программа внеурочной деятельности "Я- гражданин России"
рабочая программа (4 класс)
Программа направлена на формирование таких личностных результатов, как гражданская идентичность личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности.
Дети должны гордиться своей страной, её достижениями. Должны брать пример с тех, кто прославляет свою страну. Воспитывать на традициях, которые всегда были присущи нашей стране. Быть верными своей Родине и при необходимости стать на её защиту. Сегодня быть патриотом означает не только гордиться флагом и гербом страны, нашими достижениями в области экономики, политики, спорта и культуры, но и на деле, своими поступками доказывать заинтересовывать в том, чтобы наша страна процветала.
Программа направлена на вовлечение учащихся в активную деятельность: участие детей в социально – значимых акциях, разработка и реализация социальных проектов, направленных на решение школьных проблем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 137.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением отдельных предметов пгт Восточный
Омутнинского района Кировской области
Принята педагогическим советом МКОУ СОШ № 2 с УИОП
пгт Восточный Омутнинского района
Кировской области
Протокол № 1 от 31.08.2018г.
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Я - гражданин России»
(духовно-нравственное направление)
для занятий с обучающимися 4 классов
на 2018-2019 учебный год
Программу составила:
педагог-организатор школы
Жук Елена Борисовна
Восточный 2018
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Я - гражданин России» в 4 классах.
Количество часов в неделю - 1 час
Количество часов в год – 35 ч в соответствии с Учебным планом МКОУ СОШ № 2 с УИОП пгт Восточный Омутнинского района . В соответствии с утверждённым годовым календарным графиком на 2018-2019 уч.год МКОУ СОШ № 2 с УИОП пгт Восточный Омутнинского района - 34 ч
Занятия проводятся один раз в неделю по 45 минут.
Рабочая программа составлена на основе:
- Федерального государственного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями, в ред. Приказа МОиН РФ от 05.07.2017г. № 629);
- примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ [В.А. Горский, А.А.Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под. ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2008. – 111с. – (Стандарты второго поколения), на основе авторской программы Н. Я. Чутко «Я - гражданин России». М.: Просвещение, 2008, в соответствии с Концепцией гражданско-патриотического воспитания граждан Российской Федерации.
Программа направлена на формирование таких личностных результатов, как гражданская идентичность личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности.
Дети должны гордиться своей страной, её достижениями. Должны брать пример с тех, кто прославляет свою страну. Воспитывать на традициях, которые всегда были присущи нашей стране. Быть верными своей Родине и при необходимости стать на её защиту. Сегодня быть патриотом означает не только гордиться флагом и гербом страны, нашими достижениями в области экономики, политики, спорта и культуры, но и на деле, своими поступками доказывать заинтересовывать в том, чтобы наша страна процветала.
Программа направлена на вовлечение учащихся в активную деятельность: участие детей в социально – значимых акциях, разработка и реализация социальных проектов, направленных на решение школьных проблем.
Цель программы: организация занятий духовно-нравственной направленности по формированию гражданской, социальной, этической, коммуникативной компетентности школьников
Задачи:
1.Содействовать ребенку в понимании особенностей общественных отношений в семье, городе или деревне, в селе — в родном крае, в родной стране, входящей в систему стран всего мира; понимание прав и свобод личности развитие гордости за героическое прошлое Отечества, интереса к отечественной культуре, основ здорового образа жизни;
2.Помогать в осознании своей принадлежности государству, предоставляющему каждому его гражданину определенные права и требующему исполнения определенных обязанностей
3.Обогащать знаниями, о малой и большой Родине, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению определенных норм морали, нравственности.
4. Формировать нравственную основу личности, творческие способности
Планируемые результаты
Данная рабочая программа направлена на формирование универсальных учебных действий:
Личностные:
- Ценить и принимать следующие ценности: «добро», «терпение», «природа», «семья», «настоящий друг», «справедливость», «любовь» и т.д.
- Уважать свою семью, родственников, старших.
- Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
Метапредметные
Познавательные:
- Извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров.
- Наблюдать и делать самостоятельные выводы.
- Выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач в зависимости от конкретных условий.
Коммуникативные:
- Участвовать в диалоге на занятиях и в жизненных ситуациях
- Отвечать на вопросы преподавателя, своих товарищей.
- Соблюдать нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
- Слушать и понимать речь других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
- Участвовать в паре, выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.
Регулятивные:
- Определять цель выполнения заданий во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях, под руководством преподавателя.
- Определять план выполнения заданий во внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством преподавателя.
