Адаптированная образовательная программа начального общего образования для слабовидящих обучающихся
рабочая программа (1 класс)

Адаптированная программа для слабовидящих , обучающихся на ДО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aop_noo_slabovid.doc320 КБ

Предварительный просмотр:

ЯМАЛО – НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

                                   

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением иностранных языков» муниципального образования город  Ноябрьск

                                                                                                                               

ул. 60 лет СССР, 7А, г.Ноябрьск , 629806, тел./факс 8(3496) 42-49-72, e-mail: school_2rus@ mail.ru

ОКПО 41244197, ОГРН 1028900708077, ИНН/КПП 8905020128/890501001

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА

для слабовидящего обучающегося 1

 класса

         

на 2018-2019 учебный год

Ноябрьск

 2018 год


Оглавление

  1. Общие положения:

1.1.Нормативные документы для разработки АОП НОО слабовидящего обучающегося.

1.2.Структура АОП НОО для слабовидящего обучающегося.

  1. Целевой раздел:

2.1.Пояснительная записка.

2.2.Описание особых образовательных потребностей слабовидящего обучающегося.

2.3.Планируемые результаты освоения слабовидящим обучающимся АОП НОО.

  1. Содержательный раздел:

3.1.Программы учебных предметов, курсов.

3.2.Программа коррекционной работы.

3.3.План внеурочной деятельности.

  1. Организационный раздел:

4.1.Индивидуальный учебный план.

4.2.Календарный учебный график.

4.3. Система условий реализации АОП НОО слабовидящего обучающегося.


I. Общие положения

1.1.  Адаптированная образовательная программа начального общего образования для слабовидящего обучающегося -  далее АОП НОО для слабовидящего обучающегося муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением иностранных языков» составлена для обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей его психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Основанием для разработки АОП НОО для слабовидящего обучающегося явились следующие нормативно-правовые документы:

  •  Федеральный закон Российской Федерации Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, (утв.приказом Минобрнауки РФ № 373 от 06.10.2009 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»);
  • Примерная программа начального общего образования (Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч., ч.1. – 4–е изд., перераб. – М.: «Просвещение», 2011 г. – 416с. – (Стандарты второго поколения);
  • Устав муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением иностранных языков» муниципального образования город Ноябрьск.

АОП НОО для слабовидящего обучающегося МАОУ СОШ№2 УИИЯ муниципального образования города Ноябрьска – это нормативно-управленческий документ, адресованный учащемуся 1 класса. АОП НОО определяет объем и содержание образования, планируемые результаты освоения образовательной программы, условия образовательной деятельности по реализации образовательной программы.

Права и обязанности родителей (законных представителей) слабовидящего обучающегося закрепляются в заключенном договоре, отражающем ответственность субъектов образовательных отношений за конечные результаты освоения адаптированной  образовательной программы.

1.2.Структура АОП НОО для слабовидящего обучающегося

АОП НОО для слабовидящего обучающегося состоит из двух частей:

-обязательной части;

-части, формируемой участниками образовательных отношений.

АОП НОО содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации АОП НОО, а также способы определения достижения этих целей и результатов.

Целевой раздел включает:

-пояснительную записку;

-планируемые результаты освоения слабовидящим обучающимся с АОП НОО;

-систему оценки достижения планируемых результатов освоения АОП НОО слабовидящим обучающимся.

Содержательный раздел определяет общее содержание НОО обучающегося с ОВЗ и включает следующее:

- программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области и курсов внеурочной деятельности;

- программу коррекционной работы;

- программу внеурочной деятельности.

Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также механизмы реализации АОП НОО.

Организационный раздел включает:

- индивидуальный учебный план для слабовидящего обучающегося, включающий предметные и коррекционно-развивающую области, направления внеурочной деятельности;

- примерный календарный график;

- программно-методическое обеспечение урочной деятельности;

- программно-методическое обеспечение внеурочной деятельности.

Учебный план НОО слабовидящего обучающегося (далее –Учебный план) является основным организационным механизмом реализации АОП НОО.

