Формирование самооценки младших школьников
методическая разработка

Исаева Светлана Викторовна

Выступление на районном методическом объединении учителей начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx292.25 КБ

Предварительный просмотр:

«ФОРМИРОВАНИЕ  САМООЦЕНКИ  ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ  МЛАДШЕГО  ШКОЛЬНИКА  КАК  ИНСТРУМЕНТА РЕАЛИЗАЦИИ  ТРЕБОВАНИЙ  ФГОС  НОО»

                                                                                                    Выступление подготовил:

                                                                                                       учитель начальных классов

                                                                                       МКОУСОШ № 11

Исаева Светлана Викторовна

2017 год

1. Актуальность темы.

2. Основные функции самооценки, ее важность.

3. Какая бывает самооценка.

4. Влияние самооценки на жизнь человека.

5. Оценочная деятельность учителя.

6. Правила оценивания.

7. Формы формирования адекватной самооценки младших школьников.

8. Приемы самооценки и самоконтроля.

9.Условия развития самооценки.

10. Мои наработки.

11. Рекомендации учителю.

12. Заключение.

         

        Эпиграфом для своего выступления я взяла слова Евгения Доманского . научного сотрудника Института содержания и методов обучения РАО:  «Тот, кто сумел оценить свою работу, тот и получает преимущества в движении вперед» .

          В современном мире каждый человек должен адекватно оценивать свои возможности. Суметь точно себе ответить, что я умею и что я могу. Поэтому у каждого человека должен сложиться образ собственного Я. Это складывается из осознания своих личных физических, интеллектуальных, нравственных качеств, их самооценки.

         Ребёнок не рождается на свет с каким-то определённым отношением к себе. Его самооценка складывается в процессе обучения и воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и школе. По мере развития дети учатся понимать себя, давать оценку собственным качествам. Этот оценочный компонент и называется самооценкой. Самооценка – это способность человека составить определённое суждение о ценности, значении или качестве своих действий, поступков, сторон личности. Самооценивание процесс, направленный на сбор и анализ информации о своих сильных и слабых сторонах, о своих возможностях и проблемах. 

.СЛ.1

 Сл.2   Диагностика уровня самооценки.

         Наверное все мы  замечали, как дети по-разному сдают тетради с контрольными работами или тестами: одни, выполнив задание, тщательно все проверяют, другие тут же отдают учителю, третьи подолгу задерживают работу, боясь выпустить ее из рук.

На замечание учителя : « Ты допустил ошибку в работе» - ученики реагируют также неодинаково. Одни просят не указывать, где ошибка, а дать им возможность самим найти ее и исправить. Другие с тревогой спрашивают : «Где? Какая?» - и безоговорочно соглашаясь с учителем, покорно принимают его помощь. Третьи тут же пытаются оправдаться ссылками на обстоятельства.

  Как вы можете это объяснить?  

         Отношение к допущенным ошибкам, к собственным промахам, недостаткам не только в учении, но и в поведении – важнейший показатель самооценки личности. Данные примеры говорят о разных уровнях самооценки обучающихся.

          Работу по формированию адекватной самооценки младших школьников я  начинаю с диагностики. Сделать это довольно просто, используя разнообразные методики.

Например, так.

          Перед вами – ряд положительных качеств и ряд отрицательных (по 10 качеств в каждом столбце). Детям предлагается подчеркнуть те, которые у них есть. как вы видите, в 1 столбце перечислены положительные качества - «идеал», во 2 – отрицательные - «антиидеал».

смелость                                              хвастовство

доброта                                              лень

любознательность                                  грубость

трудолюбие                                              трусость

вежливость                                              зависть

усидчивость                                        лживость

честность                                             жадность

правдивость                                         драчливость

настойчивость                                     жестокость

активность                                           обидчивость

            Если по результатам теста в графе «Идеал» подчеркнуто 8-9 качеств, то это свидетельствует о завышенной самооценке. Если по «Антиидеалу» такая картина, то это говорит о заниженной самооценке. Если количество слов из столбиков А и В примерно одинаковое, значит самооценка близка к адекватной.

