Программа "Пластилиновые чудеса"
рабочая программа

Микрюкова Ольга Готлибовна

Программа кружка "Пластилиновые чудеса"расчитана на детей младшего школьного возраста от 7 до 10 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plastil_chudesa.docx76 КБ

Предварительный просмотр:

  Программа кружка

«Пластилиновые чудеса»

для детей в возрасте 7-8 лет

Срок реализации программы 1 год

Параметры

Содержание

Наименование программы

Программа кружка «Пластилиновые чудеса»

для детей в возрасте 7-8  лет

Основание для разработки программы

Тенденции современного образования, приоритет  развития личности ребёнка, его творческого потенциала

Участники программы

Учащиеся младшего школьного возраста (1 класс)

Этапы реализации программы

Сентябрь -май

Цель и задачи программы

Цель программы: формирование практических умений работы в технике пластилинография и развитие у младших школьников индивидуальных творческих способностей.

Задачи:                                                                                      

  • Формировать у детей изобразительные навыки. Развивать у них интерес  к художественной деятельности.
  • Познакомить с новым способом изображения – пластилинографией, учить детей создавать выразительные образы посредством объёма и цвета.
  • Учить анализировать свойства используемых в работе материалов и применять их в своей работе.
  • Развивать взаимосвязь эстетического и художественного восприятия в творческой деятельности детей.
  • Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер.
  • Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.

Основные направления программы

пластилинография

Ожидаемые результаты

Знания:

  • правила безопасной работы с разными материалами, ручными инструментами;
  • основные инструменты и материалы, применяемые при работе с пластилином;
  • пластилин, виды пластилина, его свойства и применение;
  • разнообразие техник работ с пластилином;
  • жанры изобразительного искусства: натюрморт, портрет, пейзаж;
  • о дымковской, хохломской и городецкой росписи;
  • особенности построения композиции, понятие симметрия на примере бабочки в природе и в рисунке;
  • основы  композиции, выполненные в технике пластилинография;
  • правила работы в коллективе.

       Умения:    

  • выполнять правила техники безопасности;
  • пользоваться инструментами и материалами, применяемыми при работе с пластилином;
  • пользоваться различными видами пластилина;
  • владеть разнообразными техниками при работе с пластилином;
  • использовать жанры изобразительного искусства: натюрморт, портрет, пейзаж;
  • применять знания при выполнении изделия в различных видах росписи: дымка, хохлома, городец;
  • использовать понятие симметрия при работе;
  • следовать устным инструкциям педагога;
  • уметь пользоваться технологическими картами;
  • анализировать образец, анализировать свою работу;
  • создавать композиции с изделиями, выполненными в технике пластилинография, уметь оформить изделие;
  • планировать предстоящую практическую деятельность;
  • осуществлять самоконтроль
  • вести поисковую работу по подбору книг, репродукций, рассказов о декоративно прикладном искусстве;
  • выполнять коллективные работы.

Приобретение любого познания всегда полезно для ума,

   ибо он сможет впоследствии отвергнуть бесполезное и

 сохранить хорошее. Ведь ни одну вещь нельзя,

                                                       ни любить,  ни ненавидеть, если сначала её не познать».

Леонардо да Винчи

         В Федеральном компоненте государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой  личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью, быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, быть ориентированными на лучшие конечные результаты. Данная программа направлена на развитие индивидуальных творческих способностей младших школьников, что обуславливает ее актуальность в условиях современного образования.

        В соответствии с требованиями нового ФГОС программа «Пластилиновые чудеса» также раскрывает определенные возможности для формирования УУД: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.

             Творчество –  создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

         Изучением творческих способностей занимались многие психологи, философы, педагоги:  Л. Н. Коган, Л. С. Выготский, Н. А. Бердяев, Д. С. Лихачёв, А. С. Каргин, В. А. Разумный, О.И. Мотков и другие. Отечественные педагоги (Н.А.Ветлугина, Н.П. Сакулина, Е.Н. Игнатьев, И.Я. Лернер и другие) подчеркивают, что творчеству детей можно и нужно учить.

Одним из способов реализации воспитательной составляющей новых стандартов является организация внеурочной деятельности. Во внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.

     Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности. И в качестве приоритетной деятельности, на мой взгляд – стала пластилинография. На вопрос почему? Можно ответить просто: во-первых: дети очень любят рисовать, но часто мы встречаемся с трудностями у детей в овладении графомоторных навыков (хочу рисовать, но не умею).

Во-вторых: ребят очень привлекает пластилин. Это материал, который можно мять, сворачивать, раскатывать, отщипывать, сплющивать, смешивать с другим материалом. Не только с пластилином, с блестками, крупой, песком… Все эти движения не только формируют мелкую моторику, но снимают страх, напряжение, позволяют эмоционально разгрузить себя от лишних негативных эмоций. Способствуют возникновению чувства самодостаточности: “Я - творю!”, “Я - создаю!” и вот здесь уже включается важнейший психический процесс – творческое воображение!

