: Уборка осенних листьев.

Цель: Воспитывать желание трудиться.

Подвижные игры: «Гуси-лебеди», «К своим флажкам».

Цель: Учить быстро действовать по сигналу.

Исследовательская деятельность: «Веселые кораблики»  

Цель: Учить отмечать различные свойства предметов. 

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

Карточка № 4

Наблюдение «Листья желтые летят»

Цель: Формирование умения детей сравнивать осенние листья. 

Художественное слово:

Вот на ветке лист кленовый,

Нынче он совсем как новый, весь румяный, золотой.

Ты куда, листок? Постой!

Дидактические игры: «Вершки и корешки»

Цель: Составление описательных рассказов, повторить строение растений.

«Что изменилось»

Цель: Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах.

Подвижные игры: «Бегущий светофор», «Сделай фигуру».

Цель: Упражнять детей в умении быстро действовать по сигналу; 

«Гуси - лебеди»

Цель: Учить детей перебегать с одной стороны площадки на другую, чтобы не запятнали.

Трудовая деятельность: Сбор семян деревьев, дикорастущих трав для корма птицам зимой.
Исследовательская деятельность: «Летающие семена»

Цель: Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений. 

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

Карточка№5

Наблюдение за  птицами.

Цель: Предложить детям рассказать по результатам наблюдения, какие изменения происходят в жизни различных птиц.

Художественное слово: 

Поспевает брусника, стали дни холоднее, и от птичьего крика в сердце только грустнее. 

Стаи птиц улетают прочь, за синее море.

Все деревья блистают в разноцветном уборе.

Дидактические игры: «Найди не такую»

Цель: Продолжать знакомить с логическими блоками.

«Верно - неверно»

Цель: Закрепить с детьми правила безопасного поведения на улицах и знаки дорожного движения.

Подвижные игры: «Мяч водящему»

Цель: Развивать ловкость, смелость, метание, ловлю. 

«Стоп»

Цель: Упражнять детей в беге, развивать внимание.

«Мышеловка»

Цель: Учить детей бегать под сцепленными руками в круг и из круга.

Трудовая деятельность: Подмести участок от листьев.

Исследовательская деятельность: Собрать листья осины и березы для гербария.

Цель: Учить детей отличать листья (по форме, размеру, длины черенка).

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

Карточка №6

Наблюдение за сезонными изменениями.

Цель: Закреплять знания о взаимосвязи живой и неживой природы.

Исследовательская деятельность: Падающие снежинки на ладонь.

Художественное слово:

Ходит осень по дорожке,

Промочила в лужах ножки.

Льют дожди, и нет просвета.

Затерялось где-то лето.

Ходит осень, бродит осень.

Ветер с клёна листья сбросил.

Под ногами коврик новый,

Жёлто-розовый – кленовый.

Дидактические игры: «Назови зимние месяцы»

Цель: Учить детей по приметам называть зимние месяцы. 

«Нарисуй картинку»

Цель: Обведи листок мелом на асфальте - развитие мелкой моторики. 

«Весёлый жезл»

Цель: Обобщить представление о правилах поведения пешеходов на улице.

Подвижные игры: «Караси и щука»

Цель: Учить детей бегать, не наталкиваясь друг на друга, бегать по сигналу.

Трудовая деятельность: Начать поливать горку водой, привлечь родителей, продолжать сгребать снег в кучу.

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

Карточка №7

Наблюдение за туманом.

Цель: Продолжать знакомить с природным явлением.

Художественное слово:

Кто - то ночью утащил лес.

Был он вечером, а утром - исчез!

Не осталось не пенька, ни куста,

только белая кругом пустота.

Дидактические игры: «Назови зимующих птиц»

Цель: Учить называть 2-3 вида птиц.

«Найди пару»

Цель: Развивать воображение.

«Водители»

Цель: Учить детей правилам дорожного движения.

Подвижные игры: «Перелетные птиц»

Цель: Учить детей бегать, упражняться прыжках. 

«Эстафета»

Цель: Развивать быстроту бега.

«Караси и щука»

Цель: Учить детей ходить и бегать врассыпную.

Трудовая деятельность: Вместе с детьми построить снежные валы и облить их водой.

Исследовательская деятельность: «Зелёные и жёлтые листья»

Цель: В зелёных листьях есть вещество - хлорофилл. 

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

Карточка №8

Наблюдение за вороной.

Цель: Расширять знания о вороне.

Художественное слово:

Хромая старая ворона 

Давно живет в саду моем. 

В густых зеленых ветках клена 

Она построила свой дом.

Дидактические игры: «Какие это птицы»

Цель: Учить называть 2-3 вида зимующих птиц.

«Второй ряд»

Цель: Развивать умение анализировать.        

Подвижные игры: «Два мороза»

Цель: Упражнять детей в беге, воспитывать ловкость, смелость.

