Статья: «Роль педагога в развитие коммуникативных умений учащихся»
статья

Смагина Надежда Вячеславовна

Статья: «Роль педагога в развитие коммуникативных умений учащихся»



Проблема развития коммуникативных умений и навыков учащихся в современной школе актуальна и определяет психологическую атмосферу в обучении. Мы живем в мире открытий, больших технических достижений, больших возможностей для развития человека, например, возможность путешествовать, получать информацию по компьютерной сети. Задача образования не только в том, чтобы дать ребенку набор необходимых знаний и умений, но и научить гуманитарному мышлению. Показать, как отстоять свои убеждения, не поссорившись, как отказать, не обидев, как найти вариант, благоприятный для всех участников общения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья: «Роль педагога в развитие коммуникативных умений учащихся»


Проблема развития коммуникативных умений и навыков учащихся в современной школе актуальна и определяет психологическую атмосферу в обучении. Мы живем в мире открытий, больших технических достижений, больших возможностей для развития человека, например, возможность путешествовать, получать информацию по компьютерной сети. Задача образования не только в том, чтобы дать ребенку набор необходимых знаний и умений, но и научить гуманитарному мышлению. Показать, как отстоять свои убеждения, не поссорившись, как отказать, не обидев, как найти вариант, благоприятный для всех участников общения. Умение говорить и доказывать свою точку зрения, находить и приводить аргументы, слушать, слышать и понимать услышанное, обсуждать в диалоге и делать выводы позволяет детям проявить свои личностные качества, раскрыть учебные возможности, развивать познавательный интерес к учению. Несформированность коммуникативных умений является одной из основных причин неуспешности школьника.

В некоторой ситуации рациональна работа парами сменного состава, при которой, закончив выполнение задания, ученики обмениваются карточками и продолжают работу с другим партнёром. Благодаря этому выполняется больший объём заданий, при этом все заняты, никто не дожидается, пока закончат работу другие пары. Карточки нужно писать с меньшим объёмом заданий, так как быстроработающим ребятам хватает работы с другими партнёрами, медлительный тоже не чувствует дискомфорта, ведь объём его карточки небольшой и он тоже успевает с ним справиться. У учителя в это время есть возможность индивидуальной работы с учащимися с низкими учебными возможностями.

Положительно в этой работе и то, что каждый ученик проявляет себя и в качестве учителя, и в качестве ученика. Он выполняет разные виды учебного труда: говорит и слушает, диктует и пишет под диктовку, проверяет сам и с помощью карточки, оценивает результаты своего партнёра, получает возможность обсудить выполненное задание, доказать свою правоту, привести необходимые аргументы.

Слабоуспевающий ребёнок может реализовать свою потребность в лидерстве, проявляя себя в роли учителя, давая оценку себе и своему партнеру, что повышает его самооценку и развивает интерес к учебной деятельности.

Начиная работу с неподготовленным классом, можно столкнутся с серьёзными проблемами. Нередко возникает излишний шум, дети не умеют действовать совместно, задают множество вопросов, темп работы может быть медленным, иногда класс напоминает улей, разговаривают, перемещаются ученики. Особенно может быть сложно проводить такую форму работы с учащимися первого класса. Поэтому  цель развивать коммуникативные навыки у учащихся, научить детей сотрудничать друг с другом, отработать с ребятами алгоритм выполнения таких заданий. Правильно организованная работа в паре протекает при чётком распределении её между партнёрами : взаимообучение взаимотренировка взаимопроверка

Вместе с детьми выработываем алгоритм выполнения учебной задачи и деятельности учащихся: 1. Подготовительная беседа о правилах работы в паре. 2.Обсуждение алгоритма выполнения задания. 3. Работа в парах. 4. Взаимопроверка и обсуждение выполненного задания. 5. Оценивание работы партнёра и самооценка.

Для работы в динамичных парах в ходе обсуждения вырабатываем правила работы для учащихся: - общаемся, не мешая другим - слушаем, не перебивая партнера - осмысливаем сказанное, понимаем услышанное - считаемся с мнением партнёра, уважаем его мнение - корректно отстаиваем свою точку зрения

С развитием коммуникативных умений, учащиеся будут более свободно общаться друг с другом и учителем, отвечать более уверенно у доски, не бояться высказывать свою точку зрения, станут более внимательны и уважительны друг к другу, научатся спорить, не обижая собеседника. Работа парами сменного состава хорошо себя зарекомендовала не только при закреплении изученного материала, но и при знакомстве с новыми знаниями, когда ребята знакомятся с правилом, анализируют его использование и применяют для выполнения задания. Такая форма работы даёт возможность детям проявить себя, развивает познавательную активность и интерес, положительную мотивацию в учении.

Достоинством работы считаю то, что дети учатся говорить, рассуждать, отстаивать свою правоту, объяснять непонятное друг другу.

Развитие коммуникативных умений важно и при формировании сплочённости классного коллектива, ведь при коллективной форме обучения парами постоянного и сменного состава, осуществляется сотрудничество и взаимопомощь, согласованность действий и чувство ответственности за результат совместной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль книги в развитии интеллектуальных умений учащихся

Данная работа направлена на обсуждение проблемы - дети не хотят читать, на постепенное, пошаговое пробуждение и поощрение интереса ребенка к книгам....

Статья "Диалог как средство развития коммуникативной компетентности учащихся начальной школы".

Статья "Диалог как средство развития коммуникативной компетентности учащихся начальной школы"....

Развитие коммуникативных умений учащихся через коллективные учебные занятия в парах постоянного и сменного состава.

   Мы живем в мире открытий, больших технических достижений, больших возможностей для развития человека, например, возможность путешествовать, получать информацию по компьютерной сети...

Статья "Коррекционная и практическая направленность обучения", Статья"Развитие коммуникативных умений и навыков"

В настоящее время очень актуальна проблема подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни, в связи с этим, мы считаем важным определить основную цель своей коррекционно-пед...

Статья по теме: Развитие коммуникативных умений у младших школьников на уроках русского языка

Статья по теме: Развитие коммуникативных умений у младших школьников на уроках русского языка...