Методика «Лесенка»

              Инструкция: показываю ребенку лесенку и говорю, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие мальчики и девочки. На второй - чуть-чуть получше, а вот на верхней ступеньке стоят самые хорошие, добрые и ученики. На какую ступеньку поставил бы ты себя? Нарисуй себя на этой ступеньке.

hello_html_76b370c9.png

При анализе работ обращаю внимание, на какую ступеньку ребенок сам себя поставил.

1-4 ступенька - низкий уровень самооценки (заниженная);

5-7 ступенька - средний уровень самооценки (адекватная);

8-10 ступенька - высокий уровень самооценки (завышенная).

              Ученики должны сами оценивать свои знания. Когда учащиеся владеют навыками самооценивания и взаимооценивания, то вопроса о надёжности и адекватности оценки не возникает. Таким образом система контроля и оценивания учебной работы школьника ставит важную социальную задачу:  развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения.

    Сл.3  Основными функциями  самооценки являются:

- констатирующая – на основе самоконтроля (что из изученного материала я знаю хорошо, а что недостаточно ?);

- мобилизационно-побудительная (мне многое удалось в работе, но в этом вопросе я разобрался не до конца);

- проектировочная (чтобы не испытывать затруднений в дальнейшей работе, я обязательно должен повторить…).

  Главный смысл самооценки я вижу в самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции. Важность самооценки не только в том, что она позволяет увидеть человеку сильные и слабые стороны своей работы, но и в том, что в основе осмысления этих результатов он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности. Необходимо обучать учащихся тому, что оценивание должно происходить на основе критериев, а не на основе эмоции.

Умение оценить себя закладывается в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека. Установлено, что одной из причин отставания учащихся в учении является слаборазвитое умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности. Совершенно чётко выявилась необходимость поиска эффективных способов организации оценочной деятельности учителя и ученика, начиная с первого класса. Самооценка формируется и развивается, если учитель демонстрирует положительное отношение к ученику, веру в его возможности, желание всеми способами помочь ему учиться.

Сл.4 В современной методике преподавания выделяют три вида самооценки:

  1. Ретроспективная - самооценка ученика предшествует оценке учителя;
  2. Рефлексивная – основой такой самооценки являются знания о собственном знании и незнании, о собственных возможностях и ограничениях;
  3. Прогностическая – учащиеся оценивают себя с позиции: «Справлюсь ли я с решением?»

Самооценка зависит от развитости у человека рефлексии, критичности. Требовательности к себе и окружающим.Самооценка может быть:

- адекватная (когда мнение человека о себе совпадает с тем, что он представляет из себя в действительности)

- неадекватная (когда человек оценивает себя необъективно)

1) завышенная (переоценка)

2) заниженная (недооценка)

            Уважаемые коллеги, как вы считаете - Может ли уровень самооценки  отражаться  в поведении обучающегося, в его характере? Оказывается:

- Активность, находчивость, чувство юмора, общительность – это те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказались проигравшими и не дразнят других в случае проигрыша. Дети с адекватной самооценкой довольны собой. Они знают  свои сильные стороны, относятся к себе с уважением.

- Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться проигравшими, хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются и уходят. Младшие школьники с низкой самооценкой делают акцент на своих недостатках, выражают неуверенность в их преодолении. Они считают, что неспособны к учебе, к общению, к любым другим видам деятельности. И поэтому часто возникают трудности в школе и дома. Низкая самооценка не дает способностям школьника полностью раскрыться.

- А слишком высокое мнение о себе может быть опасным: ребёнок будет приписывать себе несуществующие достоинства и нереальные перспективы, а затем, в будущем, страдать, когда жизнь начнёт всё расставлять на свои места.

Как видим, самооценка влияет на жизнь человека достаточно сильно. Поэтому нам надо научить ребенка уважать самого себя, тогда и у других он будет пользоваться уважением.

ГРАФЫ Сл.5   Мне стало интересно:  Изменяется ли уровень самооценки с возрастом?

             1-ый класс – Первоклассники преимущественно положительно оценивают свою учебную деятельность, а неудачи связывают только лишь с объективными обстоятельствами. Их самооценка преимущественно завышенная.

             2-3 класс – процент завышенной самооценки снижается , дети относятся к себе уже более критично, оценивая не только успехи, но и свои неудачи в учении.