В-третьих: с помощью пластилина можно  “оживлять” и сам рисунок, придавая предметам выпуклую форму. Кроме того, если что-то не получилось, легко убирается. Это не вызывает чувство неудовлетворения и эмоциональной депривации, то есть разочарования в себе.

        Данная  программа опирается  на основу пособия по пластилинографии Давыдовой Г.Н. для кружков дополнительного образования по пластилинографии.

       Основой программы является использование нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства – пластилинографии.

       Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия»- создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной технологии заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Пластилинография— новый вид декоративно-прикладного искусства. По сути своей, это редко встречающийся, очень выразительный вид «живописи». Вы практически «рисуете» пластилином. Изготовление пластилиновых картин ярких расцветок с применением различных изобразительных приёмов — увлекательное занятие, дающее радостное и эстетическое удовлетворение от подобного творчества, делая его оригинальным и декоративным. 

       Программа «Пластилиновые чудеса» разработана для дополнительного образования детей младшего школьного возраста,  содержит полный курс занятий рассчитанной на год обучения.

      Программа «Пластилиновые чудеса» адресована широкому кругу читателей: педагогам дополнительного образования, учителям начальной школы, воспитателям групп продленного дня, воспитателям детского сада, студентам, родителям, а так же всем, кто интересуется вопросами творческого развития детей младшего школьного возраста.

Цель и задачи программы

Цель: формирование практических умений работы в технике пластилинография и развитие у младших школьников индивидуальных творческих способностей.

Задачи:                                                                                      

  • Формировать у детей изобразительные навыки. Развивать у них интерес  к художественной деятельности.
  • Познакомить с новым способом изображения – пластилинографией, учить детей создавать выразительные образы посредством объёма и цвета.
  • Учить анализировать свойства используемых в работе материалов и применять их в своей работе.
  • Развивать взаимосвязь эстетического и художественного восприятия в творческой деятельности детей.
  • Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер.
  • Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.

   Ожидаемые результаты реализации программы

Освоение детьми программы «Пластилиновые чудеса» направлено на достижение комплекса  результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:

-   учебно – познавательный  интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной  современного мира;

-  навык самостоятельной работы  и работы в группе при выполнении практических творческих работ;

-  ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;

- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

Младшие школьники получат возможность для формирования:

- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;

 - осознанных устойчивых эстетических предпочтений  ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;

 - эмоционально – ценностного отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.

В сфере регулятивных  универсальных учебных действий  учащиеся научатся:

- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;

- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;

- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

Младшие школьники получат возможность научиться:

-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия.

 - пользоваться средствами выразительности языка  декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно – творческой деятельности;

 - моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества.

-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;

-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;

В сфере познавательных   универсальных учебных действий  учащиеся научатся:

- различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;

- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;

- осваивать особенности художественно – выразительных средств,  материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.

- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;

- художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;

-  развивать  фантазию, воображения, художественную интуицию, память;

- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;

Младшие школьники получат возможность научиться:

-создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;

- понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;

- более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно – творческой деятельности в целом.

В сфере коммуникативных  универсальных учебных действий  учащиеся научатся:

-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;

 - сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми

 - формировать собственное мнение и позицию;

Младшие школьники получат возможность научиться:

- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся  должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.

К концу курса обучения  программе «Пластилиновые чудеса» учащиеся  должны        

Знать:

  • правила безопасной работы с разными материалами, ручными инструментами;
  • основные инструменты и материалы, применяемые при работе с пластилином;
  • пластилин, виды пластилина, его свойства и применение;
  • разнообразие техник работ с пластилином;
  • жанры изобразительного искусства: натюрморт, портрет, пейзаж;
  • о дымковской, хохломской и городецкой росписи;
  • особенности построения композиции, понятие симметрия на примере бабочки в природе и в рисунке;
  • основы  композиции, выполненные в технике пластилинографии;
  • правила работы в коллективе.

Уметь:

  • пользоваться основными материалами и инструментами по технике безопасности, выполнять правила безопасности;
  • пользоваться инструментами и материалами, применяемыми при работе с пластилином;
  • пользоваться различными видами пластилина;
  • владеть разнообразными техниками при работе с пластилином;
  • использовать жанры изобразительного искусства: натюрморт, портрет, пейзаж;
  • применять знания при выполнении изделия в различных видах росписи: дымка, хохлома, городец;
  • использовать понятие симметрия при работе;
  • следовать устным инструкциям педагога;
  • уметь пользоваться технологическими картами;
  • анализировать образец, анализировать свою работу;
  • создавать композиции с изделиями, выполненными в технике пластилинография, уметь оформить изделие;
  • планировать предстоящую практическую деятельность;
  •  осуществлять самоконтроль;
  • вести поисковую работу по подбору книг, репродукций, рассказов о декоративно прикладном искусстве;
  • выполнять коллективные работы.

