Рабочие программы по дополнительному образованию
календарно-тематическое планирование (2 класс)

Харевич Светлана Сергеевна

Рабочие программы по дополнительному образованию. ПДД "Светофорик" практической направленности. Кружок "Умелые ручки" художественной направленности 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

 

Согласовано:                                                                                  Утверждаю:

на заседании педсовета                                                                 Директор МБУ ДО ДДТ

Протокол №1                                                                       _____________ Куделина Т.А.

От «30» августа 2019г.                                                         Приказ № ____ от______2019г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«СВЕТОФОРИК»

                                                                                                                                         

                                              Возраст детей: 8-10 лет

                                     

                                          Сроки реализации: 1 год

               

                  Автор-составитель: пдо

Харевич Светлана Сергеевна

                                                                                   

г. Зверево

Ростовской области

2019 г.


Паспорт

Дополнительной  общеобразовательной

общеразвивающей программы

Название ДОП

 «CВЕТОФОРИК»»

Сведения о разработчике

ФИО: Харевич Светлана Сергеевна

Место работы: МБОУ СОШ №5

Адрес образовательной организации:

Город Зверево ул. Школьная 7

Домашний адрес автора: Город Зверево ул. Шолохова 3 кв.41

Телефон служебный:

Телефон мобильный: 89526059504

Должность: педагог дополнительного образования  

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Участие в конкурсах авторских образовательных программ и программно-методических комплексов/результат

Нет

Нормативно-правовая база (основания для разработки программы, чем регламентируется содержание и порядок работы по ней)

Разработана  в соответствии с:

- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года, опубликовано в «Российской газете» 31 декабря 2012 г., вступил в силу: 1 сентября 2013 г.) (далее – Закон);

- Областным Законом Ростовской области от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»;

- Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);

- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. № 729-р «План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации концепции развития дополнительного образования детей»;

- Приказом Минобрнауки России от 25 октября 2013 г. № 1185 «Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам» (зарегистрировано в Минюсте России 24 января 2014 г. № 31102);

- Приказом Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (зарегистрировано в Минюсте России 27 ноября 2013 г. № 30468) (далее – Порядок);

- Приказом Министерства образования Российской Федерации от 03.05.2000 № 1276 "О государственной аккредитации учреждений дополнительного образования детей" Приложение 1 (в части не противоречащей нормам действующего законодательства и касающейся критериев определения видов учреждений дополнительного образования) (далее – Приказ № 1276);

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 «Об утверждении СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242).

Материально-техническая база

В помещении для занятий имеются материально-технические средства обучения:

  1. Справочно-информационная литература;

- методическая литература;

- специальная литература;

  1. Компьютер (ноутбук);
  2. Кабинет;
  3. Электронные издания и интернет-ресурсы;
  4. Инструкции по технике безопасности

Год разработки, редактирования

2019 год

Структура программы

  • Титульный лист
  • Паспорт программы
  • Пояснительная записка
  • Календарно-учебный график
  • Учебный план 1 года обучения
  • Учебно-тематический план
  • Календарно-тематический план
  • Ожидаемые результаты
  • Оценочные материалы
  • Список литературы

Направленность

Направленность образовательной программы художественная: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.

Направление

продуктивной деятельности

Возраст учащихся

 8 – 9 лет 

Срок реализации

1 год

Этапы реализации

 6 разделов

Новизна

В современном мире проблемы   безопасности движения   приобрели первостепенное значение, так как с каждым годом возрастает количество дорожно-транспортных происшествий. Поэтому особо остро встала задача более широкого изучения школьниками правил дорожного движения.   

Актуальность

При переходе на федеральные государственные стандарты второго поколения, современные требования к образованию предусматривают необходимость сконцентрировать своё внимание на соблюдении ПДД и культуру личной безопасности.      

Цель и задачи программы

Цель программы:   формирование элементарных правил поведения на дороге,  развитие навыков правильного поведения на улице, умение использовать правила дорожного движения в реальной жизни.

Задачи:

1.   Знакомство учащихся с историей правил дорожного движения.

2.   Развитие дорожной грамотности детей.

3.   Совершенствование навыков ориентировки на дороге.

4.   Формирование мотивационно-поведенческой культуры ребенка в условиях общения с дорогой.

5.   Повышение ответственности детей за свое поведение на дорогах.

Ожидаемые результаты

Дети должны знать:

1.   Дорожные знаки;

2.   Сигналы светофора;

3.   Виды транспорта;

4.   Причины  ДТП;

5.   Правила движения на велосипеде;

6.   Правила движения по дороге.

Дети должны уметь:

1.   Ориентироваться в дорожных ситуациях;

2.   Оценивать свое поведение на дороге;

3.   Объяснить товарищу правила поведения на дороге.

Формы занятий

Занятия проводятся в групповой и индивидуальной форме.

Режим занятий

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 8 -10 лет,  обучения:  136 часов в год, 2 раза в неделю для 1 года обучения.

Формы подведения итогов реализации

Тестирование, конкурсы, олимпиада, игры.


Пояснительная записка

Пусть горит зелёный

свет на твоей дороге!

 

Актуальность обучения детей школьного возраста основам дорожной грамотности не вызывает сомнений. Задача педагога – систематизировать знания детей о правилах дорожного движения, сформировать конкретные навыки и модели поведения на улице и дороге. Реализация программы осуществляется через  сочетание разнообразных по содержанию и форме видов образовательной деятельности: проведение викторин, экскурсий на улицы города, беседы-анализ конкретных дорожных ситуаций, тесты на знание правил дорожного движения, проектные работы, тематические занятия в «городке безопасности».

        В программу входят занятия, которые помогают детям успешно усвоить правила дорожного движения, узнать их историю,  ориентироваться в дорожных ситуациях и на практике применять полученные знания.  Проводимые мероприятия позволяют вести пропаганду по предупреждению дорожно- транспортного травматизма.

       Обучение Правилам дорожного движения следует рассматривать как составную часть внеурочной деятельности школьников.

 Настоящая программа предназначена для реализации во втором классе.   Знания и навыки, полученные учениками будут расширяться и углубляться в последующие годы обучения. Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребёнка в целом: умение сравнивать и обобщать, делать выводы; на совершенствование речи школьников, их мышления и творческих способностей.

        Основным концептуальным положением этой программы является, прежде всего, понимание того, что вопросы изучения ПДД и профилактики ДТП мы рассматриваем как один из аспектов личной безопасности ребенка.

Ценностные ориентиры содержания курса

        Программа способствует:

  • умственному развитию – учеников получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;
  • нравственному воспитанию – на занятиях у учеников формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости. Учащиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям;
  • эстетическому воспитанию –  ученики участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. На занятиях учащиеся работают с красочным наглядным материалом;
  • трудовому воспитанию – ученики  изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и костюмы к выступлениям (с помощью родителей);
  • физическому воспитанию – на каждом занятии с детьми и подростками проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам.

Программа ориентирована на достижение результатов первого уровня: получение социальных знаний.

         Реализация данной программы рассчитана на 1 год  обучения и позволит обучающимся получить систематизированное представление об опасностях на дороге и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние их последствий на жизнь и здоровье человека, выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей. Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий.