             4-й класс – самооценка становится в целом более адекватной, дифференцированной, заниженная самооценка повышается, завышенная самооценка понижается, а суждения о себе – более обоснованными.

            «Только человек со здоровой самооценкой может конструктивно относиться к собственным ошибкам и неудачам, переводя их в задачи учения, а не обиды. в поводы к унынию и отказы от каких бы то ни было усилий» Г.А. Цукерман  

             Одна из проблем, которая стояла и стоит перед учителем, - как организовать оценивание учебных достижений младших школьников, чтобы не свести его только к оцениванию знаний, умений и навыков, а охватить весь процесс учебной деятельности и его результаты.

            Я уверена, что оценочная деятельность учителя не должна быть отдельной частью урока - она должна пронизывать всю его работу. Одновременно важно помнить, что следует оценивать не только результат учебного труда, но и особенно прилежание, усердие, стремление преодолеть трудности, проявить самостоятельность. Важно сформировать положительное отношение детского коллектива к каждому ученику, так как каждый имеет свой темп развития, свои успехи.

           Детей нельзя сравнивать: этот умный, спокойный, лучше других, а этот слабый, отстающий. То, что одному дается легко и просто, для другого может представлять большие трудности. В связи с этим нужно нацелить детей не на обнаружение недостатков одноклассников, а на выявление положительных сторон.

           

Сл.6   Для учащихся 1 класса  при оценивании устных и письменных работ , я стараюсь в эмоциональной форме сформулировать словесную оценку, показать удовлетворение от успехов: «Молодец! Мне нравится, как ты стараешься»; «Отлично! Ты пишешь лучше меня»; «Хорошо, спасибо! Тебя было интересно слушать»; «Не огорчайся, у тебя все получится, только давай делать так...»; «Смотри, оказывается, можешь! Ведь получилось же, молодец!» Кроме того, в процессе оценивания учитель показывает ученику, чего он уже достиг, а что ему предстоит освоить: «Молодец! Но...» Это может быть важной функцией на всех этапах, и особенно на этапах актуализации знаний и применения новых знаний.

            Правила оценочной безопасности:

  1. Не скупимся на похвалу.
  2. Радуемся за успех другого, помогаем ему при неудаче.
  3. Даже в море неуспеха можно найти островок успешности   и закрепиться на нем. «на ложку дёгтя – бочка мёда»
  4. Ставить перед ребёнком только конкретные цели. Вместо заклинания: «Постарайся быть внимательным и не пропускай букв» эффективней установка «В прошлом диктанте ты пропустил шесть букв, сегодня – не больше пяти»
  5. «за двумя зайцами…» Не надо ставить перед первоклассником несколько задач одновременно. Если вы сегодня ставите задачу не забыть о точке в конце предложения, простите ему на то, что он забыл, как пишется заглавная буква Д.
  6. формула «опять ты НЕ…» - верный способ выращивания неудачника.
  7. Не высмеиваем, а шутим по доброму.
  8. Хвалим исполнителя, критикуем исполнение.

   Сл 7 Таким образом, если мы хотим развивать социально активную личность, если мы хотим помочь нашим детям стать самостоятельными, необходимо учить их свободе решений и ответственности за свой выбор.

             Соблюдение таких принципов способствует воспитанию таких качеств личности ребёнка, как уверенность в своих силах, правильная оценка возможностей, развивается познавательный интерес к учению. 

Предлагаю вашему вниманию Картотеку приемов

формирования навыков самооценки:

1.  «Говорящие рисунки» Если доволен собой, у тебя всё получилось, то рисуй улыбающееся лицо. Если тебе на уроке было временами непросто, не всё получалось, то рисуй спокойное лицо. Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то рисуй грустное лицо.

2.  «Лесенка успеха» 

1 ступенька – ученик не понял новое знание, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов, с самостоятельной работой на уроке не справился;

2 и 3 ступеньки – у ученика остались вопросы по новой теме , в самостоятельной работе были допущены ошибки;

4 ступенька – ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил.