Знания, умения и навыки, полученные на занятиях пластилинографией, отслеживаются с целью выявления качества усвоенных детьми знаний, умений и навыков в рамках программы обучения.

Выделяются следующие виды контроля:

  • текущий - осуществляется на каждом занятии (приложение 1)
  • промежуточный - осуществляется по результатам первого полугодия через мониторинговое исследование (приложение 2)
  • итоговый - осуществляется по результатам года через мониторинговое исследование (приложение 2)

Для определения творческого потенциала ребенка  рекомендуется использовать анкета для родителей (по опроснику Дж. Гилфорда) (приложение 3).

Продолжительность и этапы реализации программы

Данная программа рассчитана на 1 год  обучения. Прохождение программы предполагает овладение учащимися комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом практическую реализацию.

Этапы обучения

Начальный

На этом этапе ребенок получает первоначальные знания и умения в области техники пластилинография. Формируется представление о  разнообразии техник при работе с пластилином. Дети учатся практическому использованию поделок.

Основной

На этом этапе происходит дальнейшее совершенствование умений и навыков изготовления поделок из пластилина, закрепление и расширение знаний в области пластилинографии.

Заключительный

          Этим  этапом работы учащихся может стать участие в конкурсах детского творчества на школьном,  муниципальном, областном и федеральном  уровнях.

Формы и режим занятий

Программа «Пластилиновые чудеса» рассчитана на 33 часа, рассчитана на 1 год обучения и предполагает 1час занятий в неделю во второй половине дня.

Программа предусмотрена для  детей младшего школьного возраста (7-10 лет).

В процессе занятий используются различные формы занятий:

комбинированные и практические занятия; беседа, беседа с показом образцов, игра, праздник, конкурс, игровой тренинг, творческая мастерская, мини-проект и др.

В учебно-тематическом планировании присутствуют теоретические и практические занятия с указанием форм и содержания занятий.

Формы организации деятельности учащихся на занятиях:

  • фронтальная – одновременная работа со всеми учащимися;
  • индивидуально-фронтальная – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
  • групповая – организация работы в группах;
  • индивидуальная – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Учебно-тематический план.

Условные обозначения: Т – теоретическое занятие;П – практическое занятие

№ п/п

Наименование тем

Всего часов

Кол-во занятий

Т

П

1

Формирование группы.

Вводное занятие  «Путешествие в Пластилинию».

Цель: познакомить учащихся с техникой пластилинография.

1

1

-

2

Правила техники безопасности. Правила поведения на занятиях. Материалы и инструменты.

Цель: познакомить учащихся с техникой безопасности в работе с  материалами и инструментами, необходимыми на занятии, с правилами работы в технике пластилинография.

1

1

-

3

Выполнение последовательных упражнений

Цель: организовать практику по обращению с бруском пластилина.

1

-

1

4

Перевод рисунка на картон и работа с фоном.

Цель: организовать практику перевода рисунка на картон с помощью копировальной бумаги и работу с фоном.

1

0,5

0,5

5

Работа над фрагментом основного изображения.

Цель: организовать практику по подготовке контура изображения, работе с фрагментами основного изображения и выделение контурных линий.

1

-

1

6

Работа с накладными деталями

Цель: познакомить и организовать практику с выполнением некоторых деталей в пластилинографии.

1

0,5

0,5

7

Плоскостное изображение. Натюрморт. «Консервируем овощи»

Цель: познакомить  с жанром ИЗО – натюрморт и организовать практику приёма вливания одного цвета в другой.

1

0,5

0,5

8

Портрет, как жанр изобразительного искусства. «Весёлый клоун»

Цель познакомить с жанром ИЗО-портрет, цветовым решением  и организовать практику лепку отдельных деталей.

1

0,5

0,5

9

Лепная картина. Формирование композиционных навыков «Ромашка для мамы» (к дню матери)

Цель: организовать практику для создания заданного образца посредством пластилина.

1

-

1

10

«В царстве снежинок».

Цель: рассмотреть с детьми изделие «Снежинка» в технике пластилинография, организовать практику изготовления поделки

1

0,5

0,5

11

«Снеговик»

Цель: рассмотреть с учащимися  этапы изготовления изделия «Снеговик» в технике пластинографии. освоить способ создания знакомого образа посредством пластилина на горизонтальной плоскости, закрепить навыки раскатывания, сплющивания,стимулировать интерес к экспериментированию в работе.