«Цветные автомобили»

Цель: Учить двигаться врассыпную.

«Не забегай в круг»

Цель: Учить детей бегать, увёртываясь.

Трудовая деятельность: Сбор семян цветов.

Исследовательская деятельность: «Холодный воздух»

Цель: Определение температуры воздуха  осенью с помощью воды. 

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

Карточка №9

Наблюдения за березой.

Цель: Продолжать знакомить с характерными особенностями березы, выделяя признаки живого.

Художественное слово:

Стоят столбы белые,

На них шапки зеленые,

Летом мохнатые,

Осенью желтоватые. (Береза)

Дидактические игры: «Как называется это дерево»

Цель: Учить детей по внешнему виду и описанию определять дерево.

«Выполни поручение»

Цель: Закреплять правила дорожного движения.

Подвижные игры: «Волк и овцы»

Цель: Упражнение в прыжках в длину с разбега, развитие ловкости.

«Найди свой цвет»

Цель: Искать свой цвет по сигналу воспитателя.

Трудовая деятельность: Предложить детям укрыть деревья и кустарники.

Исследовательская деятельность: Посчитать сколько стволов в кусте, сколько гроздей.
У какого дерева большая крона.

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

Карточка №10

Наблюдение за изменениями природы.

Цель: Уточнение представлений детей об основных признаках осени.

Художественное слово:

Пусты поля, мокнет земля, день убывает, когда это бывает?

Дидактические игры: «Найди старое дерево и молодое»

Цель: Учить детей по внешнему виду определять дерево. 

«С какой ветки детка?»

Цель: Учить различать листья разных деревьев.

«Где мое место?»

Цель: Закреплять знание знаков дорожного движения.

Подвижные игры: «Лошадки»

Цель: Упражнение в ходьбе с соблюдением равновесия, прыжках.

«Третий лишний»

Цель: Развивать ловкость и быстроту бега.

Трудовая деятельность: Очистить дорожку, залить водой, сделать ледяную дорожку для скольжения.

Исследовательская деятельность: «Почему повял цветочек?»

Цель: Сравнить сухие и влажные комочки земли.

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

Карточка №11

Наблюдение за листопадом.

Цель: Закрепление представления детей о «золотом периоде» осени – листопаде.

Художественное слово:

Осень длинной тонкой кистью, перекрашивает листья.
Красный, жёлтый, золотой, как красив ты, лист цветной!
А ветер щёки толстые надул, надул, надул,

И на деревья пёстрые подул, подул, подул!

Красный, жёлтый, золотой, облетел весь лист цветной!

Дидактические игры: «Угадай по описанию»

Цель: Угадать транспорт по описанию. 

«Сдуй листок со стола»

Цель: Развитие речевого дыхания.

«Говорящие дорожные знаки»

Цель: Научить детей ориентироваться по дорожным знакам.

Подвижные игры: «Быстро возьми и быстро положи»

Цель: Упражнять в беге, ловкости и развивать смекалку. 

«Найди себе пару»

Цель: Учить ориентироваться в пространстве.

Трудовая деятельность: Заготовка земли для посадки рассады, мытье игрушек.

Исследовательская деятельность: «Передача солнечного зайчика»

Цель: Показать на примере, как можно многократно отразить свет и изображение предмета. 

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

 

Карточка №12

Наблюдение за листопадом.

Цель: Знакомить с многообразием красок золотой осени, понятием «листопад»; воспитывать любовь к природе. 

Художественное слово:

Вдруг похолодало, вдруг загрохотало,

Полетели листики, листики, листики.

Поля опустели и ливни рекою,

А это, скажите мне, время какое? (Осень)

Дидактические игры: «Опиши дом»

Цель: Учить детей составлять рассказ описание.

«Найди нужный блок»

Цель: Познакомить детей с карточками.

Подвижные игры: «С кочки на кочку»

Цель: Упражнять детей в прыжках.

«Найди свой домик»

Цель: Развивать ловкость.

Трудовая деятельностьУборка мусора на огороде.

Исследовательская деятельность: «Движение воздуха»

Цель: Показать, что можно почувствовать движение воздуха.

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

Карточка №13

Наблюдение «Что такое заморозок?»

Цель: Формирование умения детей наблюдать явления природы. 

Художественное слово:

Дидактические игры: «Назови зимние месяцы»

Цель: Учить детей по приметам называть зимние месяцы. 

«Назови форму»

Цель: Согласование существительных с прилагательными.

Подвижные игры: «Чье  звено скорее соберется»

Цель: Учить детей бегать и быстро строиться.

Трудовая деятельность: Уборка участка от снега, воспитывать трудолюбие,  желание трудиться.

Исследовательская деятельность: «Буря»

Цель: Доказать, что ветер это движение воздуха. 