Учебно-воспитательный процесс состоит из различных видов деятельности:

  • обучение теоретическим знаниям (вербальная информация, излагаемая педагогом);
  • самостоятельная работа (изучение иллюстраций и выполнение заданий в учебных пособиях);
  • практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры по правилам и др.) и специальных упражнений (вводные, групповые, индивидуальные).

        Занятия проводятся  в доступной и стимулирующей развитие интереса форме. На каждом занятии присутствует элемент игры.

              Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Методы, способы деятельности педагога,  направленные на глубокое, осознанное и прочное усвоение знаний учениками:

  • в обучении - практический (различные упражнения с моделями, с игровым
    материалом транспортных средств, изготовление макетов, занятия на транспортной площадке);
  • наглядный (изучение правил на макетах, наблюдение за движением транспорта и пешеходов, демонстрация дорожных знаков, технических средств);
  • словесный (как ведущий - инструктаж, беседы, разъяснения); работа с книгой (в основном чтение, изучение);
  • видеометод (просмотр, обучение);
  • методы формирования сознания личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа, пример);
  • методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения);
  • методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).

Работа объединения проводится в форме теоретических и практических занятий.

Занятия проходят в классе с использованием мультимедийной установки, наглядно-раздаточного и демонстрационного материала, просмотра видео фильмов по ПДД. Для закрепления пройденного материала эффективно использовать дидактические и подвижные игры.  

Формирование универсальных учебных действий

Личностные

  • принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
  • уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;  
  • осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
  • способность к самооценке;
  • начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Метапредметные

  • навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
  • умение ставить и формулировать проблемы;
  • навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
  • установление причинно-следственных связей.

Регулятивные

  • использование речи для регуляции своего действия;
  • адекватное восприятие  предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
  • умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
  • умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;

Коммуникативные

В процессе обучения  дети учатся:

  • работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
  • ставить вопросы;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • слушать собеседника;
  • договариваться и приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Календарный учебный график.

Год обучения

№группы

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

всего

Кол-во недель

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

1

3-8

10-15

17-22

24-29

1-6

8-13

15-20

22-27

29-3.11

5-10

12-17

19-24

26-1.12

3-8

10-15

17-22

24-29

31

9-12

14-19

21-26

28-2.02

4-9

11-16

18-23

25-2.03

4-9

11-16

18-23

25-30

1-6

8-13

15-20

22-27

29-4.05

6-11

13-18

20-25

27-31

1 год

1

2

3

4

5

2 год

1

2

3

4

3 год

1

2

3

4

5

УЧЕБНЫЙ ПЛАН 1 года обучения

№ п\п

Раздел программы

Количество часов

теория

практика

Всего

1

Вводное занятие

1

1

2

2

Улица полна неожиданностей

3

5

8

3

Наши верные друзья

4

6

10(2)

4

Это должны знать все

3

5

8(2)

5

Дорожная азбука

4

26

30

6

Правила дорожного движения

4

12

16

7

Пропаганда ПДД

6

54

60

8

Итоговое занятие

1

1

2

ИТОГО:

28

108

136

Учебно-тематический план

Дата

Темы занятий

Кол-во часов

Основные элементы содержания раздела

По

плану

Факт

Общ.

Аудитор

Внеаудит

1.

Улицы и движение в нашем городе 

2

1

1

Знакомство с названием улиц нашего города, улица, на которой ты живёшь. Дорога в школу и домой; экскурсия по маршруту одного из учащихся к его дому и другого от дома в школу; обсуждение на маршруте и после возвращения – в классе наиболее опасных мест пути; зачем нужны правила дорожного движения?

когда они появились и какую пользу приносят? Довести до сознания детей важность  соблюдения Правил дорожного движения. Опасности, которые несет транспорт человеку.

2.

Дорожные знаки и дополнительные средства информации. Праздник «Посвящение первоклассников в ответственных пешеходов – школьников»

2

1

1

Создать условия для развития у младших школьников умение правильно переходить дорогу. Сформировать у учащихся  представление  об организации движения пешеходов и транспортных средств на дорогах и улицах, научить их различать участников дорожного движения. Пешеход, водитель, пассажир; виды транспортных средств; виды пешеходных переходов.

3.

Правила пользования транспортом

2

2

Создать условия для развития у обучающихся умения правильного поведения в транспорте и на остановках. Опасные места на улицах и дорогах; опасность выхода на проезжую часть из-за стоящих машин, объектов, ограничивающих обзор дороги; поведение детей во дворах, на улицах, дорогах; ознакомление с элементами, обеспечивающими безопасность.

4.

Основные понятия  и термины ПДД

2

2

Рассказать учащимся о группах дорожных знаков, довести до сознания детей важность знаний. Первичное понятие о светофоре; как перейти улицу и дорогу, используя сигналы светофора и жесты регулировщика? Места перехода проезжей части дороги; как нарушители подвергают опасности свою жизнь и жизнь других пешеходов, водителей и пассажиров. зачем устанавливают знаки: «Дети», «Жилая зона», «Ограничение максимальной скорости», «Стоянка запрещена», «Въезд запрещен». Как они помогают обеспечить безопасность?

5.

Элементы улиц и дорог. Неожиданности улицы

2

2

Познакомить учащихся с элементами дороги, как проезжая часть, обочина, тротуар, пешеходная дорожка; нахождение у края тротуара рядом с дорогой; правила, которые надо соблюдать. Воспитывать дисциплинированность при соблюдении правил дорожного движения.

6.

Езда на велосипеде (практическое занятие) От бытовой привычки- к трагедии на дороге.

2

1

1

Формировать знания и представления младших школьников о безопасном движении на велосипеде; научить их правилам обращения  с велосипедом для обеспечения безопасности  окружающих.Проезжая часть дороги; двор и внутриквартальные проезды – чем они опасны; опасности от транспорта внутри двора.

7.

Пешеходный переход.

2

1

1

Создать условия для развития у обучающихся навыков безопасного поведения на нерегулируемых перекрёстках. Понятие регулируемого и не регулируемого перекрестка; места и границы пешеходных переходов; повторить сигналы и жесты регулировщика через игру. Сборник сказок «Дорожные приключения Бимы, Бома и Бама» , рисунки с изображением дорожных знаков

8.

Дорожные знаки.

2

2

Дорожный знак; наличие знаков на маршрутах учащихся в школу и домой. Объяснение необходимости их установки; зачем пешеходу нужно их знать? Значение знаков. Развивать внимание, воспитывать чувство дисциплинированности, ответственности за соблюдение правил поведения на дорогах.

9.

Детский дорожно-транспортный травматизм.

Правила оказания первой медицинской помощи при ДТП (при кровотечении)

2

1

1

Статистика происшествий; основные правила поведения на улицах и дорогах; отрицательные привычки; положительные привычки. Воспитывать бережное отношение к своей жизни.

10.

История появления правил дорожного движения.

Как правильно переходить дорогу у светофора с красной кнопкой.

2

2

История появление транспортных средств; первый автомобиль России; Парижская конвенция по автомобильному движению, введение первых дорожных знаков. Создать условия для развития  у обучающихся умения правильно переходить дорогу у светофора  с красной кнопкой.

11.

Что такое госавтоинспекция?

2

2

Как себя вести, когда видишь стоящие транспортные средства, деревья, высокие сугробы, заборы, выходы из арок, кучи высоких бетонных плит, высокие рекламные щиты, которые мешают видеть улицу или дорогу; значение термина «Госавтоинспекция; дорожно-патрульная служба.