1

0,5

0,5

12

Композиция «Ёлка». Коллективная работа. (трафаретный рисунок)

Цель: познакомить и организовать практику изготовления «Ёлки» в технике пластилинографии.

1

0,5

0,5

13

Новогодние шары так прекрасны и важны

Цель: познакомить с традициями новогоднего праздника и историей ёлочной, организовать практику  создания лепной картины с выпуклым изображением, стимулировать интерес к экспериментированию создать свою необычную ёлочную игрушку.

1

0,5

0,5

14

Выставка творческих новогодних работ.

Цель: обобщить полученные знания и умения с предыдущих занятий, создать положительно эмоциональный настрой учащихся.

1

1

-

15

Пейзаж, как жанр изобразительного искусства. «Зимний сад»

Цель: познакомить с понятием пейзаж, организовать практику нанесения рельефного рисунка с помощью стеки для придания выразительности изображаемого объекта.

1

0,5

0,5

16

Северное сияние

Цель: организовать практику выполнения декоративных налепов разной формы, вливание одного цвета в другой.

1

0,5

0,5

17

Любимые игрушки

Цель: организовать практику создания целостного объёма из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки. Закрепить технику создания изображения на плоскости в полуобъеме.

1

0,5

0,5

18

Техника трафаретной пластилинографии «Галстук для папы»

Цель: организовать практику изготовления подарка для близкого в технике трафаретной пластилинографии.

1

0,5

0,5

19

Живые яблочки на ветках

Цель: организовать практику изображения снегиря в технике пластилинография.

1

0,5

0,5

20

Ваза Цель: организовать практику изготовления «Ваза» в технике пластилинография.

1

0,5

0,5

21

Удивительная дымка Цель: Знакомство с творчеством дымковских мастеров. Организовать практику расписывания готового силуэта в стиле дымковской росписи в технике пластилинографии.

1

0,5

0,5

22

Чудо-хохлома Цель: Знакомство с хохломской росписью. Организовать практику оформления объёмной плоскости элементами узора хохломской росписи в технике пластилинография

1

0,5

0,5

23

Городец удалец

Цель: Знакомство с городецкой росписью. Организовать практику располагать узор на заданном силуэте, закрепить умение смешивать цвета в городецкой росписью с технике пластилинографии.

1

0,5

0,5

24

Волшебное яичко

Цель: организовать практику изготовления пасхального яйца в технике пластилинографии.

1

0,5

0,5

25

Знакомство с симметрией «Бабочка»

Цель: Познакомить с понятием симметрия на примере бабочки в природе и в рисунке. Организовать практику в технике мазок пластилином используя технику пластилинография.

1

0,5

0,5

26-27

Мультличности (из цикла м/ф Смешарики «Азбука безопасности») работа по стеклу

Цель: Познакомить учащихся с мультличностями из цикла «Смешарики». Организовать практику создания образа мультличности в технике пластилинографии.

2

1

1

28-30

Специальные темы по просьбам, предложениям детей, и заказам конкурсной программы

3

-

3

31

Итоговое занятие «Вот что я умею»

1

-

1

32-33

Диагностика

2

итого

33

13,5

19,5

Содержание

Тема 1 . Формирование группы.

Вводное занятие  «Путешествие в Пластилинию».

Историческая справка о пластилине. Знакомство с историей развития техники пластилинография. Энциклопедические сведения. Просмотр экспозиции в выставке презентации: скульптурные работы, простые и сложные натюрморты, жанровые композиции с большим количеством элементов. Рассмотрение пластилинографии как вида декоративно-прикладного искусства. Рассмотрение  образцов  изделий в технике пластилинография.

Тема 2. Правила техники безопасности. Правила поведения на занятиях. Материалы и инструменты.

Выработка правил поведения по организации работы в технике пластилинография: освещение, одежда, посадка, поддержание чистоты и порядка.  Правила работы с пластилином. Просмотр презентации по теме. Виды пластилина, его свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином. Разнообразие техник работ с пластилином. Знакомство с картонной основой для сюжетной картинки.

Тема 3. Выполнение последовательных упражнений.

Просмотр презентации по теме. Правила работы с бруском пластилина. Смешивание пластилина разных цветов. Изготовление тонких колбасок и маленьких шариков из них одинакового размера. Практическое освоение и закрепление различных приемов лепки: раскатывание, скатывание, сплющивание, прищипывание, надавливание, размазывание др. Информация познавательного характера.

Тема 4. Перевод рисунка на картон и работа с фоном.

Просмотр презентации по теме. Перевод отрисованного эскиза сюжетной картинки на картон при помощи копировальной бумаги. Инструкция по работе с копировальной бумагой. Показ, демонстрация последовательности перевода эскиза на картон. Рассматривание сюжетной картины. Знакомство с понятием – фон. Проговаривание фона, вымешивание цвета, формирование контура. Самостоятельное выполнение работы.