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

Карточка №14

Наблюдение за рябиной.

Цель: Продолжать знакомить детей с рябиной.

Художественное слово: 

Улетели птицы разные,

Смолк их звонкий перепев,

А рябина осень празднует,

Бусы красные надев. 

Дидактические игры: «Времена года»

Цель: Активизировать знания о том, что бывает зимой. (Снег, ветер, метель, вьюга, снегопад, мороз)

«Назови, одним словом»

Цель: Подобрать обобщающие слова к предложенным примерам.

Подвижные игры: «Снежная карусель» 

Цель: Упражнение в ловкости, беге, прыжках. 

«Коршун и наседка» 

Цель: Учить бегать.

Трудовая деятельность: Продолжать очищать участок от снега и собирать его для постройки горки из снега.

Исследовательская деятельность: «Влажность воздуха осенью»

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

Карточка №15

Наблюдение за осадками.

Цель: Развитие у детей способности наблюдать сезонные явления и их изменения любви к природе.

Художественное слово:

Его просят, его ждут, а как придёт – прятаться начнут. (Дождь)
На дворе переполох с неба сыплется горох. (Град)
На всех садится никого не боится. (Снег)

Дидактические игры: «Назови кустарник»

Цель: Знакомить детей с растительным миром нашей обстали.

«Слова - родственники»

Цель: Учить подбирать однокоренные слова.

Подвижные игры: «Бездомный заяц»

Цель: Учить детей действовать по сигналу, упражнять в беге.

«Мы весёлые ребята»

Цель: Учить детей действовать по сигналу.

Трудовая деятельность: Сбор семян цветов.

Исследовательская деятельность: Знакомство с камнями. «Какими бывают камни?»   

Цель: Развитие интереса к камням. 

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

Карточка №16

Наблюдение за разными видами транспорта.

Цель: Расширять знания о наземном транспорте, их классификации, назначении.

Художественное слово:

Дом по улице идет,

На работу всех везет.

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках. (Автобус)

Дидактические игры: «Угадай, какую фигуру я загадал»

Цель: Развивать логическое мышление.

Подвижные игры: «Мы веселые ребята» 

Цель: Учить детей бегать, увертываться, не попадаться ловишки. 

«Иголка, нитка, узелок»

Цель: Развивать быстроту и реакцию.

Трудовая деятельность: Коллективная работа на участке по уборке мусора.

Исследовательская деятельность: «Опавший листок» 

Цель: Рассмотреть через лупу ветку, с которой только что упал листок. 

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

Карточка №17

Наблюдение за небом – Загадка: Это что за потолок?

               То он низок, то высок,

               То сер, то беловат,

               То чуть-чуть голубоват.

               А порой такой красивый –

               Кружевной и синий-синий.   (небо)

Наблюдение за небом.

Цель: Формировать навыки наблюдения за природными явлениями.

Загадка: Это что за потолок?

               То он низок, то высок,

               То сер, то беловат,

               То чуть-чуть голубоват.

               А порой такой красивый –

               Кружевной и синий-синий.   (небо)

Загадка: Это что за потолок?

               То он низок, то высок,

               То сер, то беловат,

               То чуть-чуть голубоват.

               А порой такой красивый –

               Кружевной и синий-синий.   (небо)

Художественное слово:

Это что за потолок?

То он низок, то высок.

То он сер, то беловат.

То чуть-чуть голубоват.

А порой такой красивый  

Кружевной и синий – синий. (Небо)

Загадка: Это что за потолок?

               То он низок, то высок,

               То сер, то беловат,

               То чуть-чуть голубоват.

               А порой такой красивый –

               Кружевной и синий-синий.   (небо)

Загадка: Это что за потолок?

               То он низок, то высок,

               То сер, то беловат,

               То чуть-чуть голубоват.

               А порой такой красивый –

               Кружевной и синий-синий.   (небо)

Загадка: Это что за потолок?

               То он низок, то высок,

               То сер, то беловат,

               То чуть-чуть голубоват.

               А порой такой красивый –

               Кружевной и синий-синий.   (небо)

Загадка: Это что за потолок?

               То он низок, то высок,

               То сер, то беловат,

               То чуть-чуть голубоват.

               А порой такой красивый –

               Кружевной и синий-синий.   (небо)

Загадка: Это что за потолок?

               То он низок, то высок,

               То сер, то беловат,

               То чуть-чуть голубоват.

               А порой такой красивый –

               Кружевной и синий-синий.   (небо)

Загадка: Это что за потолок?

               То он низок, то высок,

               То сер, то беловат,

               То чуть-чуть голубоват.

               А порой такой красивый –

               Кружевной и синий-синий.   (небо)

Загадка: Это что за потолок?

               То он низок, то высок,

               То сер, то беловат,

               То чуть-чуть голубоват.