12.

Где и как переходить улицу. Маршрутный лист.

2

1

1

Кому светофоры подают сигналы; транспортные светофоры; светофоры для пешеходов. Отрабатывать умение  выбирать безопасный маршрут по улицам города, воспитывать внимание, использовать знания ПДД в повседневной жизни.

13.

Где и как переходить улицу.

Выход на перекрёсток с инспектором – 1 классы

2

2

Правила дорожного движения – основа безопасности на улицах и дорогах; дорожные знаки, дорожная разметка и сигналы для регулирования движения. Отрабатывать умение  выбирать безопасный маршрут по улицам города, воспитывать внимание, использовать знания ПДД в повседневной жизни. Правостороннее движение; левостороннее движение.

14.

Безопасный маршрут из дома в школу и обратно.

2

2

Экскурсия по маршруту учащегося, у которого путь в школу самый опасный. Знаки и сигналы в «опасных местах»; вид дороги; особенности перехода.

15.

Правила перехода перекрёстка.

2

1

1

Перекресток; регулируемый перекресток; нерегулируемый перекресток; правила перехода перекрестка.

16.

Викторина «Мой друг, светофор» (подборка материала)

2

2

Повторение и закрепление знаний ПДД.(плакаты по ПДД, рисунки дорожных знаков, карточки- задания для викторины)

17.

Движение транспортных средств. Причины несчастных случаев и аварий.(просмотр видеоматериала с последующим обсуждением)

2

2

Причины аварий из-за типичных ошибок в поведении; правильные безопасные действия на улицах и дорогах; при высадке из транспорта; безопасный переход улиц. Воспитывать культуру безопасного поведения на улицах и дорогах.

18.

Перекрёстки и их виды.

Выход на перекрёсток с инспектором – 4 классы

2

2

Создать условия для развития у обучающихся умения правильно переходить дорогу. Светофор; ограничение времени действий сигналов светофоров; рассказ – объяснение о дорожных знаках; о чем они информируют и какие «дают указания»? Можно ли обойтись без этих знаков?

19.

Викторина «Мой друг, СВЕТОФОР»

2

2

Довести до сознания детей важность знаний правил дорожного движения. Развивать у них наблюдательность, дисциплинированность.

20.

Световые сигналы на пешеходный переход.

2

2

Световые сигналы на наземных пешеходных переходах; правила перехода улиц и дорог; дорожная разметка.

21.

Правила езды на велосипеде и в автотранспорте.(просмотр видеофильма)

2

2

Дорожные знаки и сигналы для регулирования движения; классификация знаков по названиям; элементы улиц и дорог.

22.

Правила ПДД (участие на линейках)

По графику  

2

Формировать навыки выполнения основных правил поведения учащимися на улице, дороге с целью предупреждения травматизма.

23.

Дорожная разметка.

2

1

1

Для чего нужна дорожная разметка; основные элементы разметки улицы дорог; как помогает дорожная разметка безопасности пешеходов.

24.

Безопасное передвижение по дороге ( просмотр видеофильма с последующим обсуждением).

2

2

Назначение различных видов транспорта; особенности различных видов транспорта, влияющие на безопасность дорожного движения; какие бывают опознавательные знаки? Для чего их нужно знать пешеходу? Что надо делать, когда видишь эти знаки?

25.

Теоретические занятия  по ПДД (решение карточек с заданиями при движении на велосипеде)

2

2

Велосипед, как транспортное средство; что нужно уметь, что бы безопасно для себя и окружающих ездить на велосипеде (мопеде)? Исправность велосипеда, контролирование скорости движения, умение держать направление и надежно маневрировать; правила безопасности при использовании велосипеда.

26.

Дорожные знаки велосипедистов.(теоретическое занятие с игровыми элементами)

2

2

Какие знаки и каким образом помогут тебе, как водителю велосипеда (мопеда)? К каким группам эти знаки относятся?

27.

Где и как переходить улицу.
Выход на перекрёсток с инспектором -2 классы

2

2

Создать условия для развития у обучающихся умения правильно переходить дорогу. Кто организует безопасность на дорогах и улицах? Кто они – сотрудники Государственной инспекции безопасности дорожного движения? Почему их профессия так нужна людям?

28.

Движение в нашем городе.(повторение правил –работа с памятками, рисование схем маршрута , объекты на пути следования)

2

1

1

Дорога в школу и домой; экскурсия по маршруту одного из учащихся к его дому и другого от дома в школу; обсуждение наиболее опасных мест пути.

29.

« Я- пешеход».Сочинение. Выпуск листовок ( с оформлением стенда)

2

2

Воспитывать бережное отношение к жизни, здоровому образу жизни.

30.

Дополнительные требования к движению велосипедистов. Повторение правил: рисование схем движения.

2

2

Формировать знания и представления младших школьников о безопасном движении на велосипеде, научить их правилам обращения с велосипедом для обеспечения безопасности окружающих.

31.

Как мы знаем ПДД. Вопросы, ответы в форме зачёта.

2

2

Правила дорожного движения; общие обязанности пешеходов и пассажиров.

32.

Дорожные «ловушки» (просмотр видеофильмов)

2

2

. Воспитывать культуру безопасного поведения на улицах и дорогах. Причины аварий из-за типичных ошибок в поведении; правильные безопасные действия на улицах и дорогах; при высадке из транспорта; безопасный переход улиц.

33.

Организация выпуска стенгазет «Мой друг, светофор»(оформление- коридор)

2

2

Создать условия для развития у обучающихся умения правильно применять свои знания.

34.

На железной дороге.

2

2

Знаки и обозначения (дорожные знаки «Железнодорожный переезд со шлагбаумом» и «Железнодорожный переезд без шлагбаума»); световая и звуковая сигнализация; особая опасность перехода через железнодорожные и трамвайные пути;

меры безопасности.(просмотр видеоролика)

35.

Теоретические занятия  по ПДД (решение карточек с заданиями)

2

2

Довести до сознания детей важность знаний правил дорожного движения. Развивать у них наблюдательность, дисциплинированность. Обязанности водителя велосипеда; что запрещено велосипедисту; неисправности велосипеда, при которых запрещается эксплуатация.

36

Поведение участников и очевидцев ДТП (просмотр видеофильма)

2

2

Создать условия для развития у обучающихся умения правильно переходить дорогу .Воспитывать культуру безопасного поведения на улицах и дорогах.

37

Светофоры для пешеходов

2

1

1

Повторить и закрепить знания о светофорах и их сигналах, сигналах регулировщика. Довести до сознания детей важность сигналов светофора

38

Теоретические занятия  по ПДД (участие в клубе «Семья»

2

2

Воспитывать бережное отношение к жизни. Применять правила ПДД в жизненных ситуациях.

39

Знаем дорожные знаки (рисунки)

2

2

Значение знаков. Развивать внимание, воспитывать чувство дисциплинированности, ответственности за соблюдение правил поведения на дорогах.

40

Сигналы регулировщика (беседа, работа с плакатами)

2

2

. Понятие регулируемого и не регулируемого перекрестка; места и границы пешеходных переходов; повторить сигналы и жесты регулировщика через игру.

41

Теоретические занятия  по ПДД (решение карточек с заданиями)Игровая форма проведения.

