Статья "Формирование навыков связной русской речи"
статья

Черкасова Ольга Александровна

Тема: «Формирование навыков связной русской речи»

Умение красиво говорить во все времена выделяло человека из общей серой массы.

Связная и грамотная речь - это то, без чего сложно представить успешного человека. Связная речь - высшая форма речи, определяющая уровень речевого и умственного развития ребенка.

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему необходимо создавать условия для речевой деятельности учащихся.

С первых уроков учитель должен работать над формированием связной русской речи. Одинаково хорошо развивать эту самую русскую речь у носителей языка и у иностранных детей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Формирование навыков связной русской речи»

Учитель начальных классов МБОУ гимназия №9 Черкасова О.А.

Умение красиво говорить во все времена выделяло человека из общей серой массы.

Связная и грамотная речь - это то, без чего сложно представить успешного человека. Связная речь - высшая форма речи, определяющая уровень речевого и умственного развития ребенка.

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему необходимо создавать условия для речевой деятельности учащихся.

С первых уроков учитель должен работать над формированием связной русской речи. Одинаково хорошо развивать эту самую русскую речь у носителей языка и у иностранных детей.

Основная задача работы по развитию связной речи состоит в том, чтобы научить детей свободно и правильно выражать свои мысли в устной, а затем и в письменной форме. Развивать речь учащихся – значит делать ее содержательной и образной, стройной и выразительной, точной и ясной.

Основы речевого навыка закладываются в начальной школе: именно здесь дети впервые сталкиваются с литературным языком, с письменным вариантом речи, с необходимостью совершенствовать речь.

А как быть если в классе есть дети для которых русский язык не является родным? Как сформировать у них навык грамотной речи в рамках урочной системы?

В работе по развитию речи у иностранных детей помогает языковая и речевая наглядность: зрительная (визуальная), слуховая (аудитивная), зрительно –слуховая (аудиовизуальная). С помощью наглядности учим иностранных детей не только говорить на русском языке, но и понимать его, чувствовать, любить.

Аристотель сказал «Ясность – главное достоинство речи»

В 1 классе начинаем формировать навык четкой  ясной речи по средством скороговорок. Самое главное, чтобы работа над скороговоркой не носила формальный характер. Работа должна вестись систематично. Учитывая, что все больше детей приходят к нам с речевыми отклонениями и дефектами, скороговорки следует подбирать по принципу интереса детей и возрастных особенностей. Для иностранных детей желательно скороговорку визуализировать, чтобы не оставалось непонятых слов.

В своей работе я часто применяю работу со скороговоркой. Детям очень нравится отрабатывать четкость произношения в паре, соревнования по рядам или между мальчиками и девочками, с увеличением громкости, уменьшением.

Также начиная с 1 класса на уроках русского языка ведется работа с пословицей. Пословицы помогают развивать содержательность и логичность речи. Работа над пословицей тоже должна носить систематический характер. Так как младшему школьнику тяжело понять смысл пословицы, ведь в современной бытовой речи дети с ними почти не встречаются. А иностранным детям вдвойне тяжело их понять. Здесь хорошим подспорьем является сравнение аналогичных пословиц у разных народов и конечно наглядное изображение.

Чтобы речь детей была более содержательной необходимо мотивировать детей читать классическую литературу. Классическая литература хороша тем, что в ней используется настоящий русский язык, с правильными оборотами и выражениями. Также классическая литература позволяет увеличить словарный запас. Пересказ служит развитию связной речи. Рассказ о литературном герое формирует навык связной речи.

Чтобы активизировать словарный запас, можно предложить детям игру «Слово». Найти в словаре три слова, которые ребенок не употребляет в своей речи и стараться в течение дня как можно больше раз их применить. Можно расширить условия игры и задать к примеру букву или тему. Можно создать мнемотаблицу к этому слову.

Чтобы учить детей свободно и правильно выражать свои мысли можно применять игру «Предмет». Участники игры ссыпают в кучу любые понравившиеся им предметы. По очереди с закрытыми глазами участники должны взять себе один предмет. И в заданный промежуток времени рассказывать об этом предмете.

