Активные методы обучения в работе с детьми с ОВЗ (ЗПР) в инклюзивных классах.
статья (3 класс)

Егорова Наталья Юрьевна

Своевременное проведение комплекса мероприятий по развитию учебной мотивации и формированию активной позиции ученика, способствует включению ученика с ЗПР в учебную деятельность на уровне его потенциала, развивает возможности и интеллектуальную сферу личности. Успех является важным источником внутренних сил ребенка и энергии для преодоления трудностей, желания учиться. Ученик с ЗПР ощущает уверенность в своих силах и внутреннее удовлетворение. «Успех в учебной деятельности ученика с ЗПР это его завтрашний успех в жизни!» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Активные методы обучения в работе с детьми с ОВЗ (ЗПР) в инклюзивных классах.

Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ я использую следующие методы и приёмы обучения:

  1. Приёмы коррекции мыслительных операций
  1. Включение в содержание урока специальных коррекционных упражнений: для развития зрительного внимания, вербальной памяти, двигательной памяти, слухового восприятия, аналитико-синтетической деятельности, мышления («Четвёртый лишний», «Поиск различий и аналогов», «Поиск девятого», «Поиск предметов на картинке», «Продолжение логического ряда» и т. д.)
  2. Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д.
  3. «Узелки на память» (составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить).
  4. Использование презентации и фрагментов презентации по ходу занятия.

- Но начинаю я свою работу с диагностики психологического развития обучающихся.  По результатам диагностики коррекционные занятия составляются таким образом, что обеспечивают каждому ребёнку адекватные для него темп и способы усвоения навыков, знаний.
   - Для   развития познавательных процессов, вначале урока использую практические упражнения по формированию мыслительной деятельности, приёмы коррекции памяти, внимания.

- Предлагаю активизировать наши познавательные процессы.

 (Практическая работа)

C:\Users\Наталья\Desktop\98144527_111111__0057_0001.jpg

  1. - Предлагаю вам выполнить следующее упражнение: перед вами лежат листочки с заданиями. Какие фигуры вы видите в таблице? (ромбы, квадраты, кружки, треугольники). Вам надо отметить специальными знаками три фигуры: круг, квадрат и треугольник. В кругах поставьте знак «+», квадраты зачеркните наклонной линией, а в треугольниках поставьте знак «=».
  2.  Взаимопроверка.

- Обменяйтесь листочками с соседом по парте.

Это задание способствует оптимизации интеллектуальной деятельности обучающихся, развитию внимания, памяти, мышления и аналитико-синтетической деятельности.

  1. Приёмы коррекции психических процессов
  1. Методы предупреждения и коррекции психоэмоционального напряжения у детей («Поиск ошибок в тексте», «Восстановление слов, предложений, деформированных текстов»)
  2. Упражнения на снятие нервного напряжения и развитие эмоциональной сферы у детей ("Солдат и тряпичная кукла", "Насос и мяч", «Хорошее настроение», «Поссорились два петушка» и т.д.)
  3. Упражнения по развитию моторики («Помоги зайчику попрыгать по кочкам», «Попади мячом в корзину», штриховка, графические диктанты, «Пальчиковая гимнастика»).
  4. Активные методы рефлексии.

 (Рефлексия)

- Предлагаю вам провести рефлексию. У вас на партах лежат кружочки трёх цветов: красного, голубого, жёлтого.

- Если вы отлично справились с заданием и вам было всё понятно, то показываете кружок красного цвета.

- Если вам не всё было понятно, но вы старались, то показываете кружок синего цвета.

- Если вы ничего не поняли, то показываете кружок жёлтого цвета.

Своевременное проведение комплекса мероприятий по развитию учебной мотивации и формированию активной позиции ученика, способствует включению ученика с ЗПР в учебную деятельность на уровне его потенциала, развивает возможности и интеллектуальную сферу личности. Успех является важным источником внутренних сил ребенка и энергии для преодоления трудностей, желания учиться. Ученик с ЗПР ощущает уверенность в своих силах и внутреннее удовлетворение. «Успех в учебной деятельности ученика с ЗПР это его завтрашний успех в жизни!» 

Список литературы:

  1. Белых, В. А. «Наблюдалки. Игры и упражнения для развития внимания» / В.А. Белых. - М.: Феникс, 2015.
  2.  Рымчук, Н. С. «150 лучших развивающих игр для детей 5-7 лет. Развитие внимания, памяти, коммуникативных навыков, волевых и нравственных качеств личности» / Н.С. Рымчук. - М.: Академия развития, 2009.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные методы обучения при работе с учащимися младших классов

Главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться. Без хорошо продуманных методов обучения трудно организов...

«Эффективные методы и приемы работы с детьми в условиях инклюзивного образования в начальной школе»

Инклюзивное образование – это процесс совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников.Задачи инклюзивного образования состоят в том, чтобы включить вс...

Статья."Инклюзивное обучение. Методы и приемы работы с детьми ОВЗ"

Инклюзивное образование – прогрессивный способ обучения, имеющий большие перспективы в современном обществе, и это дает надежду, что каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья сможет ...

Использование активных методов и приёмов обучения в работе с детьми с ОВЗ

Данная статья представляет собой обобщение  многолетнего педагогического опыта учителя начальных классов по применению активных методов и приёмов  при обучении детей с задержкой психического...

Использование активных методов обучения при работе с младшими школьниками

Автор раскрывает актуальность использования активных методов в начальной школе....

Активные методы и формы работы на уроках с детьми с ОВЗ

Цель выступления:Познакомить с активными методами обучения и рассмотреть их применении в работе с детьми с ОВЗ...