2

2

Формировать знания и представления младших школьников о безопасном движении; научить их правилам обращения  с велосипедом для обеспечения безопасности  окружающих, катание на роликах. Проезжая часть дороги; двор и внутриквартальные проезды – чем они опасны; опасности в внутри двора.

42

Перекрёсток улицы с дорожными знаками (выход на перекрёсток – 3 классы)

2

2

Создать условия для развития у обучающихся умения правильно переходить дорогу. Кто организует безопасность на дорогах и улицах? Кто они – сотрудники Государственной инспекции безопасности дорожного движения? Почему их профессия так нужна людям?

43

Перевозка на грузовых автомобилях ( видеоролик)

2

2

Формировать знания и представления младших школьников о безопасном движении

44

Мы играем во дворе. Безопасность передвижения на роликах (просмотр видеофильма)

2

2

Обязанности школьника; что запрещено; движение на специальных площадках, меры безопасности при движении..

45

Движение транспортных средств. Переход через дорогу (повторение правил при переходе через дорогу, видеофильмы)

2

1

1

. Воспитывать культуру безопасного поведения на улицах и дорогах. Причины аварий из-за типичных ошибок в поведении; правильные безопасные действия на улицах и дорогах; при высадке из транспорта; безопасный переход улиц.

46

Безопасный путь в школу (рекомендации школьникам, родителям; выпуск, оформление)

2

1

1

Воспитывать культуру безопасного поведения на улицах и дорогах.

Довести до сознания детей важность  соблюдения Правил дорожного движения. Опасности, которые несет транспорт человеку.

47

Организация смотра  рисунков конкурса «Мой друг, светофор»

2

1

1

Довести до сознания детей важность знаний правил дорожного движения. Развивать у них наблюдательность, дисциплинированность.

48

Тормозной путь движущихся машин (видеофильм «Торопышка»)

2

2

Создать условия для развития у обучающихся умения правильно переходить дорогу .Воспитывать культуру безопасного поведения на улицах и дорогах.

49

Ответственность за поступки при движении на велосипеде. Велоэстафета. Движение велосипедистов группами (работа с плакатами,видео)

2

2

Формировать знания и представления младших школьников о безопасном движении на велосипеде, научить их правилам обращения с велосипедом для обеспечения безопасности окружающих.

50

Повторим правила; выступление, участие в клубе «Семья»

2

2

Воспитывать бережное отношение к жизни. Применять правила ПДД в жизненных ситуациях.

51

История дорожных знаков. Рисунки, ребусы

2

2

Довести  до сознания детей важность знаний правил ПДД

52

Инструктаж по правилам ПДД перед каждым массовым мероприятием

2

2

Воспитывать бережное отношение к жизни. Применять правила ПДД в жизненных ситуациях.

53

Движение пешеходов индивидуально, группами и в колоннах (работа с плакатами)

2

1

1

Создать условия для развития у обучающихся навыков безопасного поведения на нерегулируемых перекрёстках. Понятие регулируемого и не регулируемого перекрестка; места и границы пешеходных переходов;

54

Правила поведения участников кружка «Мой друг, светофор» Пятиминутки по классам

1 раз в неделю

Воспитывать бережное отношение к жизни. Применять правила ПДД в жизненных ситуациях.

55

Особенности дорожного движения зимой.

2

1

1

Формирование у обучающихся навыков дорожной  ситуации, предвидение её развития

56

Оказание первой помощи при травмах.(беседа в медпункте)

2

1

1

Сформировать у младших школьников представление о причинах дорожно-транспортных  происшествий, в которые попадают дети, воспитывать и развивать у них наблюдательность и дисциплинированность при движении по улице.

57

Ответственность за нарушения ПДД ,(оформление стенда, памятки учащимся)

2

1

1

Создать условия для развития у обучающихся умения правильно переходить дорогу .Воспитывать культуру безопасного поведения на улицах и дорогах.

58

Теоретические занятия  по ПДД (решение карточек с заданиями)Игровая форма проведения.

2

2

Формировать знания и представления младших школьников о безопасном движении; научить их правилам обращения  с велосипедом для обеспечения безопасности  окружающих, катание на роликах. Проезжая часть дороги; двор и внутриквартальные проезды – чем они опасны; опасности в внутри двора.

59

Остановочный путь автомобиля. Езда на велосипеде, роликах.( видеофильмы)

2

2

Довести до сознания детей важность знаний правил дорожного движения. Развивать у них наблюдательность, дисциплинированность. Обязанности водителя велосипеда; что запрещено велосипедисту; неисправности велосипеда, при которых запрещается эксплуатация. Ответственность за своё здоровье при движении на роликах.

60

Проверочная работа на знания ПДД

2

2

Формировать знания и представления младших школьников о безопасном движении по дорогам и улицам города.

61

Разметка проезжей части улиц и дорог.(просмотр видеоролика, тренировочные упражнения  на настольных играх)

2

2

Создать условия для развития у обучающихся умения правильно переходить дорогу. Кто организует безопасность на дорогах и улицах?

62

Повторение правил ПДД ( настольные игры)

2

2

Создать условия для закре6пления знаний учащихся о светофоре, правилах передвижения.Формировать знания и представления младших школьников о безопасном движении по дорогам и улицам города.

63

Правила перевозки пассажиров  на мотоцикле, мотороллере ( просмотр видеофильма),

2

2

Формировать навыки выполнения основных правил поведения учащимися на улице, дороге с целью предупреждения травматизма.

64

Движение по загородным (сельским ) дорогам (работа с плакатами, видео, схема загородной дороги, рисунки с изображением дорожных знаков)

2

2

Познакомить учащихся с такими элементами загородной дороги, как проезжая часть, обочина, кювет, пешеходная дорожка.

Навыки безопасного поведения на загородных дорогах.

65

Правила перехода дорог.

(выход  членов кружка на перекрёсток, наблюдения) Подготовка к городским соревнованиям «Безопасное колесо»

2

1

1

Формирование у учащихся навыков безопасного поведения на нерегулируемом перекрёстке.

66

Викторина «Знаешь ли ты дорожные знаки» Подготовка к городским соревнованиям «Безопасное колесо»

2

2

Довести до сознания детей важность знаний правил дорожного движения, знаков. Развивать у них наблюдательность, дисциплинированность.

67

Подготовка к городским соревнованиям «Безопасное колесо»

2

2

Развивать умения правильно переходить дорогу.Довести до сознания детей важность знаний правил дорожного движения, знаков. Развивать у них наблюдательность, дисциплинированность.

68

Подведение итогов за учебный год. Награждения.

Участие на итоговой линейке

2

2

ИТОГО

136

92

44

Календарно-тематическое планирование

ДООП  «Светофорик». Подготовительный уровень обучения.

Плановые сроки изучения материала

Тема занятия

Базовое содержание

1

7.09

Вводное занятие.

Повторить правила дорожного движения, изучающие ранее. Основные причины детского транспортного  травматизма.

2-3

8.09-12.09

15.09-19.09

Основные правила поведения учащихся на улице и дороге.

Формировать навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге с целью предупреждения детского транспортного травматизма.

4-5

22.09-26.09

29.09-3.10

Практические занятия.

Строим макет главной улицы нашего города.

Почему на улице опасно? (экскурсия)

Мы учимся соблюдать правила дорожного движения –изготовление макетов главной улицы города.

