Рабочая программа курса "Мир профессий" 3 класс
методическая разработка (3 класс)

Друзякина Наталья Николаевна

Материал содердит Пояснительную записку и календарно-тематическое планирование курса "Мир профессий" 3 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

I. Содержание   учебного курса.

 Основными особенностями ребенка младшего школьного возраста являются любознательность, познавательный интерес, открытость внешнему миру. Поэтому перед начальной школой стоит  увлекательная и сложная задача:  определить роль и место профориентационной работы. Чтобы ребёнок осознанно сделал свой выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, т. е. с профессиями людей, хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. Ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием есть немаловажная составляющая  системного знания.

Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Мир профессий» обеспечивает знакомство с разнообразием профессий уже на начальной ступени обучения, а также в силу возрастных возможностей младших школьников обеспечивает условия - исследовать способности обучающихся применительно к рассматриваемой профессии.

Цель программы – ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием.

Задачи программы:

  • формировать положительное отношение к труду и людям труда  
  • развивать интерес к трудовой и профессиональной деятельности у младших школьников.
  • содействовать приобретению обучающимися желания овладеть какой-либо профессией

  Содержание  программы «Мир профессий»

Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Мир профессий» направлена на:

- формирование знаний о труде, понимание значения труда для   жизни общества и каждого человека

- формирование творческого воображения, мышления, интереса к трудовой и профессиональной деятельности; желания овладеть какой-либо профессией

- развитие интеллектуальных способностей, обогащение представлений о различных сторонах  профессий;

- формирование у обучающихся чувства ответственности, способности ориентироваться в многообразии трудовой деятельности людей Кемеровской области.

Основным методом реализации программы является метод проблемного обучения, позволяющий путём создания проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросов  и гибкого их обсуждения повысить заинтересованность учащихся в тематике занятий. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определённой профессии, поэтому дети имеют возможность расширить свои представления о мире профессий, а также в силу возрастных возможностей исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.

Связь межпредметных областей с внеурочной деятельностью Изучение программы внеурочной деятельности по социальному направлению «Введение в мир профессий» тесно связано с такими дисциплинами как «Математика», «Русский язык», «Литературное чтение», «Изобразительное искусство», «Технология», «Музыка», «Окружающий мир».

Данная программа предпрофильного курса разработана с учётом возрастных особенностей  младших школьников.

Зачатки  детских интересов, учтены при планировании курса:

1- 2 класс – интерес ко всем видам работы в школе;

3- 4 класс -  дифференцируется интерес к работе в школе (любимые и  нелюбимые предметы) и появляется интерес к коллекционированию.

3 класс - переломный в жизни детей. Именно с третьего года обучения они начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию. Через игры, вопросы и творческие задания, связанные с профессиями, привести детей к осознанию ценности труда, пониманию того, что не существует ненужных профессий.

Знакомство с классификацией профессий. Расширение знаний  о профессиях нашего города.

Основные формы организации по выполнению данной программы:

уроки, беседы, экскурсии, общественно – полезный труд, классные часы, диспуты, лекции, викторины, практические работы.

 II.Тематическое распределение часов курса

 «МИР ПРОФЕССИЙ»

  №п/п Раздел   
 

  Кол-во часов
 

  Введение в мир профессий
 

  5
 

  Профессии в школе
 

  4
 

  Знакомство с различными профессиями
 

  13
 

  Проект «Азбука профессий»
 

  6
 

  Профессия моих родителей   
 

  3
 

  Викторина «Что мы узнали?»
 

  12
 

  Праздник «Все профессии важны, все профессии нужны!»   
 

  1
 

  Итого
 

   34 час.
 

III. Планируемые  результаты освоения учебного курса

Ученик, владеющий информацией о мире профессий, заинтересованный в развитии своих способностей, т.к. на занятиях имел возможность попробовать свои силы в различных областях взрослой деятельности, умеющий самостоятельно добывать новую информацию при помощи дополнительной литературы.

Личностные результаты.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • о различных способах самореализации и самосовершенствования;
  • какими личностными качествами должен обладать успешный человек;
  • как стать более организованным и ответственным;
  • как повысить свою самооценку;
  • как строить межличностные отношения, конструктивно разрешать конфликты, эффективно сотрудничать в команде, развивать в себе лидерские качества, проявлять толерантность в общении, тренировать навыки публичного выступления;
  • как планировать свои учебные и личные дела и выполнять их;
  • как делать выбор дальнейшего жизненного пути, ставить цель.
  • роль трудовой деятельности в жизни человека;
  • влияние технологических процессов и трудовой деятельности человека на окружающую среду и здоровье человека;
  • назначение и сферы применения различных машин, технических устройств и  инструментов.