2. Целевой раздел

2.1. Пояснительная записка. Цель и задачи реализации АОП НОО для слабовидящего обучающегося

   

         Целями реализации адаптированной образовательной программы начального общего образования для слабовидящего обучающегося МАОУ СОШ № 2 УИИЯ являются:

  • достижение планируемых результатов: знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
  • становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности, уникальности, неповторимости.

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:

  • обеспечение соответствия адаптированной образовательной программы для слабовидящего обучающегося требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС НОО);
  • обеспечение преемственности начального общего, основного общего образования;
  • обеспечение доступности получения качественного начального общего образования, достижение планируемых результатов освоения образовательной программы начального общего образования;
  • выявление и развитие способностей обучающегося, его интересов через систему клубов, секций, студий и кружков, общественно полезную деятельность, в том числе с использованием возможностей образовательных организаций дополнительного образования;
  • организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
  • включение слабовидящего обучающегося в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;
  • сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

  Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ СОШ № 2 УИИЯ ориентирована на удовлетворение образовательного запроса обучающихся, их родителей (законных представителей) в получении качественной общеобразовательной подготовки, является логическим продолжением основной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ № 2 УИИЯ.

2.2. Описание особых образовательных потребностей обучающегося. Диагностический модуль.

Обучающийся получает начальное общее образование очно в 1 в классе. Мотивацию к обучению можно характеризовать как среднюю. Ребенок проживает в благополучной семье. Воспитанием обучающегося занимаются мать и отец. Отношения между членами семьи доверительные, доброжелательные. В случае затруднения обращается к любому члену семьи. Проживают в двухкомнатной квартире.

Особенности физического и психического развития: Дефицитарность зрительного анализатора. Парциальная недостаточность компонента деятельности, без нарушений поведения. Фонетическое недоразвитие речи. Логопед

Педагогическая диагностика:

Обучающийся обладает низким уровнем кругозора. Активен в общении. Легко вступает в контакт со взрослыми и ровесниками. Темп выполнения заданий медленный. Успеваемость по основным предметам ниже среднего уровня, к любимым предметам относит физкультуру; нелюбимый предмет математика. Целенаправленность деятельности есть. Не может работать продолжительное время.

Способность к запоминанию, сохранению информации и воспроизведению на низком  уровне. Часто не может выразить свою точку зрения. Рассеянный, медленно переключается с одного вида деятельности на другой. Не усидчив, не всегда доводит дело до конца. Часто отвлекается, нуждается в активизации внимания, в повторении инструкции; при затруднениях, возникающих в процессе деятельности, принимает помощь. Не всегда умеет управлять своими чувствами и поведением. Ведущая рука-правая.

Характеристика учебной деятельности:

Курс

Степень овладения

учебным

материалом

Проблемы в

обучении

Пути решения

Доступные

способы

деятельности

Предлагаемый

класс обучения

Математика

низкая

не владеет умением решать текстовые задачи, плохо сформирован вычислительный навык

составление кратких записей: чертеж, таблица

Умение мотивированно организовывать свою познавательную деятельность

2

Русский язык

низкая

допускает много ошибок на пропуск и замену  при списывании и письме под диктовку, медленный темп письма,

орфограммы знает, но не может применять

Индивидуальная работа

Поиск и устранение причин возникших трудностей. Оценивание своих учебных достижений, черт своей личности, своего физического и эмоционального состояния.

Литературное чтение

средняя

затруднение в понимании прочитанного

перечитыва-ние произведе-ний

Составление плана, тезисов, конспекта. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

Окружающий мир

средняя

не выявлены

-

Использование для познания окружающего мира различных методов.

Особые образовательные потребности:

Согласно общего заключения ТПМПК от _________ №______ у учащегося диагностируется «Парциальная недостаточность компонента деятельности, без нарушений поведения. Фонетическое недоразвитие речи». 

