программа внеурочной деятельности "Я- гражданин России"
рабочая программа (4 класс)

Жук Елена Борисовна

Программа направлена на формирование таких личностных результатов, как гражданская идентичность личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности.

Дети должны гордиться своей страной, её достижениями. Должны брать пример с тех, кто прославляет свою страну. Воспитывать на традициях, которые всегда были присущи нашей стране. Быть верными своей Родине и при необходимости стать на её защиту. Сегодня быть патриотом означает не только гордиться флагом и гербом страны, нашими достижениями в области экономики, политики, спорта и культуры, но и на деле, своими поступками доказывать заинтересовывать в том, чтобы наша страна процветала.

 Программа направлена на вовлечение учащихся в активную деятельность: участие детей в социально – значимых акциях, разработка и реализация социальных проектов, направленных на решение школьных проблем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением отдельных предметов пгт Восточный

Омутнинского района Кировской области

                   Принята педагогическим советом  МКОУ СОШ  № 2 с УИОП  

                                                                       пгт Восточный Омутнинского района

Кировской области  

                                                          Протокол  № 1 от 31.08.2018г.    

Рабочая программа  по внеурочной деятельности

«Я - гражданин России»

(духовно-нравственное  направление)

для занятий с обучающимися 4 классов

 на 2018-2019 учебный год

Программу составила:

педагог-организатор школы

Жук Елена Борисовна

Восточный   2018

Пояснительная записка

Рабочая программа кружка  «Я - гражданин России»  в 4  классах.

Количество часов в неделю - 1 час

Количество часов в год – 35 ч  в соответствии с Учебным планом МКОУ СОШ № 2 с УИОП пгт Восточный Омутнинского района  . В соответствии  с утверждённым годовым календарным графиком на 2018-2019 уч.год  МКОУ СОШ № 2 с УИОП пгт Восточный Омутнинского района   - 34 ч       

Занятия проводятся один раз в неделю по 45 минут.

              Рабочая программа составлена на основе:

       

  • Федерального государственного стандарта  начального общего образования  (Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями, в ред. Приказа МОиН РФ от 05.07.2017г. № 629);
  • примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ [В.А. Горский, А.А.Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под. ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2008. – 111с. – (Стандарты второго поколения), на основе  авторской программы  Н. Я. Чутко «Я -  гражданин России». М.: Просвещение, 2008,  в соответствии с Концепцией гражданско-патриотического воспитания граждан Российской Федерации.

        Программа направлена на формирование таких личностных результатов, как гражданская идентичность личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности.

Дети должны гордиться своей страной, её достижениями. Должны брать пример с тех, кто прославляет свою страну. Воспитывать на традициях, которые всегда были присущи нашей стране. Быть верными своей Родине и при необходимости стать на её защиту. Сегодня быть патриотом означает не только гордиться флагом и гербом страны, нашими достижениями в области экономики, политики, спорта и культуры, но и на деле, своими поступками доказывать заинтересовывать в том, чтобы наша страна процветала.

 Программа направлена на вовлечение учащихся в активную деятельность: участие детей в социально – значимых акциях, разработка и реализация социальных проектов, направленных на решение школьных проблем.

Цель программы: организация занятий духовно-нравственной направленности по формированию гражданской, социальной, этической, коммуникативной компетентности школьников

Задачи:

1.Содействовать ребенку в понимании особенностей общественных отношений в семье, городе или деревне,  в селе — в родном крае, в родной стране, входящей в систему стран всего мира; понимание прав и свобод личности развитие гордости за героическое прошлое Отечества, интереса к отечественной культуре, основ здорового образа жизни;
2.Помогать в осознании своей принадлежности  государству, предоставляющему каждому его гражданину определенные права и требующему исполнения определенных обязанностей

3.Обогащать  знаниями, о малой и большой Родине, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению определенных норм морали, нравственности.
4. Формировать нравственную основу личности, творческие способности

Планируемые  результаты

Данная рабочая программа направлена на формирование универсальных учебных действий:

Личностные:  

  • Ценить и принимать следующие ценности: «добро», «терпение», «природа», «семья», «настоящий друг», «справедливость», «любовь» и т.д.
  • Уважать свою семью, родственников, старших.
  • Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки  зрения общечеловеческих норм.

Метапредметные

Познавательные:

  • Извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров.
  • Наблюдать и делать самостоятельные выводы.
  • Выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные:

  • Участвовать в диалоге на занятиях и в жизненных ситуациях
  • Отвечать на вопросы преподавателя, своих товарищей.
  • Соблюдать нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
  • Слушать и понимать речь других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
  • Участвовать в паре, выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.