               А порой такой красивый –

               Кружевной и синий-синий.   (небо)

Дидактические игры: «Угадай по голосу»

Цель: Развивать умения слушать других.

«Дорожные знаки»

Цель: Закрепить знания детей о правилах поведения на улице.

Подвижные игры: «Охотники и зайцы» 

Цель: Упражнять детей в метании, ориентировке в пространстве.

«Светофор»

Цель: Закреплять знания о значении светофора.

Трудовая деятельность: Подмести веранду, дорожки.

Цель: Приучать детей трудиться, беречь свой труд и труд взрослых. 

Исследовательская деятельность: При помощи султанчиков, лент, шарика определить направление и силу ветра.

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

Карточка №18

Наблюдение за не живым объектом (песком). 

Цель: Дать элементарные представления о свойствах песка.

Художественное слово:

Он очень нужен детворе,      

Он и на стройке, и на пляже,

Он на дорожках во дворе,      

И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

Дидактические игры: «Какие это птицы»

Цель: Учить называть 2-3 вида зимующих птиц.

«Художники»

Цель: Развивать умение сравнивать фигуры по их свойствам.

Подвижные игры: «Два мороза»

Цель: Упражнять детей в беге, воспитывать ловкость, смелость. 

«Мышеловка»

Цель: Учить детей четко проговаривать текст.

Трудовая деятельность: Перекапывание песка в песочнице.

Исследовательская деятельность: Полет перышек.

Цель: Выяснить, все ли перышки способны летать.

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

Карточка №19

Наблюдение за деревьями.
Цель: Напомнить о деревьях растущих на участке.
Художественное слово:
Красную ягодку мне дала рябина
Думал я, что сладкая, а она как хина.
Толи эта ягодка просто не дозрела,
Толь рябина хитрая пошутить хотела?
Дидактические игры: «Угадай по голосу»
Цель: Развивать умения слушать других.
«Дорожное лото»
Цель: Закрепить у детей знания о правилах дорожного движения
Подвижные игры: «Веселые соревнования» игра - эстафета с препятствиями.
Трудовая деятельность: Уборка участка от камней и веток.
Исследовательская деятельность: Что такое лед?
Цель: Выяснить, как вода превращается в лед. 
Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

Карточка№20

Наблюдение за деревьями без листьев. 

Цель: Закрепить узнавание деревьев по внешнему виду.

Художественное слово:

Ни листочка, ни травинки! Только ёлочка одна
Тихим стал наш сад. Весела и зелена.
И берёзки и осинки Видно, ей мороз не страшен,
Скучные стоят. Видно смелая она!

Дидактические игры: «Пересчёт деревьев» 

Цель: Согласование существительных с числительными.

«Дорожный экзамен»

Цель: Обучать правилам дорожного движения и поведения на дороге.

Трудовая деятельность: Утеплять снегом стволы деревьев.

Цель: Воспитывать желание трудиться.

Подвижные игры: «Краски», «Коршун и наседка».

Цель: Учить бегать цепочкой, держась друг за друга, и слушать сигнал ведущего.

«Тень»

Цель: Учить детей повторять за ведущим движения.

Исследовательская деятельность: «Вода и снег»

Цель: Закрепить у детей знания о том, что вода может иметь различные состояния. 

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

НОЯБРЬ

Карточка№1

Наблюдение «Осенний дождь, осенние тучи, осеннее небо».

Цель: Развитие у детей способности объяснять сезонные явления; выделять характерные признаки дождя осенью.

Художественное слово:

В день рождения пальто подарили тучке.
Стала тучка в том пальто интересной штучкой,
Изумительный наряд: семь застежек «молний»,
Сорок пуговичек в ряд, по подолу – волны,
Ходит модница в пальто. По бокам карманы,
В них дождинок – тысяч сто и клочок тумана.
А карман-то дыроват! Вот откуда дождь и град!

Исследовательская деятельность: Измерение дождевой воды после дождя в литровом стакане: сколько дождевой воды в стакане? Какой характер дождя?

Дидактические игры: « Какое небо?»

Цель: Научить подбирать относительные прилагательные. 

«Нарисуй картинку» 

Цель: Развитие мелкой моторики (палочкой на песке облака и тучи).

Подвижные игры: «Мыши в кладовой»

Цель: Учить бегать легко, не наталкиваясь друг на друга.

«Попади в круг»

Цель: Учить попадать в цель, развивать глазомер, ловкость.

Трудовая деятельность: Сбор семян различных растений для подкормки птиц зимой. 

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

Карточка№2

Наблюдение «Почему птицы улетают на юг?»

Цель: Знакомство детей с периодом подготовки птиц к отлёту.

Художественное слово:

Шуршащей вереницей за солнышком вдогонку.

Летят над нами птицы в далёкую сторонку.