- Оценивать выполнение задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении
Содержание программы
1. “Я - ученик”
-игры на развитие произвольных процессов (внимания, памяти, воображения и т.д.), беседы «Кто я? Какой я?», «Моё хобби», тест «Познай себя», практикум «Правила счастливого человека», час откровенного разговора, беседы о вредных и здоровых привычках, дни Здоровья, спортивные мероприятия, выпуск тематических газет, акции милосердия. Викторина «Чьи права нарушены?» Кому нужна моя помощь? Разведка добрых дел. Встреча с социальным педагогом школы, игра «Права и обязанности ребенка»,
2. “Я и моя семья”
- беседы «Что значит быть хорошим сыном и хорошей дочерью», « Забота о родителях – дело каждого», конкурс рисунков и стихотворений «Я люблю свою маму», открытка для родителей «От всей души», ролевые игры «Семейные традиции и праздники», фотовыставка «Я и моя семья», встречи с родителями, беседа по профориентации. «У моих родителей –золотые руки» Выставка семейных поделок. Фотографии из семейного альбома. Беседа по ПДД. Как в семье соблюдают ПДД?
3. “Я и культура” – формирование отношения к искусству.
- экскурсии в музеи, на художественные выставки и фотовыставки, встречи с творческими людьми, организация выставок детского творчества и фотовыставок, конкурс художественной самодеятельности. «Мы все такие разные». Конкурс рисунков.
4. “Я и планета”
-круглый стол «Я - житель планеты Земля», конкурс рисунков «Береги природу - наш дом», акция «Укрась кусочек планеты», конкурс стихотворений «Природа в поэзии», беседы «Мы в ответе за тех, кого приручили», акция «Покормите птиц зимой».
5. “Я и мое Отечество”
- беседы о государственной символике РФ и малой Родины, Знакомство с Конституцией РФ, экскурсии в музеи, конкурс рисунков и сочинений «Моя малая Родина», встречи с ветеранами ВОВ и участниками военных действий. Детство, опаленное войной. (подвиг пионеров – героев во время ВО войны). Экскурсия «Достопримечательности нашего поселка». «Чем богат наш край?! беседа, викторина «Я – Гражданин России!» Защита социальных проектов. «День добрых волшебников», практикум. Государственные праздники России. Народные праздники. Дни воинской славы России. Диспуты, просмотр презентаций о героях России.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ п./п | Дата проведения | Тема занятия | Кол-во ча-сов | Элементы содержания | ||
Теория | Практика | |||||
план | факт | |||||
1 | Введение. Наша родина-Россия. | 1 | Понятия «гражданин», «родина». Кто такой патриот? | Работа с дополнительной литературой. Интересные факты. | ||
Тема «Я – ученик» - 6 часов | ||||||
2 | Я – ученик. Мои права и обязанности. | 1 | Конвенция о правах ребенка. | Викторина «Чьи права нарушены?» | ||
3 | Мир моих интересов. | 1 | Беседа «Кто я? Какой я?» | Тест «Познай себя». Письмо самому себе. | ||
4 | Я - в школе, я – дома, я – среди людей. | 1 | Акция «Доброта души», посвященная Дню пожилого человека и Дню Учителя. Изготовление открыток, поделок. | |||
5 | Социально-значимая деятельность: пробы, акции, проекты. | 1 | Кому нужна моя помощь? Разведка добрых дел. Акция. | |||
6 | Если хочешь быть здоров! | 1 | Интеллектуальная игра | |||
7 | Здоровые и вредные привычки. | 1 | Просмотр видеороликов и обсуждение | |||
Тема «Я и моя семья » - 5 часов | ||||||
8 | Я и моё имя. Что значит быть хорошим сыном или дочерью? | 1 | «У моих родителей – золотые руки» Выставка семейных поделок. | |||
9 | Я один из рода. Моя родословная. | 1 | Творческие выступления. | |||
10 | Чем пахнут ремёсла? Профессии моих родителей. | 1 | В мире профессий. Беседа. | |||
11 | Семейные праздники. | 1 | Ролевая игра « День рождение в семье». | |||
12 | ПДД знать в семье каждому положено. | 1 | Беседа по ПДД. Как в семье соблюдают ПДД? | Фотографии из семейного альбома. | ||
Тема «Я и культура»- 4 часа | ||||||
13 | Доброта в творчестве. | 1 | Занятие-концерт. | |||
14 | Волшебный мир руками детей. | 1 | Выставка творчества «Мир фантазии» | |||
15 | Культура разных народов мира. | 1 | Сообщения, презентации, рефераты. | |||
16 | Культура разных народов мира. | 1 | Мы все такие разные. Конкурс рисунков. | |||
Тема «Я и планета» - 2 часа | ||||||
17 | Я - житель планеты Земля. | 1 | Конкурс рисунков «Живи, земля!» | |||
18 | Берегите природу. | 1 | Конкурс экологических сказок или конкурс «Природа в поэзии» | |||
Тема «Я и моё Отечество» - 15 часов | ||||||
19 | Моя страна. Москва – столица Родины. | 1 | Заочное путешествие. | |||
20 | Кем мне стать в будущем? | 1 | Игровое занятие | |||
21 | Символы государства и символы нашего края. | 1 | Символы государства и символы нашего края. Беседа. | |||
22 | Государственные праздники России. Народные праздники. | 1 | Ролевая игра. | |||
23 | Моя малая родина – пгт Восточный | 1 | Экскурсия «Достопримечательности нашего поселка». | |||