Регулятивные:

  • Определять цель выполнения заданий во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях, под руководством преподавателя.
  • Определять план выполнения заданий во внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством преподавателя.
  • Оценивать выполнение задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении

Содержание программы

1. “Я - ученик”

-игры на развитие произвольных процессов (внимания, памяти, воображения и т.д.), беседы «Кто я? Какой я?», «Моё хобби»,  тест «Познай себя», практикум «Правила счастливого человека», час откровенного разговора, беседы о вредных и здоровых привычках, дни Здоровья, спортивные мероприятия, выпуск тематических газет,  акции милосердия. Викторина «Чьи права нарушены?» Кому нужна моя помощь? Разведка добрых дел. Встреча с социальным педагогом школы, игра «Права и обязанности ребенка»,

2. “Я и моя семья”

- беседы «Что значит быть хорошим сыном и хорошей дочерью», « Забота о родителях – дело  каждого», конкурс рисунков и стихотворений «Я люблю свою маму», открытка  для родителей «От всей души», ролевые игры «Семейные традиции и праздники», фотовыставка «Я и моя семья», встречи с  родителями, беседа по профориентации. «У моих родителей –золотые  руки»  Выставка семейных поделок. Фотографии из семейного альбома. Беседа по ПДД. Как в семье соблюдают ПДД?

3. “Я и культура” – формирование отношения к искусству.

- экскурсии в музеи, на художественные выставки и фотовыставки, встречи с творческими людьми, организация выставок детского творчества и фотовыставок, конкурс художественной самодеятельности. «Мы все такие разные». Конкурс рисунков.

4. “Я и планета”

-круглый стол «Я - житель планеты Земля», конкурс рисунков «Береги природу - наш дом», акция  «Укрась кусочек планеты», конкурс стихотворений «Природа в поэзии», беседы «Мы в ответе за тех, кого приручили», акция «Покормите птиц зимой».

5. “Я и мое Отечество”

- беседы о государственной символике РФ и малой Родины, Знакомство с  Конституцией РФ, экскурсии в музеи, конкурс рисунков и сочинений «Моя малая Родина», встречи с ветеранами ВОВ и участниками  военных действий. Детство, опаленное войной. (подвиг пионеров – героев во время ВО войны). Экскурсия «Достопримечательности нашего поселка». «Чем богат наш край?!  беседа, викторина «Я – Гражданин России!» Защита социальных проектов. «День  добрых  волшебников», практикум. Государственные праздники России. Народные праздники. Дни воинской славы России. Диспуты, просмотр презентаций о героях России.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

п./п

Дата проведения

Тема занятия

Кол-во

ча-сов

Элементы содержания

Теория

Практика

план

факт

1

Введение. Наша родина-Россия.

1

Понятия «гражданин», «родина». Кто такой патриот?  

Работа с дополнительной литературой. Интересные факты.

Тема  «Я – ученик» - 6 часов

2

Я – ученик. Мои права и обязанности.

1

Конвенция о правах ребенка.

Викторина «Чьи права нарушены?»

3

Мир моих интересов.

1

Беседа «Кто я? Какой я?»

Тест «Познай себя». Письмо самому себе.

4

Я - в школе, я – дома, я – среди людей.

1

Акция «Доброта души», посвященная Дню пожилого человека и Дню Учителя. Изготовление открыток, поделок.

5

Социально-значимая деятельность: пробы, акции, проекты.

1

Кому нужна моя помощь? Разведка добрых дел. Акция.

6

Если хочешь быть здоров!

1

Интеллектуальная игра

7

Здоровые и вредные привычки.

1

Просмотр видеороликов и обсуждение

Тема  «Я  и моя семья » -   5 часов

8

Я и моё имя. Что значит быть хорошим сыном или дочерью?

1

«У моих родителей –

золотые  руки»  Выставка

семейных поделок.

9

Я один из рода. Моя родословная.

1

Творческие выступления.

10

Чем пахнут ремёсла? Профессии моих родителей.

1

В мире профессий. Беседа.

11

Семейные праздники.

1

Ролевая игра « День рождение в семье».

12

ПДД знать в семье  каждому положено.

1

Беседа по ПДД. Как в семье соблюдают ПДД?

 Фотографии из семейного альбома.

Тема «Я  и культура»- 4 часа

13

Доброта в творчестве.

1

Занятие-концерт.

14

Волшебный мир руками детей.

1

Выставка  творчества «Мир фантазии»

15

Культура разных народов мира.

1

Сообщения, презентации, рефераты.

16

Культура разных народов мира.