Обучающийся научится:

  • умением объективно и критически оценивать себя, анализировать свои способности, достоинства и недостатки;
  • навыком развития таких качеств, как целеустремленность, ответственность, уверенность в себе, уважительное отношение к людям,
  • умением управлять эмоциями;
  • коммуникативными умениями, навыками добывания знаний и совершенствования успешного обучения;
  • навыком аналитического и креативного мышления;
  • профессиональной осведомленностью;
  • способностью не только усваивать знания, но и использовать их на практике.
  • на основе наблюдений сравнивать и выделять особенности содержания различных профессий;
  • оценивать результаты своей деятельности в соответствии с поставленной задачей.
  • планировать свою деятельность и осуществлять контроль  за ее ходом.

соблюдать правила личной гигиены и безопасные приемы работы с материалами, инструментами, электроприборами

Обучающийся получит возможность научиться:

1. личностным универсальным учебным действиям,обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире:

-    анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;

  • объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;

2. регулятивным универсальным учебным действиям, обеспечивающим организацию учащимся своей учебной деятельности:

-  ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);

-  составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;

- вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;

-  оценивать собственные знания и умения;

-  доводить дело до конца.

3. познавательным универсальным учебным действиям, включающим общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:

  • находить и  пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;
  • проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;
  • ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

4. коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет  позиции других людей, партнера по общению или деятельности:

-  слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

-  осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями;

Предметные результаты

 Обучающийся научится:

  • Определение «профессия».
  • Понятие «профессиональный выбор».
  • Понятие «классификация профессий».
  • Понятия «востребованность и рынок труда».
  • Особенности 40 профессий.
  • Понятие «работоспособность».
  • составлять связный рассказ о профессии;
  • анализировать и обобщать полученные профориентационные  знания;
  • самостоятельно работать с  занимательной литературой;
  • готовить сообщения о профессиях и выступать с ними на занятиях;
  • аргументировать «новые горизонты» в дальнейшем личностном развитии.
  • применять полученные знания в жизни.  


Предварительный просмотр:

3.Календарно-тематическое планирование курса «Мир профессий »

Рабочая программа предусматривает обучение по  Мир профессий  в объеме  34 часа.

В соответствии с годовым календарным графиком школы, расписанием занятий, календарно-тематическим планированием    3 – Б классе  в объеме   34 часа,

№ п\п

Дата

3 Б

Наименование темы

Примечание

план

факт

Кто охраняет наш покой и следит за порядком на дорогах? Знакомство с профессией милиционера.

Приглашение инспектора ГИБДД: беседа по ПДД и практикум – игра «Мы – пешеходы».

Кем быть?

Викторина «Все профессии нужны – все профессии важны!».

 Тест: «Какая профессия мне больше подходит?»

Конкурс рисунков «Кем я хочу быть?»

Встреча с нашими героями

Кто такой мастер? Что такое призвание?

Из истории слов. Работа со словарём.

Профессии наших мам.

2 четверть

Профессии наших мам.

Сочинение на тему: «Моя мама - мастер»

Профессии наших пап.

Сочинение на тему: «Мой папа - мастер»

 «Кем быть? Каким быть?»   Выход в библиотеку. Совместное мероприятие.

 Бухгалтер. Кто может работать по этой профессии?

 Менеджер. Кто  может работать по этой профессии?

 Спасатель. Кто может работать по этой профессии?

3 четверть

«Калейдоскоп профессий». Знакомство с профессиями наших шефов.          

 Кто такой риэлтор? Знакомство с новой профессией.

 Кто может работать по профессии риэлтор?

Профессия –  фермер. Кто может работать по этой профессии?

Экскурсия  на фермерское угодье.

 Коммерсант. Знакомство с профессией.

 Кто может работать по этой профессии?

 Знакомство с профессией бизнесмена.

 Кто может работать по этой профессии?

 «Какая профессия меня привлекает?»

4 четверть

 Поэтическая игротека «В мире профессий».

 Конкурс рисунков: « Все работы хороши».

Выход в библиотеку. Совместное мероприятие: «Все работы хороши!»

 Художник. Профессия или призвание?

 «Пишем  «Книгу Мира»». Сбор  и обработка стихотворений, загадок, пословиц о труде. Разучивание стихотворений к празднику.

 Итоговое мероприятие совместно с библиотекой «Праздник профессий», конкурс сочинений

«Радуга профессий»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"

Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...

Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова

Рабочая программа  содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...