Тема 5. Работа над фрагментом основного изображения.

Просмотр презентации по теме. После того как будет закрыт основной фон, переходим  к фрагментам основного изображения. Эта работа будет проходить в три этапа:

- 1этап: подготовка контура изображения.

- 2 этап: работа с фрагментами основного изображения

- 3 этап: выделение контурных линий

Информация познавательного характера.

Тема 6. Работа с накладными деталями.

Выполнение некоторых деталей в пластилинографии: трава, маленькие цветы в траве, сборный цветок, листок, лапки или коготки, оформление. Информация познавательного характера.

Тема 7. Плоскостное изображение. Натюрморт. «Консервируем овощи»

Просмотр презентации по теме. Знакомство с понятием натюрморт. Закрепление знаний о колорите осени. Композиция и цвет в расположении элементов на поверхности.

Показать прием «вливания одного цвета в другой».Подготовка эскиза, основы, фона. Подбор цветового решения. Соединение частей изделия, путем сглаживания мест скрепления.  Заполнение рисунка пластилином.

Тема 8. Портрет, как жанр изобразительного искусства. «Весёлый клоун»

Просмотр презентации по теме. Энциклопедические и литературные  сведения о жанре изобразительного искусства- портрет. Подготовка эскиза, основы, фона. Подбор цветового решения.  Заполнение рисунка пластилином.

Тема 9. Лепная картина. «Ромашка для мамы»

Просмотр презентации по теме. Энциклопедические и литературные  сведения о предмете. Рассматривание образца.  Рассмотрение технологической схемы изготовления изделия. Формирование композиционных навыков. Подбор цветового решения. Работа по образцу над композицией.Выполнение лепной картины, когда детали предметов сохраняют объем и выступают над поверхностью основы. Выполнение тонких и удлиненных лепестков с использованием чесноковыжималки. Оформление мини выставки «Ромашковое поле».

Тема 10. «В царстве снежинок». (рисование на диске - декорирование)

Беседа с показом образцов. Просмотр презентации по теме. Энциклопедические сведения о предмете занятия (Что такое снежинка?). Самостоятельная работа с литературными источниками.Учить создавать всевозможные декорации, сюжетные изображения на плоскости аудиодиска. Учить применять различные вспомогательные средства для выразительности и красочности образа (колпачки от фломастеров, зубочистки). Самостоятельное выполнение поделки  с использование основы CD диска и различных видов круп. Оформление композиции с полученными изделиями.

Тема 11.  «Снеговик»

Просмотр презентации по теме. Литературные сведения о предмете изготовления. Беседа с показом образца. Рассмотрение  этапов  изготовления изделия «Снеговика. Осваивать способ создания знакомого образа посредством пластилина на горизонтальной плоскости. Закреплять навыки раскатывания, сплющивания.        Стимулировать интерес к экспериментированию в работе; включать в оформление работы «бросовый» материал для создания необычных поверхностей в изображаемом объекте.Оформление мини-музея «Снеговик».

Тема 12. Композиция «Ёлка». Коллективная работа.(трафаретный рисунок)

Просмотр презентации по теме. Энциклопедические сведения о предмете занятия («Откуда к нам пришла ель). Познакомить детей с понятием  - трафарет, показать и научить приемам работы с ним. Самостоятельное выполнение работы.Выставка «Рождественская ель»

Тема 13. Новогодние шары так прекрасны и важны.

На основе жизненного опыта придумать и создать свою оригинальную и неповторимую новогоднюю игрушку. Формировать у детей обобщенное представление о елочных игрушках: их истории, традициях, видах. Самостоятельное выполнение работы. Учить применять различные вспомогательные средства для выразительности и красочности образа (колпачки от фломастеров, зубочистки).  Отчет о проделанной работе. Украшение своими игрушками коллективной ёлки. Распределение ролей учащихся для создания коллективной работы. Разыгрывание новогоднего сюжета с изготовленными изделиями (сочиняем сказку). Воспитывать стремление внести свою лепту в подготовку праздничных интерьеров, украшений.

Тема 14: Выставка творческих новогодних работ.

Проведение праздника «Новогодний калейдоскоп». Подготовка поделок для экспонирования и оформления выставки (снежинки, ёлочки, новогодние игрушки) Энциклопедические и литературные сведения о новогоднем празднике. Подготовка сообщений учащихся по новогодней тематике. Обыгрывание новогодней композиции.

Тема 15. Пейзаж, как жанр изобразительного искусства. «Зимний сад»

Просмотр презентации по теме. Энциклопедические и литературные  сведения о жанре изобразительного искусства- пейзаж. Учить передавать в работе характерные особенности внешнего строения разных деревьев посредством пластилинографии.

