Выступление по теме: «Формирование жизненно – важных компетенций у детей с ограниченными возможностями здоровья» на внутришкольном методическом семинаре «Современные проблемы формирования жизненно важных компетенций обучающихся с ОВЗ»
материал

Ташмурзина Алена Владимировна

          Ключевым моментом модернизации современной системы социального сопровождения и образования является положение о создании условий для развития и самореализации человека.

           Использование компетентностного подхода при обучении детей с умственной отсталостью означает постепенный переход от репродукции знаний и навыков к конструированию содержания образования, применению различных мониторингов и использованию систем контроля качества образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_vystuplenie.docx17.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №19»

Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

Выступление

по теме: «Формирование жизненно – важных компетенций у детей с ограниченными возможностями здоровья»

на внутришкольном методическом семинаре

«Современные проблемы формирования жизненно важных компетенций обучающихся с ОВЗ»

 

                                                   Подготовил

                                                   учитель начальных классов

                                                Ташмурзина А.В.                                                

Апрель, 2018 г.

          Ключевым моментом модернизации современной системы социального сопровождения и образования является положение о создании условий для развития и самореализации человека.

           Использование компетентностного подхода при обучении детей с умственной отсталостью означает постепенный переход от репродукции знаний и навыков к конструированию содержания образования, применению различных мониторингов и использованию систем контроля качества образования.

         При наличии такой сильной практической составляющей содержание образовательного процесса будет строиться на основе освоения учебных компетенций.

        Использование в педагогике понятия "компетенции", как синонима

"компетентности" приводит к тому, что понимание проблемы формирования компетенций становится двойственным.

       С одной стороны это может означать уточнение, расширение представлений о самих

компетенциях, а с другой - развитие знаний и умений у учащихся.

      Компетентность – эта мера соответствия знаний, умений и опыта лиц определенного социально-профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем.

       Учебная компетенция - характеристика требований к обучающему, которые позволят стать ему компетентным в учебной деятельности.

Компетентность включает ряд компонентов, таких как когнитивный, мотивационный, поведенческий и рефлексивно-оценочный.

Европейский вариант ключевых компетенций включает умение:

изучать;

искать;

думать;

сотрудничать;

приниматься за дело;

адаптироваться.

Отечественные педагоги и психологи предлагают формировать у учащихся следующие компетенции:

ценностно-смысловые;

учебно-познавательные

информационные;

коммуникативные;

социально-трудовые.

При комплексном формировании компетенций для умеренно и тяжело умственно отсталых учащихся особую важность представляет формирование социально-трудовой компетенции. Социально-трудовая компетенция- способность личности взаимодействовать с социальными институтами, выполнять социальные функции, ориентироваться на рынке труда. Социально-трудовая компетенция предполагает знания об обществе (его функциях, ценностях, развитии), социальных институтах (их функциях, взаимодействии с человеком и друг с другом), рынке труда (его потребностях в настоящий момент, перспективах развития, требованиях к профессионалу в той или иной отрасли).

Способы деятельности можно выделить следующие:

· умение выполнять социальные функции, являющиеся принадлежностью определенной социальной роли:

· умение решать проблемы на рынке труда.

       Согласно социологическому словарю: "Человек является социально- компетентным, если его индивидуальные способности и навыки отвечают требованиям межличностной ситуации".  

         Поэтому для учащихся с ОВЗ особенно актуальным является формирование социально-значимых компетенций.

         Ведь заболевания у детей влекут за собой существенные ограничения жизнедеятельности, они способствуют социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, в овладении в будущем профессиональными навыками.

      В связи с этим выделяют две стратегии в формировании социально- значимых компетенций школьников с нарушением интеллектуального развития в образовательной среде:

- развивающую, предполагающую создание условий, стимулирующих развитие ее базовых составляющих,

- формирующую, предполагающую помощь умственно отсталым школьникам в обретении социальной умелости.

          Развивающая стратегия реализуется через обогащение развивающего потенциала взаимодействия участников образовательной среды, а формирующая – через реализацию специальных развивающих программ.

        Социально-значимые или жизненно-важные компетенции у школьников с ограниченными возможностями здоровья формируются при соблюдении следующих условий:

знания об обществе и самом себе в обществе соединяются с навыками социального взаимодействия, конструктивными способами поведения в трудных ситуациях;

отношение к обществу, выраженное в мотивации, ценностях и качествах личности, соединяются с социальной ответственностью.

       В соответствии с Образовательным Стандартом педагогический коллектив нашей школы занимается формированием жизненно-важных компетенций, которые помогут умственно отсталому ребёнку более успешно интегрироваться в окружающую среду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий у детей с ограниченными возможностями здоровья

 Школа сегодня старается идти в ногу со временем. По словам  Д. Медведева,  «новая школа - это школа для всех. В любой школе, должна обеспечивается успешная социализаци...

Обобщение опыта "Формы работы по формированию слоговой структуры слова у детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющие общее недоразвитие речи. Виды коррекционной работы".

Практика моей логопедической работы показывает, что коррекция слоговой структуры слова – одна из приоритетных и наиболее трудных задач в работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья, имею...

Формирование чтения и письма у детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющими задержку психологического развития.

Формирование графических навыков и подготовка к письму — сложный психофизиологический процесс, который связан с работой различных участков коры головного мозга, органами слуха, зрения, артикуляц...

Рекомендации для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья по развитию межличностных отношений как основы формирования толерантности у учащихся 1классов

Рекомендации для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья  по развитию межличностных отношений как основы формирования толерантности у учащихся 1классов...

Формирование коммуникативно - речевых умений у детей с ограниченными возможностями здоровья через игровую деятельность

Формирование коммуникативно - речевых умений у детей с ограниченными возможностями здоровья через игровую деятельность...

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья

Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только тр...

Комплексное формирование жизненно важных компетенций обучающихся с ОВЗ

учитывая содержание действующих документов, отражающих государственную политику в сфере образования, пути модернизации системы специальной помощи ребенку с нарушениями в развитии, мы можем заключить, ...