Летят они к зимовке. А во дворе, на холоде,
Прищепки на верёвке, как ласточки на проводе.

Дидактические игры: «Угадай птицу по описанию»

Цель: Составлять описательный рассказ.

«Дорога к бабушке»

Цель: Развивать внимание, память, наблюдательность

Подвижные игры: «Куропатки и охотники»

Цель: Учить детей соблюдать правила игры.

«Большой мяч» 

Цель: Учить детей соблюдать правила игры, прокатывать мяч друг другу правой и левой ногой.

Исследовательская деятельность: Свойства мокрого песка.

Цель: Познакомить детей со свойствами песка.

Трудовая деятельность: Уборка участка

Цель: Воспитывать желание трудиться вместе.

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

Карточка№3

Наблюдение за лужами.

Цель: Вызвать интерес к изменениям, происходящим в природе; формировать понятие, что лужи образуются от таяния снега.

Художественное слово:

Стало хмуро за окном,

Дождик просится к нам в дом.
В доме сухо, а снаружи.

Появились всюду… (Лужи)

Трудовая деятельность: Сбор поломанных веток на участке

Цель: Воспитывать трудолюбие, желание помогать взрослым; формировать навыки коллективного труда; приучать к самостоятельному выполнению поручений.
Подвижные игры: «Бездомный заяц»

Цель: Упражнять в беге.
«Найди, где спрятано»

Цель: Учить ориентироваться в пространстве. «Законы улиц и дорог» - совершенствовать знания о правилах поведения на улицах и дорогах;

Дидактические игры: «Отгадай-ка» 

Цель: Учить описывать объект.

«Подбери признак»

Цель: Научить подбирать относительные прилагательные.

Исследовательская деятельность: Первые заморозки.

Цель: Выяснить зависимость состояния воды от температуры воздуха. 

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

Карточка№4

Наблюдение за увядающими растениями.

Цель: Уточнить изменения в неживой природе.

Художественное слово:

Осень наступила, высохли цветы,

и глядят уныло голые кусты.

Вянет и желтеет травка на лугах,

только зеленеет озимь на полях.

Дидактические игры: «Наоборот» 

Цель: Научить подбирать антонимы к словам. 

«Один – много» 

Цель: Закрепление умения согласовывать числительное с существительным.

Подвижные игры: «Самолёты»

Цель: Учить бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга. 

«Мой веселый звонкий мяч»

Цель: Научить детей подпрыгивать на двух ногах. 

«Верно - неверно»

Цель: Закрепить с детьми правила безопасного поведения на улицах.

Трудовая деятельность: Сбор ягод рябины, бузины для подкормки птиц.

Исследовательская деятельность: Состояние почвы в зависимости от температуры.

Цель: Выяснить зависимость состояния почвы от температуры воздуха. 

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

Карточка №5

Наблюдение за осенними цветами.

Цель: Закрепить название осенних цветов.

Художественное слово:

Жёлтым был цветок хорош,
Был на солнышко похож,
Через день стал будто мел,
С ветром в поле улетел. (Одуванчик)

Подвижные игры: «Вейся венок!»

Цель: Учить водить хоровод.

«Караси и щука»

Цель: Соблюдать правила игры.

Трудовая деятельность: Уборка веток и камней на участке.

Дидактические игры: «Что делает?»

Цель: Подбирать глаголы к существительному дворник.

«Какое время года?»

Цель: Учить детей соотносить описание природы.

Исследовательская деятельность: Строительные свойства песка и почвы.

Цель: Формировать представление о возможностях мокрых песка и почвы. 

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

Карточка №6

Наблюдение за погодой.

Цель: Одинаковые ли снежинки в разную погоду, в оттепель и в холодный, морозный день?

Художественное слово:

Скатерть бела, все поле одела (Снег)

Что за звездочки сквозные, на пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные, а возьмешь воду в руке (Снежинки)

Дидактические игры: «Угадай по голосу»

Цель: Развивать умения слушать других.

«Разведчики»

Цель: Формирование умения отсчитывать объекты природы.

Подвижные игры: «Два мороза»

Цель: Упражнять детей в беге с увертыванием, учить согласовывать движения со словами.

«Гуси-лебеди»

Цель: Совершенствовать технику бега.

Трудовая деятельность: Подмести веранду, дорожки.

Цель: Приучать детей трудиться, беречь свой труд и труд взрослых. 

Исследовательская деятельность: Рассмотреть через лупу листья ивы. Чем они покрыты? 

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

Карточка №7

Наблюдение за воробьями - расширять знания о внешнем виде и повадках воробья;

Художественное слово:

Воробей по лужице 

Прыгает и кружится, 

Перышки взъерошены, 

Хвостик распустил.

Дидактические игры: «Назови по описанию»

Цель: Закрепить у детей умение угадывать по описанию деревья и кустарники.