Экскурсии по городу. Характеристика улиц,  переулков, на которых живут учащиеся.

6

6.10-10.10

Дорожные знаки и светофор.

Закрепить знания групп дорожных знаков и для чего служит светофор.

7-8

13.10-17.10

20.10-24.10

Пешеходные переходы.

Пешеходный переход и его обозначения. Пешеходные переходы в микрорайоне школы.

Правила перехода дороги с двусторонним и односторонним движением.

Опасные ситуации при переходе дороги.

Подземный и наземный пешеходные переходы, их обозначения. Правила перехода при их наличии.

Действия пешеходов при приближении транспортных средств с включенными спецсигналами.

Правила перехода дороги, если в зоне видимости отсутствуют пешеходный переход или перекресток.

9

27.10-31.10

Особенности дорожного движения зимой

Сформировать у обучающихся осознанные представления о причинах несчастных случаев и аварий на дорогах зимой.

10

10.11-14.11

Проект № 1 «Стенгазета – Добрая Дорога Детства».

Систематизация знаний азбуки дорожного движения и разъяснительная работа среди учащихся школы.

11-12

17.11-21.11

24.11-28.11

Регулируемая дорога. Практическое занятие.

Способствовать овладению младшими школьниками знанием сигналов пешеходных светофоров и сигналов регулировщика.

13

1.12-5.12

Нерегулируемые перекрёстки.

Типы перекрестков.

Предупредительные сигналы, подаваемые водителями.

Нерегулируемый перекресток. Обозначение пешеходных переходов на нерегулируемом перекрестке. Правила перехода нерегулируемого  перекрестка. Где и как перейти проезжую часть, если пешеходный переход не обозначен.

14

8.12-12.12

Регулировщик и его сигналы.

Для чего регулировщику нужны жезл и свисток?

Сигналы регулировщика. Действия пешеходов по этим сигналам.

Приоритет сигналов регулировщика над сигналами светофора.

15

15.12-19.12

Разбор дорожных ситуаций – практическое занятие.

Сформировать у обучающихся представление о чрезвычайных ситуациях на дорогах.

16

22.12-30.12

Причины дорожно-транспортных происшествий на железной дороге.

Железнодорожные переезды, их виды. Правила перехода через железнодорожные переезды (со шлагбаумом и без шлагбаума).

Железнодорожный транспорт в микрорайоне школы.

Наиболее опасные перекрестки в микрорайоне школы.

Разбор безопасных путей подхода к школе через железнодорожный переезд.

17-18

12.01-16.01

19.01-23.01

Проект № 2 «Твой ежедневный маршрут»

Способствовать овладению младшими школьниками знанием наиболее безопасного маршрута в школу и домой.

19

26.01-30.01

Где можно и где нельзя играть.

Опасность игр вблизи проезжей части. Где можно и где нельзя играть во дворе.

Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми (по материалам дорожной полиции). Анализ причин их возникновения.

20

2.02-6.02

Ты – велосипедист.

Общее устройство велосипеда, типичные неисправности, их устранение.

Правила безопасной езды для юных велосипедистов.

Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми (по материалам дорожной полиции). Анализ причин их возникновения.

21

9.02-13.02

Ты – пассажир.

Воспитывать культуру поведения обучающихся в общественном транспорте, научить посадке и высадке из транспорта  безопасному поведению на остановках.

22

16.02-20.02

Дорога глазами водителей.

Дорожная обстановка в зависимости от времени года, суток и погодных условий.

Особенности работы водителя.

Опасные ситуации, возникающие с пешеходами на проезжей части, глазами водителей.

23

23.02-27.02

Учусь читать дорожные знаки.

Познакомить учащихся со значением некоторых часто встречающихся дорожных знаков и указателей. Учить детей различать знаки для водителей и пешеходов. Воспитывать внимание, навыки осознанного использования знаний дорожного движения в повседневной жизни.

24-25

2.03-6.03

9.03-13.03

Проект №3 «Дорожные знаки в моей окрестности»

Оформление дорожных знаков, часто встречающихся в микрорайоне школы.

26

16.03-20.03

Обязанности пассажиров – ролевая игра.

Отработка устойчивого навыка грамотного пассажира.

27

30.03-3.04

Игра – викторина по правилам до-рожного движения «Счастливый случай».

Воспитывать навыки осознанного знания правил в повседневной жизни.

28

6.04-10.04

Виды транспортных средств.

Ознакомить обучающихся со знанием номерных опознавательных знаков и надписей на транспортных средствах.

29-30

13.04-17.04

20.04-24.04

Проект №4 «Расставь дорожные знаки на перекрёстке»

Формирование навыка расстановки дорожных знаков.

31

27.04-1.05

Игры по правилам безопасного поведения на дорогах.

Закрепить знания, умения и на-выки учащихся по правилам безопасного поведения на ули-цах и дорогах с использованием игровых средств.

32-33

4.05-8.05

11.05-15.05

Почему дети попадают в дорожные аварии.

Расширить представление учащихся о дорожной среде, развивать целостность восприя-тия, чувства предвидения опас-ности, наблюдательность, дис-циплинированность, умения и навыки безопасного поведения.

34

18.05-22.05

Итоговое занятие.

Закрепить знания и умения по всем темам с помощью игры – путешествия по станциям «В гостях у Светофорика»

Ожидаемые результаты.

  • Сокращение количества ДТП с участием обучающихся.
  • Повышение уровня теоретических знаний по ПДД .
  • Освещение результатов деятельности в школьных СМИ (постоянно действующий уголок безопасности дорожного движения).

Оценочные материалы:

Критерии оценки результатов обучения по программе рассматриваются по двум направлениям:

«внешний результат»

-проявляется в качестве участия детей в проведении профилактической работы, участия в конкурсах, акциях, фестивалях;

«внутренний результат»

-отражается в положительной динамике личностного роста обучающихся: развитии самостоятельности и ответственности, умении применять

полученные знания в практической деятельности, формировании гражданского самосознания.

По итогам учебного года оценивается:

1.Приобретение опыта индивидуальной и коллективной деятельности.

2.Оценивается уровень сформированности ключевых компетентностей:

-коммуникативной;

-информационной;

-компетентность решения проблем.

Отслеживание результатов образовательного процесса проводится с помощью различных форм: наблюдение, разбор ситуаций, тестирование, анкетирование,

сравнительный анализ уровня воспитанности, проведение итоговых аттестационных занятий по основным темам программы. Целью итоговых занятий является выявление уровня знаний, умений и навыков и их соответствия прогнозируемым результатам программы.

ИСТОЧНИКИ:

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Воробцова, Т.Н. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма [Текст]/ Т.Н. Воробцова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2011.
  2. Жатин, С.О. Правила дорожного движения. 1-4 классы: занимательные занятия[Текст] / С.О. Жатин. – Волгоград: Учитель, 2011.
  3. Максиняева, М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками [Текст] / М.Р. Максиняева. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
  4. Надеждина, В. Правила дорожного движения для детей [Текст] / В. Надеждина. – М.: АСТ, 2006.
  5. Правила дорожного движения: Сценарии внеклассных занятий с младшими школьниками. – М.: Чистые пруды, 2010.
  6. Учителю о правилах дорожного движения. – М.: СТИМУЛ, 2000.

ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ:

Правила дорожного движения - тренажёр http://cafel.narod.ru/index.htm

Презентации по ПДД: http://www.uchportal.ru/load/47-1-0-24493

 http://www.klassnye-chasy.ru/po-pravilam-dorozhnogo-dvizheniya

 http://prezentacii.com/obschestvoznanie/5563-prezentaciya-po-pdd.html

 http://nachalkanosova.ucoz.ru/load/prezentacii/pravila_dorozhnogo_dvizhenija/3-1-0-46

http://school4-lang.ucoz.ru/load/bezopasnost/prezentacii_po_pdd/7

http://moraptal-bikbai.ucoz.ru/load/nash_kollektiv/vneklassnye_meroprijatija/prezentacija_pdd/9-1-0-23

Столярова Л.Н., Савурёнок Е.М. Рабочая программа «Азбука юного пешехода. Добрая дорога».

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/programma-po-pdd-1-4-klass-azbuka-yunogo-peshekhoda-dobraya-

Сайт «Мамин град» - правила дорожного движения для детей -  http://maminsite.ru/forum/viewforum.php?f=48&sid=faf59ffb507cf89f92e36a32210a71c8

Жикулина И.В. Занятия по ПДД для начальной школы. –

http://propaganda-bdd.ru/index.php?act=pages&id=85



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

 

Согласовано:                                                                                  Утверждаю:

на заседании педсовета                                                                 Директор МБУ ДО ДДТ

Протокол №______                                                                        _____________ Сергеева И.В.

От «___»___________2018г.                                                         Приказ № ____ от______2018г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

художественной направленности

«УМЕЛЫЕ РУЧКИ»

                                                                                         

                                                           

                                              Возраст детей: 6-7 лет

                                     

                                          Сроки реализации: 1 года

               

                      Автор-составитель: пдо

Харевич Светлана Сергеевна

                                                                                   

г. Зверево

Ростовской области

2018 г.


Паспорт НА ЭТОЙ ОСНОВЕ

Дополнительной  общеобразовательной

общеразвивающей программы

Название ДОП

 «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»»

Сведения о разработчике

ФИО: Харевич Светлана Сергеевна

Место работы: МБОУ СОШ №5

Адрес образовательной организации:

Город Зверево ул. Школьная 7

Домашний адрес автора: Город Зверево ул. Шолохова 3 кв.41

Телефон служебный:

Телефон мобильный: 89526059504

Должность: педагог дополнительного образования  

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Участие в конкурсах авторских образовательных программ и программно-методических комплексов/результат

Нет

Нормативно-правовая база (основания для разработки программы, чем регламентируется содержание и порядок работы по ней)

Разработана  в соответствии с:

- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года, опубликовано в «Российской газете» 31 декабря 2012 г., вступил в силу: 1 сентября 2013 г.) (далее – Закон);

- Областным Законом Ростовской области от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»;

- Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);

- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. № 729-р «План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации концепции развития дополнительного образования детей»;

- Приказом Минобрнауки России от 25 октября 2013 г. № 1185 «Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам» (зарегистрировано в Минюсте России 24 января 2014 г. № 31102);

- Приказом Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (зарегистрировано в Минюсте России 27 ноября 2013 г. № 30468) (далее – Порядок);

- Приказом Министерства образования Российской Федерации от 03.05.2000 № 1276 "О государственной аккредитации учреждений дополнительного образования детей" Приложение 1 (в части не противоречащей нормам действующего законодательства и касающейся критериев определения видов учреждений дополнительного образования) (далее – Приказ № 1276);

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 «Об утверждении СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242).

Материально-техническая база

В помещении для занятий имеются материально-технические средства обучения:

  1. Справочно-информационная литература;

- методическая литература;

- специальная литература;

  1. Компьютер (ноутбук);
  2. Кабинет;
  3. Электронные издания и интернет-ресурсы;
  4. Инструкции по технике безопасности

Год разработки, редактирования

2018 год

Структура программы

  • Титульный лист
  • Паспорт программы
  • Пояснительная записка
  • Учебный план 1 года обучения
  • Календарно-учебный график
  • Содержание программы 1 года обучения
  • Учебно-тематический план
  • Оценочные материалы
  • Список литературы

Направленность

художественно-творческая

Направление

продуктивной деятельности

Возраст учащихся

6 – 7 лет

Срок реализации

1 год

Этапы реализации

 6 разделов

Новизна

 Для занятий  объединяются учащиеся, проявляющие интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Детям предлагаются художественно-технические приемы изготовления простейших изделий, доступных для младших школьников объектов труда.

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, работа с бросовым материалом и т.д.) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.

По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.

Содержание в каждом классе разделено по видам обрабатываемых материалов.

Актуальность

      Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Однако, по базисному учебному плану на изучение курса «Технология»  отводится всего 1 час в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества. Улучшить ситуацию можно за счет проведения кружковой работы.
       Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных  с изготовлением вначале простейших,  затем более сложных изделий и их художественным оформлением. Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

Цель и задачи программы

Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего  интерес к техническому и художественному творчеству.

  1. Задачи: 1. Формировать навыки и умения по изготовлению и оформлению выполненной работы.
  2. Познакомить со свойствами материалов и инструментами.
  3. 3.Научить применять инструменты и приспособления.
  4. 4.Познакомить с правилами техники безопасности при работе с инструментами и материалами.
  5. 5.Обучить приемам художественного моделирования из бумаги.

  1. Обучить выполнению швов «через край», «петельный»
  2. Познакомить с технологией изготовления мягкой игрушки и коврика из лоскутков ткани.
  3. Изучить технику конструирования поделок из природного и бросового материала, пластилина.
  4. Расширять художественный кругозор.
  5. Развивать мелкую моторику рук.
  6. Развивать внимание, память

      12. Воспитывать усидчивость, аккуратность.

      13. Адаптировать детей к школе.

  1. Воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного.

Ожидаемые результаты

  1. Укрепление физических и психологических сил детей.
  2. Приобретение ими новых знаний, умений, навыков при изучении тем программы  и изготовлении изделий.

3. Раскрытие творческого потенциала школьников, повышение уровня духовности.

4. Приобретение умения ценить свой труд, уважать чужой.

5. Формирование способности применять теоретические знания на практике.

Формы занятий

Занятия проводятся в групповой и индивидуальной форме.

Режим занятий

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 7 -11 лет, на 3 года обучения: 144 часа в год, 4 раза в неделю для 1 года обучения, для 2 и 3 года обучения – 6 часов в неделю, 216 часов в год.

Формы подведения итогов реализации

Программой предусмотрено успехи, достигнутые учащими, демонстрируются во время проведения различных мероприятий и оцениваются сотоварищами и педагогам.   Используются такие формы:

- выставки рисунков;

- фотовыставки;

- выставки подделок.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Программа «Умелые руки» направлена на развитие творческих способностей – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

    Дополнительная общеразвивающая программа  «Умелые руки» составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:

-  Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.).                                                                                                                                              

- Концепцией  развития  дополнительного образования детей (распоряжение РФ от 4.09.14 №1726-р).

-  Приказом министерства образования и науки №1008 от  29 августа 2013 г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.11.2013 г. № 30468).

- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию  и организации  режима работы  образовательных  организаций  дополнительного образования детей  (Сан.ПиН 2.4.4.  3172-14).

- Письмом Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ).