3.  «Карточка сомнений» 

+ «Я всё понял»

 - «Не совсем усвоил, сомневаюсь»

 ? «Не понял»

На уроках чтения и окружающего мира при самостоятельной работе с текстом учащиеся делают пометки:

V «Уже знал это»

 + «Новое»

? «Не понял, возник вопрос»

 0 «Думал иначе»

4.  «Дерево успехов» Итоги дня можно подводить на «Дереве успехов». После уроков дети закрепляют на дерево плод, цветок или листок: яблоко – «всё удалось» цветок – «неплохо поработал» листок – «сегодня не получилось, но я не отчаиваюсь».

 5. «Солнышко» ясное солнышко – «справляюсь» солнышко выглядывает из-за тучки – «не совсем справляюсь» солнышко за тучкой – «не справляюсь».

6.Прием «Лестница знаний» помогает учащимся определить на какой ступеньке он находится. (изображена на доске, ребята оценивают выполнение задания своими магнитиками, располагая их на лестнице; по желанию ребята комментируют свою оценку);

Вариант 1. Вариант 2.

hello_html_53250762.pnghello_html_m5549a48e.png

1 ступень – не понял новое знание, ничего не запомнил, много вопросов, с самостоятельной работой на уроке не справился.

2,3 ступень – остались вопросы по новой теме, в самостоятельной работе были допущены ошибки.

4 ступень – ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил.

7.Приём «Весы успеха» - на ватмане изображены весы. Учащимся раздаются жетоны разного цвета. Красные жетоны означают - успешно работал на уроке, зелёные - работал, но мог бы лучше, жёлтые - плохо работал.

8.Прием «Знаки» (графическая самооценка) - с помощью квадратиков, кругов, звездочек разного цвета: зеленый – выполнил быстро, правильно и самостоятельно; желтый – правильно, но медленно; синий – правильно, но с помощью других; красный – неправильно. С целью формирования прогностической самооценки предлагается следующие символы «+» - все знаю, «-» - не знаю, «?» - сомневаюсь.

9.Прием «Светофор» - это оценивание выполнения домашних заданий с помощью цветовых сигналов: зелёный – я умею, жёлтый – я затрудняюсь, красный – требуется помощь.

10.Прием «Копилка хороших ответов». На столе у учителя стоит коробка в виде копилки, учащиеся кидают в нее жетончики, если считают, что дали правильный ответ. В конце урока жетоны подсчитываются, и учащийся определяет, какую оценку он бы себе поставил.

11.Прием «Телеграмма» позволяет учащимся быстро и лаконично проанализировать свою учебно-познавательную деятельность на уроке. Например, «Изучил… Все понял. Было интересно».

12.Прием «Письмо самому себе». Учащимся предлагается написать короткое письмо из 5-6 предложений, оценивая свою деятельность на уроке. Письмо должно начинаться приветом и заканчиваться пожеланиями.

– на сегодняшнем уроке я понял / я узнал / я разобрался…

– на этом уроке меня порадовало…

– я похвалил бы себя за…

– особенно мне понравилось…

– после урока мне захотелось…

– сегодня мне удалось…

– я сумел…

– было интересно…

– было трудно…

– я понял, что…

– теперь я могу…

– я почувствовал, что..

13. Прием «5 открытий урока». Учащимся предлагается закончить пять предложений:

– на уроке я открыл для себя…

– сегодня меня удивило…

– возникли неожиданные мысли о…

– сегодня на уроке я узнал…

– сегодня я понял, что… пригодится мне в дальнейшей жизни.

14.Прием «Оценочные суждения». 1. Справился отлично, не допустил ни одной ошибки, изложил логично, полно, привлек дополнительный материал. 2. Справился хорошо, полно и логично раскрыл вопрос, самостоятельно выполнил, знает порядок выполнения, видна заинтересованность. Однако не заметил ошибки, не успел их исправить, в следующий раз надо поискать еще более удобный способ решения. 3. Выполнил наиболее важные требования, знает основу, понимает суть, однако не все учел, переставил местами логические звенья и т.д. 4. Выполнил все эти требования, осталось поработать вот над этим…. Вместе посмотрим вот это…

15.Прием «Сосед по парте» 1 вариант. Сосед по парте оценивает рядом сидящего ученика сразу же после выполнения самостоятельной работы, обосновывает свою оценку, указывает недочёты. 2 вариант. Ученик сначала оценивает себя, затем идёт обмен тетрадями и оценивание в паре. Если оценки совпали, то кружок соседа обводится таким же цветом. Если оценки не совпали, то кружок соседа обводится другим цветом. 3 вариант. Прежде, чем дети приступят к выполнению какого-либо задания, каждый ученик должен спрогнозировать, насколько успешно он справится с этим заданием, свое предположение зафиксировать на «дорожке успеха», затем сосед по парте проверяет работу.