«Один - много»

Цель: Употребление множественного числа существительных.

Подвижные игры: «Не оставайся на снегу»

Цель: Упражнять детей в ловкости, прыжках.

«Зайцы и волк»

Цель: Упражнять в беге врассыпную, прыжках.

Трудовая деятельность: предложить детям накидать снега на клумбы, около стволов деревьев и кустарников.

Исследовательская деятельность: «Прозрачность льда»

Цель: Познакомить со свойствами льда. 

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

 

Карточка № 8

Наблюдение за метелью. 

Цель: Как называется погода, когда ветер метет и кружит снег? 

Художественное слово: 

Буря мглою небо кроет, вихри снежные кружа,

То, как зверь она завоет, то заплачет, как дитя. (А.С. Пушкин)

Не зверь, а воет? (Вьюга)

Дидактические игры: «Придумай слово»

Цель: Научить детей подбирать однокоренные слова к предложенным словам.

«1, 2, 3 - к дереву беги!»

Цель: Развитие умения узнавать вид деревьев по внешним признакам.

Подвижные игры: «Мы веселые ребята»

Цель: Упражнять детей в ловкости, прыжках.

«Пятнашки»

Цель: Учить соблюдать правила игры.

Трудовая деятельность: После метели предложить расчистить дорожки, окапать снегом деревья и кусты.

Исследовательская деятельность: «Замерзание воды»

Цель: Закреплять знания детей о свойствах воды. 

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

 

Карточка №9

Наблюдение за зимним пейзажем.

Цель: Что можно сказать про снег, какой он? (подбор прилагательных: пушистый, пухлый, мохнатый; глаголов:  переливается, искрится на солнце). Какие оттенки вы видите? (голубой, синеватый, желтый).

Художественное слово: 

Белый снег, пушистый.

В воздухе кружится

И на землю тиха.

Падает, ложится.

И под утро снегом.

Поле забелело,

Точно пеленою.

Все его одело.

Темный лес что шапкой.

Принакрылся чудной

И заснул под нею.

Крепко, непробудно... 

Дидактические игры: «Назови, одним словом»

Цель: Активизировать  в речи обобщенные слова.

«Кто быстрей?»

Цель: Закрепление умения соотносить число с цифрой. 

Подвижные игры: «Снежная карусель»

Цель: Упражнять детей в ловкости, прыжках.

Трудовая деятельность: Отчистить одежу друг друга от снега.

Исследовательская деятельность: «Защитные свойства снега»

Цель: Познакомить со свойствами снега. 

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

  

Карточка №10

Наблюдение рассматривание снежинок.

Цель: Предложить детям через увеличительное стекло (лупу) рассмотреть строение отдельных снежинок. Одинаковые ли снежинки? Найдите отличия? Какой они формы? Сколько у них лучиков? Что вы можете сказать о размере снежинок?

Художественное слово: 

Светло-пушистая,

Снежинка белая,

Какая чистая,

Какая смелая!

Дорогой бурною,

Легко проносится,

Не ввысь лазурную,

На землю просится.

Дидактические игры: «Запомни свое место»

Цель: Развивать моторно-слуховую память.

«Художник»

Цель: Развивать наблюдательность.

Подвижные игры: «Сделай фигуру»

Цель: Упражнять детей в ловкости, беге. 

Игра по ПДД «Бегущий светофор».

Трудовая деятельность: Предложить подгруппе детей очистить от снега участок.

Исследовательская деятельность: «Таяние снега»

Цель: Познакомить детей со свойствами снега. 

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

Карточка №11

Наблюдение за свойствами снега.

Исследовательская деятельность: Налить в банки воды и в морозный день одну закопать глубоко в снег, а другу оставить на воздухе. Цель: Понаблюдать в какой банке вода замерзнет быстрее. Итак, в банк, оставленной на морозном воздухе, вода замерзнет быстрее. Вывод: снег защищает почву, не давая ей охладиться и поэтому растения под снегом остаются зелеными.

Художественное слово: 

Снег кружится, снег ложится - Снег! Снег! Снег!

Рады снегу зверь и птица. И, конечно, человек! Рады серые синички:

На морозе мерзнут птички, Выпал снег - упал мороз! Кошка снегом моет нос.

У щенка на черной спинке. Тают белые снежинки. Тротуары замело,

Все вокруг белым-бело: Снего-снего-снегопад!

Дидактические игры: «Назови одним словом»

Цель: Активизировать  в речи обобщенные слова

Подвижные игры: Игра по ПДД  «К своим знакам»

«Кандалы»

Цель: Упражнять детей в ловкости, беге.

Трудовая деятельность: Подмести веранду

Цель: Учить детей правильно держать лопату. 

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

Карточка №12

Наблюдение за растительным миром.