Подготовка эскиза, основы, фона. Продолжать учить наносить рельефный рисунок с помощью стеки для придания выразительности изображаемым объектам. Подбор цветового решения.  Заполнение рисунка пластилином.

Тема 16. «Северное сияние»

Презентация «Северное сияние». Ознакомить детей с техникой пластилинографии, приемами выполнение декоративных налепов разной формы, вливания одного цвета в другой.

Тема 17. «Любимые игрушки»(обратное наложение пластилина на оргстекло или толстую прозрачную пленку)

Беседа о любимой игрушке.Учить детей прием обратного рисования пластилином на прозрачных поверхностях. Совершенствовать технические навыки работы с пластилином. Закрепить технику создания изображения на плоскости  в полуобъёме при помощи пластилина.Учить создавать целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки: придавливания деталей к основе, примазывания, приглаживания границ соединения отдельных частей.

Тема 18. Техника трафаретнойпластилинографии «Галстук для папы»

Трафаретные технологии пластилиновой живописи.Выполнение лепной картины с использованием трафаретной технологии.

Тема 19. «Живые яблочки на ветках»

Презентация по теме. Обобщить представления детей о зимующих птицах. Разобрать особенности внешнего вида снегиря. Побуждать детей точно передавать внешний вид объекта; подбирать цвет и сопоставлять размер

Тема 20. «Ваза»

Просмотр презентации по теме.Исторический экскурс. Энциклопедические сведения о «Вазописи».Рассмотрение технологической карты этапов изготовления изделия. Выполнение поделки «Ваза».

Тема 21. «Удивительная дымка»

Продолжать знакомить с творчеством дымковских мастеров, с художественными традициями в изготовлении игрушек. Расписывать готовый силуэт пластилином, сочетая оформление однородных по цвету частей с узором в стиле дымковской росписи.Самостоятельно выбирать элементы узора для украшения кокошника и юбки дымковской куклы-водоноски, сочетая в узоре крупные элементы с мелкими.

Тема 22. «Чудо-хохлома»

Продолжать знакомить детей с народными промыслами. Учить оформлять объёмную плоскость элементами узора хохломской росписи, выполняя работу в технике «пластилинографии».Закрепить знания детей о цветовой гамме и элементах хохломской росписи: ягоды, цветы, завиток травки.

Тема 23. «Городец удалец»

Продолжать знакомство с городецкой росписью.Учить изображать элементы росписи при помощи пластилина.Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор на заданном силуэте.Закрепить умение смешивать пластилин разного цвета для получения нужного оттенка.

Тема 24. «Волшебное яичко» (декорирование на готовой форме с последующим глянцеванием)

 Рассказ «Исторические сведения о Пасхе». Просмотр презентации по теме. Познакомить  детей с новой методикой изображения – «рисование пластилином», а именно научить приемам декорирования с последующим глянцеванием.

Самостоятельное изготовление изделия «Пасхальное яйцо». Работа над композицией. Отчет о проделанной работе. Оформление коллективной  композиции «Пасхальное яйцо»

Тема 25. Знакомство с симметрией «Бабочка»

Понятие симметрия на примере бабочки в природе и в рисунке.

Работа в технике мазок пластилином, плавно «вливая» один цвет в другой на границе их соединения.Подготовка эскиза бабочки. Выбор основы и фона. Заполнение рисунка  пластилиновыми шариками и пластилиновыми нитями. Закрепление технического приема работы с пластилином в технике пластилинография.

Тема 26. Мультличности (из цикла м/ф Смешарики «Азбука безопасности») работа по стеклу.

Просмотр презентации по теме. Через мини-проект решать проблемные жизненных ситуаций с персонажами мультфильма. Исторические и литературные сведения о предмете изготовления. Просмотр мультфильма (отрывков), разбор ситуаций. Беседа и проигрывание ситуаций с образцом изделия.Подбор цветовых решений для оформления внешнего вида со схожестью мультипликационных героев. Работа по стеклу. Выполнение поделок. Разыгрывание различных ситуаций.

Тема 27. Специальные темы по просьбам, предложениям детей, и заказам

конкурсной программы

Подготовка к участию в городских, районных конкурсах. Изучение положений.  Зарисовка эскизов работ. Выполнение работ.

Тема 28. Итоговое занятие «Вот что я умею»

Развивать умение самостоятельно задумывать сюжет картины. Учить задавать вопросы, возникающие по ходу занятия. Закреплять умения оценивать работу сверстников и свою, радоваться успехам других(самостоятельная  деятельность детей)

         Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки работы с пластилином в технике пластилинографии. В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении изделий, обучающиеся постепенно переходят от простых изделий к освоению сложных, от изменения каких-то деталей изделия  до моделирования, новых более сложных изделий, тематических композиций.

        Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания.

        Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления.

        Практические работы включают изготовление, оформление поделок с использованием технологических карточек (приложение 4). На каждом занятии используется дополнительный энциклопедический и литературный материал: стихи, загадки, сведения о животных, птицах, насекомых и т.д.

        Почти все занятия строятся по одному плану.

1. Подготовка к занятию (установка на работу, организация рабочего места).

2. Обобщающее повторение (выявление опорных знаний и представлений):

  • повторение названия базовой формы;
  • повторение действий прошлого занятия;
  • повторение правил техники безопасности, правил поведения на занятии.

3.  Введение в новую тему (использование загадок, стихов, раскрывающих тему занятия; энциклопедических и литературных сведений об изделии):

  • показ образца;
  • рассматривание образца, анализ

4. Практическая часть:

  • показ педагогом процесса изготовления поделки (работа по технологической карте, образцу - в зависимости от уровня подготовки и сформированности навыков);
  • вербализация учащимися этапов работы над изделием (расшифровка карты:«Что здесь делаю?»);
  • самостоятельное изготовление детьми изделия по технологической карточке;
  • оформление, отделка изделия, или оформление в композицию;
  • анализ работы учащегося по критериям: аккуратность, правильность и последовательность выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил техники безопасности, творчество, оригинальность, эстетика.
  1. Рефлексия

Программа предполагает совместную работу детей с педагогом. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы индивидуальная помощью педагога каждому ребенку должна чередоваться с их самостоятельной творческой деятельностью. Место педагога в деятельности по обучению детей, работе с пластилином, меняется по мере развития овладения детьми навыками. Основная задача на всех этапах освоения программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка

Программа предусматривает преподавание материла по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне.

        Разнообразные формы занятия дают возможность детям проявить свою индивидуальность, самостоятельность, способствуют гармоничному и духовному развитию личности. При организации работы необходимо постараться соединить игру, труд и обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, творческих  и игровых задач.

Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе. В программе предусмотрено не только постепенное усложнение материала, но и постепенное изменение видов работы: от создания индивидуальной поделки до композиции  коллективной работы.

Для успешной реализации программы необходимо наличие памяток и инструкций (приложение 5).

Методическое обеспечение программы

        

Для успешной реализации данной программы используются современные методы  и приёмы занятий, которые помогают сформировать у обучающихся устойчивый интерес к данному виду деятельности:

        

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ, объяснение, работа с книгой  и т.д.);
  • наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, просмотр фотографий, поделок, схем, работа по образцу и др.);
  • практический (ролевые игры, выполнение работ по технологическим картам,   изготовление изделий, экскурсии, игровой тренинг др.).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
  • репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
  • частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
  • исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы создания положительной мотивации обучаемых:

  • эмоциональные: ситуации     успеха,      поощрение     и   порицание, познавательная игра, свободный выбор задания, удовлетворение желания быть значимой личностью;
  • волевые:  предъявление   образовательных   требований, формирование ответственного  отношения к получению  знаний,  информирование  о прогнозируемых результатах образования.

        

Методическое и техническое оснащение.

Художественные средства:

  • методические пособия и книги по пластилинографии;
  • энциклопедии;
  • литературные произведения (тематические).

Наглядные средства:

  • стенды (правила техники безопасности и др.);
  • технологические карты;
  • иллюстрационный тематический материал, презентации.
  • демонстрационные работы и образцы в технике пластилинография.

Технические средства:

видео-, аудио материалы, компьютер, медиа проектор, ноутбуки, магнитофон, цифровой фотоаппарат

Выбор тем занятий в программе зависит от принципов построения и реализации программы:

  • Доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
  • Принцип систематичности и последовательности: постановка или корректировка задач «от простого к сложному», «от хорошо известному к малоизвестному и незнакомому» » (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ);
  • Принцип развивающего характера художественного образования;
  • Наглядности(иллюстративность, наличие дидактических материалов);
  • Демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, уважение  к личности ребенка, реализация собственных творческих потребностей);
  • Научности(обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
  • Принцип обратной связи (совместное обсуждение с учащимися того, что получилось и что не получилось, изучение их мнения, определение настроения и перспективы работы.);
  • Принцип стимулирования (поощрение и вознаграждение).
  • Принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта.
  • Принцип интереса: построение или корректировка программы с опорой на интересы детей.

Формы подведения итогов работы по каждой теме или разделу.

Подведение итогов осуществляется в виде составления индивидуальных и коллективных  готовых поделок-выставок,  фотоотчетов.

Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий

Выставки :

  однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;

  постоянные  - проводятся в помещении, где работают дети;

  тематические - по итогом изучения разделов, тем;

            итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.