16.Прием «Кто сможет?» Учитель говорит задание и спрашивает «Кто сможет это сделать?» Учащиеся, оценив свои умения, поднимают руку. Один из учеников выполняет задание, коллективно проверяют правильность. Учитель спрашивает «Ты справился с заданием?» То есть ученик сравнивает уровень своих притязаний с возможностями.

17.Прием «Своя валюта». Этот прием используется для оценивания кратких ответов с места, дополнений, удачных реплик и вопросов. В классе вводится своя денежная единица: например, звездочка. Чтобы перевести валюту в отметку, нужно набрать определенное количество звездочек.

18.Прием «Солнышко». После выполнения задания и сравнения с образцом ученик закрашивает то лицо (улыбающееся, нейтральное, грустное), которое соответствует выполненной работе. При проверке учитель «зажигает лучики» и превращает в «солнышко» то лицо, которое, по его мнению, соответствует работа.

19.Прием «Говорящие рисунки». Если ты доволен собой, у тебя все получилось, то рисуй улыбающееся лицо. Если тебе на уроке было временами непросто, не все получилось, то рисуй лицо спокойное. Если тебе на уроке было сложно, многое не получилось, то рисуй грустное лицо.

20.Прием «Стол заданий» предоставляет ученику свободу выбора уровня трудности учебных заданий, оценив свои возможности. Задания оформляются на карточках и располагаются на столе заданий (можно использовать электронный вариант). К ним подбираются средства решения (это могут быть алгоритмы, правила, схемы, модели), которые располагаются на столе помощи.

21.Прием «Тетрадь открытий» - одна из форм оценки творчества и инициативы ребенка. В тетради открытий помещаются творческие работы ученика, интересующие его вопросы, гипотезы, версии, выводы о чем-либо. Еще один вариант – тетрадь «Что я знаю и умею». Цель: видеть свое продвижение, свои успехи и пробелы в знании.

22.Прием «ПОПС-формула». Учащиеся должны оценить, насколько качественно усвоен классом новый материал, четырьмя предложениями, составляющими ПОПС-формулу. П-позиция (Я считаю, что…), О-обоснование (Потому что…), П-пример (Я могу доказать это на примере..), С-следствие (Исходя из этого, я делаю вывод, что…).

            В своей работе использую следующие приемы самооценки и самоконтроля:

1) Словесные приемы

а) Для развития самооценки и самоконтроля в конце уроков задаются следующие вопросы:

– Что ты узнал на уроке?
– Чему научился?
– За что себя можешь похвалить?
– Над чем еще надо поработать?
– Какие задания тебе понравились?
– Какие задания показались трудными?
– Достиг ли ты поставленную в начале урока цель?

б) Используем наглядное пособие, которое помогает   в оценивании своих достижений

Сегодня на уроке я …
Мне удалось…
Я могу похвалить…
Я недостаточно…
Я старался…

2) Графики

3) Рисунки

4) Символы

5) Личный дневник школьника

6) Таблицы

Сл.8   Для того, чтобы развитие самооценки было эффективным следует выполнять следующие условия:
1. Совместная разработка учителем и учениками четких эталонов оценивания для каждого конкретного случая;
2. Создание необходимого психологического настроя обучающихся для анализа собственных результатов;
3. Обеспечение ситуации самостоятельного свободного эталонного оценивания учащимися своих результатов;
4. Сопоставление и выводы об эффективности работы;
5. Составление учениками собственной программы деятельности на следующий этап обучения с учетом полученных результатов.

Сл.9 Каковы же результаты самооценки ?

Ученик

 Видит свои успехи, продвижение.

 Имеет возможность определить пробелы в знаниях, своѐ незнание.