Цель: Предложить детям раскопать глубокий сугроб там, где летом росли травы. Что вы видите в снежной глубине? (маленькие зелены растения с прижатыми к земле листьями, слабенькие, тоненькие) Какие вы узнаете растения? (пастушья сумка, мокрица, одуванчик и т.п.) Как вы думаете, почему растения под снегом остались зелеными? (снег защищает почву, не давая ей охлаждаться).

Художественное слово: 

Снег искрится, снег кружится,

Вдруг мне это только снится.

Что же стало вдруг со мной?

Я, как будто бы герой,

Крепость снежную свою

Защищаю в злом бою!

Все удары отражаю.

Всех снежками закидаю!

Ну, а кто вползет в дыру,

Снегом быстренько натру!

Дидактические игры: «Чья шуба, чей шарфик, чье пальто?»

Цель: Закрепить словообразование в мужском, среднем и женском роде. «Кто быстрей?» - закрепление умения соотносить число с цифрой.

Подвижные игры: «Не попадись»

Цель: Развивать быстроты реакции, упражнение в прыжках.

Игра по ПДД «Передай жезл»

Трудовая деятельность: предложить подгрупп детей собрать мусор на участке и вынести его в мусорный ящик.

Исследовательская деятельность: Экспериментирование с мокрым песком. 

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

Карточка №13

Наблюдение за птицами.

Цель: Предложить детям понаблюдать за птицами, кто, что и как ест. Отгадайте по форме клюва, чем питается птица – насекомыми или зерном. Дети делают вывод, что у насекомоядных птиц клюв тонкий, узкий, а у зерноядных – более тупой и толстый. Почему? Чем это может объяснить?

Художественное слово: 

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Дидактические игры: «Узнай по описанию»

Цель: Составление описательного рассказа о предложенной птице, не показывая ее.

«Найди дерево»

Цель: Закрепление названий и признаков деревьев.

Подвижные игры: «Орел, наседка и цыплята»

Цель: Развивать чувство товарищества.

«Перелетные птицы»

Цель: Учить действовать по сигналу воспитателя.

Трудовая деятельность: предложить детям на кустарниках развесить кормушки для птиц и насыпать крошки хлеба.

Исследовательская деятельность: Выделить основные части растений, предложить им показать и назвать: «Стебель, листья, цветок». 

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

Карточка №14

Наблюдение за транспортом. 

Цель: Узнать для чего служат эти машины? Какие части у них есть? Кто ими управляет? (назвать профессии). У кого родители работают на стройке? Что вы знаете об их профессиях?

Художественное слово: Стих В. Маяковского «Кем быть?»

Дидактические игры: «Назови строительные профессии»

Цель: Упражнять детей в назывании определенных профессий.

«Листопад»

Цель: Развитие ловкости.

Подвижные игры: «Хитрая лиса»

Цель: Воспитывать смекалку, ловкость, бег.

«Не попадись»

Цель: Прыгают на двух ногах.

Трудовая деятельность: предложить детям убрать на веранде снег

Исследовательская деятельность: Продолжать работу над определением силы и направления ветра. 

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

Карточка №15

Наблюдение за деревьями.

Цель: Вспомнить, что происходит с деревьями весной, летом, осенью. Сказать, что зимой деревья отдыхают, чтобы набраться силы к будущей весне, и погружаются в глубокий покой. Чем отличаются деревья от кустарников? (назвать 3-4 отличия). 

Художественное слово: Стих Н. Рыленкова «Первый снег опустил у деревьев ресницы, и в лесу и в полях – тишина, тишина».

Дидактические игры: «Что сначала, что потом?»

Цель: Развивать логическое мышление.

«Ветер и ветерки»

Цель: Упражнение в различных видах и способах ходьбы и бега.

Подвижные игры: «День и ночь»

Цель: Упражнять детей в беге.

Трудовая деятельность: Очистить участок малышей от снега и мусор.

Исследовательская деятельность: Затем дети рассматривают хлопья снега, которые падают на чёрную бархатную бумагу, через лупу. 

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

Карточка №16

Наблюдение за погодой.

Цель: Какое время года сейчас? Какой месяц?

Художественное слово: 

Как в марте зима не злиться, а весне покориться. 

Дует теплый южный ветер, снег чернеет, мякнет, тает, грая горластый прилетает, что за месяц? Кто узнает?

Дидактические игры: «Дерево живое»

Цель: Изменения в различные времена года. 

«Найди камешки»

Цель: Развитие наблюдательности.

Подвижные игры: «День и ночь»

Цель: Упражнять детей в ловкости, беге.

Трудовая деятельность: Почистить крыльцо.

Исследовательская деятельность: Рассматривание через лупу еловых иголок, тактильное исследование. 

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

Карточка №17

Наблюдение за снегом.