 Итогом работы учащихся может стать участие в конкурсах детского творчества на школьном,  муниципальном, областном и федеральном  уровнях. Лучшие работы учащихся вкладываются в папку достижений «Портфолио».

         

Список используемой литературы: 

  1. Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов р/Д: Феникс, 2006. – 347 с.: ил. – (Высшее образование).
  2. Блонский, П.П. Психология младшего школьника. / П. П. Блонский.,  Воронеж: НПО «Модек», 1997.
  3. Величко Н. В. «Поделки из пластилина».
  4. Горичева В.С. , Нагибина М.И. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина» - Ярославль: «Академия развития», 1998г.
  5. Давыдова Г.Н. «Пластилинография» - 1,2. – М.: Издательство «Скрипторий 2003г», 2006.
  1.  Давыдова Г. Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. – М.: Издательство «Скрипторий», 2007.
  2. Давыдова Г.Н. «Детский дизайн» Пластилинография. 2008, 80 стр..
  3. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Цветочные мотивы. Издательство «Скриптория-2003» 2011, 72 стр..
  4. Иванова М. Лепим из пластилина. Издательство АСТ-ПРЕСС КНИГА. 2007
  5. Кард В., Петров С. «Сказки из пластилина» - ЗАО «Валери СПб», 1997 – 160 с.») (Серия «Учить и воспитывать, развлекая)
  6. Лебедева Е. Г. «Простые поделки из бумаги и пластилина». Издательство: Айрис-пресс. 2008
  7. Лыкова И.А. «Лепим игрушки: Лепка из пластилина. Мастерилка».  Издательство: Мир книги. 2008
  8. Лыкова И.А. Я Будущий скульптор. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008г. – 48 с. – илл.

Перечень контрольных вопросов и заданий по курсу

вопрос

задание

Что такое  «Пластилинография»

Подготовить сообщение, презентацию о нетрадиционной технике лепки, которая выражается в  «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных) изображений на горизонтальной поверхности.

Какие условия техники безопасности нужно соблюдать во время работы

Подготовить памятку техники безопасности работы с пластилином  и особенности используемого материала.

Какие секреты пластилина существуют?

В ходе эксперимента-опыта выявить секреты пластилина: пластичность, вязкость, цветность, термолабильность.

Какие приемы можно использовать при работе в технике пластилинография

Выполнить  декоративные налепы разной формы, прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путем примазывания одной части к другой.

Что необходимо сделать с пластилином для создания многообразия оттенков?

Поэкспериментировать, смешивая разные цвета пластилина и выявить, что получается. Освоить прием «вливания одного цвета в другой»

Какие этапы работы используются с фрагментом основного изображения?

Выполнить поэтапно:

- 1этап: подготовка контура изображения.

- 2 этап: работа с фрагментами основного изображения

- 3 этап: выделение контурных линий

Как работа с накладными деталями  оживляет работу?

 Выполнить изображение накладных деталей: трава, маленькие цветы в траве, сборный цветок, листок, лапки или когти и другие.

Какие жанры изобразительного искусства вы используете?

Изготовить изделия в различных жанрах изобразительного искусства: натюрморт, портрет, пейзаж.

Какие элементы росписи из народного творчества вы используете?

Выполнить изделие в элементах народного творчества: хохлома, Городец, дымка.

Какие техники рисования пластилином применяете в своей работе?

Выполнить рисование пластилином на картоне, пластике, стекле, обратная аппликация на прозрачной основе, трафарет, использование готовых форм (киндер-сюрприз), СД диски и др.

Какую основу формообразования, цветоведения вы применяете в создании композиции.

Используя технику пластилинография создать картину.

Основные этапы выполнения изделия.

Защитить свой мастер-класс, выполненный в технике пластилинография.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Семь чудес России"

Классный час "Семь чудес России" предполагает своей целью привить детям чувство вкуса, гордости за свою страну,патриотизма....

Экологическая игра «Поле чудес»

Познавательная  игра подготовлена для учащихся 3  класса в качестве дополнительного материала к классному часу «День Земли», но может быть использована и на уроке окружающего мира и на...

Внеклассное мероприятие по окружающему миру в начальной школе. Игра «Поле чудес» (тема «Лекарственные растения»)

Цели занятия:-расширить знания учащихся о лекарственных растениях;-развивать внимание, память, любознательность, самостоятельность суждений;-воспитывать бережное отношение к своему здоровью, люб...

Презентация "Чудеса из природного материала"

Презентация по технологии «Чудеса из природного материала» предназначена для учащихся  3 – 4 классов. Содержит 6 иллюстрированных уроков поэтапного выполнения  панно и объемных изделий из д...

Поле чудес "Наши пернатые друзья"

Разработка внеклассного мероприятия по окружающему миру...