Особые образовательные потребности учащейся:

-обучение по адаптированной образовательной программе начального общего образования для слабовидящих обучающихся/АОП начального общего образования для обучающихся;

- использование специальных учебных пособий и дидактических материалов в соответствии с программой;

- обеспечение ребенку успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению;

-реабилитационные мероприятия по основному заболеванию;

- лечебно-консультативная помощь ортопеда.

На основании заявления родителей (законных представителей) ребенок был зачислен в 1в общеобразовательный класс по АОП НОО для слабовидящих обучающегося.

2.3. Планируемые результаты освоения слабовидящим обучающимся АОП НОО

Планируемые результаты опираются на ведущие целевые установки, отражающие основной, сущностный вклад каждой изучаемой программы в развитие личности обучающейся и его индивидуальных образовательных потребностей.

АОП НОО обучающегося 1 класса является частью АООП НОО для слабовидящих обучающихся МАОУ СОШ №2 УИИЯ муниципального образования город Ноябрьск, утвержденной приказом директора №__________________.

В АОП НОО для слабовидящих обучающихся МАОУ СОШ №2 УИИЯ в п.1.2. Целевого раздела четко прописаны планируемые результаты освоения обучающимися АОП НОО для слабовидящих обучающихся (личностные, метапредметные, предметные результаты).

3. Содержательный раздел

3.1.Программы учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области

Программа формирования универсальных учебных действий, программа отдельных учебных предметов и курсов внеурочной деятельности соответствуют ФГОС НОО.

Рабочие программы по учебным предметам разработаны в соответствии с требованиями к результатам (личностным, метапредметным, предметным) освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Примерные программы, авторские рабочие учебные программы служат ориентиром для разработки рабочих программ учебных предметов педагогов, реализующих ФГОС НОО.

Программы отдельных учебных предметов, коррекционных курсов содержат:

1. пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели при получении НОО с учетом специфики учебного предмета, коррекционного курса;

2. общую характеристику учебного предмета, коррекционного курса;

3. описание места учебного предмета, коррекционного курса в учебном плане;

4. описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;

5. личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, коррекционного курса;

6. содержание учебного предмета, коррекционного курса;

7. тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;

8. описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

3.2.Программа коррекционной работы

В 1 в специальном коррекционном классах для слабовидящих обучающихся реализация обязательных занятий коррекционной направленности (коррекционно-развивающая область) в соответствии в соответствии с СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" предусмотрена в рамках внеурочной деятельности и представлена следующими курсами, реализуемые тифлопедагогом школы:

- «Социально-бытовая ориентировка» (0,5ч.);

- «Адаптивная физическая культура» (0,5ч.);

- «Развитие зрительного восприятия» (1ч.);

- «Развитие коммуникативной деятельности» (0,5ч.);

- «Ритмика» (0,5ч.);

- «Индивидуальные коррекционные занятия» (1ч.);

- «Пространственная ориентировка» (1 ч.).

 Проведение занятий в коррекционно-развивающей области для Гребенюка Богдана определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ТПМПК, ИПРА. Коррекционно-развивающая область позволяет в полной мере реализовать требования коррекционной подготовки слабовидящего обучающегося.

Коррекционно-развивающая работа направлена на:

1) осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи слабовидящему обучающемуся с учетом его особых образовательных потребностей;

2) минимизацию негативного влияния особенностей познавательной деятельности слабовидящих обучающихся на освоение ими АОП НОО;

3) взаимосвязь урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.

Программа коррекционной работы включает в себя психологическое сопровождение слабовидящего обучающегося и предусматривает следующие направления, регламентированные нормативно-правовой документацией в соответствии с годовым планом и календарно-тематическим планированием, на основе рекомендаций ПМПК и школьного плана психологического сопровождения.