24 | Достояние земли Вятской. | 1 | Чем богат наш край? беседа | Просмотр презентации, обсуждение | ||
25 | Герои России. Урок Мужества. | 1 | Встреча с участниками боевых действий. | |||
26 | Детство, опаленное войной. (подвиг пионеров – героев во время ВО войны). | 1 | Просмотр презентации и обсуждение | |||
27 | Дни воинской славы России. | 1 | Просмотр презентации | |||
28 | За что я люблю Родину? | 1 | Викторина «Я – Гражданин России!» | Диспут. | ||
29 | Панорама добрых дел. | 1 | Десант чистоты и порядка. | |||
30 | След Великой Отечественной войны в жизни родного края. | 1 | Экскурсия в музей. | |||
31 | История страны - в названиях улиц. | 1 | Экскурсия по улицам поселка. | |||
32 | Защита социальных проектов. | 1 | Практикум | |||
33 | День добрых волшебников. | 1 | Практикум. | |||
34 | Итоговое занятие «Я люблю тебя, Россия» | 1 | Выставка рисунков, проектов |
К концу четвертого класса у воспитанника:
-сформированы представления о семье, членах семьи; коллективе, членах коллектива, правилах общения в коллективе; о профессиях людей, своих родителей; о Родине, малой Родине;
- получили возможность осознать свою значимость в семье, в коллективе, проявить чувство уважения к членам своей семьи, коллектива;
-получит возможность участвовать в КТД; участвовать в проектной деятельности;
-сформированы понятия «семья», «дружба», «Отечество»;
-сформировано умение беречь природу; интерес к участию в социально-значимых акциях, направленных на улучшение окружающей среды, в исследовательской деятельности;
-сформировано представление о том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, готов к защите своей Родины.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Помещение: учебный кабинет оборудованный в соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для педагога и учащихся, классная доска, шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы и наглядных пособий.
Дидактическое обеспечение: литература, наглядные пособия, подборка презентации и мультфильмов подборка стихов, песен, игр, проблемных ситуаций.
Компьютер, проектор, интерактивная доска, колонки
1. Антошин, М. К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М. К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.
2. Баранова, И. В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И. В.Баранова. – М.: Генезис, 2004.
3. Газман, О. С. Воспитание: цели, средства, перспектива [Текст] /О. С. Газман. - М.: Новое педагогическое мышление, 1989. - 221с.
4. Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. – 2005. - №1. – 147с.
5. Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников
[Текст] – М.: Просвещение, 2009. – 35с.
6. Кувашова, И. Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И. Г.Кувашова – Волгоград: изд. «Учитель», 2001.
7. О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения [Текст] / Воспитание школьников. 2009. - №8 – 10 -16с.
8. Перекатьева, О. В. Сценарии школьных праздников [Текст] / сост. О. В.Перекатьева. – Ростов–на–Дону, 2001.
9.Интернет-ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/11/picture-1091947-1544503140.jpg)
Программа внеурочной деятельностиЯ гражданин России
Программа внеурочной деятельности Я гражданин России...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/07/picture-1275886-1602077481.jpg)
Программа внеурочной деятельности "Моя Россия".
Данная программа разработана и осуществлена в июне 2020 года....
Программа внеурочной деятельности Орлята России
Программа разработана в рамках реализации федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование» с целью уд...
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/12/picture-546057-1681315814.jpg)
Программа внеурочной деятельности "Орлята России"
Рабочая программа «Орлята России» предназначена для организации внеурочной деятельности направленности коммуникативная деятельность в 1-4 классах....
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/14/picture-1082275-1665749946.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Орлята России" /2 класс/
Это программа воспитания детей младшего школьного возраста, созданная на принципах патриотизма и гражданственности, способствующая приобщению детей к традиционным ценностям российского общества, разви...
![](/sites/default/files/pictures/2021/08/24/picture-795311-1629778408.png)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Орлята России" 1-4
Программа предлагает школьникам разнообразные возможности для реализации их потенциала, помогая им научиться работать в команде, преодолевать трудности и достигать поставленных целей. Участие в «...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/11/picture-1451816-1697019507.jpg)
Программа внеурочной деятельности " Патриоты России"
Рабочая программа внеурочной деятельности для 4 класса в рамках реализации духовно-нравственного направления «Патриоты России&ra...
- Мне нравится (1)