В работе по развитию речи можно выделить три линии:

Словарная работа

Работа над словосочетанием и предложением

Работа над связной речью

Прекрасная игра для работы над речью «Логокуб». Это пособие многофункционально и дает заряд положительных эмоций. Речевой куб можно использовать для автоматизации звуков в слоге, слове, предложении.

Игра «Когда это бывает?» развивает умение отвечать на вопрос полным предложением, развивает связную речь.  Игра – тренинг «Кто увидит больше всех?» помогает выявить активный словарный запас. Для начала дети ищут на сюжетной картинке предметы, затем задание усложняется и ученики по памяти называют увиденные предметы.

Можно предложить отвечать на заданные вопросы только глаголами или только существительными. Можно отвечать предложениями состоящими из слов на одну букву.

Задача учителя: обеспечить хорошую речевую (языковую) среду для учащихся, обеспечить создание речевых ситуаций, определяющих собственную речь учащихся, развивать их интересы.

Обеспечить формирование умений в области развития речи, правильное усвоение лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций. Создать в классе атмосферу борьбы за высокую культуру речи, за выполнение требований к правильной хорошей речи.

Развивать связную русскую речь – это значит прививать ряд конкретных умений, учить красиво говорить и писать на протяжении всего обучения детей. Учить детей последовательно излагать свои мысли, живо, без отвлечения на лишние детали.

Ребенок уже в начальной школе должен овладеть основными видами связной речи – монологом и диалогом.

Развитие связной речи включает в себя обучение навыкам логического изложения собственных мыслей, а также пополнение словарного запаса.

 Антуан де Ривароль писал: «Язык – это наше орудие, пуская его в ход, следует позаботиться, чтобы пружины в нем не скрипели».

Литература

  1. Андриянова В.И. Расширение речевой практики на начальном этапе обучения/, Русский язык в национальной школе. 1991 №10
  2. Банщикова Г.И. Методические рекомендации к уркам развития речи в первом классе. (послебукварный период)СПб: Папирус, 2000
  3. Величук А.П. и др. Методика развития речи в начальной школе: Просвещение, 1982
  4. Виноградов В.В. О культуре русской речи // Русская речь. 1970.3
  5. Горчак А.Н. Картина как средство развития речи. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1965
  6. Гребенченко И.В. Виды заданий по формированию связной речи// Начальная школа. 2001 - №9
  7. Зимняя И.А. Психология обучения неродному языку. М.Русский язык. 1989
  8. Львова С.И. Язык в речевом общении. – М.: Просвещение, 1992
  9. Школа развития речи: Курс «Речь»: Методическое пособие. 1 класс/Т.Н. Соколова. – М.: Росткнига, 2009.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие навыков связной речи первоклассников с речевыми недостатками в процессе организации творческой игровой деятельности»

Анализ развития речи детей младшего школьного возраста с ОНР (III уровень) свидетельствует о качественном своеобразие в использовании речевых средств, проявляющиеся в особенностях употребления частей ...

«ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СВЯЗНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В КЛАССАХ КОРРЕКЦИИ»

аааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа...

Приемы формирования функциональной и операциональной готовности к овладению навыками связной письменной речи у младших школьников.

В материале даные методические рекомендации по подготовке детей к овладению навками самостоятельной письменной речи, приведены примеры развивающих упражнений и заданий....

Статья Формирование навыка связной речи у учащихся начальных классов с ОВЗ через устные виды работ.

Работа по развитию связной речи очень сложный и длительный процесс в учительской работе, поэтому её надо начинать ещё с 1 класса. И опыт показывает, что учащиеся с проблемами в речевом развитии после ...

Формирование навыка связной речи у обучающихся с расстройством аутистического спектра средствами словесных игр

Сегодня в современном профессиональном педагогическом сообществе очень много говорят, рассуждают, делятся опытом, рассылают методические рекомендации по работе с детьми  с расстройством аутистиче...

«Развитие навыков связной речи посредством использования дидактических игр»

В настоящей работе рассматриваются особенности использования дидактических игр с целью развития навыков связной речи младших школьников. Актуальность работы обусловлена значимостью связной речи для по...