По заключению ПМПК Гребенюк Богдан нуждается в психолого-педагогической коррекции по «Развитию несформированных высших психических функций». Однако в рамках классно-обобщающего контроля готовности первоклассников к обучению в начальной школе в 1в классе было проведено психологическое диагностирование, с целью выявления уровня актуального развития познавательных способностей ребенка, определение проблем в развитии высших психических функций, требующих коррекции, определение возможных ресурсов развития; определение особенностей в эмоционально-личностной, мотивационной сферах, коммуникативных умений; определение особенностей взаимоотношений между членами семьи, самоощущения ребенка в семье, определение особенностей воспитания ребенка в семье. Результаты диагностики подтвердили необходимость проведения курса «Развитие несформированных высших психических функций» и  «Развитие творческого мышления», которые реализуются педагогом-психологом.

Консультативно-профилактическая работа по повышению психолого-педагогической компетенции родителей и педагогов, по вопросам организации успешного учебного процесса, возрастным и индивидуальным особенностям школьника, учебной мотивации учащегося с ОВЗ, анализу диагностик проводится по запросу участников образовательного процесса.

Промежуточная аттестация учащегося проводится по всем коррекционным курсам, которые посещает учащийся в течение года:

Курс внеурочной деятельности

форма

1

Социально-бытовая ориентировка

Итоговая работа

2

Развитие зрительного восприятия

Итоговая работа

3

Адаптивная физическая культура

Практическое тестирование

4

Развитие коммуникативной деятельности

Итоговая работа

5

Ритмика

Творческая работа

6

Индивидуальные коррекционные занятия

Итоговая работа

7

Пространственная ориентировка

Итоговая работа

3.3.План внеурочной деятельности

Цель внеурочной деятельности: содействие в обеспечении достижения ожидаемых результатов обучающихся начальной школы в соответствии с ОП НОО, создание условий для проявления и развития детьми своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Внеурочная деятельность способствует решению образовательных, воспитательных и развивающих задач:

 создание условий для наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов обучающихся;

•  расширение и углубление умений и навыков, предусмотренных учебными программами;

• формирование и развитие умений применять знания на практике;

  • воспитание потребности в самовоспитании и самообразовании;

• личностно-нравственное развитие и профессиональное самоопределение обучающихся;

• обеспечение социальной защиты, поддержки, реабилитации и адаптации обучающихся к жизни в обществе;

• формирование общей культуры обучающихся и здорового образа жизни;

• воспитание у обучающихся гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, природе, семье.

Промежуточная аттестация учащегося проводится по всем курсам, которые посещает учащийся в течение года.

Курс внеурочной деятельности

форма

1

«В мире профессий»

Творческая работа

2

«Школа развития речи»

Творческая работа

3

«Занимательная математика»

Творческая работа

4

«Лего-конструирование и основы робототехники»

Творческая работа

5.

«Ритмика»

Творческая работы

4. Организационный раздел

4.1. Индивидуальный учебный план

Индивидуальный учебный план по АОП НОО для слабовидящего обучающегося, учащегося 1 класса (далее - ИУП) разработан на основе следующих нормативно-правовых документов:

  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, (утв.приказомМинобрнауки РФ № 373 от 06.10.2009 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»),
  • Адаптированная образовательная программа начального общего образования для слабовидящих обучающихся (утв. приказом по школе от ____________
  • Устав МАОУ СОШ№2 УИИЯ.

Основными задачами индивидуального учебного плана являются:

  • обеспечение единства обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений;
  • соблюдение стандарта  начального общего образования для обучающихся с ОВЗ;
  • освоение школьниками национальной культуры в диалектическом единстве с мировой и многонациональной культурой России;
  • обеспечение развития ученика в соответствии с его склонностями, интересами индивидуальными возможностями и образовательными потребностями слобовидящего обучающегося;
  • развитие общекультурной направленности и гуманизации образования;
  • сохранение и укрепление физического, психического и нравственного здоровья школьника, формирование мотивации на здоровый образ жизни.

Учебный план основного общего образования состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.

Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей для всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждений, реализующих ООП НОО, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.