Цель: Обратить внимание детей на снег. Какой снег мы видим кругом? Что с ним случилось? Почему сугробы покрыты ледяной коркой?

Дидактические игры: «Когда это бывает?»

Цель: Закрепить знания детей о сезонных изменения в природе.

«Ребята и зверята»

Цель: Забавы-импровизации.

Подвижные игры: «Ловишки парами»

Цель: Упражнять детей в ловкости, беге.

«День и ночь»

Цель: Обучать детей в умении бросать и ловить мяч.

Трудовая деятельность: Собрать мусор, ветки на участке.

Исслед. деятельность: «Вода и снег»

Цель: Закрепить знания о различных состояниях воды. 

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

Карточка№18

Наблюдение за солнцем.

Цель: Дать знания детям об изменении светового дня в зависимости от времени года; формировать понятие о роли солнца в жизни животных и растений.

Художественное слово:

Зимой солнце сквозь слёзы улыбается; зимнее солнце плохо греет.

Дидактические игры: «Времена года»

Цель: Активизировать знания, что бывает зимой (снег, ветер, метель, вьюга, снегопад, мороз).

«Подскажи словечко»

Цель: Развитие мышления, быстроты реакции.
Трудовая деятельность: Сгребание снега на участке под деревья.

Цель: Воспитывать бережное отношение к природе.

Подвижные игры: «Мы веселые ребята»

Цель: Учить детей бегать, увертываться, не попадаться.

«Снежная баба»

Цель: Развитие двигательной активности.

Исследовательская деятельность: «Защитные свойства снега»

Цель: Познакомить со свойствами снега.

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

Карточка№19


Наблюдение
 за березой.

Цель: Формировать знания о жизни растений зимой; воспитывать бережное отношение к природе. Назовите, какие деревья и кустарники растут у нас на участке? Что делают зимой деревья? Как мы можем помочь пережить холодную зиму?

Художественное слово:

Вот мороз – забыта осень…  

Затих, застыл веселый лес.

Под низкой крышею небес  деревья спят, одежды сбросив.

И не тревожит их немало  ни ветра свист, ни вьюги вой:

Закутала их с головой   зима в свой снег, как в одеяло.

Теперь их только по весне  с дождем желанным гром разбудит…

Деревья спят, совсем как люди.  И день за днём растут во сне.

Трудовая деятельность: Расчистка дорожек от снега.

Цель: Воспитывать трудолюбие.

Подвижные игры: «Снежная карусель»

Цель: Упражнение в ловкости, беге, прыжках.

«Снежная баба»

Цель: Развитие двигательной активности.

«Сбей кеглю»

Цель: Добиваться улучшений координации движений, умения придать силу броску.

Дидактические игры: «Назови зимующих птиц»

Цель: Учить называть 2-3 вида птиц.

«Кто же я?»

Цель: Учить называть растение, развивать память, внимание.

Исследовательская деятельность: «Защитные свойства снега»

Цель: Познакомить со свойствами снега. 

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

Карточка№20

Наблюдение за зимним небом.

Цель: Обратить внимание на красоту зимнего неба; воспитывать любовь к природе.

Художественное слово:

Выше леса, выше гор расстилается ковер.

Он всегда - всегда раскинут над тобой и надо мной,

То он серый, то он синий, то он нежно-голубой. (Небо)

Дидактические игры: «Времена года»

Цель: Активизировать знания о том, что бывает зимой (снег, ветер, метель, вьюга, снегопад, мороз).

«Что происходит в природе?»

Цель: Закрепление употребления в речи глаголов
Трудовая деятельность: Очистка дорожек от льда и снега.

Цель: Закреплять навыки работы с лопатой; воспитывать настойчивость, самостоятельность.

Подвижные игры: «Воробушки»

Цель: Активизация звука «ч» в звукоподражании; развитие ловкости.

«Пробеги тихо»

Цель: Учить бесшумно двигаться.

Исследовательская деятельность: «Замерзание воды»

Цель: Закреплять знания детей о свойствах воды. 

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр по сенсорному развитию старший возраст

«Что мы делаем?» Цель: Закреплять название частей суток – утро, день, вечер, ночь.Ход игры: Дети становятся в круг. Воспитатель предлагает детям показать, что они делают утром. Играющие изо...

Картотека прогулок старшая группа

Картотека прогулок старшая группа...

Картотека экспериментов для старшей группы

На основе  наблюдений за снегом можно провести четыре различных опыта.  Я опишу один из них, а остальные можно провести аналогично....

Картотека прогулок на лето в первой младшей группе.

Картотека прогулок на лето в первой младшей группе....

Картотека прогулок старшая группа

Картотека прогулок старшая группа...

Картотека прогулок

Картотека прогулок - старшая группа...

Картотека прогулок

Картотека прогулок для старшего дошкольного возраста ...