 Возникает потребность в улучшении своей работы по собственной

инициативе.

 Формируется навык самоконтроля и самооценки.

Учитель

 Наглядно видит процесс формирования предметных знаний у учащихся.

 Обеспечивает целенаправленную и своевременную коррекцию.

        Самой главной особенностью самооценки младшего школьника является ее высокий уровень. Данная особенность- это возрастная норма для данного периода развития личности.  Процесс формирования адекватной самооценки крайне длительный и сложный. Он просто необходим и реально возможен в учебном процессе.

Результаты самооценивания можно фиксировать в

Портфолио

Листы учебных достижений

Лист рубежного контроля. 
Журнал учёта учебных достижений 
Дневник первоклассника

Тетрадь открытий 
Тетрадь «Что я знаю и умею».

Эти документы постоянно хранятся в классной комнате, и все заинтересованные (ученики, учителя, администрация школы) могут в любое время ознакомиться с ними.

Сл.10-15    Как работаю я.

           Формирование самооценки индивидуальных достижений младшего школьника является инструментом реализации требований ФГОС  НОО.В своей практике  я использую следующие приемы:

1. «Светофор» Для самооценки детьми своего внутреннего состояния и самочувствия по отношению к выполняемым на уроке заданиям, применяется так называемый светофор. В первом классе предлагается зажигать цветные огоньки в тетрадях. Если работа на уроке прошла успешно , ученик активно работал, не испытывал трудностей при изучении нового материала, всё понял, то он на полях рисует зелёный кружок: «Можно двигаться дальше». Если были небольшие затруднения или что-то осталось не ясным, рисуется жёлтый кружок: «Нужна небольшая помощь». Если были значительные затруднения, ученик не смог самостоятельно справиться с новой задачей, то он рисует красный кружок: «Стоп! Мне нужна помощь!» Нужно отметить, что этим приёмом дети могут пользоваться на протяжении всех лет обучения в начальной школе.

2. «Экран достижений» Если ты доволен собой, у тебя все получилось, то выбирай зеленого человечка. Если тебе на уроке было временами непросто, не все получилось, то бери желтого человечка. Если тебе на уроке было сложно, многое не получилось, то твой человечек красный.

3.«Волшебные линеечки» Описаны Г.А.Цукерман, являются безобидной и содержательной формой отметки. Эта линеечка напоминает измерительный прибор. С помощью линеечек можно измерить все что угодно. Такая оценка: - позволяет любому ребёнку увидеть свои успехи (всегда есть критерий , по которому ребёнка можно оценить как успешного); - удерживает учебную функцию отметки: крестик на линеечке отражает реальное продвижение в изучаемом предмете; - помогает избежать сравнения детей между собой (поскольку у каждого из них линеечка в собственной тетради). После самооценки наступает очередь оценки учителя. Собрав тетради, учитель ставит свои плюсики на линеечках. Совпадения детской и учительской оценок означает «Молодец! Ты умеешь себя оценивать». В случае завышенной или заниженной самооценки учеником своей работы, учитель ещё раз раскрывает ребёнку критерии оценивания и просит в следующий раз быть к себе строже или добрее. Этими линеечками можно пользоваться, когда необходимо спрогнозировать результат своей работы. Прогностическая самооценка позволяет ребёнку оценить свои возможности и результаты.

hello_html_m32e1d7dc.png

4. «Прогнозирование» На уроках важно учить детей прогнозировать успешность выполнения задания. До выполнения задания дети ставят на полях знаки:

 ! – справлюсь

 !? – сомневаюсь

? – не справлюсь

5. «Сосед по парте».  С целью формирования правильной самооценки необходимо использовать на уроках методику для работы в парах. Работу целесообразно проводить двумя способами:  

1-й способ: сосед по парте оценивает рядом сидящего ученика сразу после выполнения самостоятельной работы, обосновывает свою оценку, указывает недочѐты.