   

Учебно-тематический план 1 года обучения

        

№ п/п

Разделы подготовки

Года обучения

Количество часов

1 год обучения

2 год обучения

1 полугодие(в тч – аттест.)

2 полугодие

(в тч – аттест.)

1 полугодие

(в тч – аттест.)

2 полугодие

(в тч – аттест.)

Введение

2

2

-

-

4

Работа  с бумагой и картоном

6

34

-

-

40

Работа с тканью

4

34

-

-

36

Работа с природным и бросовым материалом.

4

30

-

-

34

Работа с пластилином.

2

20

22

Итоговое занятие

4

4

8

Всего часов:

22

   122

-

-

144

144

-


Календарный учебный график.

Год обучения

№группы

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

всего

Кол-во недель

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

1

3-8

10-15

17-22

24-29

1-6

8-13

15-20

22-27

29-3.11

5-10

12-17

19-24

26-1.12

3-8

10-15

17-22

24-29

31

9-12

14-19

21-26

28-2.02

4-9

11-16

18-23

25-2.03

4-9

11-16

18-23

25-30

1-6

8-13

15-20

22-27

29-4.05

6-11

13-18

20-25

27-31

1 год

1

2

3

4

5

2 год

1

2

3

4

3 год

1

2

3

4

5

Содержание программы  1 года обучения (144 часа)

Первый год обучения определяет содержание и характер совместной работы учителя и учащихся по осознанию предстоящей практической деятельности: это анализ конструкции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструментами, название используемых материалов и ряда их свойств, подлежащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию.

При обсуждении технологии изготовления изделия первоклассники под руководством учителя составляют словесный план, различая только понятия материал и инструмент, поскольку само изготовление будет вестись подконтрольно.

1.Введение  (4 часа). 

Теория- 2 часа

  • Введение в образовательную программу I года обучения.
  • Требования к поведению учащихся во время занятия.
  • Соблюдение порядка на рабочем месте.
  • Соблюдение правил по технике безопасности.
  • «Из истории происхождения  ножниц». Беседа.

Практика- 2 часа

         Экскурсия в Дом творчества

2.Работа с бумагой и картоном (40 часов).

Теория – 6 часа

  • Рассказ «Из истории бумаги», «Оригами».(4 часа)
  • Беседа «История создания ножниц» (2 час)

Практика – 34 часов

  • Художественное моделирование из бумаги путем складывания. Панно - оригами «Лесные мотивы».(4 часа)
  • Знакомство с аппликацией. Изготовление аппликаций по образцу «Лесная сказка», «У озера», «Веселые лягушата», «Полянка»( 16 часов)
  • Изготовление карнавальных масок. (6 часа)
  • Изготовление поздравительных открыток (по образцу). (8 часа)

3.Работа с тканью (36 часов).

Теория – 4 часа

  • Прием выполнения швов « через край», «петельный» - 2 час.
  • Беседа + слайдовая презентация «Чудесная иголка» – 2 час

Практика – 32 часов

  • Тренировочные упражнения по выполнению швов – 6 часа
  • Изготовление салфетки с бахромой (по образцу) – 6 часа.
  • Технология изготовления  и шитье мягкой игрушки «Мышка» - 8 часа.
  • Лоскутная техника. Шитье коврика из лоскутков различной ткани – 12 часов.

4.Работа с природным и  бросовым материалом (34 часа).

Теория – 2 часа

  • Беседа «Будь природе другом»- 2 часа
  • Экскурсия в музей – 2 часа

Практика – 30 часов

  • Конструирование дома для сказочных героев – 6 часа.
  • Конструирование игрушек из прямоугольных коробок («Автомобиль», «Робот»)  - 12 часов
  • Игрушки из пластмассовых бутылок («Ракета», «Фонарик», «Карусель») – 12 часов

5.Работа с пластилином (22 часов).

Теория- 2 часа

  • Рассказ о глине и пластилине.

Практика – 20 часов

  • Лепка простых по форме овощей, фруктов (по образцу) – 6 часа.
  • Пластилиновая аппликация на картоне «Зоопарк» - 8 часа.
  • Лепка по замыслу детей – 6 часа.

6.Итоговое занятие (8 часов)

Теория – 4 часа (рефлексия, анкетирование)

Практика – 4 часа (выставка творческих работ)

                

Календарно-тематическое планирование 1-го года обучения

Рабочая программа 1 года обучения:

п/п

Название раздела,

темы

Количество часов

Формы

аттестации/

контроля

Теория

Практика

Всего

1

Введение

4

1.1

Введение в образовательную программу I года обучения.

Требования к поведению учащихся во время занятия.

Соблюдение порядка на рабочем месте.

Соблюдение правил по технике безопасности.

1

1

2

1.2

Виртуальная экскурсия в Дом Культуры

1

1

2

2.

Работа  с бумагой и картоном

40

2.1

Рассказ «Из истории бумаги», «Оригами»

2

2

4

2.2

Беседа «История создания ножниц»

1

1

2

2.3

Художественное моделирование из бумаги путем складывания

1

1

2

2.4.

Панно - оригами «Лесные мотивы»

2

2

4

2.5.

Знакомство с аппликацией.

1

1

2

2.6.

Изготовление аппликаций по образцу «Лесная сказка»,

2

2

4

2.7.

Изготовление аппликаций по образцу «У озера»,

2

2

4

2.8.

Изготовление аппликаций по образцу  «Веселые лягушата»

2

2

4

2.9.

Изготовление аппликаций по образцу «Полянка»

2

2

4

2.10.

Изготовление карнавальных масок (звери)

1

1

2

2.11.

Изготовление карнавальных масок (люди)

1

1

2

2.12.

Изготовление карнавальных масок (сказочные герои)

1

1

2

2.13.

Изготовление поздравительных открыток (по образцу).С праздником!

1

1

2

2.14

Изготовление поздравительных открыток (по  образцу). С днем  рождения!

1

1

2

2.15.

Изготовление поздравительных открыток (по образцу).ПО СЛУЧАЮ..!

1

1

2

3

Работа с тканью

36

3.1.

Прием выполнения швов                « через край», «петельный»

1

1

2

3.2.

Беседа + слайдовая презентация «Чудесная иголка»

1

1

2

3.3.

Тренировочные упражнения по выполнению швов

3

3

6

3.4.

Изготовление салфетки с бахромой (по образцу)

3

3

6

3.5.

Технология изготовления  и шитье мягкой игрушки «Мышка», «Котенок»

2

2

4

3.6.

Технология изготовления  и шитье мягкой игрушки «Зайчик», «Лисичка»

2

2

4

3.7.

Лоскутная техника. Шитье коврика из лоскутков различной ткани

2

2

4

3.8.

Лоскутная техника. Шитье сумки из лоскутков различной ткани

2

2

4

3.9.

Лоскутная техника. Шитье прихваток из лоскутков различной ткани

2

2

4

4.

Работа с природным и бросовым материалом.

34

4.1.

Беседа «Будь природе другом»

1

1

2

4.2.

Экскурсия в музей

1

1

2

4.3.

Конструирование дома для сказочных героев

1

1

2

4.4.

Конструирование  мебели  для сказочных героев

1

1

2

4.5.

Конструирование игрушек из прямоугольных коробок «Автомобиль», «Паровоз»

2

2

4

4.6.