1

Мы все такие разные.

Конкурс рисунков.

Тема «Я и планета» - 2  часа

17

Я - житель планеты Земля.

1

Конкурс рисунков «Живи, земля!»

18

Берегите природу.

1

Конкурс экологических сказок или конкурс «Природа в поэзии»

Тема  «Я и моё Отечество» - 15 часов

19

Моя страна. Москва – столица Родины.

1

Заочное путешествие.

20

Кем мне стать в будущем?

1

Игровое занятие

21

Символы государства и символы нашего края.

1

Символы государства и символы нашего края. Беседа.

22

Государственные праздники России. Народные праздники.

1

Ролевая игра.        

23

Моя малая родина – пгт Восточный

1

Экскурсия «Достопримечательности нашего поселка».

24

Достояние земли  Вятской.

1

Чем богат наш край?  беседа

Просмотр презентации, обсуждение

25

Герои России. Урок Мужества.

1

Встреча с участниками боевых действий.

26

Детство, опаленное войной. (подвиг пионеров – героев во время ВО войны).

1

Просмотр презентации и обсуждение

27

Дни воинской славы России.

1

Просмотр презентации

28

 За что я люблю Родину?

1

Викторина «Я – Гражданин России!»

Диспут.

29

Панорама добрых дел.

1

Десант чистоты и порядка.

30

След  Великой  Отечественной

войны в жизни родного края.

1

Экскурсия в музей.

31

 История  страны -  в

названиях  улиц.

1

Экскурсия по улицам поселка.

32

Защита социальных проектов.

1

Практикум

33

День  добрых  волшебников.

1

Практикум.

34

Итоговое занятие «Я люблю тебя, Россия»

1

Выставка рисунков, проектов

К концу четвертого  класса у воспитанника:

-сформированы представления о семье, членах семьи; коллективе, членах коллектива, правилах общения в коллективе; о профессиях людей, своих родителей; о Родине, малой Родине;

- получили возможность осознать свою значимость в семье, в коллективе, проявить чувство уважения к членам своей семьи, коллектива;

-получит возможность участвовать в КТД; участвовать в проектной деятельности;

-сформированы понятия «семья», «дружба», «Отечество»;

-сформировано умение беречь природу; интерес к участию в социально-значимых акциях, направленных на улучшение окружающей среды, в исследовательской деятельности;

-сформировано представление о том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, готов к защите своей Родины.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Помещение: учебный кабинет оборудованный в соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для педагога и учащихся, классная доска, шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы и наглядных пособий.

Дидактическое обеспечение: литература, наглядные пособия, подборка презентации и мультфильмов подборка стихов, песен, игр, проблемных ситуаций.

Компьютер, проектор, интерактивная доска, колонки

1.  Антошин, М. К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М. К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.

2. Баранова, И. В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И. В.Баранова. – М.: Генезис, 2004.

3. Газман, О. С. Воспитание: цели, средства, перспектива [Текст] /О. С. Газман. - М.: Новое педагогическое мышление, 1989. - 221с.

4. Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. – 2005. - №1. – 147с.

5. Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников

[Текст] – М.: Просвещение, 2009. – 35с.

6. Кувашова, И. Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И. Г.Кувашова – Волгоград: изд. «Учитель», 2001.

7. О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения [Текст] / Воспитание школьников. 2009. - №8 – 10 -16с.

8. Перекатьева, О. В. Сценарии школьных праздников [Текст] / сост. О. В.Перекатьева. – Ростов–на–Дону, 2001.

9.Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельностиЯ гражданин России

Программа внеурочной деятельности Я гражданин России...

Программа внеурочной деятельности "Моя Россия".

Данная программа разработана и осуществлена в июне 2020 года....

Программа внеурочной деятельности Орлята России

Программа разработана в рамках реализации федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование» с целью уд...

Программа внеурочной деятельности "Орлята России"

Рабочая программа «Орлята России» предназначена для организации внеурочной деятельности направленности коммуникативная деятельность в 1-4 классах....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Орлята России" /2 класс/

Это программа воспитания детей младшего школьного возраста, созданная на принципах патриотизма и гражданственности, способствующая приобщению детей к традиционным ценностям российского общества, разви...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Орлята России" 1-4

Программа предлагает школьникам разнообразные возможности для реализации их потенциала, помогая им научиться работать в команде, преодолевать трудности и достигать поставленных целей. Участие в «...

Программа внеурочной деятельности " Патриоты России"

           Рабочая программа внеурочной деятельности для 4 класса в рамках реализации  духовно-нравственного направления   «Патриоты России&ra...