  • В обязательную часть учебного плана начального общего образования согласно Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 г. №1598);

 входят обязательные предметные области и учебные предметы:

  • русский язык, литературное чтение (русский язык, литературное чтение);
  • иностранные языки (иностранный язык);
  • Обществознание и естествознание (окружающий мир);
  • математика и информатика (математика, информатика);
  • Основы духовно-нравственной культуры народов России (Основы религиозных культур и светской этики);
  • искусство (музыка, изобразительное искусство);
  • технология (технология);

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет содержание образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающегося и их родителей (законных представителей).

Время, отводимое на данную часть учебного плана, использовано на:

- увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных предметов обязательной части;

- введение учебных курсов, обеспечивающих образовательные потребности и интересы обучающегося, в том числе этнокультурные.

Предметные области

Учебные предметы

Количество часов в неделю

Обязательная часть

Русский язык и литературное чтение

Русский язык

5

Литературное чтение

4

Иностранный язык

Иностранный язык (английский)

-

Математика и информатика

Математика

4

Обществознание и естествознание (Окружающий мир)

Окружающий мир

2

Основы религиозных культур и светской этики

Основы религиозных культур и светской этики

Искусство

Музыка

1

Изобразительное искусство

1

Технология

Технология

1

Физическая культура

Физическая культура

3

Итого:

21

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

Русский язык и литературное чтение

Русский язык

Обществознание и естествознание (Окружающий мир)

Окружающий мир

Иностранный язык

Иностранный язык (английский)

Максимально допустимая недельная нагрузка (пятидневная учебная неделя)

21

Промежуточная аттестация учащегося проводится по всем предметам учебного плана в различных формах:

предмет

форма

Русский язык

мониторинг образовательных достижений

Литература

мониторинг образовательных достижений

Математика

мониторинг образовательных достижений

Музыка

тест

Изобразительное искусство

творческая работа

Технология

защита проекта

Физическая культура

практическое тестирование/  теоретическое тестирование

Окружающий мир

тест

        Учебный план начального общего образования в полной мере обеспечен кадровыми, материально-техническими ресурсами.

        Определен список учебников и учебных пособий, используемых в образовательной деятельности в соответствии с ФГОС НОО.

        Укомплектованность учебниками, учебно-методичекой литературой и материалами по всем учебным предметам составляет 100%.

4.2. Календарный график

Календарный учебный график определяет чередование учебной деятельности (урочной и внеурочной) и плановых перерывов при получении образования для отдыха и иных социальных целей (каникул) по календарным периодам учебного года:

- даты начала и окончания учебного года;

- продолжительность учебного года, четвертей;

- сроки и продолжительность каникул;

- сроки проведения промежуточной аттестации.

Учебный год в образовательной организации начинается 1 сентября 2018г.

Окончание учебного года 25 мая 2019г.

43. Система условий реализации АОП для слабовидящего успевающего

Форма получения образования: общеобразовательная организация.

Форма обучения: очная.

Условия получения образования: обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для слабовидящих обучающихся.

Соблюдение режима охраны зрения. На основании заключения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии ТПМПК от  ___________обучение осуществляется по адаптированной образовательной программе начального общего образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающегося 3 класса

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Адаптированная образовательная программа начального общего образования разработана для обучающегося 3 класса___________-.(2007 г.р.) на основе  Закона об образовании...

Адаптированная образовательная программа начального общего образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) (ВАРИАНТ 1)

Адаптированная образовательная программа начального общего образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью составлена на основе примерной АООП НОО....

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для слабовидящих обучающихся (вариант 4.1)

В своей работе большее внимание уделяю исследовательской, проектной деятельности обучающихся. Ребята с удовольствием принимают активное участие в научно-практических конференциях, в олимпиадах, конкур...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ (Вариант 5.1)

Программа разработана в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным стандартом начального общего образования, на основе авторской программы УМК ”Spotlght 3” / Н.И. Быковой, Дж. Д...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР) (вариант 7.2) По английскому языку

Программа разработана в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным стандартом начального общего образования, на основе авторской программы УМК ”Spotlght 3” / Н.И. Быковой, Дж. Ду...