Конструирование игрушек из прямоугольных коробок  «Робот», «Трансформер»

2

2

4

4.7.

Конструирование игрушек из прямоугольных коробок  «Жираф», «Чебурашка»

2

2

4

4.8.

Игрушки из пластмассовых бутылок «Ракета»

2

2

4

4.9.

Игрушки из пластмассовых бутылок «Фонарик»

2

2

4

4.10.

Игрушки из пластмассовых бутылок «Карусель»

2

2

4

5.

Работа с пластилином.

22

5.1.

Рассказ о глине и пластилине.

2

2

4

5.2.

Лепка простых по форме овощей, фруктов, грибов(по образцу)

1

1

2

5.3.

Пластилиновая аппликация на картоне «Зоопарк», «Цирк»

3

3

6

5.4.

Пластилиновая аппликация на картоне «Нечистая сила», «Богатыри русские»

2

2

4

5.5.

Лепка по замыслу детей. Панно. Индивидуальные работы.

1

1

2

5.6.

Индивидуальные работы. Волшебные камни.

Волшебные перышки

2

2

4

5.7.

Панно. Яблоня в цвету.

2

2

4

6.

Итоговое занятие

8

6.1.

Проектная деятельность. Рефлексия. Анкетирование

2

2

4

6.2.

Защита проектов. Выставка детских работ.

2

2

4

Рекомендации по проведению занятий  и методическое обеспечение программы.

Инструктаж по  технике безопасности при проведении работ проводится на каждом занятии.

Быстрая, интересная вступительная часть занятия, включающая анализ конструкции изделия и разработку технологического плана должна являться базой для самостоятельной практической работы без помощи учителя.

Желательно около половины учебного времени отводить на так называемые комплексные работы — изготовление изделий, включающих несколько разнородных материалов, поскольку именно в этих случаях наиболее ярко проявляются изменения их свойств, а сформированные ранее трудовые умения по обработке отдельных материалов ученик вынужден применять в новых условиях.

Выбирая изделие для изготовления, желательно спланировать объем работы на одно занятие, если  времени требуется больше, дети заранее должны знать, какая часть работы останется на второе занятие. Трудные операции, требующие значительного умственного напряжения и мышечной ловкости, обязательно должны быть осознаны детьми как необходимые.

Учителю необходимо как можно меньше объяснять самому,  стараться вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать, торопить детей и сразу стремиться на помощь. Ребенок должен попробовать преодолеть себя, в этом он учится быть взрослым, мастером.

На занятии кружка  должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделие; причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем  на практические действия.  

 В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела. Учитель может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данной группе.

В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющие политехнический кругозор детей.

 Во время занятий дети могут сидеть за столами, расставленными рядами, ленточно или буквой П.

Главное, чтобы дети не мешали друг другу, а педагог мог свободно подойти к каждому ребенку. Стол и стул должны соответствовать росту ребенка, а рабочее место должно быть хорошо освещено.

Для индивидуальной работы и самостоятельной деятельности детей необходим уголок ручного труда, в котором выделяют три зоны: рабочее место, шкаф для хранения материалов и незаконченных работ.  Рабочие инструменты хранятся также в шкафу в индивидуальных папках.

Таким образом, для работы необходимы:

Хорошо освещенный кабинет, столы, стулья, шкаф.

Набор рабочих инструментов: ножницы, иглы, циркуль, линейка, карандаш, кисти, наперсток, ручка с пустым стержнем.

Материал: ткань, мех, нитки, пуговицы,  цветная бумага и картон, акварель, пастель, цветные карандаши, клей ПВА, цветная фольга, бросовый материал (пластиковые

бутылки, бумажные коробочки, открытки), бисер, пластилин, природный материал (шишки, желуди, семена, листья, веточки, камешки, песок и др.), стекло с безопасными краями, разделочные доски, металлическая пластина для чеканки.

Наглядные пособия по темам, шаблоны, литература для обучающихся.

                                       

                               Ожидаемые результаты.

  1. Укрепление физических и психологических сил детей.
  2. Приобретение ими новых знаний, умений, навыков при изучении тем программы  и изготовлении изделий.

3. Раскрытие творческого потенциала школьников, повышение уровня духовности.

4. Приобретение умения ценить свой труд, уважать чужой.

5. Формирование способности применять теоретические знания на практике.

                                  Оценка результатов работы

Результатом реализации данной учебной программы являются выставки детских работ, как местные (на базе школы, села), так и районные, краевые. Поделки-сувениры используются в качестве подарков для первоклассников, дошкольников, ветеранов, учителей, родителей и т.д.; оформления зала для проведения праздничных утренников.

                                                               

                              Литература для учителя:

  • Бахметьев А., Т.Кизяков “Оч. умелые ручки”.Росмэн, 1999.
  • Виноградова Е.“Браслеты из бисера”. АСТ, 2007.
  • Гудилина С. И. “Чудеса своими руками” М., Аквариум, 1998.
  • Гукасова А. М. “Рукоделие в начальных классах”. М., Просвещение, 1985.
  • Гусакова М. А. “Аппликация”. М., Просвещение, 1987.
  • Гусакова М. А. “Подарки и игрушки своими руками”. М., Сфера, 2000.
  • Гусева Н. Н.“365 фенечек из бисера”. Айрис-Пресс ,2003.
  • Докучаева Н. “Сказки из даров природы”. Спб., Диамант, 1998.
  • Еременко Т., Л.Лебедева “Стежок за стежком”. М., Малыш, 1986.
  • Канурская Т .А., Л.А.Маркман “Бисер”. М., ИД «Профиздат», 2000.
  • Кочетова С. В. “Игрушки для всех” (Мягкая игрушка). М., Олма-пресс, 1999.
  • Левина М. 365 весёлых уроков труда. М.: Рольф, 1999. – 256 с., с илл. –(Внимание: дети!).
  • Лутцева Е. А. Технология: 1-4 классы: Программа. М., Вентана-Граф, 2008.
  • Молотобарова О. С. “Кружок изготовления игрушек-сувениров”.М., Просвещение, 1990.
  • Нагибина М.И.“Природные дары для поделок и игры”. Ярославль, «Академия Развития», 1997.
  • Петрунькина А.“Фенечки из бисера”.М., Кристалл, 1998.

                                                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка дополнительного образования "Мастерилка" 1 класс

Рабочая программа кружка дополнительного образования "Мастерилка"  1 класс...

Рабочая программа кружка дополнительного образования "Декоративно-прикладное искусство"

Здесь содержится рабочая программа кружка дополнительного образования для 1 класса, которая проводится во внеурочное время 1 час в неделю и 34 часа в год...

Рабочая программа кружка дополнительного образования "Декоративно-прикладное искусство"

Здесь размещена рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класса( 1час в неделю) кружка "Декоративно- прикладное искусство"...

Рабочая программа. Отделение дополнительного образования

Рабочая программа. Декоративно-прикладное искусство....

Рабочая программа по дополнительному образованию "Я познаю мир" 1-4 класс

Программа по дополнительному образованию для обуающихся 1-4 классов....

Рабочая программа по дополнительному образованию

Нет сомнения в том, что все мы искренне желаем здоровья нашим детям. Мы хотим их видеть жизнерадостными и увлекательными, умными и способными решить любую задачу. Один из путей, который ведет к этому-...