  2-й способ: ученик сначала оценивает себя, затем идѐт обмен тетрадями и оценивание в паре. Если оценки совпали, то крестик соседа обводится кружком. Несоответствие оценок фиксируется крестиком соседа, взятого в кружок. Оценки совпали: Оценки не совпали: Проверяя тетради, учитель может судить об адекватности оценки учащихся. Описанные способы и инструменты дают лишь первое представление о возможностях, которые раскрывает перед учителем и учениками оценивание, построенное на диалоге и общем понимании учебных задач. Полезным для учителя результатом может быть не только освоение конкретных оценочных методик и применение их на уроке. Формирующее оценивание помогает каждому учителю получить информацию о том, как много и насколько успешно учатся его ученики.

6.Прием «Дорожка успеха» после выполнения какого-либо вида работы учащимся предлагается отметить, на каком этапе они находятся, прием способствует формированию адекватной самооценки.

hello_html_m5e563c35.png

7.Прием «Незаконченное предложение». Учащимся необходимо выбрать близкое его состоянию начало и продолжить высказывание:

8.Прием «Букет» позволяет учащимся оценить собственный вклад в работу, отследить соответствие результатов намеченным целям. На ватмане изображены 3 вазы. У учеников цветы разного цвета: красный цветок – недоволен, сделал не все, что мог; желтый – мог бы и лучше; синий – сделал все, что в моих силах для успеха класса. Если заполнена ваза синими цветами, значит все цели достигнуты, желтыми – есть недочеты в работе, красными – работа не принесла плодов.

9.Прием «Ладошки»(руки). С помощью карандаша ученики на ладошке показывают свою оценку. Очень хорошо – карандаш у кончика пальцев, испытываем затруднение – на уровне большого пальца, нужна помощь – карандаш внизу ладони. Подходит для оценивания устных ответов.

10.Прием «Смайлики». На полях тетради карандашом после выполнения задания ученики рисуют смайлики: с улыбкой – задание выполнено верно; грустный – задание не выполнено или выполнено неверно; с изогнутой улыбкой – задания выполнены в неполном объеме или вызывают сомнения.

Сл. 16

          Были разработаны рекомендации учителю по работе с детьми с высоким уровнем самооценки:

При организации внеклассных мероприятий включать учащихся в групповую работу;

Учить слушать других;

Воспитывать чувство сопереживания;

Оценивая работы, показывать как положительные, так и отрицательные моменты;

Аргументировать оценки.

Рекомендации учителю по работе с детьми с низким уровнем самооценки:

Не предъявлять к ребенку завышенных требований;

Не использовать слова, унижающий достоинство человека, т.е. оценивать результат деятельности, а не личность;

Вовлекать учащихся в коллективную работу;

При организации внеклассных мероприятий назначать учащихся на ответственные должности;

Предлагать в учебной деятельности задания творческого характера.

Сл. 17

Закончить своѐ выступление хочу притчей:

           Путешественник увидел трех рабочих, которые толкали тяжело нагруженные тачки, и спросил каждого, что он делает. Первый ответил: «Толкаю эту тяжелую тачку, будь она проклята». Второй сказал: «Зарабатываю на хлеб для своей семьи». Третий гордо произнес: «Я строю прекрасный храм». Трое рабочих делали одно и то же, но чувствовали себя по-разному. Для первого работа была каторгой, и он был очень несчастен. Второй чувствовал себя опорой и кормильцем семьи. В его ответе - спокойное достоинство. Третий служил прекрасной цели. Он был горд и счастлив.

            А как вы ощущаете себя на работе? Выводы делать только вам. Желаю вам творческих успехов. Благодарю за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование самооценки младшего школьника (результаты исследовательской работы)

В данной статье представлены итоги исследования по выявлению условий, при которых безотметочное обучение способствует формированию самооценки младшего школьника. Анализ выявленных результатов по...

Что влияет на формирование самооценки младших школьников

Основными факторами, от которых зависит становление самооценки младших школьников являются: школьная оценка, особенности общения учителя с учащимися, стиль домашнего воспитания....

Безотметочное обучение - как условие формирования самооценки младшего школьника

Использование различных видов самооценки обучающихся в условиях безотметочного обучения....

Безотметочное обучение - как условие формирования самооценки младшего школьника

Использование различных видов самооценки обучающихся в условиях безотметочного обучения....

Презентация"Формирование самооценки младших школьников".

Хочу поделиться опытом формирования самооценки младших школьников в учебно-воспитательном процессе....